Решение №1351 решение от 23 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 062/06/54.3-233/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

23 марта 2021 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 18 марта 2021 года

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 115 от 03.11.2020 (далее – Комиссия), в составе: <…>, при участии представителей Администрации муниципального образования – Сапожковского муниципального района Рязанской области <…>, при участии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» <…>, в отсутствие представителей АО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов», уведомленных надлежащим образом (исх. № 1105 от 12.03.2021), в отсутствие представителей ООО «ПАНОРАМА», уведомленных надлежащим образом (исх. 1103 от 12.03.2021), рассмотрев жалобу ООО «ПАНОРАМА» б/н б/д (вх. № 1135 от 11.03.2021) на действия Заказчика (Администрация муниципального образования – Сапожковский муниципальный район Рязанской области) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Строительство артезианской скважины на объекте «Артезианская скважина № 99» и реконструкция водопроводной сети объекта «Водопроводные сети д. 125» в р.п. Сапожок Сапожковского района Рязанской области (извещение № 0859200001121000817 от 15.02.2021) и проведя внеплановую проверку,

у с т а н о в и л а:

Администрацией муниципального образования – Сапожковского муниципального района Рязанской области (далее – Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Строительство артезианской скважины на объекте «Артезианская скважина № 99» и реконструкция водопроводной сети объекта «Водопроводные сети д. 125» в р.п. Сапожок Сапожковского района Рязанской области (извещение № 0859200001121000817 от 15.02.2021) (далее – открытый конкурс).

15 февраля 2021 извещение о проведении открытого конкурса и документация об открытом конкурсе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 14 073 356, 47руб (далее –НМЦК).

Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» (далее – Уполномоченное учреждение).

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС), а именно:

1. Начальная максимальная цена контракта, указанная в извещении не соответствует цене, указанной в конкурсной документации;

2. Заказчиком, в документации об открытом конкурсе указан не полный перечень работ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.

В отзыве на жалобу № 646 от 17.03.2021 (вх. № 1283 от 18.03.2021) Заказчик сообщил, что считает доводы жалобы частично обоснованными в части не указания в документации об открытом конкурсе полного перечня работ.

В отзыве на жалобу № 120 от 17.03.2021 (вх. № 1281 от 18.03.2021) Уполномоченное учреждение сообщило, что считает доводы жалобы необоснованными, так как при составлении конкурсной документации Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. По мнению Заявителя, начальная максимальная цена контракта, указанная в извещении не соответствует цене, указанной в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 16 Закона о ФКС в планы-графики включается объем финансового обеспечения для осуществления закупок.

Согласно части 8 статьи 16 Закона о ФКС планы-графики подлежат изменению при необходимости приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий.

В силу части 9 статьи 16 Закона о ФКС внесение в соответствии с частью 8 указанной статьи изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 указанного закона - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

Согласно части 10 статьи 16 Закона о ФКС не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

В соответствии с опубликованном на официальном сайте извещением о проведении открытого конкурса на выполнение работ по объекту: «Строительство артезианской скважины на объекте «Артезианская скважина № 99» и реконструкция водопроводной сети объекта «Водопроводные сети д. 125» в р.п. Сапожок Сапожковского района Рязанской области (извещение № 0859200001121000817 от 15.02.2021) НМЦК составляет 14 073 356, 47 рублей, что соответствует позиции плана-графика № 213621600084762160100100020004221412.

Вместе с тем, согласно конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 591 130, 00 рублей.

Таким образом, Заказчиком в нарушение части 10 статьи 16 Закона о ФКС в конкурсной документации установлена НМЦК отличная от НМЦК установленной в извещении и плане-графике, а действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

2. Заказчиком, в документации об открытом конкурсе указан не полный перечень работ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.

В соответствии с ч. 2 ст. 110.2 Закона о ФКС Правительство Российской Федерации в постановлении от 15.05.2017 № 570 (далее – Постановление № 570) утвердило виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, а также установило, что:

«а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.».

Заказчиком инициирована процедура закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Строительство артезианской скважины на объекте «Артезианская скважина № 99» и реконструкция водопроводной сети объекта «Водопроводные сети д. 125» в р.п. Сапожок Сапожковского района Рязанской области.

Таким образом, на данный открытый конкурс распространяется действие Постановления № 570.

Согласно Постановлению № 570 перечень работ содержит:

1. Подготовительные работы

2. Земляные работы

3. Инженерная подготовка территории

4. Инженерная защита территории

5. Свайные работы

6. Устройство фундаментов и оснований

7. Возведение несущих конструкций

8. Возведение наружных ограждающих конструкций

9. Устройство кровли

10. Фасадные работы

11. Внутренние отделочные работы

12. Устройство внутренних санитарно-технических систем

13. Устройство внутренних электротехнических систем

14. Устройство внутренних трубопроводных систем

15. Устройство внутренних слаботочных систем

16. Установка подъемно-транспортного оборудования

17. Монтаж технологического оборудования

18. Пусконаладочные работы

19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи

20. Устройство наружных сетей канализации

21. Устройство наружных сетей водоснабжения

22. Устройство наружных сетей теплоснабжения

23. Устройство наружных сетей газоснабжения

24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог

25. Работы по обустройству автомобильной дороги

26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути

27. Устройство трубопроводов

28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия

29. Устройство туннелей

30. Устройство штолен

31. Устройство искусственных сооружений

32. Дноуглубительные и водолазные работы

33. Гидротехнические работы

34. Благоустройство

В конкурсной документации Заказчиком установлен перечень работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту:

1. Подготовительные работы

2. Земляные работы

3. Устройство фундаментов и оснований

4. Возведение несущих конструкций

5. Возведение наружных ограждающих конструкций

6.Устройство внутренних электротехнических систем

7. Устройство внутренних трубопроводных систем

8. Устройство наружных сетей водоснабжения.

Вместе с тем, в состав конкурсной документации входят сметы № 04-02-01 «Наружние сети электроснабжения», № 07-02-01 «Благоустройство», № 09-02-01 «Пуско-наладочные работы», работы по которым являются обязательными для включения в перечень работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц в соответствии с требованиями Постановления № 570.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика нарушают ч. 2 ст. 110 Закона о ФКС и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В части 2 статьи 8 Закона о ФКС установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о ФКС конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о ФКС порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

В пунктах 10 и 27 Правил предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с п. 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о ФКС, по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);

б) общее количество исполненных контрактов (договоров);

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Критерии оценки конкурсных заявок содержатся в разделе 7 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» конкурсной документации в частности: «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость критерия 40%). Для критерия оценки установлен следующий показатель: общее количество исполненных контрактов (договоров).

Согласно п. 27(2) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):

а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:

- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);

- линейные объекты капитального строительства;

- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;

- объекты культурного наследия;

б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:

- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);

- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);

- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);

- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;

- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Заказчиком в конкурсной документации установлено, что «оценка по настоящему показателю будет производиться на основании представленных участником открытого конкурса в электронной форме копий документов подтверждающих опыт участника открытого конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.

Работами сопоставимого характера считаются работы в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, выполненные в рамках исполненных контрактов (договоров), заключенных за последние 5 лет, предшествующих сроку окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Количество баллов определяется по следующей шкале оценок:

- наличие 5 и более контрактов (договоров) – 100 баллов;

- наличие 4-х контрактов (договоров) - 80 баллов;

- наличие 3-х контрактов (договоров) - 60 баллов;

- наличие 2-х контрактов (договоров) - 40 баллов;

- наличие 1-го контракта (договора) – 20 баллов;

- отсутствие контрактов (договоров) — 0 баллов.

Опыт участника открытого конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждается участником открытого конкурса в электронной форме наличием в заявке всех нижеперечисленных документов:

- копии исполненных без штрафных санкций (пеней) контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема, заключенных за последние 5 лет, предшествующих сроку окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, включая все приложения к таким контрактам (договорам);

- копии всех актов выполненных работ по соответствующим контрактам (договорам);

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В случае если в исполненный контракт (договор) вносились изменения (дополнения), участнику необходимо приложить дополнительные соглашения со всеми приложениями, в которых отображены соответствующие изменения (дополнения).

При этом стоимость 1-ого из представленных контрактов (договору) должна быть не менее 50% от НМЦК настоящего конкурса, отсутствие такого контракта (договора) будет оцениваться как 0 баллов.

Расторгнутые контракты (договора), контракты (договора) находящиеся на исполнение, договора субподряда приниматься не будут».

Проанализировав материалы дела, Инспекция Рязанского УФАС приходит к выводу, что критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов) по контрактам (договорам) без применения неустоек (штрафов, пеней), заключенных за последние 5 лет, предшествующих сроку окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, стоимость 1-ого из представленных контрактов (договору) должна быть не менее 50% от НМЦК настоящего конкурса нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия, кроме того, применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), срок исполнения контракта и требование, предъявленное к стоимости одного из контрактов, представленных участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, но ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов по рассматриваемому критерию.

На основании вышеизложенного, Инспекция Рязанского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о ФКС и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с ч. 30 ст. 34. Закона о ФКС если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о ФКС заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В Извещении о проведении электронного аукциона № 0859200001121000817 от 15.02.2021 и в конкурсной документации, а также проекте контракта установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Вместе с тем проект муниципального контракта не содержит информации о необходимости предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренной ч. 30 ст. 34 Закона о ФКС.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика нарушают ч. 30 ст. 34 Закона о ФКС и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» п. 1 ч. 3 и ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «ПАНОРАМА» обоснованной.

2. Признать Заказчика (Администрацию муниципального образования – Сапожковского муниципального района Рязанской области) нарушившим часть 10 статьи 16, часть 30 статьи 34, пункт 8 части 1 статьи 54.3, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание Заказчику (Администрации муниципального образования – Сапожковского муниципального района Рязанской области), Уполномоченному учреждению (Государственному казённому учреждению Рязанской области «Центр закупок Рязанской области»), Конкурсной комиссии Государственного казённого учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» и Оператору электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ») об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы по делу №062/06/54.3-233/2021 уполномоченному должностному лицу (заместителю руководителя – начальнику отдела контроля закупок) для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны