Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №062/01/10-79/2021 о нарушении антимонополь... от 5 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«05» октября 2021 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2021 года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе председателя Комиссии <...>., заместителя руководителя управления, членов Комиссии: <...>., начальника отдела антимонопольного контроля, <...>, специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля,

при участии представителей:

- ответчика – <...> (доверенность от 09.03.2021), <...>(доверенность от 21.07.2021),

в отсутствии представителей заявителя и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело №062/01/10-79/2021, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (ИНН 6227000888, ОГРН 1036214000404, адрес: 390044, г. Рязань, ул. Костычева, д. 15А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Техрембытсервис» (далее - ООО «УО Техрембытсервис», Общество), указывающего на нарушение муниципальным унитарным предприятием «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части требования оплаты услуги по оформлению актов периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерения.

17.02.2021 приказом №7 Рязанского УФАС России возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении МУП города Рязани «РМПТС» антимонопольного законодательства.

Дело рассматривалось на заседаниях комиссии, состоявшихся 11.03.2021, 07.04.2021, 19.05.2021, 06.07.2021, 21.07.2021, 18.08.2021, 07.09.2021, 13.09.2021, 21.09.2021.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя пояснил, что Общество обратилось в муниципальное унитарное предприятие «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (далее также - МУП «РМПТС», Предприятие) с заявкой на установку пломб после проведения очередной поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах по адресам: Первомайский проспект, д. 60 корп.1, г. Рязань и Михайловское шоссе, д. 250, корп.7. После опломбирования приборов учета Предприятие направило в управляющую организацию проект договора №677 на оказание услуги по оформлению акта периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя и счёт на оплату от 27.11.2020 №1044. Представитель заявителя считает взимание Предприятием платы за услугу по оформлению актов периодической проверки приборов учета тепловой энергии незаконной.

Представители МУП «РМПТС» с нарушением антимонопольного законодательства не согласились. Указали, что применяемые Предприятием тарифы утверждены постановлением администрации города Рязани от 28.11.2018 (в редакции от 24.01.2020 №216), согласно которому стоимость услуги по оформлению акта периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерения составляет 640,10 рублей за 1 (один) объект. Уточнили, что указанная плата взимается Предприятием исключительно в случаях проверки приборов учета после демонтажа такого прибора; при осуществлении плановых проверок (1 раз в год) плата за услугу не взимается. Отметил, что имеет место возможное некорректное наименование услуги, поскольку по факту в таких ситуациях сотрудник Предприятия оказывает услугу по проведению проверки прибора учета.

21.09.2021, ознакомившись с заключением об обстоятельствах дела от 21.07.2021, Предприятие дополнило свою позицию следующим.

Так, Ответчик не согласен с выводом комиссии о том, что в необходимую валовую выручку в составе тарифа включены расходы на оказание услуг по оформлению акта периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной проверки или ремонта средств измерения. Кроме того, Предприятие считает, что, поскольку общедомовые приборы учета ресурса являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных коммуникаций, то расходы на оплату услуг, связанных с обслуживанием общедомовых приборов учета, должны быть изначально включены в состав платы за содержание жилья. В связи с чем, расходы на оказание услуг по оформлению теплоснабжающей организацией акта периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной проверки или ремонта средств измерения должны входить в плату за содержание и ремонт общего имущества.

Также Предприятие не согласилось с выводом комиссии Рязанского УФАС России о том, что у МУП «РМПТС» не имелось обязанности применять утвержденные администрацией города Рязани тарифы. По мнению представителей МУП «РМПТС» постановление администрации города Рязани от 18.11.2018 обязательно для исполнения.

Письменные пояснения приобщены к материалам дела.

Представитель Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области пояснил, что при установлении тарифов МУП «РМПТС» в составе необходимой валовой выручки не включаются расходы на услуги по оформлению актов периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерений. В то же время, поскольку затраты на оплату труда, необходимые МУП «РМПТС» для осуществления регулируемого вида деятельности, принимаются равными нормативам, в материалах тарифного дела отсутствуют документы об оплате труда работников, задействованных в оказании услуги «оформление актов периодической проверки», а также документов, подтверждающие раздельный учет оплаты труда работников при осуществлении предприятием основного вида деятельности (по регулируемым тарифам) и при оказании услуг по оформлению актов периодической проверки приборов учета.

Представитель администрации города Рязани пояснила, что при оказании услуги по оформлению акта периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной проверки или ремонта средств измерения действующим законодательством не установлен запрет на оказание данной услуги за плату. В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161 – ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Уставом МУП «РМПТС» является коммерческой организацией и вправе получать прибыль при осуществлении своей детальности.

Согласно Положению о порядке установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Рязани, утвержденного решением Рязанской городской Думы №223-1 от 28.11.2011.

На заседаниях комиссии пояснила, что администрация города Рязани ежегодно получает от Предприятия предложения об оказываемых услугах с платой, рассматривает их и утверждает. Уточнила, что в настоящее время администрацией рассматриваются новые предложения (перечень услуг) на следующий календарный год.

Решением Рязанской городской Думы №425-1 от 22.12.2011 «О полномочиях органов местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями» установлено, что Тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями, если иное не предусмотрено федеральными законами, устанавливаются администрацией города Рязани (перечень таких тарифов утверждается администрацией города Рязани).

Постановлением администрации города Рязани № 1373 от 12.03.2021 утвержден Перечень услуг, предоставляемых муниципальными предприятия города Рязани, тарифы на которые устанавливаются администрацией города Рязани.

Пунктом 1.2.9 вышеуказанного Перечня МУП «РМПТС» оказывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям услуги по «оформлению акта периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерения».

Постановлением администрации города Рязани №4642 от 28.11.2018 (в редакции № 246 от 28.01.2020) утверждены тарифы на услуги оказываемые муниципальным унитарным предприятием города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей».

Заслушав доводы ответчиков, изучив представленные в материалы дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующим выводам.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 4 статьи 4.2 Федерального закона «О теплоснабжении» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации (Приказ Минэнерго РФ от 30.09.2015 №704).

Приказом Минэнерго РФ от 30.09.2015 №704 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования – городской округ город Рязань на период действия до 2030 года.

Статусом единой теплоснабжающей организации на территории города Рязани наделено МУП города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (МУП «РМПТС»).

Таким образом, МУП «РМПТС» является единой теплоснабжающей организацией, оказывающей населению города Рязани услуги по теплоснабжению (то есть обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержанию мощности).

Кроме того, МУП «РМПТС» включено в реестр субъектов естественных монополий по адресу: http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии».

Таким образом, МУП «РМПТС» занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг теплоснабжения в географических границах муниципального образования – городской округ город Рязань.

С учетом вышеизложенного, при осуществлении своей предпринимательской деятельности МУП «РПМТС» обязано соблюдать запреты на осуществление монополистической деятельности, установленные в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Техрембытсервис» является организацией, управляющей многоквартирными домами по адресам: г. Рязань, Первомайский проспект, д. 60 корп.1; г. Рязань, Михайловское шоссе, д. 250 корп.7. Указанные дома оборудованы общедомовыми коллективными приборами учета тепловой энергии.

Установлено, что 12.01.2017 между ООО «УО Техрембытсервис» и МУП «РМПТС» заключен договор №35 ОДН/17 поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которым МУП «РМПТС» (ресурсоснабжающая организация) обязуется подавать организации (исполнителю) через присоединенную сеть коммунальный ресурс – горячую воду питьевого качества – в целях содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать принятую горячую воду в определенном порядке (далее также - договор ресурсоснабжения) в том числе по следующим многоквартирным домам:

- Михайловское шоссе, д. 250, корпус 7, г. Рязань,

- Первомайский проспект, д. 60, корпус 1, г. Рязань.

В соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 договора ресурсоснабжения учет полученного исполнителем коммунального ресурса (горячей воды) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по показаниям общедомового и принадлежащих потребителям индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета горячей воды; приборы принимаются ресурсоснабжающей организацией к коммерческому учету и пломбируются в установленном порядке.

При этом в обязанности управляющей организации (исполнителя по договору) входит обеспечение работоспособности общедомовых приборов учета горячей воды, сохранность пломб на приборах учета и соблюдение в течение всего срока действия договора эксплуатационных требований к приборам учета; сообщение в ресурсоснабжающую организацию обо всех нарушениях в работе общедомовых приборах учета горячей воды; обеспечение беспрепятственного доступа уполномоченным представителям ресурсоснабжающей организации к тепловым энергоустановкам и приборам учета с целью контроля соблюдения режимов потребления, исправности общедомовых приборов учета и снятия показаний приборов учета, проведения замеров по определению качества горячей воды.

В соответствии с подпунктом 2.4.2 договора ресурсоснабжения исполнитель имеет право под контролем ресурсоснабжающей организации производить замену узлов учета тепловой энергии и их элементов.

В соответствии с пунктом 2.1.6 договора ресурсоснабжения ресурсоснабжающая организация обязуется по заявкам исполнителя в согласованные сторонами сроки осуществлять приемку общедомовых расчетных приборов учета горячей воды.

Так, указанные многоквартирные дома оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии:

Адрес жилого дома

Тип прибора учета

Заводской номер

Дата государственной поверки

Дата очередной поверки

Наличие

пломбы

Михайловское шоссе, д. 250, корпус 7, г. Рязань

Те РОСС-ТМ

1238

23.10.2020

22.10.2024

-

Первомайский проспект, д. 60, корпус 1, г. Рязань

Те РОСС-ТМ

3371

25.08.2020

24.08.2024 [1]

-

Как следует из письменных пояснений ООО «УК Техрембытсерис» от 14.05.2021 (исх. №272), после проведенного 20.02.2020 осмотра тепловых установок представитель МУП «РМПТС» указал на некорректную работу общедомовых проборов учета, установленных в вышеуказанных жилых домах, и необходимость их ремонта, что явилось основанием для осуществления демонтажа приборов учета и направления их для ремонта заводу-изготовителю. Также представитель заявителя пояснил, что в ходе осуществления работ по демонтажу приборов учета пломбы госповерителя на приборе учета не снимались (письмо ООО «Техно-Терм» от 24.03.2020 исх. №43/20, том 2 л.д. 16).

Установлено, что 16.11.2020 ООО УК «Техрембытсервис» направило в адрес Предприятия заявку (исх. №382) о направлении представителя МУП «РМПТС» для оформления акта периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерения по двум адресам: г. Рязань, Первомайский проспект, д. 60, корпус 1, и г. Рязань, Михайловское шоссе, д. 250, корпус 7.

Основанием для обращения в адрес ресурсоснабжающей организации явилась необходимость проведения очередной проверки (опломбирования общедомовых приборов учета тепловой энергии) после их ремонта в связи с неисправностью (письменные пояснения МУП «РМПТС» от 06.04.2021 исх. №06/1-2420, заявление ООО УК «Техрембытсервис от 31.12.2020 исх. №507).

В ответ на заявку Предприятие направило своих представителей по указанным в заявке адресам, проверки приборов учета тепловой энергии осуществлены, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела следующие акты:

- акт периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя от 19.11.2020 (адрес объекта: г. Рязань, Михайловское шоссе, д. 250, корпус 7);

- акт периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя от 18.11.2020 (адрес объекта: г. Рязань, Первомайский проспект, д. 60, корпус 1).

После проведения проверок в адрес управляющей организации поступил проект договора оказания услуг №677 от 27.11.2020 с оплатой за услугу по оформлению актов периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерения по двум объектам в размере 1280,20 рублей; выставлен счет на оплату №1044 от 27.11.2020 на такую же сумму.

В ходе рассмотрения дела представители МУП «РМПТС» пояснили, что в данной ситуации имеет место некорректное наименование услуги, за которую теплоснабжающая организация взимает плату. По факту сотрудники МУП «РМПТС», помимо оформления акта проверки прибора учета, осуществляют также следующие действия: выезд на место, контроль показаний прибора учета, опломбирование всех элементов узла учета, составление акта.

Указанное описание действий следует из представленного в материалы дела хронометража рабочего времени на выполнение услуги по оформлению акта периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерения (том 2 л.д. 32), пояснений представителя Ответчика (протоколы заседания комиссии Рязанского УФАС России от 07.04.2021, том 2, л.д. 1-6, от 19.05.2021 – л.д.175-178).

Представители ответчика на заседаниях комиссии также пояснили, что Предприятие плату за услугу проверки узлов учета тепловой энергии в ходе плановых ежегодных проверок не взимает; взимание платы осуществляется только в случае проведения внеочередных проверок, например, в связи с установкой прибора учета после ремонта или после его очередной поверки.

Учредителем МУП «РМПТС» является муниципальное образование – городской округ город Рязань в лице администрации города Рязани и Рязанской городской Думы.

В соответствии с пунктом 1.4.1 Устава МУП «РМПТС», утвержденного решением Рязанской городской Думы 29.11.2010 №699-I (далее – Устав), Рязанская городская Дума среди прочего устанавливает в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами, цены и тарифы на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) Предприятием.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава Предприятие вправе осуществлять виды деятельности, не идущие в ущерб основным видам деятельности, в том числе оказание платных услуг населению и юридическим лицам.

Постановлением администрации города Рязани от 12.03.2012 №1373 (с изменениями на 04 декабря 2020 года) утвержден перечень услуг, предоставляемых муниципальными предприятиями города Рязани, и работ, выполняемых муниципальными предприятиями города Рязани, тарифы на которые устанавливаются администрацией города Рязани.

В соответствии с пунктом 1.2.9 приложения к постановлению администрации города Рязани от 12 марта 2012 года №1373 (внесен постановлением администрации города Рязани от 04.05.2016 №1842) в числе услуг МУП «РМПТС», тарифы на которые устанавливаются администрацией города Рязани, поименованы услуги по оформлению акта периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерения.

Постановлением администрации города Рязани от 01.08.2016 №3461 (с изменениями на 28.04.2018) плата на услугу по оформлению акта периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерения, оказываемую МУП «РМПТС», установлена в размере 470 рублей за 1 объект, постановлением администрации города Рязани от 28.11.2018 №4642 плата за данную услугу установлена в размере 621,50 рубля, постановлением администрации города Рязани от 28.08.2020 №246- в размере 640,10 рубля.

Как пояснила представитель администрации города Рязани на заседании комиссии 19.05.2021, данное постановление принимается на основании документов, направляемых МУП «РМПТС», обосновывающих размер тарифов; в настоящее время администрацией ведется работа по установлению аналогичных тарифов на 2022 год.

Установлено, что выручка от оказания услуг по оформлению актов периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерения МУП «РМПТС» в 2019 году составила <...> рубля, в 2020 году – <...> рубля, в январе 2021 года – <...> рубля; контрагентами являлись товарищества собственников жилья города Рязани, учреждения социальной сферы г. Рязани (ТСЖ «Сатурн-4», ТСЖ «Шериф», администрация города Рязани, детские сады №№138, 12, 71 и др., том 1 л.д. 74-82).

Между тем, оценивая действия Предприятия по взиманию платы за услугу по оформлению акта периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта на предмет соответствия требованиям части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующим выводам.

Постановлениями ГУ РЭК Рязанской области от 19.12.2018 N 424 и N 425 для потребителей МУП "РМПТС" установлены тарифы на горячую воду в открытой и закрытой системах теплоснабжения (горячее водоснабжение) на период с 01.01.2019 по 31.12.2023.

Таким образом, МУП «РМПТС» обязано оказывать услуги по теплоснабжению, горячему водоснабжению в рамках установленных тарифов.

Доводы представителей ответчика о том, что при определении необходимой валовой выручки (НВВ) в составе тарифа не включены расходы на оказание услуг по оформлению актов периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки, в полном объеме не находят своего документального подтверждения.

Из Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета, утвержденного приказом МУП города Рязани «РМПТС» от 29.12.2017 №143, следует, что расходы, непосредственно связанные с производством и передачей тепловой энергии учитываются в составе расходов основного производства, прочие расходы учитываются как общепроизводственные и общехозяйственные расходы с последующим распределением на основное производство. В качестве базы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов приняты расходы на оплату труда рабочих основного производства.

Так, согласно представленной МУП «РМПТС» калькуляции, себестоимость услуги по оформлению актов периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки состоит из отчислений на социальные нужды и накладных расходов (12,8 % от оплаты труда).

Итоговая сумма с учетом НДС – 633,80 рублей.

Между тем установлено, что услуги по оформлению акта периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерения оказываются сотрудниками Предприятия (слесарь, контролер тепловой инспекции, сотрудник отдела сбыта), которые участвуют в обеспечении Предприятием основного вида деятельности: услуг теплоснабжения (поставки тепловой энергией, теплоносителем).

Так, с учетом Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, тарифы на тепловую энергию (мощность), на теплоноситель, горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) относятся к регулируемым ценам (тарифам), устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения.

Пункт 33 Основ ценообразования №1075 содержит указание на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоявших из следующих групп расходов:

1) топливо;

2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель;

3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) сырье и материалы;

5) ремонт основных средств;

6) оплата труда и отчисления на социальные нужды;

7) амортизация основных средств и нематериальных активов;

8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования №1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенными соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Пунктом 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской от 13.05.2013 №406, также предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно экспертному заключению ГУ РЭК Рязанской области по расчету тарифов единой теплоснабжающей организации МУП «РМПТС» на тепловую энергию и теплоноситель на 2019-2023 года (том 2, листы 115-133) в составе операционных расходов учтены расходы на оплату труда, определенные согласно пункту 42 Основ ценообразования в соответствии с фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования (2017 год), и прогнозными индексами потребительских цен на 2018 и 2019 годы. Фактический фонд начисленной заработной платы определен согласно формам статистической отчетности П-4, в которых отражаются в том числе выплаты, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль и относящиеся к нормативной прибыли.

Таким образом, при установлении МУП «РМПТС» тарифов на регулируемые виды деятельности ГУ РЭК Рязанской области учитывает оплату труда основного персонала.

При этом в ходе рассмотрения дела МУП «РМПТС» не представило доказательств ведения раздельного учета оплаты труда работников при осуществлении регулируемого вида деятельности и при оказании услуг по оформлению актов периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерения.

Также не представлено доказательств раздельного учета иных расходов, которые МУП «РМПТС» относило на себестоимость оказания услуг по оформлению актов периодических проверок приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерения.

Таким образом, вывод ответчика о том, что затраты МУП «РМПТС» на оказание услуг по оформлению актов периодических проверок приборов учета после их поверки или ремонта, не учтены ГУ РЭК Рязанской области при утверждении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, документально не подтвержден.

С другой стороны, комиссия Рязанского УФАС России не может согласиться с аргументами ответчика о том, что оформление акта периодической проверки приборов учета после их поверки и ремонта является самостоятельной услугой, приобретаемой потребителями «по договорной» цене. Так, теплоснабжающая организация помимо регулируемых видов деятельности (в данном случае оказание услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения), вправе оказывать иные платные услуги (к примеру, ремонт приборов учета, и прочие строительные работы).

Однако в рассматриваемой ситуации оформление результатов проверки приборов учета путем составления актов является предписанной законом обязанностью теплоснабжающей организации при осуществлении регулируемого вида деятельности.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №261 – ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно – технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно – технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона №261 – ФЗ).

Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определен в Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных проставлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1034 (далее – Правила №1034).

Согласно пункту 17 Правил №1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Выдача технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по приемке узлов (приборов) учета осуществляется без взимания с потребителя тепловой энергии платы (пункт 18 Правил №1034).

Обязанность по проведению теплоснабжающей организацией проверки приборов учета после очередной (внеочередной) поверки или ремонта и составление актов проверки узла учета следует из пунктов 91, 92 Правил №1034.

Таким образом, действующее законодательство в рамках осуществления регулируемой деятельности по поставке тепловой энергии, теплоносителя населению (в том числе на общедомовые нужды) обязывает теплоснабжающие организации обеспечить коммерческий учет поставленных ресурсов, предполагающий введение в эксплуатацию приборов учета (в том числе после их демонтажа для поверки или ремонта), проведение периодических проверок приборов учета ((плановых/периодических) либо внеплановых (после поверки либо ремонта)).

Вопреки позиции МУП «РМПТС» внеочередная проверка приборов учета (после поверки либо ремонта), а также составление акта проверки не являются самостоятельными услугами, не связанными с осуществлением основного вида деятельности предприятия (поставка ТЭ, теплоносителя).

Фактически, осуществляя мероприятия по обеспечению коммерческого учета поставляемых ресурсов (в том числе мероприятия по проверке приборов учета после их поверки и демонтажа), теплоснабжающая организация исполняет нормативно предписанные обязанности в рамках основного регулируемого государством вида деятельности (поставка тепловой энергии, теплоносителя).

Вместе с тем, комиссия Рязанского УФАС России отклоняет доводы МУП «РМПТС» о том, что действующее законодательство обязывает домоуправляющие организации в рамках обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме компенсировать расходы теплоснабжающей организации на проверку и введение в эксплуатацию общедомовых приборов учета после их очередной (внеочередной) поверки или ремонта.

Так, с учетом положений пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 (далее – Минимальный перечень), домоуправляющая организация обязана, в числе прочего проверять исправность и работоспособность коллективных (общедомовых) приборов учета. Указанные работы оплачиваются собственниками помещений в составе платы за содержание и ремонт общедомового оборудования.

Однако постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 не обязывает оплачивать расходы теплоснабжающих организаций, связанные с установкой и эксплуатацией приборов учета (проведения проверок, осмотров, составление необходимых документов); указанные расходы не подлежат включению в состав платы за содержание и ремонт общего имущества.

Одновременно с этим, комиссия отмечает, что, вопреки доводам МУП «РМПТС», постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 не обязывает собственников жилых/нежилых помещений в многоквартирном доме компенсировать сверх платы за коммунальные услуги, поставляемые на общедомовые нужды, расходы на проверку, приемку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета после его ремонта.

Так, в случае обнаружения неисправности общедомового прибора учета в соответствии с пунктом 89 Правил №1034 домоуправляющая организация обязана в течение суток известить об этом обслуживающую организацию и теплоснабжающую организацию.

Аналогичная обязанность домоуправляющей организации предусмотрена пунктом 2.2.5 договора поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме №35ОДН/17, заключенного 13.01.2017 МУП «РМПТС» и ООО «УК Техрембытсервис».

После ремонта или замены неисправного прибора учета МУП «РМПТС» в соответствии с пунктом 2.1.6 договора поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.01.2017 №35ОДН/17 обязано осуществить приемку общедомового прибора учета горячей воды.

Таким образом, действия МУП «РМПТС» по проверке и введению в эксплуатацию общедомовых приборов учета, установленных по адресам: г. Рязань, Первомайский проспект, д. 60 корп.1; г. Рязань, Михайловское шоссе, д. 250 корп.7, после их ремонта (в том числе и составление актов проверки), осуществлены в рамках исполнения обязанностей по договору поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.01.2017 №35ОДН/17; оплата услуг теплоснабжающей организацией должна производиться в соответствии с разделом 4 данного договора по утвержденным тарифам.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 (далее – Правила №354).

В разделе VII Правил №354 (пункты 80-85 (3)) определен порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний.

Так, пунктами 81-81 (9) Правил №354 регламентирован порядок ввода приборов учета в эксплуатацию после их первичной установки. При этом в соответствии с пунктом 81 (9) ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем или гарантирующим поставщиком без взимания платы.

Согласно пункту 81 (14) ввод в эксплуатацию приборов учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81 (9) настоящих Правил. Установленный прибор учёта, в том числе после поверки, опломбируется лицом, указанным в пункте 81 (8) настоящих Правил, исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Доводы о том, что положения раздела VII Правил №354, в том числе пункты 81 (9), 81 (14) не распространяются на правоотношения, возникающие при вводе в эксплуатацию после ремонта или поверки общедомовых приборов учета, основаны на неверном толковании положений законодательства.

Как следует из содержания пунктов 81 (9), 81 (14) Правил №354, они регламентируют вопросы установки и ввода в эксплуатацию всех без исключения приборов учета.

Отклоняется как несостоятельная не относящаяся к рассматриваемым обстоятельствам ссылка МУП «РМПТС» на право исполнителя взимать плату за повторное опломбирование приборов учета в связи с нарушением пломбы или знаков поверки.

В данном случае МУП «РМПТС» осуществляет проверку общедомовых приборов учета ООО УК «Техрембытсвервис» в связи с их поверкой; фактов нарушения установленных после поверки пломб, требующих их повторной установки, не выявлено.

Рассматривая довод Ответчика о том, что у Предприятия не имелось правовых обязанностей по неприменению нормативно - правового акта администрации города Рязани (постановление от 12.03.2012 №1373, от 28.11.2018 №4642, от 28.01.2020), комиссия Рязанского УФАС России отмечает следующее.

Так, постановления администрации города Рязани от 12.03.2012 №1373, от 28.11.2018 №4642, от 28.01.2020 приняты в соответствии с полномочиями, представленными Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Между тем комиссия отмечает, что акты органа местного самоуправления в части установления взимания платы за услугу по оформлению актов периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерений противоречат актам большой юридической силы, регламентирующие вопросы ценообразования в сфере теплоснабжения.

Как определено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в формах недопущения, ограничения, устранения конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинения вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

С учетом положений части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции, пунктов 3 - 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 ГК РФ на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

В рассматриваемом случае действия МУП «РМПТС» по незаконному взиманию с потребителей услуг (юридические лица, управляющие организации, население) платы за оформление актов периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, после их поверки или ремонта направлены на извлечение необоснованной выгоды.

С учетом вышеизложенных обстоятельств комиссия Рязанского УФАС России не может согласиться с допустимостью совершения МУП «РМПТС» действий по взиманию платы за оказание услуги по оформлению акта периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, а также с их разумностью.

Так, действия МУП «РМПТС», выразившиеся в требовании платы за оформление актов периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерений, приводят к ущемлению интересов неопределенного круга лиц и противоречат части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного в соответствии со статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 2 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия Рязанского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать действия муниципального унитарного предприятия города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (ИНН 6227000888, ОГРН 1036214000404, адрес: 390044, г. Рязань, ул. Костычева, д. 15А) в части взимания платы за оформление актов периодической проверки приборов учета тепловой энергии и теплоносителя после очередной поверки или ремонта средств измерений нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

2. Выдать муниципальному унитарному предприятию города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Решение и предписание территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд либо в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение трех месяцев со дня принятия.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

<...>

  1. согласно акта периодической проверки узла учета тепловой энергии от 18.11.2020 даты госповерки и очередной поверки 20.10.2020 и 20.10.2024 соответственно. ↑

Связанные организации

Связанные организации не указаны