Решение №1388/24 Решение по делу № 062/07/3-177/2024 от 12 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 062/07/3-177/2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее – Рязанское УФАС России) в составе:
председателя комиссии – <...>
членов комиссии – <...>
при участии представителей:
- общества с ограниченной ответственностью «<...>
- <...>
- <...>
рассмотрев жалобу<...>
(вх. № 1676-ЭП/24 от 02.04.2024) (далее – Заявитель, Общество) на действия Единой закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме на поставку молока и кисломолочных продуктов<...> (далее – Аукционная комиссия, Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку молока и кисломолочной продукции (извещение № 32413364695, лот № 1 на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее – Закупка, Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Рязанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Единой закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме на поставку молока и кисломолочных продуктов, связанные с рассмотрением заявок на участие в Закупке.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выражено в неправомерном отклонении его заявки от дальнейшего участия в Закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Государственным казенным учреждением Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» (далее – Специализированная организация, Организатор торгов) размещено извещение о проведении Аукциона (извещение
№ 32413364695, лот № 1).
Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 529 102,00 руб. размещено на Официальном сайте 07.03.2024.
Из протокола № 32413364695-3 подведения итогов электронного аукциона от 29.03.2024 (далее – Протокол) следует, что заявка Общества отклонена от дальнейшего участия со следующим обоснованием: «На основании пп. 1 п. 4 ст. 17 Положения о закупке товаров работ, услуг <...>, пп. 1 п. 2 разд. 2 аукционной документации признать несоответствующей заявку участника закупки в связи с непредставлением в составе заявки на участие в закупке документов и информации, предусмотренных документацией о закупке, а именно: отсутствует декларация об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно подпунктам 8,9 пункту 1 раздела 2 Документации об аукционе в электронной форме на поставку молока и кисломолочной продукции (далее – Аукционная документация) Заказчиком установлено требование к участникам об отсутствии поставщика в реестре недобросовестных поставщиков (отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 223-ФЗ; отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 44-ФЗ).
Подпунктом 2.2 раздела 3 Аукционной документации установлено, что во второй части заявки участник должен задекларировать, в том числе отсутствие сведений об участнике закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом № 223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ.
Заявитель с указанными в Протоколе основаниями отклонения не согласен, считает, что его заявка полностью соответствует установленным требованиям, поскольку конкретной формы, как заполняется декларация не предусмотрено. Кроме того, в заявке Заявителя предоставлено две декларации об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, но аукционной комиссией была учтена лишь одна декларация.
На заседании Комиссии представитель Специализированной организации, пояснил, что из представленной Обществом декларации в силу неопределенности изложенной информации невозможно понять, о каком конкретно реестр идет речь.
Комиссия оценивает доводы Специализированной организации критически в связи с тем, что к заявке участника Заявителем подано два документа содержащих информацию об отсутствии сведений об участнике закупки в реестрах недобросовестных поставщиков.
Более того, участник, подавая заявку в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, конклюдентно соглашается с требованиями аукционной документации, в том числе в части соответствия участника задекларированным требованиям.
При этом Заказчик в случае наличия сомнений мог обратиться к соответствующему реестру, являющемся открытым и доступным для всех заинтересованных лиц в Единой информационной системе в сфере закупок. Вместо этого Заказчик предпочел отклонить заявку по формальному основанию, что не отвечает принципам, закрепленным в пунктах 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона о закупке при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон
№ 44-ФЗ).
Подпунктами 8, 9 пункта 1 статье 17 Положения о закупке товаров работ, услуг для нужд <...>, предусмотрены требования к заказчику об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ.
Подтверждением является отсутствие сведений о таком участнике в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно данным из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — РНП) с сайта Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) <...> не включено в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ.
Следует отметить, что требование декларировать участниками закупки отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков законодательством и Положением о закупке не предусмотрено. Требование, которое вправе устанавливать Заказчик относится к отсутствию сведений о поставщике в установленных реестрах, а не о необходимости предоставления документов.
При осуществлении закупки Аукционная комиссия самостоятельно проверяет информацию о поставщике на соответствие требований, установленных законодательством Российской Федерации, на открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также наличие иной информации на официальных сайтах федеральных органов.
В связи с чем заявки участников Аукционной комиссией рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в аукционной документации, на основании представленных в составе заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе на основании данных из официальных сайтов в сети Интернет.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя при проведении Закупки обоснованной.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 2, 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
-
Передать материалы дела должностному лицу Рязанского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лица, допустившего нарушения, к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).