Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ об обстоятельствах дела № 062/01/10-409/2023 от 15 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

12 марта 2024 года г. Рязань

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <...>, руководителя управления, членов Комиссии: <...>. начальника отдела антимонопольного отдела, <...>, заместителя начальника отдела антимонопольного контроля, <...>, специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля,

при участии представителей:

- ответчика - МУП «РМПТС» - <...>, <...>, <...>,

- заявителя - ООО «Мастер Медиа групп» - <...>, <...>,

- заинтересованных лиц: АО «Квадра» - <...>),

- ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» - <...>,

- администрации города Рязань - <...>,

- ГУ РЭК Рязанской области - <...>,

рассматривая дело №062/01/10-409/2023, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (ул. Костычева, д. 15а, г. Рязань, 390044; ИНН 6227000888, ОГРН 1036214000404) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступило заявление (вх. №1006-ЭП/23 от 22.02.2023) общества с ограниченной ответственностью «Мастер Медиа Групп» (издание «Комсомольская правда», Общество), указывающее на нарушение муниципальным унитарным предприятием «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (далее также — МУП «РМПТС», Предприятие) качества оказания услуг по теплоснабжению конечных потребителям.

Общество сообщает, что в редакцию издания поступает многочисленное количество жалоб жителей города Рязани, указывающих на проблемы с отоплением в домах. При этом большая часть жалоб не связана с аварийными ситуациями, а указывает на «холод» в квартирах и социальных учреждениях города в разных точках города и в разные даты, что, по мнению редакции, свидетельствует о системном характере проблемы.

В целях изучения сложившейся ситуации Обществом направлены запросы в ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» и ПАО «Квадра».

Полученная информация свидетельствовала о том, что в отопительных сезонах 2021-2022 и 2022-2023 годах Предприятие допустило многочисленные нарушения при оказании услуг теплоснабжения в части несоблюдения температурного графика в отношении теплоносителя, подаваемого в многоквартирные дома города Рязани.

Например, при среднесуточной температуре воздуха от -5°С и ниже МУП «РМПТС» в подавляющем большинстве случаев выдавало заявки с величиной температурного значения ниже, чем предусмотрено температурным графиком. Также зафиксированы и другие случаи занижения температурного значения и в другие даты отопительного периода 2021-2023 годов.

В результате, как полагает заявитель, со стороны МУП «РМПТС» происходит регулярная недопоставка тепла потребителям города.

В свою очередь, нормативная температура определена Схемой теплоснабжения города Рязани и договорами на поставку тепловой энергии от теплоэлектростанции. При этом коммунальная услуга по теплоснабжению должна предоставляться качественно. В случае поставки ненадлежащей коммунальной услуги должен быть осуществлен перерасчет платы с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила №354).

В подтверждение своей позиции заявителем в материалы дела представлен реестр обращений жителей города Рязани о несоответствии качества теплоснабжения, поступивших в редакцию в период с 29.12.2022 по 13.02.2022 (46 жалоб).

 

По итогам рассмотрения заявления приказом Рязанского УФАС России от 15.06.2023 №89/23 возбуждено дело №062/01/10-409/2023 по признакам нарушения МУП «РМПТС» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и создана комиссия по рассмотрению дела.

Определением от 28.06.2023 (исх. №ЮГ/2404/24) о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены АО «Квадра»-«Генерирующая компания» и ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ»; определением от 21.07.2023 (исх. №ЮГ/2758/23) об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация города Рязани (ул. Радищева, д. 28, г. Рязань); определением от 14.08.2023 (исх. №ЮГ/3024/23) - Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области (390013, г. Рязань, ул. МОГЭС, д. 12).

 

В ходе рассмотрения дела представители заявителя доводы заявления поддержали в полном объеме.

 

Представитель МУП «РМПТС» с наличием в действиях Предприятия нарушения антимонопольного законодательства не согласился.

Пояснил, что на балансе Предприятия находятся 58 котельных, 128 тепловых пунктов, общая протяженность тепловых сетей составляет 1078 км. Предприятие обеспечивает теплом более 348 000 жителей и более 2 500 промышленных предприятий.

При этом степень износа тепловых сетей приближается к 80%, в то время как средний срок эксплуатации трубопроводов составляет 18 лет, нормативный срок – 25 лет.

В целях обеспечения бесперебойной и надежной работы МУП «РМПТС» заключены договоры на поставку тепловой энергии и теплоносителя:

- с ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» - от 24.01.2014 №42-ОЗ,

- с АО «Квадра» - от 01.04.2016 №327.

Одним из условий данных договоров является согласованный сторонами температурный график с указанием допустимых отклонений.

Относительно показателя «температура теплоносителя в подающем трубопроводе» пояснил, что он определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, который является неотъемлемой частью Схемы теплоснабжения города Рязань (пункт 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2021 №808). В силу того, что Схема теплоснабжения не является нормативным актом, исполнение температурного графика становится предметом договорённости между поставщиком тепловой энергии н теплосетевой организации. В этом случае график является обязательством поставщика тепловой энергии и подтверждением готовности источника тепла нести задаваемую ему диспетчером тепловых сетей нагрузку (пункт 51.1 Правил №808).

Согласно пункту 4.11.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, право управления системой теплоснабжения города, включая задание температурного режима, предоставлено диспетчеру МУП «РМПТС», который в свою очередь, руководствуясь прогнозными и фактическим показаниями температуры окружающей среды, фактическим температурами у потребителей, температурой теплоносителя в подавляющем трубопроводе тепловых сетей и рядом других факторов, задает температурно-гидравлический режим.

Так, утвержденный для системы теплоснабжения температурный график является проектной величиной, которая используется в расчетах теплотехнического оборудования источников, тепловых сетей и узлов управления потребителей. Кроме температуры воды в подающем трубопроводе в графике указывается температура воды в обратном трубопроводе; разность между данными температурами характеризует теплосъем системы. Учитывая все фактические параметры работы, диспетчер задает эксплуатационный температурный режим, который может не совпадать с предусмотренным договорами графиком. К другим факторам относятся в том числе состояние тепловых сетей с учетом их износа. С учетом износа тепловых сетей МУП «РМПТС», по результатам поведенной экспертизы строительных конструкций магистральных сетей от Ново-Рязанской ТЭЦ до ПНС-1, Предприятию рекомендовано сократить ежедневные изменения температур в пределах до 5-6°С. В противном случае возникает угроза разрыва трубопроводов.

Также представитель МУП «РМПТС» указал, что у Предприятия отсутствует обязанность направления заявок на поддержание сетевой воды в подающем трубопроводе в строгом соответствии с температурным графиком. Несоблюдение температурного графика, по мнению Предприятия, не является нарушением действующего законодательства, и не приводит к нарушению антимонопольного законодательства. Подтвердил тот факт, что действительно в подавляющем большинстве случаев нарушения параметров качества теплоснабжения имеют место быть. Между тем причинами является не несоблюдение теплоснабжающей организацией температурного графика в отношении теплоносителя, а ненадлежащая эксплуатация управляющими организациями внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов.

 

Представитель АО «Квадра» пояснил, что между АО «Квадра» и МУП «РМПТС» заключен договор поставки тепловой энергии №327 от 01.04.2016 (далее также - Договор №327), которым установлены основные условия поставки тепловой энергии, включая температурный режим, установленный температурным графиком (Приложение №2 к договору).

Полагает, что несоблюдение графика нельзя считать нарушением антимонопольного законодательства.

Пунктом 2.1.1 Договора №327 установлено, что местом исполнения обязательств Поставщика (АО «Квадра») являются точки поставки, которые располагаются на границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей Поставщика и Покупателя согласно Приложению №5 и на границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей Поставщика и потребителей Покупателя в соответствии с Приложением №5а.

В соответствии с Соглашением об управлении системой теплоснабжения г. Рязани по тепловым сетям МУП «РМПТС» от Дягилевской ТЭЦ от 28.11.2022 согласованный сторонами температурный график может быть в оперативном порядке скорректирован по указанию диспетчера МУП «РМПТС».

Таким образом, по мнению представителя АО «Квадра», на температуру теплоносителя, поставляемую МУП «РМПТС» конечным потребителям, АО «Квадра» влияет только опосредованно, согласовывая условия поставки с Заказчиком (МУП «РМПТС»).

Представитель АО «Квадра» отметил, что Предприятие обязано поставлять тепловую энергию соответствующего качества до внешней стены жилых домов, в связи с чем, по мнению представителя АО «Квадра», возложение на Предприятие ответственности за несоответствие температурного режима у конечных потребителей тепловой энергии необоснованно и превышает обязательства общества как ресурсоснабжающей организации.

АО «Квадра» полагает, что в рассматриваемом случае свидетельствовать о поставке некачественной тепловой энергии может только нарушение нормативной температуры в жилых помещениях.

Относительно принадлежности условия о соблюдении температурного графика к существенным считает, что с учетом действующего законодательства в сфере теплоснабжения температурный график не относится к числу существенных, ввиду чего у МУП «РМПТС» отсутствует обязанность по неукоснительному его соблюдению.

 

 

Представитель ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» пояснил, что в соответствии с условиями заключенного между ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» и МУП «РМПТС» договора поставки тепловой энергии и теплоносителя №42-03 от 24.01.2014 (далее также - Договор №42-03), соглашения об управлении системой теплоснабжения г. Рязани по тепловым сетям МУП «РМПТС» от Ново-Рязанской ТЭЦ от 01.11.2013, заключенного между ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», Предприятием и администрацией города Рязани, именно МУП «РМПТС» задает гидравлический и тепловой режимы, включая давление и температуру в подающем трубопроводе, давление в обратном трубопроводе.

Отметил, что температурный график, предусмотренный договором №42-03, соответствует температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии (в зоне Ново-Рязанской ТЭЦ), утверждённому схемой теплоснабжения г. Рязани.

Стороны определили, что задание на ТЭЦ температур теплоносителя на предстоящие сутки производится дежурным диспетчером РМПТС ежедневно до 07 час. 30 мин. на основании прогнозов средней температуры наружного воздуха на предстоящие сутки и других климатических условий. Последующая корректировка заданного режима не допускается.

Соглашение по управлению системой теплоснабжения города Рязани по теплосетям от МУП «РМПТС» к ООО «Ново-Рязанской ТЭЦ» также содержит условие о том, что «дежурный диспетчер МУП «РМПТС» задает, а начальник сменной станции ТЭЦ выдерживает данный режим отпуска тепловой энергии в сети «РМПТС» в пределах, установленных в пунктах 3.6.1-3.6.2 с отклонением от задания +- 3%. Задавая температурный режим в подающей, диспетчер должен руководствоваться проектным температурным графиком».

Таким образом, режим работы теплофикационной установки электростанции Ново-Рязанской ТЭЦ организуется в соответствии с заданием диспетчера тепловой сети (МУП «РМПТС»), соответственно температура сетевой воды в подающих трубопроводах на выводах ТЭЦ задается диспетчерским персоналом МУП «РМПТС».

Подтвердил, что течение отопительного периода 2021-2023 годов имело место несоблюдение Предприятием предусмотренного температурного графика теплоносителя. Например, когда при температуре наружного воздуха -20°С предусмотрена температура теплоносителя 130°С, а Предприятие указывает в заявке 100°С.

Относительно довода о необходимости соблюдения Предприятием предусмотренного температурного графика отметил следующее.

Действующее законодательство в сфере теплоснабжения не предусматривает для теплоснабжающих и теплосетевых организаций возможности необоснованного, по своему собственному усмотрению, отказа от поддержания температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения либо иного его несоблюдения. Не допускается и самовольное, в одностороннем порядке, изменение температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения.

 

Представитель администрации города Рязани отметил, что в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства в действиях МУП «РМПТС» отсутствует.

 

Представитель ГУ РЭК Рязанской области пояснил, что при установлении тарифа для Предприятия орган регулирования исходит из оптимальности температурного графика, указанного в схеме теплоснабжения муниципального образования. Полагается, что принятый температурный график позволяет поставлять тепловую энергию в жилые дома в необходимом объеме.

 

Заслушав доводы представителей заявителя, ответчика, заинтересованных лиц, изучив представленные в материалы дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России считает документально подтвержденным нарушение МУП «РМПТС» запретов части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, а также, что им совершено действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление доминирующим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов.

Установлено, что приказом Минэнерго РФ от 30.09.2015 №704 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования – городской округ город Рязань на период действия до 2030 года.

Статусом единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО) на территории города Рязани наделено МУП города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей».

Следовательно, МУП города Рязани «РМПТС» занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения и на него распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Схема теплоснабжения города Рязани состоит из двух основных изолированных зон теплоснабжения: зоны действий Ново-Рязанской ТЭЦ (Октябрьский, Советский, Железнодорожный районы города Рязани) и зоны действия Дягилевской ТЭЦ (Московский район города Рязани (микрорайоны Недостоево, Канищево, Семчино, Приокский)). Котельные МУП «РМПТС» рассредоточены по всей территории города.

В административно-территориальных границах муниципального образования г. Рязани действуют следующие генерирующие тепловую энергию компании:

- АО «Квадра» - «Генерирующая компания»»;

- ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ»;

- МУП «РМПТС»;

- ведомственные котельные.

Указанные компании продают вырабатываемую тепловую энергию основному перепродавцу – ЕТО - МУП «РМПТС». Кроме этого, МУП «РМПТС» самостоятельно осуществляет производство тепловой энергии, а также приобретает её у других малозначительных производителей тепловой энергии и осуществляет продажу этой энергии вышеуказанным потребителям.

В соответствии со схемой теплоснабжения городского округа город Рязань в зоне деятельности ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» расположены около 305 единиц предприятий социальной сферы: детские сады – 121, учебные заведения – 114, лечебные заведения – 70.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей регламентируются следующим нормативными правовыми и ненормативными актами:

- Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Закон о теплоснабжении),

- Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (Правила №808),

- Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (Правила №354),

- Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 (Правила №115),

- Актуализированная на 2023 год схема теплоснабжения городского округа города Рязани на период до 2034 года, утвержденная приказом Минэнерго РФ от 22.08.2022 №842 (Схема теплоснабжения).

Так, Закон о теплоснабжении определяет правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о теплоснабжении качество теплоснабжения определено как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.

Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с частями 1, 5, 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к тепловой сети, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения.

Пункт 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении предусматривает условия договора теплоснабжения, который должен определять:

1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;

2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;

3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;

4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;

5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Следовательно, действующим законодательством условие о параметрах качества теплоснабжения отнесено к существенным условиям договора теплоснабжения.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о теплоснабжении под качеством теплоснабжения понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя. Исходя из положений пункта 1 статьи 2 упомянутого Закона к указанным характеристикам относятся параметры по температуре и давлению.

Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации к существенным условиям договора теплоснабжения также отнесены параметры качества теплоснабжения (пункт 21 Правил №808). Кроме того, пунктом 24 Правил определено, что показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.

Таким образом, при отсутствии в договорах теплоснабжения такого существенного условия, как параметры качества теплоснабжения в части определения температуры и диапазона давления и температуры теплоносителя в подающем трубопроводе, который должен быть отражен в температурном графике, договор теплоснабжения не может считаться заключенным между энергоснабжающей организацией и абонентом.

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) договор энергоснабжения, в том числе теплоснабжения, является публичным. Энергоснабжающая организация не вправе уклониться от заключения публичного договора. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные статьей 445 ГК РФ.

Указанные положения распространяются на случаи заключения между сторонами соглашения, которым определяются существенные условия договора теплоснабжения.

Согласно пункту 24 Правил №808 показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.

В силу пункта 69 Правил №808 при исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязана обеспечить передачу тепловой энергии, теплоносителя из точки приема в точку передачи, качество и параметры которых должны соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, требование о соблюдении ресурсоснабжающей организацией параметров качества теплоснабжения в части определения температуры и диапазона давления и температуры теплоносителя в подающем трубопроводе является существенным условием договора теплоснабжения.

Более того, данная позиция подтверждается разъяснениями Минэнерго России от 12.01.2024 (исх. №07-50), согласно которым температурный график, предусмотренный схемой теплоснабжения, обязателен к поддержанию теплоснабжающей организацией муниципального образования.

 

Установлено, что в целях исполнения обязательств единой теплоснабжающей организации 24.01.2014 МУП «РМПТС» заключило договор поставки тепловой энергии и теплоносителя №42-03 с ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» (далее также – Договор №42-03). По условиям названного договора поставщик (ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ») обязуется поставлять покупателю «МУП «РМПТС») через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а покупатель обязуется принимать и оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов учета и иного оборудования, связанного с потреблением тепловой энергии. Расчетным периодом по договору является один календарный месяц. Покупатель оплачивает потребленную тепловую энергию, теплоноситель на основании полученных от поставщика платежных документов, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным. Оплата считается произведенной после поступления денежных средств на расчетный счет Поставщика.

Пунктом 2.1.3.1 Стороны предусмотрели параметры оказания услуги:

 

Параметры

В отопительный период

В летний период

Температура в подающих трубопроводах тепловых магистралей, °С

По заданию диспетчера МУП «РМПТС» на основе температурного графика 150/70 °С с отклонением от заданного режима не более ±3 %

70 °С ± 3%

 

В целях урегулирования взаимных действий по управлению системой теплоснабжения 01 ноября 2013 года между ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» и Предприятием заключено Соглашение об управлении системой теплоснабжения г. Рязани по тепловым сетям МУП «РМПТС» от Ново-Рязанской ТЭЦ (далее также – Соглашение).

Согласно пункту 2.1 Соглашения в обязанности Предприятия входит в том числе:

- осуществление оперативного управления работой системы теплоснабжения города от НРТЭЦ, задавая гидравлический и тепловой режим на выводах ТЭЦ, включая давление в подающем и обратном трубопроводах, температуру сетевой воды в подающих трубопроводах, руководствуясь утвержденным для системы теплоснабжения температурным графиком. Осуществление контроля за температурой обратной воды и принятие мер по поддержанию ее среднесуточного значения в соответствии с температурным графиком;

- соблюдение режимов теплоснабжения по количеству и качеству тепловой энергии и теплоносителя, поддержание на границах эксплуатационной ответственности параметров теплоносителя в соответствии с нормативной документацией и договорами теплоснабжения;

- выполнение наладки тепловых сетей, систем теплопотребления потребителей, с которыми заключены договоры теплоснабжения,

В обязанности ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» входит в том числе:

- осуществление выработки и подача в присоединенные тепломагистрали «РМПТС» тепловой энергии в горячей воде,

- выдерживание заданного диспетчером «РМПТС» по магистральным сетям гидравлического и теплового режимов, включая давление и температуру в подающем трубопроводе, давление в обратном трубопроводе, при условии выдерживания «РМТПС» договорной величины подпитки и заданного по режиму расхода сетевой воды.

Пунктом 3.6.1 определено, что диспетчер РМПТС задает, а ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» выдерживает заданный режим отпуска тепловой энергии в сети Предприятия в следующих пределах:

 

Параметры

В отопительный период

В летний период

Температура в подающих трубопроводах тепловых магистралей, °С

По заданию диспетчера МУП «РМПТС» на основе температурного графика 150/70 °С с отклонением от заданного режима не более ±3 %

70 °С ± 3%

На пос. Строитель:

Параметры

В отопительный период

В летний период

Температура в подающих трубопроводах тепловых магистралей, °С

По заданию диспетчера МУП «РМПТС» на основе температурного графика 150/70 °С со срезкой на 130°С с отклонением от задания не более ±3 %

70 °С ± 3%

 

Стороны определили, что задание на ТЭЦ температур теплоносителя на предстоящие сутки производится дежурным диспетчером МУП «РМПТСМ» ежедневно до 07 час. 30 мин. на основании прогнозов средней температуры наружного воздуха на предстоящие сутки и других климатических условий. Последующая корректировка заданного режима не допускается.

 

01.04.2016 между АО «Квадра» и МУП «РМПТС» заключен договор №327 поставки тепловой энергии и теплоносителя (далее также - Договор №327), которым установлены основные условия поставки тепловой энергии, включая температурный режим, установленный температурным графиком (Приложение №2 к договору).

Пунктом 2.1.1 Договора №327 установлено, что местом исполнения обязательств Поставщика (АО «Квадра») являются точки поставки, которые располагаются на границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей Поставщика и Покупателя согласно Приложению №5 и на границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей Поставщика и потребителей Покупателя в соответствии с Приложением №5а.

В соответствии с пунктом 2.1.2 договора №327 поставщик обязуется обеспечивать температурно-гидравлический режим отпуска тепловой энергии от Дягилевской ТЭЦ в соответствии с заданием диспетчера МУП «РМПТС». Отклонение от заданного режима должны быть не более:

- по температуре воды, поступающей в тепловую сеть ±5%,

- по давлению в подающем трубопроводе ±5%,

- по давлению в обратном трубопроводе ±0,2 кгс/см².

Стороны определили, что ПАО «Квадра» обязуется ежедневно предоставлять МУП «РМПТС» данные о параметрах теплоносителя и холодной воды (температуру, расход, давление в подающем и обратном трубопроводах), информацию об отпуске тепловой энергии и теплоносителя за предыдущие сутки.

В соответствии с Соглашением об управлении системой теплоснабжения г. Рязани по тепловым сетям МУП «РМПТС» от Дягилевская ТЭЦ, заключенного 28.11.2022 между МУП «РМПТС» и Филиалом ПАО «Квадра» - «Центральная генерация» ПП «Дягилевская ТЭЦ» (в настоящее время АО «Квадра»), предметом которого является порядок взаимных действий по управлению системой теплоснабжения г. Рязани о теплоснабжающей организации в соответствии с требованиями Закона о теплоснабжении, Правил №808, в обязанность МУП «РМПТС» входит соблюдение режимов теплоснабжения по количеству и качеству тепловой энергии и теплоносителя, поддерживать на границах эксплуатационной ответственности с потребителями параметры теплоносителя в соответствии с договорами теплоснабжения.

В обязанности теплосетевой организации входит выдерживание в соответствии с договором поставки гидравлический и тепловой режимы, включая давление, температуру в подающем трубопроводе, давление в обратном трубопроводе.

Разделом 4 Соглашения предусмотрены планирование и управление режимом отпуска тепловой энергии. В частности, пунктом 4.2 определено, что дежурный диспетчер Предприятия задает, а начальник смены электростанции ТСО выдерживает заданный режим отпуска тепловой энергии в следующих параметрах:

 

 

 

Параметры

в отопительный период

в летний период

Давление в подающем трубопроводе на тепловом выводе с ТЭЦ, кг/см²

До 8,0 ± 5%

До 6,0 ± 5%

Давление в обратном трубопроводе на тепловом выводе с ТЭЦ, кг/см²

1,5 ± 0,2

1,5 ± 0,2

Расход сетевой воды, т/час

До 4000

Не менее 500

Давление в подающем трубопроводе на тепловом выводе с ТЭЦ, °С

По эксплуатационному температурному графику, согласованному сторонами в договоре теплоснабжении №327 от 01.04.2016 Приложение №1 (в текущей редакции), с отклонениями от заданного режима до ±3%

 

 

Согласно пункту 4.3 соглашения задание температуры прямой сетевой воды, давления в прямом и обратном трубопроводах ТЭЦ на предстоящие сутки производится дежурным диспетчером МУП «РМПТСМ» ежедневно до 07 час. 00 мин. текущих суток на основании прогнозов средней температуры наружного воздуха и других климатических условий. Заданный температурный график может быть скорректирован не более 2-х раз в сутки.

Кроме того, пунктом 5.7 стороны предусмотрели, что при значительных отклонениях параметров на тепловых пунктах от расчетных и в случаях неудовлетворительного теплоснабжения потребителей «РМПТС» совместно с полномочными представителями потребителей выявляют и устраняют причины нарушения.

Таким образом, параметры закупаемого ресурса (тепловой энергии (мощности) и теплоносителя) определяются покупателем - МУП «РМПТС», но при этом сторонами в договорах в соответствии с требованиями действующего законодательства установлены правила определения данных параметров.

В частности приложениями к договорам поставки тепловой энергии предусмотрены температурные графики подачи сетевой воды на отопительный период.

С учетом вышеизложенного Предприятие, как покупатель, само определяет параметры покупаемого ресурса в части его температуры, исходя из прогноза температуры наружного воздуха, но при определении данных параметров обязано руководствоваться графиком, в котором установлены допустимые температуры теплоносителя при определенных температурах наружного воздуха.

При таких обстоятельствах комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что данные параметры предусмотрены с целью соблюдения Единой теплоснабжающей организацией требований действующего законодательства относительно качества поставляемого потребителям коммунального ресурса – тепловой энергии и теплоносителя. Соответственно, отклонение от предусмотренных параметров свыше установленных нормативов ±3% может иметь следствием поставку ресурса ненадлежащего качества.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России пришла к следующим выводам

Аанализ заданных диспетчером Предприятия температурных значений в зоне ответственности ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», показал, что в некоторые даты имело место отклонение от предусмотренных договором значений: на 10.11.2021 отклонение составляло -5,70°С; на 10.12.2021 -17,90°С; на 23.12.2021 - 23,70°С; на 28.01.2022 - 17,60°С; на 10.03.2022 - 10,10°С.

В отопительный период 2022-2023 годов также отмечаются отклонения заданного диспетчером режима от предусмотренного договором: на 05.12.2022 - 8,60°С; на 19.12.2022 - 14,40°С; на 10.01.2023 - 21,70°С; на 11.01.2023 - 13,50°С.

Более подробно сведения о температурных значениях и их отклонениях в зоне ответственности ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1 - Сведения о температурных значениях и их отклонениях

в зоне ответственности ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ»

 

 

Дата

Температура наружного воздуха, °С

Температура, заданная диспетчером

РМПТС, °С

Температура в подающем трубопроводе по договору, °С

Δtпр.

Отопительный период 2021-2022 гг.

 

01.10.2021

7

70

70

0

07.10.2021

5

70

70

0

15.10.2021

7

70

73

3

18.10.2021

6

70

73

3

25.10.2021

1

73,1

73

-0,10

01.11.2021

6

70

70

0

09.11.2021

3

73,1

70

-3,10

10.11.2021

-2

81,7

76

-5,70

23.11.2021

-5

90,2

81

-9,20

24.11.2024

-5

90,2

81

-9,20

28.11.2021

2

70,2

76

5,80

01.12.2021

-2

81,7

79

-2,70

10.12.2021

-11

106,9

89

-17,90

11.12.2021

-13

112,4

94

-18,40

17.12.2021

0

81

76

5

21.12.2021

-16

120,5

94

-26,50

22.12.2021

-21

130

100

-30

23.12.2021

-19

128,7

105

-23,70

24.12.2021

-14

115,1

100

-15,10

27.12.2021

-13

112,4

99

-13,40

03.01.2022

-12

109,6

95

-14,60

04.01.2022

-10

104,1

94

-10,10

07.01.2022

-2

81,7

87

5,30

08.01.2022

-8

98,6

92

-6,60

12.01.2022

-12

109,6

95

-14,60

15.01.2022

-4

92

87,4

4,60

20.01.2022

-12

109,6

95

-14,60

25.01.2022

-10

104,1

94

-10,10

27.01.2022

-10

104,1

92

-12,10

28.01.2022

-12

109,6

92

-17,60

29.01.2022

-6

93

89

-4

05.02.2022

-11

106,9

96

-10,90

10.02.2022

-1

78,9

84

5,10

15.02.2022

-2

81,7

81

-0,70

20.02.2022

1

73,1

79

5,90

09.03.2022

-9

101,4

89

-12,40

10.03.2022

-10

104,1

94

-10,10

16.03.2022

-7

95,8

84

-11,80

21.03.2022

2

70,2

79

8,80

27.03.2022

-2

81,7

73

-8,70

Отопительный период 2022-2023 гг.

 

01.10.2022

8

70

70

0

25.10.2022

2

70,2

70

-0,20

04.11.2022

-1

78,9

79

0,10

25.11.2022

-5

90,2

82

-8,20

30.11.2022

-9

101,4

96

-5,40

05.12.2022

-12

109,6

101

-8,60

06.12.2022

-11

106,9

101

-5,90

11.12.2022

0

76

79

3

15.12.2022

-8

98,6

87

-11,60

19.12.2022

-9

101,4

87

-14,40

25.12.2022

-2

81,7

79

-2,70

26.12.2022

-7

95,8

85

-10,80

31.12.2022

1

73,1

76

3

01.01.2023

2

70,2

76

5,80

06.01.2023

-18

126

90

-36

07.01.2023

-22

130

96

-25

08.01.2023

-18

126

101

-25

09.01.2023

-20

130

107

-23

10.01.2023

-19

128,7

107

-21,70

11.01.2023

-16

120,5

107

-13,50

14.01.2023

-5

90,2

93

2,80

17.01.2023

-2

81,7

85

3,30

20.01.2023

0

76

79

3

26.01.2023

- 4

84

87

3

01.02.2023

-2

85

82

-3

05.02.2023

-4

85

87

2

07.02.2023

-8

93

99

6

08.02.2023

-11

96

107

11

09.02.2023

-5

93

90

-3

13.02.2023

-5

85

90

5

16.02.023

-7

90

96

6

17.02.2023

-9

93

101

8

18.02.2023

-8

93

99

6

22.02.2023

-13

99

112

13

23.02.2023

-14

99

115

16

24.02.2023

-11

99

107

8

25.02.2023

-3

93

85

-8

03.03.2023

-1

85

79

-6

09.03.2023

0

82

76

-6

11.03.2023

-6

82

93

11

15.03.2023

2

76

70

-6

20.03.2023

1

73

73

0

 

Из вышеприведенной таблицы следует, что отклонение заданного диспетчером Предприятия режима от предусмотренного договором наблюдается в те периоды, когда происходит понижение температуры наружного воздуха (начиная с -10°С) в условиях возрастания угрозы наступления неблагоприятных последствий для населения города Рязани.

 

Анализ заданных диспетчером Предприятия температурных значений в зоне ответственности АО «Квадар» также показал, что в некоторые даты имело место отклонение от предусмотренных договором значений. Например, на 16.12.2022 отклонение составило -5,5 °С; на 07.01.2023 - 11,6°С; на 09.01.2023 - 22,2°С; на 11.01.2023 - 4,5°С.

Более подробно сведения о температурных значениях и их отклонениях в зоне ответственности АО «Квадра» представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2 - Сведения о температурных значениях и их отклонениях

в зоне ответственности АО «Квадра»

 

 

Дата

Температура наружного воздуха, °С

Температура, заданная диспетчером

РМПТС, °С

Температура в подающем трубопроводе по договору, °С

Δtпр.

Отопительный период 2021-2022

 

01.11.2022

2

73

70,1

-2,9

08.11.2022

4

73

73,1

0,1

12.11.2022

10

68,8

70

-1,7

15.11.2022

-2

76,2

79

-3,6

21.11.2022

-4

80,8

82

-1,5

05.12.2022

-12

97,8

101

-3,2

09.12.2022

-4

89,6

93

-3,7

13.12.2022

-1

76,5

79

-3,2

16.12.2022

-3

82,2

87

-5,5

20.12.2022

-5

87,2

90

-3,2

21.12.2022

-4

89,9

93

-3,3

 

 

 

 

 

Отопительный период 2022-2023

01.01.2023

3

77,4

76

1,9

06.01.2023

-19

89,4

90

-0,7

07.01.2023

-23

89,4

101

-11,6

08.01.2023

-16

105,7

107

-1,2

09.01.2023

-18

84,8

107

-22,2

11.01.2023

-15

102,5

107

-4,5

16.01.2023

-4

88,00

87

-1,0

22.01.2023

-4

85,6

87

-1,4

 

Из вышеприведенной таблицы также следует, что отклонение заданного диспетчером Предприятия режима от предусмотренного договором наблюдается в те периоды, когда происходит понижение температуры наружного воздуха (начиная с -10°С) в условиях возрастания угрозы наступления неблагоприятных последствий для населения города Рязани.

При таких обстоятельствах комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что несоблюдение Предприятием установленных температурных значений носит системный характер.

 

Кроме того, факт несоблюдения температурного графика зафиксирован органами прокуратуры (прокуратура Московского района г. Рязани, письмо от 27.02.2024, вх. №933-ЭП/24 от 28.02.2024).

Из информации прокуратуры следует, что Предприятие допускает систематическое несоблюдение температурных графиков подачи сетевой воды для потребителей города Рязани от источников теплоты, предусмотренных договорами поставки и утвержденной схемой теплоснабжения.

Факты несоблюдения температурного графика Предприятием зафиксированы в следующие периоды: 18.11.2023 – 12,4%; на 19.12.2023 – 14,4%. Аналогичные нарушения допущены Предприятием при формировании задания диспетчера МУП «РМПТС» в зоне ответственности АО «Квадра» на 21.11.2023, 23.11.2023, 06.12.2023, 07.12.2023, 08.12.2023, 09.12.2023, 10.12.2023, 13.12.2023, 14.12.2023, 16.12.2023, 01.01.2024, 02.01.2024, 03.01.2024, 04.01.2024, 05.01.2024, 06.01.2024, 07.01.2024, 08.01.2024, 012.01.2024, 13.01.2024, 14.01.2024, 18.01.2024, 22.01.2024, 23.01.2024, 03.02.2024, 07.02.2024, 08.02.2024, 09.02.2024, 11.02.2024, 14.02.2024, 15.02.2024, 16.02.2024. 17.02.2024.

Также нарушения допущены при формировании задания диспетчером МУП «РМПТС» в зоне ответственности ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ»: 18.11.2023, 19.11.2023, 06.12.2023, 07.12.2023, 08.12.2023, 09.12.2023, 01.01.2024 – 08.01.2024, 14.01.2024, 18.01.2024, 22.01.2024, 09.02.2024, 10.02.2024, 11.02.2024, 14.02.2024, 15.02.2024, 16.02.2024, 20.02.2024. Максимальное отклонение заданного значения от предусмотренного зафиксировано 13.01.2024 и составило 29,10%.

Также в материалы дела представлены сведения о «сэкономленных» денежных средствах Предприятия в связи с несоблюдением температурного графика, которые ранее включены в тариф для потребителей на тепловую энергию.

 

Оценивая довод представителей ответчика о несоблюдении температурных значений график по причине возможности возникновения аварийных ситуаций, комиссия Рязанского УФАС России отвергает его в связи со следующим.

Так, согласно статье 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду.

Порядок оценки готовности к отопительному периоду определен приказом Минэнерго №103, согласно которому проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия). Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа (пункт 5). В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки (пункт 6).

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду (пункт 7).

При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее - Перечень) с указанием сроков их устранения (пункт 8).

Паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем (пункт 9).

Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (пункт 12).

Таким образом, от его содержания зависит выдача/невыдача паспорта готовности объекта к отопительному сезону.

Между тем в материалах дела имеются паспорта готовности на объекты теплоснабжения города Рязани и акты проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к работе в отопительные периоды 2021-2024 годов подтверждающие готовность к работе в отопительный период.

 

С учетом вышеизложенных обстоятельств, комиссия Рязанского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях МУП «РМПТС» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем ущемления интересов неопределенного круга потребителей и хозяйствующих субъектов.

Согласно части 1 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

На основании изложенного в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия Рязанского УФАС России

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

  1. Принять данное заключение об обстоятельствах дела №062/01/10-409/2029, возбужденное в отношении муниципального унитарного предприятия города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (ул. Костычева, д. 15а, г. Рязань, 390044; ИНН 6227000888, ОГРН 1036214000404) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

  2. Направить данное заключение об обстоятельствах дела лицам, участвующим в деле.

  3. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что они вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель комиссии разъяснил, что копия заключения об обстоятельствах дела подлежит направлению лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны