Решение б/н решение от 12 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №062/06/64-876/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

30 декабря 2020 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России №115 от 03.11.2020 (далее – Комиссия), в составе: <…>, членов Комиссии: <…>, при участии представителей Государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» <…> (доверенность № Д-843 от 29.12.2020), <…> (доверенность № Д-842 от 29.12.2020), представителя Государственного казённого учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» <…> (доверенность № 1 от 09.01.2020), представителя ООО «2Ю Траст» <…> (доверенность №7 от 01.12.2020), рассмотрев жалобу ООО «2Ю Траст» б/н б/д (вх. №7432 от 24.12.2020) на действия Заказчика (Государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области») при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по созданию автоматизированной системы - интеллектуальная транспортная система Рязанской области (1-ый этап) (извещение № 0859200001120014905 от 02.12.2020),

у с т а н о в и л а:

Государственным казенным учреждением Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» (далее – Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по созданию автоматизированной системы - интеллектуальная транспортная система Рязанской области (1-ый этап) (далее – электронный конкурс).

02 декабря 2020 года извещение о проведении электронного конкурса и конкурсная документация размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС).

Уполномоченным учреждением выступило ГКУ Рязанской области «Центр закупок Рязанской области».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 375 000,00 руб.

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС), а именно:

  1. Заказчиком в конкурсной документации неправомерно установлены требования к участникам закупки о предоставлении перечня документации, относящийся к технорабочему проекту, в соответствии с распоряжением Минтранса России от 25.03.2020 № АК-60-р «Об утверждении методики оценки и ранжирования локальных проектов в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях включающих города с населением свыше 300 тысяч человек (далее – Методика).
  2. Заказчиком в конкурсной документации неправомерно установлены требования к участникам закупки о предоставлении технико-экономического обоснования реализации проекта создания ИТС РО.
  3. Заказчиком в конкурсной документации неправомерно установлены требования к участникам закупки о подтверждении права в необходимом объеме на поставляемое ПО ЕПУТС РО, право на адаптацию (модификацию) ПО Заказчика.
  4. Заказчиком в конкурсной документации применена структура ЕПУТС, не соответствующая структуре, указанной в Распоряжении Минтранса России от 25.03.2020 № АК-60-р.

В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.

В отзыве на жалобу № 6/СВ-5354-ИСХ от 29.12.2020 Заказчик сообщил, что конкурсная документация соответствует требованиям Закона о ФКС, а действия Заказчика не ограничивают количество возможных участников закупки.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении электронного конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о ФКС и считают жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о ФКС Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п. 5.1 Описания закупки, предметом закупки является оказание услуг по созданию автоматизированной системы - интеллектуальная транспортная система Рязанской области (1-ый этап).

Система создается в соответствии с Методикой. Указанным нормативным актом установлен перечень документов, которые должны представляться в составе технического проекта.

При формировании перечня документов Заказчик руководствовался положениями ГОСТ 34.201-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем».

В п. 1.3.4 ГОСТ 34.201-89 установлено, что в зависимости от применения методов проектирования и специфики создаваемых автоматизированных систем допускается:

1) разрабатывать групповые и базовые документы в соответствии с разд. 1, 3, 4, 6 ГОСТ 2.113;

2) выпускать документы отдельными самостоятельными частями, соответствующие разделам основного документа;

3) расширять номенклатуру документов, установленную настоящим стандартом.

Таким образом, в соответствии с п. 1.3.4 ГОСТ 34.201-89 Заказчиком были включены дополнительные документы, которые необходимы Заказчику на первом этапе создания ИТС Рязанской области для планирования мероприятий по дальнейшему созданию системы.

На основании вышеизложенного довод Заявителя не обоснован, поскольку документация об открытом конкурсе не противоречит требованиям Закона о ФКС.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о ФКС Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п. 5.1 Описания закупки, предметом закупки является оказание услуг по созданию автоматизированной системы - интеллектуальная транспортная система Рязанской области (1-ый этап).

Таким образом, задачей Заказчика является создание ИТС Рязанской области.

Система создается в соответствии с Методикой, которой установлено, что при создании ИТС должны быть рассчитаны финансовые, бюджетные и социально-экономические показатели эффективности локальных проектов по созданию систем.

Таким образом, к участникам закупки применено требование о предоставлении технико-экономического обоснования реализации проекта создания ИТС РО, которое является неотъемлемой частью мероприятия по созданию ИТС Рязанской области.

На основании вышеизложенного довод Заявителя не обоснован, поскольку документация об открытом конкурсе не противоречит требованиям Закона о ФКС.

3. Согласно п.3 ч. 3.4 раздела 3 Общей части конкурсной документации, Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: «Вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно:

документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам такого конкурса, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, или копии этих документов: свидетельство о государственной регистрации программы или действующий лицензионный договор (соглашение) с правообладателем или иные документы, подтверждающие наличие необходимых прав».

В соответствии с п. 5.1 Описания объекта закупки предметом закупки является оказание услуг по созданию автоматизированной системы - интеллектуальная транспортная система Рязанской области (1-ый этап).

Система создается в соответствии с распоряжением Минтранса России от 25.03.2020 N АК-60-р «Об утверждении Методики оценки и ранжирования локальных проектов в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек».

В соответствии с Приложением №5 к Методике к интеллектуальной транспортной системе (ИТС) установлен перечень модулей, которые могут быть включены в Единую платформу управления транспортной системой (ЕПУТС) городской агломерации.

Одной из задач, которые стоят перед Заказчиком при создании ИТС Рязанской области, является сохранение, развитие элементов ИТС, которые уже имеются у Заказчика на момент создания ЕПУТС.

При создании ИТС РО у Заказчика есть потребность в сохранении и развитии программно-аппаратных комплексов, уже имеющихся и эксплуатируемых Заказчиком.

В эксплуатации у Заказчика находятся программы для ЭВМ: ПО «Ангел ВГК», ПО Поток плюс ENTERPRISE, Модуль Мониторинга транспортных потоков, ПО Ангел, версия «Предобработка» (ООО «Ангелы АйТи»), Автоматизированная система метеорологического обеспечения (ООО «Инфометеос»).

Каждый из указанных элементов работает автономно, не предполагает использование как управляемый сторонней системой элемент, предполагает собственную авторизацию пользователей.

В п. 6.1 Описания закупки указано, что завершенная ЕПУТС должна обеспечивать управление работой подсистем ИТС РО.

В п. 6.2 Описания закупки указано, что ЕПУТС должна обеспечивать предоставление единого рабочего места по созданию событий и их администрированию всем службам городской агломерации, то есть возможность единого доступа ко всем элементам ИТС, включая существующие.

Реализация указанного функционала невозможна без доработки существующего у Заказчика программного обеспечения.

Помимо этого, в п. 6.4 и 12.1 Описания закупки указано, что при реализации функционала модуля администрирования транспортных правонарушений и подсистемы контроля соблюдения ПДД и контроля транспорта для вывода видеопотока и информации о количестве проездов в данный модуль с камер, неспособных самостоятельно регистрировать проезды транспортных средств предусмотреть адаптацию ПО Заказчика (ПО «Ангел ВГК», ПО Ангел, версия «Предобработка», разработчик ООО «Ангелы АйТи») и доработку ПО Заказчика (ПО «Поток плюс ENTERPRISE», разработчик ООО «Ангел АйТи»).

В соответствии с п. 14.6 Описания закупки исполнитель должен выполнить настройку ПО ЕПУТС.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются в том числе программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ).

Частью 1 статьи 1259 ГК РФ установлено, что к объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

В соответствии с частью 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 ГК РФ), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.

Частью 1 статьи 1233 ГК РФ установлено, что правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Согласно части 1 статьи 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

В соответствии с п. 3 ст. 1280 ГК РФ указано, что лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой. Иные действия, предусмотренные ст. 1280 ГК РФ, имеет право совершать только лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ.

В соответствии со ст. 1270 ГК РФ, право на модификацию программы для ЭВМ принадлежит обладателю исключительных прав. В соответствии с п. 1 ст. 1233 ГК РФ Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Таким образом, в соответствии с нормами ГК РФ:

выполнять адаптацию программы ЭВМ имеет право лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ (п. 1 ст. 1280 ГК) либо лицо, наделенное указанным правом на условиях п. 1 ст. 1233 ГК РФ;

выполнять модификацию программы для ЭВМ имеет право лицо, обладающее исключительными правами на программу для ЭВМ (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК), либо лицо, наделенное указанным правом на условиях п. 1 ст. 1233 ГК.

На основании вышеизложенного довод Заявителя не обоснован, поскольку документация об открытом конкурсе не противоречит требованиям Закона о ФКС.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о ФКС Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Также Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществлять закупки в пределах доведенного финансирования.

Таким образом, действуя в рамках подготовки локального проекта, Заказчик полномочен принимать решение об объеме закупки.

Создание системы частями (этапами) соответствует требованиям Методики.

В соответствии с п. 5.1 Описания закупки, предметом закупки является оказание услуг по созданию автоматизированной системы - интеллектуальная транспортная система Рязанской области (1-ый этап).

Система создается в соответствии с Методикой, которой установлены порядок оценки и ранжирования локальных проектов по созданию (модернизации) ИТС в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «безопасные и качественные автомобильные дороги».

В соответствии с приложением №5 Методики установлен перечень модулей, которые могут быть включены в ЕПУТС городской агломерации.

Таким образом, структура примененная Заказчиком соответствует требованиям, указанным в Распоряжении Минтранса России от 25.03.2020 № АК-60-р.

На основании вышеизложенного довод Заявителя не обоснован, поскольку документация об открытом конкурсе не противоречит требованиям Закона о ФКС.

При проведении внеплановой проверки искомой закупки нарушения Закона о контрактной системе в части, не указанной в жалобе, не выявлены.

С учетом изложенного, на основании части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе комиссия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО «2Ю Траст» (ИНН 6952316841) на действия заказчика - Государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» - при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по созданию автоматизированной системы - интеллектуальная транспортная система Рязанской области (1-ый этап) (извещение № 0859200001120014905 от 02.12.2020) необоснованной.

На основании части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрении жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель

Председателя Комиссии: <…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны