Решение б/н Решение по делу от 9 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 062/01/10-338/2019

09.09.2019 г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 28.08.2019

В полном объеме решение изготовлено 09.09.2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии – <…>, членов комиссии: <…>, с участием конкурсного управляющего МУП «Водоканал» Хачатуряна М.Н. (определение Арбитражного суда Рязанской области от 13 марта 2019 года по делу № А54-116/2015), рассмотрев дело № 062/01/10-338/2019 о нарушении публичным акционерным обществом «Рязанская энергетическая сбытовая компания (ПАО «РЭСК») (юридический адрес: Дзержинского ул., д. 21 а, г. Рязань, 390005) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Рязанское УФАС России поступили заявления муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее также – МУП «Водоканал», заявитель; ул. Федоровой, д. 53, г. Касимов, Рязанская область, 391302; ИНН 6226009817) на действия публичного акционерного общества «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (далее также - ПАО «РЭСК», гарантирующий поставщик, ответчик), выразившиеся в направлении уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии на объекты централизованного водоснабжения и водоотведения в г. Касимов Рязанской области.

Рассмотрев заявление МУП «Водоканал», Рязанское УФАС России установило признаки злоупотребления гарантирующим поставщиком доминирующим положением на товарном рынке в части нарушения установленного порядка введения режима ограничения энергоснабжения объектов.

В частности, в уведомлениях об ограничении от 18.03.2019 №№ 345-0-313, 345-0-314 и 345-0-315, от 18.04.2019 №№ 345-0-356, 345-0-357, 345-0-358 ПАО «РЭСК» помимо оплаты задолженности за услуги энергоснабжения включило требование об оплате текущих платежей, срок исполнения которых на дату направления уведомлений не наступил.

Приказом Рязанского УФАС России от 28.06.2019 № 77/1 в отношении ПАО «РЭСК» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции») и создана комиссия для его рассмотрения.

На заседании комиссии антимонопольного органа представитель МУП «Водоканал» поддержал доводы заявления в полном объеме и сообщил, что, по его мнению, прекращение энергоснабжения объектов централизованного водоснабжения и водоотведения недопустимо даже при наличии задолженности, поскольку это приводит к ущемлению интересов третьих лиц, в том числе населения. Представитель ПАО «РЭСК» с вменяемым нарушением не согласился и пояснил, что включение в обязательства заявителя оплаты текущих платежей в уведомлениях об ограничении является следствием технической ошибки; ответчик не настаивал на исполнении обязательств по оплате услуг, срок по которым не наступил, по факту неоплаты текущих платежей поставка электрической энергии не была прекращена.

06.08.2019 комиссией Рязанского УФАС России вынесено заключение об обстоятельствах дела; позиция лиц, участвующих в деле, относительно выводов заключения заслушана на заседании 28.08.2019; письменные пояснения приобщены к материалам дела.

Заслушав доводы заявителя, ответчика, исследовав имеющиеся доказательства в их совокупности и достаточности для принятия решения, комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующим выводам.

МУП «Водоканал» является организацией, оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению потребителей на территории городского округа город Касимов Рязанской области.

Между ПАО «РЭСК» и МУП «Водоканал» заключен договор энергоснабжения №311052 от 29.04.2013, на основании которого электрической энергией снабжаются несколько объектов, в том числе непосредственно используемых для централизованного водоснабжения и водоотведения (артскважины, канализационные станции и т.д.).

В связи с возникшей задолженностью по оплате за электроэнергию 18.03.2019 ПАО «РЭСК» направило в адрес МУП «Водоканал» уведомления № №345-0-313, 345-0-314, 345-0-315, а 18.04.2019 – уведомления №№ 345-0-356, 345-0-357, 345-0-358 о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объектов водоснабжения и водоотведения города Касимова Рязанской области.

Из уведомления от 18.03.2019 (исх. №345-0-313) следовало, что по состоянию на 18.03.2019 у потребителя имелась задолженность по оплате электрической энергии (мощности) в размере <…> тыс. руб., в том числе: <…> тыс. руб. необходимо было оплатить в срок до 18.02.2019; <…> тыс. руб. – до 25.02.2019; <…> тыс. руб. – до 10.03.2019; <…> тыс. руб. – до 18.03.2019. Также необходимо оплатить <…> тыс. руб. до 25.03.2019. В уведомлении отражено, что в случае неоплаты возникшей задолженности и текущих платежей в размере <…> тыс. руб. в срок до 29.03.2019 МУП «Водоканал» необходимо до 12.00 ч. 29.03.2019 самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой организации и (или) сетевой организации ввести режим частичного ограничения электропотребления до уровня технологической брони, которая составляет 1039 кВт, путем отключения/сокращения потребления электроэнергии по следующим объектам: админ.здание Водоканала ф.№5 ТП57, сч.009082056000583, Водоз. ул.Восточная ТП-71 Ф10, сч.09881307; Водозабор ул.Лесок ТП19 Ф.2 сч.24482004; Водозаб. ул. Набережная д.2 ТГ1-22 Ф.9, сч.009072067001009; водозаб. ул. Набережная д.2 ТП-22 Ф.9, сч.009082053004084; водозабор Сиверка ТП-110 ф.9 и ф.2 сч.341961, сч.342718; Водозабор, ул. Спортивная ТП-27 Ф.10 сч.009131058005832; Водозабор Старый Посад ТП-7 ф.9 сч.03811481; КНС-1 ул. Набережная ТП-61 ф.2 сч.009130054012248, сч.011070074006237; КНС-2, мкр-н Приборного завода, ул. Советская 195а ТП-81 сч.009082056001083; КНС-2 ТП-68 резерв сч.009082058002996; КНС Лесок ТП-19 Ф.2 сч.009131054015598; КНС-4 ул. Московская ТП-86 сч.011070070002599; КНС ул.Северная ТП-50 , сч.123171371; Насос хол.воды Ленина дом 56а ТП 70, сч.09896842; насос хол.воды ул. Федорова ТП№8, сч.2739429; Очистные 1-я очередь ТП-59, сч.1109140949; Очистные Сиверка ул. Луговая ТП-95, сч.1108152297; Очистные Сиверка ТП 95 резерв сч.1108152295; Очистн. сооруж. ТП-100 сч.0747771005261539; ТП-100 Ф.Очистные резерв сч.00908258003021; Насосная 50 лет СССР ТП76 сч.009072039003306; Насосная 50 лет СССР ТП 76 сч.009072031003059; Артскважина Лесок ТП№31, сч.009081056009245.

Указано, что в случае невыполнения действий по самостоятельному частичному ограничению до уровня технологической брони в указанный срок, частичное ограничение будет произведено 29.03.2019 после 12.00 ч. с питающих центров сетевой организации персоналом филиала АО «РОЭК» «Касимовский район электрических сетей» путем сокращения подачи электроэнергии по вышеуказанным точкам поставки до величины технологической брони – 1039 кВт.

В случае непогашения задолженности в течение 5 дней с даты частичного ограничения до уровня технологической брони, 04.04.2019 до 12.00 ч. МУП «Водоканал» будет необходимо самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой организации и (или) сетевой организации ввести режим частичного ограничения энергопотребления путем сокращения потребления по вышеуказанным точкам поставки, до уровня аварийной брони, которая составляет 4 кВт.

В случае невыполнения действий по самостоятельному частичному ограничению до уровня аварийной брони после 12.00 ч. 04.04.2019 МУП «Водоканал», будет введено частичное ограничение режима потребления по вышеуказанным точкам поставки до уровня аварийной брони – 4 кВт.

Анализ уведомления от 18.03.2019 №345-0-313 показал, что ограничение энергоснабжения объектов будет иметь место и в ситуации частичной оплаты суммы в размере <…> тыс. рублей, то есть и в случае полного погашения задолженности в размере <…> тыс. рублей, но не оплаты текущих обязательств в размере <…> тыс. рублей.

Аналогичные по содержанию требования об исполнении текущих обязательств по оплате услуг энергоснабжения присутствуют и в уведомлениях ПАО «РЭСК» от 18.03.2019 №№ 345-0-314, №345-0-315, а также в уведомлениях от 18.04.2019 №№345-0-356, 345-0-357, 345-0-358.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Правовые основы в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, определены Федеральным законом «Об электроэнергетике».

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничном рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

На оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и /или пресечение действий/бездействия, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребление доминирующим положением на оптовом и розничных рынках (часть 2 статьи 25 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Как следует из пункта 7 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями – участниками оптового и розничного рынков, в том числе, его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает, в числе прочего:

- обязательность предварительного (не менее чем за пять рабочих дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления;

- ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекли за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии.

Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 (далее – Правила № 442).

В соответствии с абзацем 2 подпункта «б» пункта 2 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится, в том числе, при нарушении потребителем своих обязательств, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Таким образом, гарантирующий поставщик вправе инициировать процедуру введения режима ограничения электрической энергии и направить соответствующие уведомления потребителю и исполнителю только при наличии на то оснований, а в рассматриваемом случае – при возникновении задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Инициирование процедуры введения режима энергопотребления в отсутствие правовых оснований, в том числе направление уведомлений об ограничении, основанных на вероятности неисполнения потребителем текущих платежей, действующее законодательство не предусматривает.

Совершение подобных действий ущемляет интересы потребителей, поскольку приводит к прекращению поставки электрической энергии по основаниям, не предусмотренным законом.

Однако, как указывалось ранее, в уведомлении о планируемом введении ограничения электропотребления от 18.03.2019 № 345-0-313 ПАО «РЭСК» сообщает МУП «Водоканал» о необходимости оплаты образовавшейся по состоянию на 18.03.2019 задолженности по оплате электрической энергии в размере <…> тыс. руб., а также текущих платежей, срок оплаты которых приходится на 25.03.2019, в размере <…> тыс. руб.

В уведомлении о планируемом введении ограничения электропотребления от 18.03.2019 № 345-0-314 ПАО «РЭСК» сообщает МУП «Водоканал» о необходимости оплаты образовавшейся по состоянию на 18.03.2019 задолженности по оплате электрической энергии в размере <…> тыс.руб., а также текущих платежей, срок оплаты которых приходится на 25.03.2019, в размере <…> тыс. руб.

В уведомлении о планируемом введении ограничения электропотребления от 18.03.2019 № 345-0-315 ПАО «РЭСК» сообщает МУП «Водоканал» о необходимости оплаты образовавшейся по состоянию на 18.03.2019 задолженности по оплате электрической энергии в размере <…> тыс. руб., а также текущих платежей, срок исполнения которых приходится на 25.03.2019, в размере <…> тыс. руб.

Включение аналогичных требований о необходимости оплаты текущих платежей содержится и в уведомлениях от 18.04.2019 (исх. №345-0-356, №345-0-357, №345-0-358), направленных ПАО «РЭСК» МУП «Водоканал».

Следовательно, включение в уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии обязательств по оплате текущих платежей за потребленную электрическую энергию противоречит абзацу 2 подпункта «б» пункта 2, абзацам 4-5 пункта 5 Правил № 442 и приводит к ущемлению интересов МУП «Водоканал» в части ограничения законного права на пользование услугами энергоснабжения.

Так, в случае исполнения гарантирующим поставщиком требований действующего законодательства, МУП «Водоканал» имело бы возможность получать электрическую энергию в случае перечисления 29.03.2019 (до 12-00) ПАО «РЭСК» суммы в размере <…> тысяч рублей. Однако, как это прямо следует из уведомления об ограничении от 18.03.2019 № 315-0-313, для предотвращения негативных последствий в виде прекращения энергоснабжения объектов централизованного водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» обязано оплатить до 29.03.2019 сумму в размере <…> тыс. рублей.

С другой стороны, в случае наличия у МУП «Водоканал» по состоянию на 29.03.2019 задолженности перед ПАО «РЭСК» в размере <…> тыс. рублей (то есть неоплаты только «текущих» платежей в терминологии уведомления от 18.03.2019 № 345-0-313), заявитель обязан 29.03.2019 ввести частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони; а 04.04.2019 – до уровня аварийной брони.

Однако абзацами 4-5 пункта 5 Правил № 442 императивно установлено, что в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указана величина технологической брони, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, указанного в акте, не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления о введении ограничения режима потребления.

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

Таким образом, по правилам абзацев 4-5 пункта 5 Правил № 442 при наличии у МУП «Водоканал» задолженности вследствие неоплаты до 25.03.2019 платежа в размере <…> тыс. рублей (при условии полного исполнения иных обязательств об оплате), частичное ограничение его объектов до уровня технологической брони может быть осуществлено не ранее 05.04.2019, до уровня аварийной брони – не ранее 11.04.2019.

Между тем, из уведомления от 18.03.2019 №345-0-313 следует, что при наличии у МУП «Водоканал» задолженности в размере <…> тысяч рублей, ограничение режима потребления электрической энергии в отношении объектов, поименованных в данном уведомлении, произошло бы в нарушение требований законодательства значительно раньше: до уровня технологической брони – 29.03.2019, до уровня аварийной брони – 04.04.2019.

К аналогичным последствиям может привести реализация уведомлений об ограничении от 18.03.2019 №№ 345-0-314, 345-0-315 и от 18.04.2019 №№ 345-0-356, №345-0-357, №345-0-358.

Таким образом, рассматриваемые действия ПАО «РЭСК» приводят (могут привести) к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц (потребителей услуг водоснабжения и водоотведения), а также интересов МУП «Водоканал» при осуществлении предпринимательской деятельности.

По результатам анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) Рязанской области установлено, что ПАО «РЭСК» в границах зоны деятельности, а также в соответствии с нормой, установленной пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, признано занимающим доминирующее положение в границах зоны деятельности.

Таким образом, при осуществлении своей предпринимательской деятельности ПАО «РЭСК» обязано соблюдать запреты на осуществление монополистической деятельности, установленные в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Однако комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт нарушения ПАО «РЭСК» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося во включении в уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии от 18.03.2019 №№ 345-0-313, 345-0-314, №345-0-315 и от 18.04.2019 №№ 345-0-356, №345-0-357, №345-0-358 обязательств по оплате текущих платежей за потребленную электрическую энергию.

Доводы ПАО «РЭСК» о том, что включение в тексты уведомлений указания на оплату текущих платежей явилось следствием технической ошибки, комиссией Рязанского УФАС России отклоняются как несостоятельные по основаниям, изложенным выше по тексту решения.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (пункт 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства») при оценке злоупотребления доминирующим положением следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции», и в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В то же время, как отмечено в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе, в получении необходимой информации.

В рассматриваемой ситуации, добросовестным со стороны гарантирующего поставщика является поведение, при котором на контрагента (МУП «Водоканал») не возлагается необоснованных ограничений в пользовании услугами энергоснабжения в отсутствии на то правовых оснований (в случае оплаты потребителем задолженности в сроки, установленные в уведомлениях об ограничении, но неисполнения обязательств, срок по которым на дату инициирования процедуры ограничения не наступил).

На основании установленных фактических и правовых оснований, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия Рязанского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (юридический адрес: ул. Дзержинского д. 21а, г. Рязань, 390005; ИНН 6229049014) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части включения в уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии №№ 345-0-313, 345-0-314, 345-0-315 от 18.03.2019 и №№ 345-0-356, 345-0-357, 345-0-358 от 18.04.2019, направленные в муниципальное унитарное предприятие «Водоканал», обязательств по оплате текущих платежей за потребленную электрическую энергию, срок исполнения которых на дату направления уведомлений не истек.
  2. Выдать публичному акционерному обществу «Рязанская энергетическая сбытовая компания» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Рязанской области, а также в коллегиальном органе федерального антимонопольного органа.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны