Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Юнилек» от 21 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 1-03-2/2019 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

21 января 2019 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2019 года

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 83 от 17.10.2018 (далее – Комиссия), в составе: ˂...˃, при участии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» ˂...˃, представителя ООО «Юнилек» ˂...˃, в отсутствии представителей Заказчиков (5 по списку), уведомленных надлежащим образом (исх. №25 от 10.01.2019), в отсутствии представителей ЗАО «Сбербанк-АСТ», уведомленных надлежащим образом (исх. №22 от 10.01.2019), рассмотрев жалобу ООО «Юнилек» б/н б/д (вх. №4 от 09.01.2019) на действия Аукционной комиссии Государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» при проведении совместного электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран (извещение №0859200001118014473 от 13.12.2018), и проведя внеплановую проверку представленных документов,

у с т а н о в и л а:

Государственным казенным учреждением Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» (далее – Организатор торгов) инициирована процедура закупки путем проведения совместного электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран (далее – электронный аукцион).

13 декабря 2018 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - ЕИС).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 912 450,06 руб.

По мнению Заявителя, Аукционная комиссия (Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.12.2018 №0859200001118014473-1) неправомерно допустила первые части заявок с идентификационным номером 91 (ООО «Просторы здоровья») и идентификационным номером 135 (ООО «ДЕСПИ») в связи с несоответствием конкретных показателей предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.

В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.

В отзыве на жалобу (вх. № 98 от 15.01.2019) Организатор торгов сообщил, что при рассмотрении первых частей заявок участники с идентификационными номерами заявок 91 и 135 допущены к участию в электронном аукционе на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран, поскольку все заявки участников удовлетворяют потребностям заказчиков в определенном товаре.

В отзыве на жалобу № 25 от 10.01.2019 (вх. № 96 от 14.01.2019) ГБУ РО «Скопинский ММЦ» сообщил, что считает действия Аукционной комиссии ГКУ РО Центр закупок Рязанской области при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран правомерными, а требования Заявителя не подлежащими удовлетворению.

В ходе заседания Комиссии представитель Организатора торгов поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, и считает жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В ходе заседания Комиссия антимонопольного органа установила, что при принятии решения о допуске первых частей заявок Аукционная комиссия пришла к выводу, что имеет право не руководствоваться документацией о закупке. Данный вывод следует из анализа документации об электронном аукционе на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно «Информация об изменении извещения о проведении совместного электронного аукциона и документации о совместном электронном аукционе на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран» (номер извещения 0859200001118014473) объектом закупки является:

Международное непатентован-ное наименование

(при его отсутствии указывается химическое, группировоч-ное наименование)

либо

торговое наименование в случае, указанном в подпункте «а» пункта 4 Особенностей, утвержденных постановлениемПравительства РФ от 15.11.2017 № 1380

Лекарственная форма

(указываются в т.ч. эквивалентные лекарственные формы)

Дозировка

(1. при необходимости указывается на возможность поставки кратной дозировки и двойного количества, некратной эквивалентной дозировки;

2. не допускается указывать определенные единицы измерения при возможности конвертирования в иные

3. не допускается указание на эквивалентные дозировки, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата)

Иные характеристики*

(см. примечание)

Единица измере-ния

Количество лекарственного препарата в единицах измерения

1

2

3

4

5

6

Севофлуран

Жидкость для ингаляций

250 мл

Флаконы должны быть оснащены специальной укупорочной системой Quik-Fil для совместимости с наркозно-дыхательными аппаратами «ДрегерФабиус», имеющимися в наличии у заказчика.

штука

194

Заказчиком в аукционной документации также установлено условие, что показатели, значение которых не изменяется, указаны в графах № 1,2,3,4,5,6.

В соответствии с пп. б) п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о ФКС первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Аналогичные требования установлены в аукционной документации в п. 3.2.3 раздела 3 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе».

В первой части заявки с идентификационным номером 91 (ООО «Просторы здоровья») на участие в электронном аукционе предложен к поставке товар:

Международ-ное непатенто-ванное наимено-вание

(МНН)

Торго-вое наименование

Характеристики препарата

Ед. изм.

Кол-во в ед.изм.

Кол-во упак

Производитель, страна происхождения

Номер

Регистрационного

удостоверения

1

Севофлуран

Севофлуран-Виал

жидкость для ингаляций 250 мл – флакон №1 - пачки картонные

штука

194

194

Белорусско-голландское совместное предприятие общество с ограниченной ответственностью "Фармлэнд" (СП ООО "Фармлэнд") - Республика Беларусь

ЛП-003706 от 28.06.2016

ООО "ВИАЛ" –Россия (Российская Федерация)

«К поставке на безвозмездной основе прилагаем адаптеры из расчета 1 адаптер многоразового использования на 1 наркозный испаритель с типом заливного устройства Quik-Fil».

В первой части заявки с идентификационным номером 135 (ООО «ДЕСПИ»)

п/п

Международное непатентова-нное наименова-ние

Торговое наименование

Форма выпуска

Ед. изм.

Кол-во

Производитель, страна происхождения

Номер и держатель

Регистрационного

удостоверения

Ед. изм. товара, предлагаемого к поставке

Кол-во товара, предлагаемого к поставке

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Севофлуран

Севофлуран Медисорб

жидкость для ингаляций 250мл, флакон

штука

194

Акционерное общество "Медисорб", Российская Федерация

ЛП-004996, Акционерное общество "Медисорб"

упаковка

194

«К поставке на безвозмездной основе прилагаем адаптеры из расчета 1 адаптер на 1 наркозный испаритель с типом заливного устройства Quik-Fil».

Вместе с тем, согласно разъяснению положений документации об электронном аукционе, размещенного в ЕИС 19.12.2018, «Раздел 13 «Описание объекта закупки» аукционной документации не предполагает к поставке многоразовых  адаптеров, так как в лечебно-профессиональных учреждениях установлены наркозно-дыхательные аппараты, в инструкциях которых использование адаптеров не предусмотрено.

Попытки использования иных флаконов, несовместимых с системой заливного устройства Quik-Fil, с применением коннекторов и адаптеров, могут привести к поломке и повреждению дорогостоящего оборудования. Также велик риск утечки препарата при его использовании, что может создать опасность для пользователя и пациента».

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о ФКС аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о ФКС, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Аукционная комиссия в данном случае приняла решение о допуске первых частей заявок с идентификационными номерами 91 и 135, несмотря на то обстоятельство, что поставляемый товар не соответствовал требованиям, указанным в аукционной документации.

В свою очередь, Аукционная комиссия не стала пояснять, почему она имела право не руководствоваться аукционной документацией на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран.

При таких обстоятельствах решение Аукционной комиссии нельзя считать соответствующим нормам Закона о ФКС.

На основании вышеизложенного довод Заявителя обоснован и действия Аукционной комиссии нарушают п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о ФКС.

Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от 19 ноября 2014 г. № 727/14, выявила следующее нарушение законодательства о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о ФКС документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Закона о ФКС вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.

Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности описания лекарственных препаратов) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 №1380.

В соответствии подпунктом «а» пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о ФКС, указывают лекарственную форму препарата, включая, в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).

Согласно подпункту «е» пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании объекта закупки не допускается указывать форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, «ампула», «флакон», «блистер» и др.).

В соответствии с «Информацией об изменении извещения о проведении совместного электронного аукциона и документации о совместном электронном аукционе на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран» (номер извещения 0859200001118014473) объектом закупки является:

Международное непатентован-ное наименование

(при его отсутствии указывается химическое, группировоч-ное наименование)

либо

торговое наименование в случае, указанном в подпункте «а» пункта 4 Особенностей, утвержденных постановлениемПравительства РФ от 15.11.2017 № 1380

Лекарственная форма

(указываются в т.ч. эквивалентные лекарственные формы)

Дозировка

(1. при необходимости указывается на возможность поставки кратной дозировки и двойного количества, некратной эквивалентной дозировки;

2. не допускается указывать определенные единицы измерения при возможности конвертирования в иные

3. не допускается указание на эквивалентные дозировки, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата)

Иные характеристики*

(см. примечание)

Единица измере-ния

Количество лекарственного препарата в единицах измерения

1

2

3

4

5

6

Севофлуран

Жидкость для ингаляций

250 мл

Флаконы должны быть оснащены специальной укупорочной системой Quik-Fil для совместимости с наркозно-дыхательными аппаратами «ДрегерФабиус», имеющимися в наличии у заказчика.

штука

194

Заказчиком в аукционной документации также установлено условие, что показатели, значение которых не изменяется, указаны в графах № 1,2,3,4,5,6.

Кроме того, из разъяснения положений документации об электронном аукционе, размещенного в ЕИС 19.12.2018, следует, что в лечебно-профессиональных учреждениях применяются наркозно-дыхательные аппараты, оснащенные системой заливки лекарственного препарата Quik-Fil, и указание на оснащение препарата специальной укупорочной системой Quik-Fil с целью предотвращения поломки и повреждения дорогостоящего оборудования, а также предотвращения причинения вреда здоровью медицинского персонала при оказании медицинской помощи.

Между тем, исходя из имеющихся в материалах дела инструкций по эксплуатации наркозных испарителей Vapor 2000, оснащенных системой заливки типа Quik-Fil, не следует вывод о том, что заливка лекарственного препарата с МНН «Севофлуран» в наркозные испарители с помощью соответствующих адаптеров для флаконов без специальной укупорочной системы Quik-Fil невозможна.

Вместе с тем в Письме ФАС России № ИА/23540/18 от 05.04.2018 «О формировании документации на закупку лекарственных препаратов с МНН «Севофлуран» указано: «С учетом позиции экспертного учреждения Минздрава России, в рамках полномочий антимонопольного органа, установленных пунктом 5 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380, ФАС России разъясняет, что указание в документации на закупку лекарственных препаратов с МНН «Севофлуран» конкретной формы выпуска лекарственных препаратов без возможности поставки эквивалента может привести к сокращению количества участников закупки и ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке».

ФАС России также сообщает, что «в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции все лекарственные препараты с МНН "Севофлуран" вне зависимости от формы выпуска (как с системой Quik-Fil, так и без указанной системы) формируют один товарный рынок и их применение возможно на одной группе пациентов с эквивалентными показаниями и противопоказаниями к применению с достижением эквивалентного терапевтического эффекта».

«При этом, по мнению ФАС России, в целях развития конкуренции заказчики должны обеспечить условия работоспособности имеющихся у них наркозных испарителей вне зависимости от формы выпуска закупленных лекарственных препаратов с МНН "Севофлуран" путем заблаговременного приобретения заправочных адаптеров либо путем обеспечения возможности поставки таких адаптеров участниками закупки лекарственного препарата».

По смыслу ст. 25 Закона о ФКС при осуществлении совместных конкурсов и аукционов Заказчикам требуется доказать, что необходимые к поставке товары являются однородными (одними и теми же товарами).

Между тем такие доказательства в аукционной документации отсутствуют.

Кроме того, материалы, полученные от Заказчиков в ходе рассмотрения жалобы, при их буквальном толковании, свидетельствуют об отсутствии понимания у Заказчиков тождественности закупаемого товара.

Так, из письменных пояснений Заказчиков, представленных в адрес Рязанского УФАС России №68 от 15.01.2019 (вх. №160 от 16.01.2019), №80 от 16.01.2019 (вх. №161 от 16.01.2019), №01-03/143 от 16.01.19 (вх. №152 от 16.01.2019) следует, что Государственному бюджетному учреждению Рязанской области «Областной клинический перинатальный центр» «необходимо удовлетворить потребность в ингаляционной анестезии при проведении операционных вмешательств. При имеющемся оборудовании это возможно в результате использования флаконов лекарственного препарата Севофлуран, оснащенных закрытой укупорочной системой Quik-Fil, поскольку иные флаконы лекарственных препаратов с МНН Севофлуран являются технологически несовместимыми с медицинским оборудованием, используемым Заказчиком», вместе с тем, Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Скопинский межрайонный медицинский центр» указывает, что «в техническом задании, размещенном на площадке, отсутствовала фраза «без применения адаптеров», а указано на применяемую систему Quik-Fil, которая применяется с навинчивающимся адаптером, а сам испаритель может применяться с четырьмя заправочными системами».

При таких обстоятельствах Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что Заказчики в должной мере не доказали необходимость проведения совместных торгов.

На основании вышеизложенного Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что действия Организатора торгов нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Юнилек» обоснованной.

2. Признать Аукционную комиссию государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» нарушившей пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Признать Организатора торгов (Государственное казенное учреждение Рязанской области «Центр закупок Рязанской области») нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

4. Выдать предписание Организатору торгов (Государственному казенному учреждению Рязанской области «Центр закупок Рязанской области»), Заказчикам, Аукционной комиссии государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» и Оператору электронной площадки (ЗАО «Сбербанк-АСТ») об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

˂...˃

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 1-03-2/2019

21 января 2019 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 83 от 17.10.2018 (далее – Комиссия), в составе: ˂...˃, на основании своего решения от 21.01.2019 №1-03-2/2019, предписывает:

1. Аукционной комиссии государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» отменить Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.12.2018 №0859200001118014473-1, Протокол проведения электронного аукциона от 27.12.2018 №0859200001118014473-2 и Протокол подведения итогов электронного аукциона от 28.12.2018 №0859200001118014473-3.

2. Оператору электронной площадки (ЗАО «Сбербанк-АСТ»):

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в аукционе;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

3. Организатору торгов (Государственному казенному учреждению Рязанской области «Центр закупок Рязанской области») и Заказчикам:

- привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 21.01.2019 №1-03-2/2019, разместить соответствующую документацию в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об аукционе.

4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:

- назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.

5. Организатору торгов, Заказчикам, Аукционной комиссии и Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 21.01.2019 №1-03-2/2019.

6. Организатору торгов, Заказчикам и Оператору электронной площадки в срок до 12.02.2019 исполнить настоящее предписание и представить в Рязанское УФАС подтверждение исполнения настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

˂...˃

Связанные организации

Связанные организации не указаны