Решение №205/24 Решение по делу № 062/07/3-893/2023 от 19 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее – Рязанское УФАС России) в составе:

председателя комиссии – <…>,

членов комиссии – <…>, <…>,

при участии представителей:

- Индивидуального предпринимателя <…> – <…> (доверенность от 11.12.2023 № 11/12/23);

- <…> - <…> (доверенность № 39-ТС/24/12 от 09.01.2024),

рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя <…> (вх. № 7070-ЭП/23 от 28.12.2023) на действия (бездействие) <…> при проведении аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на услуги по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации (СПС), системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ) и системы передачи извещений о пожаре на объектах РГУ  имени С.А. Есенина в 2024 году» (извещение на сайте www.zakupki.gov.ru. № 32313110747), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

В Рязанское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя <…> (далее – Заявитель) на действия (бездействие) <…> (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Аукцион) на услуги по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации (СПС), системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ) и системы передачи извещений о пожаре на объектах РГУ  имени С.А. Есенина в 2024 году» » (извещение на сайте www.zakupki.gov.ru. № 32313110747).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», утвержденным Заместителем Министерства науки и высшего образования Российской Федерации А.Р. Гатиятовым от 29 сентября 2022 года (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона, документацией об аукционе в электронной форме:

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. 20.12.2023;
  2. Начальная (максимальная) цена договора - 1 360 333, 33 рубля;
  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 28.12.2023;
  4. Дата подведения итого Аукциона – 28.12.2023;

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

  1. Заказчик неправомерно установил дополнительные требования к участникам закупки и тем самым создал ограничения для участия  в Аукционе, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

По мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно установлены дополнительные требования, предусмотренные пунктом 13.13.1 раздела 13. Информационная карта (далее – Информационная карта):

- Сотрудники организации, прошедшие обучение по программе безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте и имеющие 1 группу (не менее 20 человек).

- Сотрудники организации, прошедшие обучение по программе безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте и имеющие 2 группу (не менее 5 человек.) (копии удостоверений установленной формы о прохождении обучения по программе «безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте.

При проведении работ (оказании услуг) к оборудованию допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, производственное обучение, проверку знаний в квалификационной комиссии с присвоением группы по электробезопасности не ниже – III,  (не менее 10 человек).

Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, в том числе даты, подписи, печати, с содержанием всех страниц документа (в случае, если документ состоит из более чем одной страницы).

В своей жалобе Заявитель также указывает, что при обращении к Заказчику с запросом разъяснений дополнительных требований, Заказчиком не дано аргументированное обоснование установления указанных требований.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке, Документацией об аукционе в электронной форме.

Комиссией Рязанского УФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, комиссия Рязанского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе требования к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках  в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов, предусмотренных данной статьей.

Пункт 2 раздела 6 Положения о закупке содержит перечень обязательных, установленных законодательством Российской Федерации требований к участникам закупки.

Пункт 3 раздела 6 Положения о закупке закрепляет право Заказчика предъявить к участникам закупки в случае необходимости иные измеряемые требования, в том числе:

1) наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

2) положительная деловая репутация, наличие опыта выполнения работ или оказания услуг;

Пункт 1 раздела 2 Извещения о проведении электронного аукциона в соответствии с пунктом 13.13 Информационной карты единые требования к участникам закупки (участникам аукциона).

При этом согласно пункту 2 указанного раздела Извещения о проведении электронного аукциона Комиссия принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке или об отказе от заключения договора с единственным участником закупки, в том числе в следующих случаях:

непредставления в составе заявки на участие в закупке документов и информации, установленных извещением и (или) документацией о закупке, или предоставления недостоверной информации.

Пункт 13.13 Информационной карты предусматривает единые (обязательные) требования

Пункт 13.13.1 Информационной карты содержит дополнительные требования, установленные к участнику закупки, которые не включаются в перечень обязательных требований, предусмотренных пунктом 13.13 Информационной карты.

Согласно части 19.2 статьи 3.4 Закона о закупке в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

На заседании комиссии Рязанского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что наличие либо отсутствие у участника закупки на момент подачи заявки документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, не влияет на допуск такого участника к участию в Аукционе.

Дополнительно представитель Заказчика пояснил, что Заявитель заявку на участие в Аукционе не подавала, что, в свою очередь, не могло повлечь нарушения ее прав и законных интересов на участие в конкурентной закупке со стороны Заказчика.

Пункт 13.19 Информационной карты содержит документы, входящие в состав заявки на участие в Аукционе, а именно:

  1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

Предложение участника конкурентной закупки с участием СМСП в отношении предмета такой закупки, а именно:

  1. согласие участника закупки исполнить условия договора, указанные в документации о закупке;

2. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо;

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является индивидуальный предприниматель;

3) идентификационный номер налогоплательщика участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);

4) копию документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием СМСП, за исключением случаев подписания заявки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо;

5) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием СМСП требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.

6) копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой;

7) декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием СМСП:

а) непроведение ликвидации участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

б) неприостановление деятельности участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято;

г) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

д) отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участника такой закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 223-ФЗ;

ж) отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.

8) декларация о соответствии участника конкурентной закупки с участием СМСП указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы): копия действующей лицензии или выписка из реестра лицензий или сведения о реестровом номере лицензии на осуществление видов деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений организации следующих действующих видов деятельности:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (или договора субподряда на весь срок оказания работ с организацией имеющей данный вид деятельности в составе действующей на весь срок оказания работ лицензии).

Декларация, предусмотренная подпунктом 7 раздела 2 данной статьи, представляется в составе заявки участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Таким образом, перечень документов, необходимых для подачи заявки на участие в Аукционе не содержит дополнительных требований, предусмотренных пунктом 13.13.1 Информационной карты.

Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 данной статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно данным, представленным на сайте www.zakupki.gov.ru (Извещение № 32313110747), Заказчику поступали запросы на разъяснения положений документации о закупке товаров, работ, услуг № 32313110747.

Даты поступления запросов: 21.12.2023, 21.12.2023, 24.12.2023.

Даты принятия решений о предоставлении разъяснений соответственно: 21.12.2023, 21.12.2023, 25.12.2023.

Комиссией Рязанского УФАС России установлено, что Заказчиком дано разъяснение по каждому имеющемуся запросу, в том числе обоснование дополнительного требования о количестве единиц персонала.

Изучив положения документации об аукционе в электронной форме, выслушав доводы представителя Заявителя, представителя Заказчика, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика, установившего указанные требования, противоречий требованиям Закона о закупках и Положения о закупке.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия Рязанского УФАС России

 

решила:

 

Признать жалобу Заявителя, Индивидуального предпринимателя <…>, на действия Заказчика, <…>, необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Рязанской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                    <…>

 

 

Члены комиссии                                                                                                <…>

 

                                                                                                                             <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны