Решение б/н Решение и предписание по жалобе АО «ИВХИМПРОМ» от 25 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 062/06/64-592/2019 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

25 декабря 2019 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2019 года

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 128 от 11.10.2019 (далее – Комиссия), в составе: ˂...˃, при участии директора СЛУ ГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА ˂...˃, в отсутствие представителей АО «ИВХИМПРОМ», уведомленных надлежащим образом (исх. №6099 от 17.12.2019) (ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие Заявителя вх. №6130 от 20.12.2019), в отсутствие представителей АО «Единая электронная торговая площадка», уведомленных надлежащим образом (исх. № 6098 от 17.12.2019), рассмотрев жалобу АО «ИВХИМПРОМ» №14-06/64 от 13.12.2019 (вх. №5983 от 13.12.2019) на действия Заказчика (СЛУ ГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА) при проведении электронного аукциона на поставку авиационного бензина (извещение №0359100003719000105 от 09.12.2019) и проведя внеплановую проверку представленных документов,

у с т а н о в и л а:

СЛУ ГА - филиалом ФГБОУ ВО УИ ГА (далее – Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку авиационного бензина (далее – электронный аукцион).

09 декабря 2019 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 16 669 866,24 руб.

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС), а именно:

1. Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии требуемого товара (авиационного бензина AVGAS 100 LL) спецификации DEFSTAN 91-90. Заявитель считает, что данное требование ограничивает количество участников закупки, так как не позволяет предложить к поставке товар российского производства.

2. Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о подтверждении качества товара документами, не предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации.

3. Заказчиком неправомерно установлено требование к гарантийному сроку товара – не менее 3 лет со дня изготовления, а также к показателю «Бензол не менее 0,10%».

В отзыве на жалобу № 1702/1632.05 от 18.12.2019 (вх. №6103 от 19.12.2019) Заказчик сообщил, что считает доводы жалобы необоснованными, так как при составлении аукционной документации Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС.

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считает жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о ФКС установлено, что при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

ГОСТ Р 55493-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Бензин авиационный Avgas 100LL. Технические условия» устанавливает требования к товару Бензин авиационный Avgas 100LL.

Вместе с тем Заказчиком в аукционной установлено требование о соответствии авиационного бензина AVGAS 100LL только спецификации DEF STAN 91-90, однако не содержится обоснования необходимости соответствия требуемого бензина именно данной спецификации, а не российскому стандарту ГОСТ Р 55493-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Бензин авиационный Avgas 100LL. Технические условия», что является нарушением со стороны Заказчика п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС.

Следовательно, данный довод Заявителя является обоснованным.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе к поставке требуется авиационный бензин AVGAS 100 LL спецификации DEFSTAN 91-90.

Также данным разделом установлены требования к качеству товара: «товар должен соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года № 826, что подтверждается паспортом качества завода-изготовителя и декларацией о соответствии требованиям TP TC 013/2011, заключением по результатам исследования проб авиационного бензина, паспортом качества центра стандартизации авиа ГСМ, передаваемыми при поставке товара. Авиационный бензин спецификации DEF STAN 91-90 приобретается для заправки и эксплуатации воздушных судов Cessna 172S иностранного производства.

Вместе с товаром Поставщик предоставляет заключение по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL, сертификации и паспорт качества, на каждую партию товара.

Год выпуска товара – не ранее 2019 г.

Гарантийный срок хранения – не менее 3 лет со дня изготовления авиационного бензина AVGAS 100LL».

Таким образом, для подтверждения качества поставляемого товара, согласно техническому задания, участнику закупки необходимо предоставить:

  1. паспорт качества завода-изготовителя;
  2. декларацию о соответствии требованиям TP TC 013/2011;
  3. паспорт качества центра стандартизации авиа ГСМ;
  4. заключение по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (вместе с «ТР ТС 013/2011. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту») устанавливает требования к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.

В силу п. 3.1 ст. 3 ТР ТС 013/2011 допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.

В соответствии с п. 4.13 ст. 4 ТР ТС 013/2011 каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).

В статье 6 ТР ТС 013/2011 указаны документы, подтверждающие соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.

Следовательно, в соответствии с ТР ТС 013/2011 поставщик авиационного бензина подтверждает качество топлива паспортом и декларацией о соответствии.

Таким образом, Заказчиком установлены документы, подтверждения качества товара, не предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, а именно: заключение по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL, паспорт качества центра стандартизации авиа ГСМ.

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС в части установление ненадлежащим образом требований к товару, необходимому к поставке.

3. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено требование к сроку гарантии на товар не менее 3 лет со дня изготовления, так как действующее законодательство не устанавливает срок гарантии на авиационный бензин марки AVGAS 100LL.

Кроме того, установление в аукционной документации показателя «Бензол не менее 0,10%», по мнению Заявителя, является также неправомерным.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В разделе «Техническое задание» аукционной документации Заказчиком установлены технические условия и общие требования к авиационному бензину AVGAS 100LL спецификации DEF STAN 91-90, в том числе к гарантийному сроку хранения – не менее 3 лет со дня изготовления авиационного бензина AVGAS 100LL и к показателю «Бензол не менее 0,10%».

Согласно п. 11.2 ГОСТ Р 55493-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Бензин авиационный Avgas 100LL. Технические условия» гарантийный срок хранения авиационного бензина - 1 год со дня изготовления, показатель «Бензол не менее 0,10%» данным ГОСТом не предусмотрен.

Таким образом, вышеуказанные требования Заказчика о гарантийном сроке товара не менее 3 лет, а также показатель «Бензол не менее 0,10%» не предусмотрены действующим законодательством о стандартизации. Вместе с тем, в аукционной документации не содержится в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС обоснование необходимости установления указанных требований, отличных от установленных вышеприведенным ГОСТом.

Следовательно, данный довод Заявителя обоснован, действия Заказчика нарушают требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС.

Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС, выявила следующее нарушение законодательства о контрактной системе.

Заказчиком в техническом задании установлены требования к товару, необходимому к поставке. При этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров.

Например, в пункте 1 «Детонационная стойкость: октановое число по моторному методу» Технического задания Заказчиком установлено следующее требование:

Наименование показателя товара

Требования к значению показателя

Требования к указанию значения показателя

Детонационная стойкость: октановое число по моторному методу

Не менее 99,6

Указывается конкретное (одно) значение показателя

В соответствии с ГОСТ Р 55493-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Бензин авиационный Avgas 100LL. Технические условия» показатель «Детонационная стойкость: октановое число по моторному методу» определяется методом испытания.

Следовательно, представить конкретное значение данного показателя участникам электронного аукциона не представляется возможным, так как данное значение показателя становится известным только после испытания определенной партии товара.

Также, в пункте 3 «Фракционный состав: 10% перегоняется при температуре, ºС» Технического задания Заказчиком установлено следующее требование:

Наименование показателя товара

Требования к значению показателя

Требования к указанию значения показателя

Фракционный состав: 10% перегоняется при температуре, ºС

Не выше 75

Указывается конкретное (одно) значение показателя

     
     

В соответствии с ГОСТ Р 55493-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Бензин авиационный Avgas 100LL. Технические условия» показатель «Фракционный состав: 10% перегоняется при температуре, ºС» определяется методом испытания.

Следовательно, представить конкретное значение данного показателя участникам электронного аукциона также не представляется возможным, так как данное значение показателя становится известным только после испытания определенной партии товара.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе, установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товаров используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о ФКС конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров (не ограничиваясь приведенными примерами). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о ФКС не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ.

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:

1. Признать жалобу АО «ИВХИМПРОМ».

2. Признать Заказчика (СЛУ ГА – филиал ФГБОУ ВО УИ ГА) нарушившим пункт 1 и пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание Заказчику (СЛУ ГА – филиалу ФГБОУ ВО УИ ГА), Оператору электронной площадки (АО «ЕЭТП») об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

˂...˃

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 062/06/64-592/2019

25 декабря 2019 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России №128 от 11.10.2019 2019 (далее – Комиссия), в составе: ˂...˃, на основании своего решения от 25.12.2019 № 062/06/64-592/2019, предписывает:

1. Оператору электронной площадки (ЗАО «Сбербанк-АСТ»):

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в аукционе;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

2. Заказчику (СЛУ ГА – филиалу ФГБОУ ВО УИ ГА):

- привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 25.12.2019 №062/06/64-592/2019, разместить соответствующую документацию в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об аукционе.

3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:

- назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.

4. Заказчику и Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 25.12.2019 №062/06/64-592/2019.

5. Заказчику и Оператору электронной площадки в срок до 24.01.2020 исполнить настоящее предписание и представить в Рязанское УФАС подтверждение исполнения настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

˂...˃

Связанные организации

Связанные организации не указаны