Решение №ЮГ/775/23 Решение по делу № 062/05/5-43/2023 от 7 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 062/05/5-43/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 февраля 2023 г.

Решение в полном объеме изготовлено 07 марта 2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – Г.Ю.Н., членов Комиссии – Д.К.А., Д.С.Ю.,

Рассмотрев дело № 062/05/5-43/2023 возбужденное в отношении ООО «ТОРГСЕРВИС 50» (ОГРН 1155022000825, адрес: 143306, Московская область, город Наро-Фоминск, Профсоюзная ул., д. 37а, офис 201) по заявлению Б.О.Ю. с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

при участии представителя ООО «ТОРГСЕРВИС 50» – Е. К. И. по доверенности от 28.12.2022;

представителей заинтересованного лица – ООО «Марс Медиа» - генерального директора ООО «Марс Медиа» А.Т.М.; представителя ООО «Марс Медиа» по доверенности от 10.11.2022 П. Е. Е.;

представителя заинтересованного лица – ИП Л. Н. С. (лично),

установила:

В адрес Рязанского УФАС поступило заявление от Б. О. Ю. (вх. от 18.10.2022 № 2455-ЭП/22) по признакам нарушения законодательства о рекламе, выразившегося в нарушении требований Закона о рекламе при распространении рекламного ролика магазина продуктов «Светофор», касающегося проведения акции с 18.10.2022 по 19.10.2022 по продаже сахарного песка по цене 29 руб. 90 коп. за 1 кг на территории г. Рязани и Рязанской области.

По мнению заявителя, указанная реклама вводила в заблуждение потребителей, так как из-за небольшой продолжительности рекламного ролика, быстрой смены кадров и разного шрифта, стиля и цвета оформления текста, заявитель не смог воспринять должным образом информацию обо всех существенных условиях проводимой акции.

Изучив материалы дела, заслушав доводы участников дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Исходя из пункта 2 части 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае реклама направлена на привлечение внимания потребителей к сети магазинов продуктов «Светофор» с помощью рекламного ролика, касающегося проведения акции с 18.10.2022 по 19.10.2022 по продаже сахарного песка по цене 29 руб. 90 коп. за 1 кг. Указанный рекламный ролик распространялся в эфире следующих телеканалов: «Первый», «Телекомпания НТВ», «Первый развлекательный СТС», «Телеканал REN-TV», «Домашний», «Петербург – 5 канал», «ТВ-3 Россия», «ТВ ЦЕНТР-Москва».

В рекламных роликах распространялась информация следующего содержания (длительность ролика 10 секунд):

Звуковой ряд: «В магазинах «Светофор» дни выгодных покупок. Только 2 дня. 18 и 19 октября сахар- песок 29.90 за килограмм. Светофор. Экономить проще, чем кажется».

Текст:

1 кадр (с 1 по 2 сек).

На ярко-красном фоне крупными белыми буквами размещена информация: Светофор Сеть магазинов. С 18 по 19 октября. АКЦИЯ.

2 кадр (с 3 по 7 сек).

Сверху вниз следующие надписи:

Светофор.Сеть магазинов.АКЦИЯ! С 18 по 19 октября.

Слева и по центру -изображение упаковочного пакета с сахарными песком (1кг) и ярким крупным ценником на нем -29.90* сахар-песок.

В нижней части кадра на голубом фоне более мелким белым шрифтом располагается следующая текстовая информация:

* Акция действует с 18.10.2022г. по 19.10.2022г. при единовременной покупке другого товара на сумму от 1000 руб. Цена указана за 1 кг, товар продается мешком 5 кг. Цена на 5кг-149,50 руб. при соблюдении условий акции (при несоблюдении условий акции действует розничная цена- 349 руб). Ограничение - 5кг. в чек. Чеки не суммируются. Подробности у продавцов-консультантов. Количество товара ограничено. Цена указана в рублях.

3 кадр (с 8 по 10 сек).

Изображение карты Рязанской области с указанием ряда населённых пунктов, в которых находятся магазины сети «Светофор»: Рязань, Касимов, Спасск-Рязанский, Шилово, Сасово, Михайлов, Пехлец, Скопин, Ряжск, Александро-Невский, д. Турлатово, с. Казачья Слобода.

Указанный ролик имеется в материалах настоящего дела.

В своих письменных пояснениях ООО «Торгсервис 50» указывает следующее.

Представленный рекламный материал о проведении акции по продаже сахарного песка с 18.10.2022 по 19.10.2022, является добросовестной и достоверной рекламой.

Согласно п. 28 Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Считаем, что информация изображена надлежащим образом: в рассматриваемом в настоящем деле ролике условия акции под звездочкой* занимают не менее 1/8 площади кадра, демонстрируются зрителям на протяжении всего рекламного ролика, различимы, читабельны, контрастируют с фоном. Даже при маленьком размере монитора телевизора размер шрифта не менее 14-го кегля, что никак не может расцениваться как мелкий шрифт. В рекламном ролике размещены достоверные и полные условия акции, указана вся информация, согласно требованиям Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ. Постановление Пленума ВАС РФ не содержат указания на продолжительность рекламного ролика как на обстоятельно, препятствующее восприятию информации, в Постановлении есть указание на шрифт (кегль) и цветовую гамму. При этом условия акции демонстрируются на экране не менее 5 секунд, что позволяет прочитать и уловить все существенные условия акции, особенно с учетом повторяемости трансляции видеоролика в эфирах телеканалов.

...Более чем у 10 000 не возникло никаких вопросов относительно условий акции, более того, по многочисленным просьбам покупателей акция была продлена до 23.10.2022.

Указанные доводы об отсутствии в действиях ООО «Торгсервис 50» нарушения требований законодательства о рекламе не принимаются ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламных роликах крупным, ярким, хорошо читаемым шрифтом выделена информация о сроках проведения акции: с 18 по 19 октября 2022 г., о месте проведения: магазины «Светофор», об информации о товаре и его стоимости в дни проведения акции: товар - сахарный песок по цене 29,90 руб.

Иная существенная информация об иных условиях акции, при которых указанный товар мог быть приобретен по акционной цене -(единовременная покупка на 1000 рублей; в том числе единовременная покупка 5кг мешка сахара; не более 5кг. сахара в чек; чеки не суммируются) выполнена более мелким шрифтом по сравнению с другими надписями, транслировалась незначительное количество времени из-за скорости смены кадров. Кроме того, данная информация посредством аудио не озвучивалась.

Указанный способ размещения информации не позволил потребителям (в частности заявителю) воспринимать указанную рекламную информацию должным образом и в полном объеме, и, кроме того, ввело их в заблуждение относительно всех условий приобретения вышеуказанного акционного товара, что подтверждается поступившим обращением в Рязанское УФАС России.

Отсутствие в Законе о рекламе нормы, определяющей размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть произвольного содержания, формы и способа подачи, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Законе о рекламе относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламных надписей.

Пунктом 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" установлено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что в указанной рекламе содержались признаки нарушений требований части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Часть 6 статьи 38 Закона о рекламе предусматривает ответственность рекламодателя за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Распространение спорной рекламы осуществлялось ООО «Марс Медиа» на основании договора от 02.10.2022 № 62/2020/0245, заключенного с ИП Л. Н. С.

Указанный спорный рекламный ролик был передан ИП Л. Н. С. ООО «Торгсервис 50» по генеральному договору № 44/22 от 20.06.2022 для последующего размещения в средствах массовой информации.

В соответствии с пунктом 1.1 генерального договора № 44/22 Исполнитель (ИП Л. Н. С.) по поручению Заказчика (ООО «Торгсервис 50») обязуется оказать услуги по информационному обслуживанию: изготовлению, подготовке и размещению рекламных материалов в средствах массовой информации, и иные услуги, оговариваемые в Приложениях к договору.

На заседаниях комиссии ИП Л. пояснила, что не является рекламодателем.

В подтверждении своей позиции ИП Л. представила электронную переписку с ООО «Торгсервис 50» о согласовании рекламного ролика, а также гарантийное письмо от 06.10.2022 № б/н, согласно которому именно ООО «Торгсервис 50» представило рекламные ролики в готовом виде, а также гарантировало соответствие рекламного материала действующему законодательству Российской Федерации.

Представитель ООО «Торгсервис 50» факт передачи готового рекламного ролика ИП Л. Н. С. не отрицал.

Как следует из приведенных выше материалов дела, пояснений ИП Л. и ООО «Торгсервис 50» лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, является ООО «Торгсервис 50».

Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО «Торгсервис 50» является рекламодателем и рекламопроизводителем указанного ролика.

Следовательно, ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет ООО «Торгсервис 50».

В ходе заседания Комиссии установлено, что указанная реклама в настоящий момент не распространяется.

Руководствуясь статьей 5, пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительство Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

решила:

1. Признать ООО «Торгсервис 50» (ОГРН 1155022000825, адрес: 143306, Московская область, город Наро-Фоминск, Профсоюзная ул., д. 37а, офис 201), нарушившим требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении рекламного ролика магазина продуктов «Светофор», касающегося проведения акции с 18.10.2022 по 19.10.2022 по продаже сахарного песка по цене 29 руб. 90 коп. за 1 кг.

2. Предписание о прекращении нарушения требований законодательства РФ о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в установленном порядке.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии Ю.Н. Г.

Члены Комиссии: К.А. Д.

С.Ю. Д.

Связанные организации

Связанные организации не указаны