Протокол, выписка из протокола б/н ПРОТОКОЛ № 062/04/14.31-131/2020 об административном правона... от 6 марта 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

«06» марта 2020 года                                                                                            г. Рязань

 

Протокол составлен <...>, начальником отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области, в отношении публичного акционерного общества «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (ПАО «РЭСК», ул. Дзержинского,  д. 21а, г. Рязань, 390005; ИНН 6229049014,  КПП 623401001) в присутствии защитника <...> (доверенность от 04.04.2016),  извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола (уведомление о составлении протокола исх. №503 от 12.02.2020).

Событие административного правонарушения и его квалификация:

07.06.2019 комиссией Рязанского УФАС Росси по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства принято решение по делу №134-04-1/2017, которым публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (далее – ПАО «РЭСК») признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части нарушения порядка уведомления потребителя при инициировании процедуры ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское».

Установлено, что публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии (мощности) в географических границах Рязанской области с долей 80%.

Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о возможности ПАО «РЭСК» оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара – электрической энергии (мощности).

Установлено, что между ПАО «РЭСК» и ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» (юридический адрес: 391043, Рязанская обл., Клепиковский район, п. Болонь, ул. Строителей, д. 9, кв. 17) заключен договор энергоснабжения № 361241 от 04.03.2013, на основании которого электрической энергией снабжаются несколько объектов, в том числе непосредственно используемых для централизованного водоснабжения и водоотведения (артскважины, канализационные станции и т.д.).

Так, пунктом 1 приложения №1 к договору энергоснабжения определены 6 (шесть) точек поставки электрической энергии, в том числе:

1)     ПС Болонь фидер №2 т/п 10/0,4 кВ №1 (оборудование владельца – головные водопроводные сооружения (ГВС));

2)     ПС Болонь фидер №2 т/п 10/0,4 кВ №4 (оборудование владельца – офис);

3)     ПС Болонь фидер №5 т/п 10/0,4 кВ №6 (оборудование владельца –канализационная насосная станция (КПН)).

Сетевой организацией, к сетям которой технологически присоединены объекты централизованного водоснабжения ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское», является АО «РОЭК».

В 2013 году АО «РОЭК» и ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» согласовали акт технологической и аварийной брони электроснабжения, согласно которому установлена нагрузка технологической брони электроснабжения в объеме 0,029 тыс. кВт, при этом нагрузку аварийной брони потребитель не имеет.

Нагрузка технологической брони установлена для следующих объектов:

- ПС Болонь, ЗТП №1, артскважина, технологическая броня электроснабжения 0,008 кВт; допустимое время перерыва 24 часа;

-   ПС Болонь, ЗТП №6, КНС, технологическая броня электроснабжения 0,010 кВт; допустимое время перерыва 24 часа;

- ПС Болонь, ЗТП №1, артскважина, технологическая броня электроснабжения 0,011 кВт; допустимое время перерыва 24 часа.

Установлено, что ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» ненадлежащим образом исполняло свои обязательства по оплате электрической энергии, в связи с чем ПАО «РЭСК» направило в адрес ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» 16.01.2017 (исх. № 344-63) и 31.01.2017 (№ 344-186) уведомления о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии в полном объеме в отношении следующих объектов: головные водопроводные сооружения (пос. Болонь Клепиковского района Рязанского района) и офис.

Из уведомления от 16.01.2017 (исх. №344-63) следовало, что по состоянию на 16.01.2017 у потребителя имелась задолженность в размере 16,28 тысяч рублей по обязательствам, срок исполнения которых приходился до 10.01.2017 (оплата электрической энергии (мощности) в размере 30% стоимости текущего потребления в январе 2017 года). Также в уведомлении отражено, что 18.01.2017 истекает срок исполнения текущих обязательств по оплате электрической энергии (мощности) в размере 82,73 тысяч рублей (окончательный расчет за декабрь 2016 года), 25.01.2017 истекает срок исполнения текущих обязательств по оплате электрической энергии в размере 24,69 тысяч рублей (оплата 40% стоимости текущего потребления в январе 2017 года).

В связи с этим гарантирующий поставщик указал, что в случае неоплаты задолженности и текущих платежей на общую сумму в размере 123,70 тысяч рублей в срок до 30.01.2017 в присутствии представителя сетевой организации необходимо ввести режим частичного ограничения путем ограничения электропотребления в полном объеме по части следующих объектов:  

- ПС Болонь ф.2 ЗТП №1 - головные водопроводные сооружения;

- ПС Болонь ф.2 ЗТП №4 - офис.                                                                                                    

В случае невыполнения действий по самостоятельному частичному ограничению в указанный период, а также в случае непогашения полной задолженности 06.02.2017 в 11-00 часов ограничение будет произведено сотрудниками АО «РОЭК» в полном объеме по указанным объектам.

В соответствии с абзацем 2 подпункта «б» пункта 2  Правил ограничения дата предполагаемого частичного ограничения режима потребления не может быть определена ранее десяти дней с даты возникновения задолженности.

В соответствии с поступившим в адрес АО «РОЭК» уведомлением ПАО «РЭСК» от 17.01.2017(исх. №395-22) сетевой организации необходимо было ввести ограничение потребления электрической энергии 30.01.2017 в отношении офиса и головного водопроводного сооружения ООО «Коммунальное хозяйства «Болоньское».

30.01.2017 на основании уведомления ПАО «РЭСК» от 17.01.2017 (исх. №344-72) АО «РОЭК» прекратило подачу электрической энергии  на головном водонапорном сооружении, а также в офисных помещениях ООО «Коммунальное хозяйства «Болонское», о чем составлены акты «Об ограничении режима потребления электрической энергии (юридические лица)» от 30.01.2017 №3 и №4.

По состоянию на 31 января 2017 года у ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» имелась задолженность по оплате электрической энергии (мощности) в размере 12,01 тысяч рублей, представляющая собой задолженность по обязательствам, срок исполнения которых приходился до 25.01.2017 (оплата 40% стоимости текущего потребления в январе 2017 года).

В связи с этим ПАО «РЭСК» направило уведомление 31.01.2017 (№ 344-186), в котором указывалось, что согласно акту от 31 января 2017 года, представленному сетевой организацией, ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» 30 января 2017 года самостоятельно произвело частичное ограничение подачи электроэнергии. В случае неоплаты  ООО  «Коммунальное хозяйство «Болоньское» задолженности по оплате электрической энергии в размере 12,01 тысяч рублей до 06.02.2017, 06.02.2017 в 11 часов 00 минут силами сетевой организации будет введен режим частичного ограничения в полном объеме по части следующих объектов: ПС Болонь ф. 2 ЗТП №1 – ГВС (головные водопроводные сооружений) и ПС Болонь ф. 2 ЗТП №4 (офис).

02.02.2017 на основании уведомления ПАО «РЭСК» от 02.02.2017 (исх№344-702) АО «РОЭК» возобновило поставку электрической энергии в полном объеме на вышеуказанных объектах, о чем составлены акты от 02.02.2017 «О возобновлении подачи потребления электрической энергии  (юридические лица)» №3 и №2.

Анализируя действия ПАО «РЭСК» в контексте соблюдения требований антимонопольного законодательства, комиссия Рязанского УФАС пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 335-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила ограничения).

При описанных обстоятельствах подлежат применению положения Правил ограничения, действовавших в момент совершения субъектом розничных рынков электрической энергии описанных действий (в ред. от 26.12.2016).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил ограничения основанием для введения ограничения является нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электроэнергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства (пункт 10 Правил ограничения).

Ограничение режима потребления электрической энергии вводится по инициативе Гарантирующего поставщика в связи с наступлением, в том числе вышеуказанных обстоятельств, перед которым не исполнены обязательства по договору.

Пунктами 15, 17, 18 Правил ограничения установлен порядок введения режима ограничения потребления электрической энергии, с учетом категории потребителей и наличия/отсутствия соответствующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 7 Правил ограничения инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:

а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) основания введения ограничения режима потребления;

в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);

г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);

д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.

Как следует из абзаца 2 подпункта «а» пункта 15 Правил ограничения дата предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения потребителем уведомления.

В любом случае, с учетом приведенных требований положений абзаца 2 подпункта «б» пункта 2, пункта 7, абзаца 2 подпункта «а» пункта 15 Правил ограничения дата предполагаемого частичного ограничения режима потребления не может быть определена ранее десяти дней с даты возникновения задолженности.

Однако анализируемым уведомлением от 16.01.2017 (исх. №344-63) ПАО «РЭСК» уведомило ООО  «Коммунальное хозяйство «Болоньское» о частичном ограничении потребления, которое необходимо ввести 30.01.2017 в связи с наличием задолженности, возникшей 11.01.2017 (за 21 день до ограничения), а также в связи с возможным неисполнением 18.01.2017 потребителем обязательств по оплате электрической энергии за декабрь 2017 года (за 12 дней до ограничения) и в связи с предполагаемой неоплатой в срок до 25.01.2017 40% стоимости текущего потребления за январь  2017 года (за 5 дней до ограничения).

Как следствие, уведомлением от 16.01.2017 (исх. №344-63) ПАО «РЭСК» ограничивало ООО  «Коммунальное хозяйство «Болоньское» в праве на получение услуг энергоснабжения в течение всех 10 дней (с 26.01.2017 по 04.02.2017) с момента возникновения задолженности (в случае неоплаты авансового платежа 25.01.2017).

Также при рассмотрении дела отмечено, что согласно императивным требованиям законодательства (подпункт «б» пункт 7 Правил ограничения) гарантирующий поставщик вправе инициировать процедуру введения режима ограничения электрической энергии и направить соответствующие уведомления потребителю и исполнителю только при наличии на то оснований; применительно к рассматриваемой ситуации – при наличии задолженности в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа. При этом инициирование процедуры введения режима энергопотребления в отсутствие правовых оснований, в том числе направление уведомлений об ограничении, основанных на вероятности неисполнения потребителем текущих платежей, действующее законодательство не предусматривает.

Совершение подобных действий ущемляет интересы потребителей, поскольку приводит к прекращению поставки электрической энергии по непредусмотренным законом основаниям.

К примеру, в случае погашения ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» возникшей задолженности, а также оплаты в срок до 18.01.2017 потребленной в декабре 2016 года электрической энергии, но неоплаты либо частичной оплаты авансового платежа (40% текущего потребления), заявителю во исполнение уведомления ПАО «РЭСК» от 16.01.2017 (исх. №344-63) 30.01.2017  надлежало ввести частичное ограничение режима потребления.

Основанием направления уведомления от 31.01.2017 (исх. №344-186) стала неполная оплата потребителем авансового платежа, размер которого составлял 24,69 тысяч рублей. Однако по состоянию на 31.01.2017 за потребителем числилась задолженность лишь в 12,01 тысяч рублей, что менее установленного в абзаце 2 подпункта «а» пункта 2 Правил размера задолженности, который мог бы стать причиной для инициирования процедуры ограничения потребления в отношении объектов ООО  «Коммунальное хозяйство «Болоньское» в указанную дату.

Таким образом, при инициировании процедуры введения ограничения электрической энергии в отношении объектов ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» и направлении уведомлений от 16.01.2017 (исх. №344-63) и 31.01.2017 (исх. №344-186), ПАО «РЭСК» нарушило требования подпункта «б» пункта 2, пункта 7, подпункта «а» пункта 15 Правил ограничения и ущемило интересы ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» в части ограничения (угрозы ограничения) права на получение услуг энергоснабжения.

Указанные действия ПАО «РЭСК» привели к нарушению законодательства об электроэнергетике, следствием которого стало (могло стать) отсутствие возможности у ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское», как организации водопроводно-канализационного хозяйства в пос. Болонь Клепиковского района  Рязанской области, принять меры по надлежащему исполнению обязательств, связанных с поставкой услуг водоснабжения и водоотведения конечным потребителям.

Так, в рассматриваемой ситуации гарантирующий поставщик инициировал прекращение поставки электрической энергии на объекты централизованного водоснабжения, которые отнесены законодателем к категории объектов, полное прекращение поставки которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В связи с угрозой наступления неблагоприятных последствий в законодательстве Российской Федерации предусмотрена особая процедура ограничения энергопотребления объектами данной категории.

В частности, пунктом 17 Правил ограничения определено, что при наличии у потребителей акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, вводится в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет потребителю уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления до уровня технологической брони в случае невыполнения потребителем в срок, установленный в уведомлении, требования о погашении задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с указанием:

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем, если иной срок для ведения частичного ограничения режима потребления не определен актом согласования технологической и (или) аварийной брони;

даты полного ограничения режима потребления, вводимого в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности после введения частичного ограничения режима потребления.

б) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) информирует о планируемом ограничении режима потребления помимо потребителя также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

в) при невыполнении потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони, если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони, - до уровня аварийной брони;

г) при невыполнении потребителем в указанный в уведомлении срок действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления до уровня технологической или аварийной брони исполнитель (субисполнитель) не производит действия по ограничению режима потребления и не позднее 1 рабочего дня извещает об этом инициатора введения ограничения, а если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель незамедлительно извещает об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан известить об этом инициатора введения ограничения;

д) если по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена задолженность в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и указанных в подпункте "г" настоящего пункта органов государственной власти о дате и времени введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения;

е) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после добровольного погашения потребителем задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда.

Пунктом 18 Правил ограничения предусмотрено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Однако в рассматриваемой ситуации без учета положений пунктов 17, 18 Правил ограничения ПАО «РЭСК» инициировало процедуру полного прекращения энергопотребления на головные водопроводные сооружения ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское».

Комиссия Рязанского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия ПАО «РЭСК» не соответствуют требованиям Правил ограничения и приводят (могут привести) к угрозе ущемления интересов неопределенного круга лиц (население рабочего поселка Болонь), а также прав хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности (ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское»).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующие положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Решением комиссии Рязанского УФАС России от 07.06.2019 по делу №134-04-1/2017 действия гарантирующего поставщика признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не являются и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях ПАО «РЭСК» усматривается состав и событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Место совершения ПАО «РЭСК» административного правонарушения: д.21а, ул. Дзержинского, г. Рязань.

Время совершения административного правонарушения: 16.01.2017, 31.01.2017.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять ходатайства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объяснения лица (его защитника), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

__________________________________________________________________

(ФИО физического лица, юридического лица либо его защитника (адвокат, иное лицо) и его объяснения)

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                      

 

Права и обязанности разъяснены.  ____________________    ____________

                                                                                                     (Ф.И.О.)                                                     (подпись)

С протоколом ознакомлен.             ____________________    ____________

                                                                   (Ф.И.О.)                                                         (подпись)

Копию протокола получил (а)         ____________________   ____________

                                                                                                     (Ф.И.О.)                                                      (подпись)

 

Начальник

отдела контроля

финансовых и товарных

рынков                                                                                                      <...>

 

Подпись лица, получившего

протокол об административном

правонарушении             

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны