Решение б/н Решение и предписания по делу 87/2011-Р в отношении ИП <...>... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

12 мая 2011г.                                                                                             

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее комиссия):

Заместитель председателя Комиссии – Ерошина Я. А., заместитель руководителя - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

члены Комиссии – Колупаева Е.В., специалист-эксперт; Казенина Ю. А., специалист 1-го разряда;

рассмотрев дело № 87/2011-Р возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете «ЯРМАРКА или что Вам нужно…» рекламы медицинских услуг центра красоты «Галерея стиля». Указанная реклама содержит признаки нарушения части части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе» , в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе

- от ИП <…> (юридический адрес: <…>) представитель <…> по доверенности <…>.;

- от ООО НОУ ЦПО «Эстетик» и ООО «Фёст» (юридический адрес: <…>) представитель <…> по доверенности <…>.,

УСТАНОВИЛА:

В газете «ЯРМАРКА или что вам нужно» от 28 февраля 2011 г. № 2(1958) на стр. 120 опубликована рекламная информация центра красоты «Галерея стиля»: «Косметология, визаж, парикмахерские услуги, маникюр, педикюр, наращивание ногтей, наращивание ресниц, массаж, мезотерапия…».

Данная информация является рекламой, т.к. соответствует критериям рекламы, указанных в статье 3 ФЗ «О рекламе».

Реклама направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к рекламодателю, его деятельности, а также к оказываемым услугам.

В соответствии с разделом 21 отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 N ИЗ, массаж относится к виду лечения с помощью простых физических воздействий на пациента. Услуги массажа согласно указанному классификатору отнесены к простым медицинским услугам (разделы 19 и 20), в числе которых классификатор приводит различные виды массажа при заболеваниях кожи, подкожно-жировой клетчатки, придатков кожи, костной системы, нижних дыхательных путей и легочной ткани, сердца и перикарда, крупных кровеносных сосудов, системы микроциркуляции, заболеваниях печени и желчевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта, половой системы, при заболеваниях желез внутренней секреции, центральной нервной системы и головного мозга, органов зрения и прочие. Из указанного Классификатора следует, что массаж, на привлечение внимания к которому направлена реклама, является простой медицинской услугой.

Таким образом, вышеуказанная реклама содержит рекламу медицинских услуг.

Ко дню заседания Комиссии представителем НОУ ЦПО «Эстетик» <…> было представлено письменное объяснение на определение о возбуждении производства по делу №87/2011-Р, в котором указано следующее.

Рассматриваемая реклама состоит из двух блоков, один из которых рекламирует деятельность центра красоты «Галерея стиля», зарегистрированного как ООО «Фёст» и второй блок реклама НОУ Центр профессионального образования «Эстетик». В соответствии с предоставленным договором о предоставлении рекламных услуг №822 от 13 декабря 2010г. установлено, что заказчиком рекламных услуг является НОУ «Центр профессионального образования «Эстетик», в лице директора <…>, действующей на основании Устава. При этом директором ООО «Фёст», в чьих интересах распространялась реклама, является также <…>

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993г. №17 и Общеросийским классификатором населению ОК 002-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993г. №163, услуги по массажу не ограничиваются лишь медицинским массажем.

Согласно, положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007г. №30, лицензируется медицинская деятельность, а в частности услуги по медицинскому массажу.

ИП <...> в представленных объяснениях пояснил, что публикация рекламной информации центра красоты «Галерея стиля» в газете «Ярмарка или что Вам нужно…» от 28 февраля 2011г., в которой указана услуга «массаж», не является рекламой медицинского массажа. И в соответствии с действующем Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утвержден постановлением Госстандарта России №163 от 28.06.1993г.), относится к разделу «услуги бань и душевых, парикмахерские услуги, услуги предприятий по прокату, ритуальные и обрядовые услуги» и имеют код 0192013. Данный вид услуг по ОКУН относится к категории «Бытовые услуги» (код 010000) и не входит в категорию «Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги» (код 080000). В группе медицинских услуг массаж не упомянут и отнесен к бытовым услугам, соответственно, не нуждается в предупреждении и наличии противопоказаний и не подлежит лицензированию.

Комиссия отклонила указанные доводы на основании следующего.

Указная рекламная информация не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию услуг, при это в числе услуг указан массаж, каких-либо сведений о том, что массаж не является медицинским нет.

В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2009г. №Д05-4535, установлено, что в соответствии с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной заместителем Министра здравоохранения и социального развития РФ В. И. Стародубовым 12.07.2004г., к простым медицинским услугам отнесены следующие виды услуг, относящиеся к типу услуг «Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)» (код А21): А 21.01 кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи; А 21.01.001 общий массаж; А 21.01.002 массаж лица; А 21.01.003 массаж шеи; А 21.01.004 массаж рук; А 21.01.005 массаж волосистой части головы; А 21.01.006 пилинг-массаж; А 21.01.007 вакуумный массаж кожи; А 21.01.009 массаж ног.

В соответствии с Постановлением Росстата от 27.10.2006г. N 61 и утвержденного им Порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об "Объеме платных услуг населению" платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

Согласно пункту 49 раздела "Медицинские услуги" указанного Порядка медицинские услуги охватывают услуги, предоставляемые косметологическими подразделениями.

В силу пункта 50 того же раздела Порядка в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области косметологии), проведения массажей (включая гидромассаж), услуги обертывания грязями, мануальной терапии, предоставляемые парикмахерскими и салонами красоты.

Согласно "Общероссийскому классификатору услуг населению" ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, бытовые и медицинские услуги населению также разделены.

Услуги массажа также относятся к прочим бытовым услугам, оказываемым в банях и душевых, по коду ОКУН 019201 "Массаж", только в том случае, если данный вид услуг предоставляют бани и душевые.

В соответствии с Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 г. №31 «Об утверждении Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» к требованиям профессии косметика, осуществляющего массаж лица, шеи и кожи головы требуется среднее медицинское образование.

В материалах дела имеется ответ руководителя Управления Росздравнадзора по Рязанской области (№1432ф от 28.04.2011) на обращение Рязанского УФАС России, из которого следует, что в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 20.08.2001 №337 «О мерах по дальнейшему развитию спортивной медицины и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» утверждено Положение об организации работы медицинской сестры по массажу (приложение №16 к указанному приказу). В соответствии с указанным Положением выделяются следующие массажи: массаж воротниковой зоны; массаж верхней конечности; массаж верхней конечности, надплечья и области лопатки; массаж плечевого сустава; массаж локтевого сустава; массаж лучезапястного сустава; массаж кисти и предплечья; массаж спины; массаж пояснично-крестцовой области; сегментарный массаж пояснично-крестцовой области; массаж спины и поясничной области; массаж нижней конечности; массаж тазобедренного сустава и ягодичной области, массаж стопы и голени и др.

В ходе рассмотрения дела №87/2011-Р установлен факт осуществления предпринимательской деятельности по оказанию платных медицинских услуг без специального разрешения (лицензии) на право осуществления медицинской деятельности. В частности, согласно представленному ООО «Фёст» прейскуранту в салоне неопределенному кругу лиц предлагаются услуги общего массажа, массажа спины, массажа шейно-воротниковой зоны, массажа рук, массаж ног, массажа головы.

Согласно, Положению о лицензирование медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007г. №30 медицинский массаж относится к медицинской деятельности. Согласно статье 17 ФЗ «О лицензирование отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 №128-ФЗ медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности на осуществление которых требуется лицензия.

Факт осуществления простых медицинских услуг (общий массажа, массаж спины, массаж шейно-воротниковой зоны, массаж рук, массаж ног, массаж головы.) без соответствующей лицензии подтверждается прейскурантом цен на услуги салона и объяснениями представителя ООО «Фёст».

Комиссия Рязанского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.

Рассматриваемая публикация подпадает под определение понятия рекламы, указанное в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», согласно которому реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, с учетом анализа вышеперечисленных норм права и указанных фактических обстоятельств, объектом рассматриваемой рекламы является центр красоты «Галерея стиля» и оказываемые им услуги, одна из которых «массаж», относящийся к медицинским услугам, следовательно, данная реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и необходимостью получения консультаций у специалистов. 

Поскольку распространенная обществом реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугами, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации о противопоказаниях и необходимости получения консультации специалистов приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым видом услуг, а также может привести к неблагоприятным последствиям для лиц, которым противопоказаны данные виды услуг.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемой рекламе привлекается внимание, в том числе, и к услуге именно медицинского массажа, на право осуществлять которую требуется наличие лицензии.

ООО «Фёст» не обладает необходимой лицензией, при этом в его интересах рекламируется медицинская услуга, подлежащую лицензированию, что свидетельствует о нарушении требования пункт 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Комиссия Рязанского УФАС России пришла к выводу, что указанная реклама нарушает пункт 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ, является ненадлежащей.

В соответствии с договором о предоставлении рекламных услуг №822 от 13 декабря 2010г. установлено, что рекламораспространителем указанной выше рекламы является ИП <…> (<…>); рекламодателем – НОУ «Центр профессионального образования «Эстетик» (<…>).

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

На основании изложенного и руководствуясь частью 2 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.   Признать ненадлежащей рекламу центра красоты «Галерея стиля», распространяемую в газете «Ярмарка или что Вам нужно…» от 28.02.2011г. №2(1958) на стр. 120, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и  части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе»;

2.   Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе;

3.   Выдать НОУ «Центр профессионального образования «Эстетик» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе;

4.   Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения дел об административных правонарушениях по статье 14.3 КоАП РФ в отношении виновных лиц.

Решение изготовлено в полном объеме «17» мая  2011г.  Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, непредставление в срок или представление антимонопольному органу недостоверных сведений влечет за собой административную ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ 

«17» мая 2011 года                                                                                   

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии – Ерошина Я.А., заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

члены Комиссии: Колупаева, Е.В., специалист-эксперт, Казенина Ю. А., специалист первого разряда, на основании своего решения от 17 мая 2011 года по делу № 87/2011-Р  о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг центра красоты «Галерея стиля», размещенная в газете «ЯРМАРКА или что Вам нужно…», и  в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44,45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. НОУ «Центру профессионального образования «Эстетик» в течение 3 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно, распространение рекламы центра красоты «»Галерея стиля», противоречащей  требованиям пункта 7 статьи 7 и   части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. НОУ «Центру профессионального образования «Эстетик» представить в Рязанское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 1 июня 2011 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Рязанское УФАС России вправе в соответствии с п.2.4 ст. 19.5 КоАП РФ наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ 

«17» мая 2011 года                                                                                      

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии – Ерошина Я.А., заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

члены Комиссии: Колупаева, Е.В., специалист-эксперт, Казенина Ю. А., специалист первого разряда, на основании своего решения от 17 мая 2011 года по делу № 87/2011-Р  о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг центра красоты «Галерея стиля», размещенная в газете «ЯРМАРКА или что Вам нужно…», и  в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44,45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИП <…> в течение 3 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно, распространение рекламы центра красоты «»Галерея стиля», противоречащей  требованиям пункта 7 статьи 7 и   части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. ИП <…> представить в Рязанское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 1 июня 2011 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Рязанское УФАС России вправе в соответствии с п.2.4 ст. 19.5 КоАП РФ наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны