Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 27 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 062/01/16-57/2019

Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 27 мая 2019 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии <…>, членов Комиссии: <…>,

при участии представителя ответчика - индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>) - <…> (по доверенности от 05.01.2019 № 05/10),

при участии представителя ответчика - государственного бюджетного учреждения Рязанской области «Новомичуринская межрайонная больница» (далее - ГБУ РО «Новомичуринская МРБ», больница) <…> (по доверенности от 26.03.2019 № 507),

в отсутствие заявителя – индивидуального предпринимателя <…> (далее – заявитель, ИП <…>.), надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения дела (исх. от 07.05.2019 № 1783),

рассмотрев дело № 062/01/16-57/2019 по признакам нарушения ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» и ИП <…> статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено приказом Рязанского УФАС России от 09.01.2019 № 2 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» (впоследствии приказом Рязанского УФАС России от 26.02.2019 № 18 делу присвоен номер <...> /01/16-57/2019).

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ИП <…> о нарушении антимонопольного законодательства в сфере оказания ритуальных услуг на территории города Новомичуринска Рязанской области ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» и ИП <…> (вх. от 01.10.2018 № 4415).

При рассмотрении данного дела установлено следующее.

В 2018 году Прокуратурой Пронского района проведена проверка использования государственной собственности ГБУ РО «Новомичуринская МРБ», по результатам которой выявлено нарушение использования помещения больницы, предназначенного для хранения тел умерших (патологоанатомическое отделение).

Указанное отделение расположено на территории ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» по адресу: Рязанская обл., Пронский р-н, г. Новомичуринск, ул. Строителей, д. 2а, является собственностью Рязанской области (свидетельство о государственной регистрации права серия <...> -МД 474836 от 01.02.2013) и принадлежит на праве оперативного управления ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» (свидетельство о государственной регистрации права серия <...> -МД 015976 от 28.06.2015).

Приказом главного врача ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» от 12.09.2017 № 393 л/с рабочим патологоанатомического отделения назначен <…>.

В ходе проверки Прокуратурой Пронского района установлено, что <…>, находясь на рабочем месте в помещении для хранения тел умерших, выполнял работы, которые не входили в его должностные обязанности, а также в перечень работ и услуг, оказываемых больницей согласно уставным целям.

В частности, указанный работник осуществлял бальзамирование тел умерших, а также иные ритуальные услуги за плату.

Вместе с тем ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» платные услуги по бальзамированию и другим ритуальным услугам, которые оказывал <…> в патологоанатомическом отделении, не предоставляет. Доходы, полученные от такой деятельности, в распоряжение бюджетного учреждения не поступали.

Как указывает заявитель, оплачивать услуги, оказанные в помещении для хранения тел умерших, <…> направлял клиентов в офис к ИП <…>, осуществляющему свою предпринимательскую деятельность под коммерческим обозначением «Ритуал Сервис».

Данный факт подтверждается пояснениями жителя города Новомичуринска <…>, приобщенными к материалам дела.

Из пояснений следует, что 04.12.2018 у <…> скончался отец. Услугу по бальзамированию тела умершего оказал санитар морга, оплата произведена в фирме «Ритуал сервис» в размере 12 000 рублей.

Также в материалы дела представлены копии товарных чеков от 25.02.2017, 19.04.2018, 05.07.2018, выданных ИП <…> лицам, обратившимся к <…> за оказанием услуг по подготовке тела к захоронению.

Стоимость услуг, поименованных в товарных чеках, а именно: «услуги по подготовке тела к захоронению», «услуги морга», составила 12 000 рублей.

В материалах дела имеются пояснения <…>, который указывает, что ранее являлся работником фирмы «Ритуал Сервис», принадлежащей ИП <...> Работа осуществлялась без оформления трудового договора и выплаты официальной заработной платы.

В связи с этим довод ИП <…> о том, что <…> не являлся его работником и не оказывал ритуальные услуги от имени «Ритуал Сервис», опровергается показаниями самого <…> и <…>.

Представленная ИП <…> копия штатного расписания, отсутствие оформленного с <…> трудового договора не свидетельствуют об отсутствии трудовых отношений между ИП <…> и <…>.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Таким образом, правообладателем государственного имущества (помещения для хранения тел умерших) в лице ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» ИП <…> предоставлена возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, используя данное имущество, без наличия на то правовых оснований.

При этом иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере ритуальных услуг в городе Новомичуринске (индивидуальные предприниматели <…> и <…>) не имеют аналогичных преимуществ, предоставленных ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» ИП <…>, что подтверждается ответом, данным главным врачом ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» на обращение ИП <…> от 28.11.2018.

В указанном ответе (исх. от 24.12.2018 № 2343) сообщается, что патологоанатомическое отделение больницы используется в соответствии с уставной деятельностью, намерение сдачи его в аренду отсутствует.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В рассматриваемом случае предоставление больницей возможности осуществлять ИП <…> предпринимательскую деятельность, незаконно используя государственное имущество, привело к созданию преимущественного положения данного индивидуального предпринимателя перед иными хозяйствующими субъектами – конкурентами, лишенными такой возможности, и, как следствие, к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг города Новомичуринска.

Указанные действия ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» и ИП <…> имеют признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в реализации антиконкурентного соглашения в сфере оказания ритуальных услуг, приводящего к ущемлению коммерческих интересов заявителя и созданию неравных возможностей ведения предпринимательской деятельности для иных субъектов (конкурентов) на указанном рынке.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 062/01/16-57/2019, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, пришла к выводу о нарушении государственным бюджетным учреждением Рязанской области «Новомичуринская межрайонная больница» (ИНН 6211001808 ОГРН 1026200622678, ул. Строителей, д. 2А, г. Новомичуринск, Пронский р-н, Рязанская область, 391160) и индивидуальным предпринимателем <…> статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия изготовила и направила сторонам по делу заключение об обстоятельствах дела (исх. от 16.04.2019 № 1427/1).

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

22.05.2019 ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» представлены письменные доводы относительно обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Указанные доводы сводятся к тому, что больница не предоставляла кому-либо помещение для хранения тел умерших в целях осуществления в нем предпринимательской деятельности, руководству больницы не было известно о деятельности <…>, осуществляемой в указанном помещении, соглашений, ущемляющих коммерческие интересы ИП <…>, ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» не заключало.

Комиссия приходит к выводу о необоснованности приведенных доводов ввиду нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с пунктом 5.1 Устава ГБУ РО «Новомичуринская МРБ», утвержденным совместным приказом министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области и министерства здравоохранения Рязанской области от 12.12.2011 № 882-р/1318, учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями своей деятельности и решениями собственника в рамках, установленных законодательством Российской Федерации и Рязанской области.

В соответствии с пунктом 4.3 Устава главный врач учреждения осуществляет руководство деятельностью учреждения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на учреждение задач и функций, обеспечивает сохранность, надлежащее содержание недвижимого имущества, закрепленного за больницей.

Таким образом, за надлежащее использование государственного имущества, принадлежащего на праве оперативного управления ГБУ РО «Новомичуринская МРБ», несет ответственность само юридическое лицо, также являющееся ответственным за деятельность своих работников как работодатель.

Относительно указания на то, что больница фактически не заключала с кем-либо, в том числе ИП <…>, соглашения, ограничивающего конкуренцию в сфере оказания ритуальных услуг на территории города Новомичуринска, Комиссия считает необходимым пояснить, что в соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, для квалификации действий по статье 16 Закона о защите конкуренции достаточно наличие договоренности между двумя субъектами, в том числе, не закрепленной в письменной форме, реализация которой приводит к ограничению конкуренции на определенном товарном рынке.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания ритуальных услуг (в частности, оказания услуг по бальзамированию тел умерших) с использованием государственного имущества, правообладателем которого является ГБУ РО «Новомичуринская МРБ», ИП <…> получил конкурентное преимущество перед иными хозяйствующими субъектами, лишенными такой возможности, следствием чего явилось ограничение конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг города Новомичуринска.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 16, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Рязанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Новомичуринская межрайонная больница» (ИНН 6211001808 ОГРН 1026200622678, ул. Строителей, д. 2А, г. Новомичуринск, Пронский р-н, Рязанская область, 391160) и индивидуального предпринимателя <…> нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с тем, что на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии отсутствуют сведения, подтверждающие продолжение использования ИП <…> помещения для хранения тел умерших в целях оказания услуг по бальзамированию, основания для выдачи предписания отсутствуют.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии: <…>

 

Члены Комиссии: <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны