Заключение №ИК/709/22 заключение об обстоятельствах дела от 5 августа 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

062/01/16-1027/2021

 

 

«29» июля 2022 года г. Рязань

 

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе председателя Комиссии <…>., заместителя руководителя управления, членов Комиссии: <…>., главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, <…>, лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте заседания комиссии,

рассматривая дело № 062/01/16-1027/2021, возбужденное по признакам нарушения отделом образования администрации Ермишинского муниципального района, (Рязанская область, Ермишинский район, п. Ермишь, пл. Ленина, д. 58; ИНН 6201001573, КПП 620101001, ОГРН 1026201405262), МОУ «Ермишинская средняя школа» (Рязанская область, Ермишинский район, р.п. Ермишь, ул. Больничная, д.68, ИНН 6201001887, КПП 620101001), МОУ «Азеевская средняя школа» (391653, Рязанская область, Ермишинский район, с. Азеево,  ул. Советская, д.12, ИНН 6201002143, КПП 620101001), МОУ «Нарминская средняя школа» (391655 Рязанская область, Ермишинский район с. Нарма, ул. Школьная, д. 9, ИНН 6201002136, КПП 620101001), МОУ «Савватемская средняя школа» (391652 Рязанская область Ермишинский район с. Савватьма ул. Молодёжная д.20, ИНН 6201002129, КПП 620101001), МДОУ «Ермишинский детский сад №2» (391660, Рязанская область, Ермишинский район, р.п. Ермишь, пл. Ленина, дом 69, ИНН 6201002295, КПП 620101001), МДОУ «Ермишинский детский сад №3» (391660 Рязанская область, Ермишинский р-н, п.  Ермишь, ул. Молодежная, д. 1 А, ИНН 6201002288, КПП 620101001), МДОУ «Надежкинский детский сад» (391660, Рязанская область, Ермишинский район, с. Надежка, пер. Школьный, д. 5а, ИНН 6201003080, КПП 620101001) и потребительского общества «Ермишинское» (391660, Рязанская область, Ермишинский район, п. Ермишь, ул. Парковая, д.1; ИНН 6201002351, КПП 620101001) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Рязанского УФАС России из прокуратуры Ермишинского района Рязанской области поступили материалы (вх. №908 от 01.03.2021), указывающие на признаки запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции антиконкурентного соглашения между МОУ «Ермишинская средняя школа», МОУ «Азеевская средняя школа», МОУ «Нарминская средняя школа», МОУ «Савватемская средняя школа», МДОУ «Ермишинский детский сад №2», МДОУ «Ермишинский детский сад №3», МДОУ «Надежкинский детский сад» с ПО «Ермишинское» и Отделом образования администрации муниципального образования – Ермишинский муниципальный район Рязанской области. Результатом соглашения, по мнению прокуратуры, стала закупка учреждениями продовольственных товаров для организации питания в школах и детских садах по завышенным ценам, и, как следствие, неэффективное расходование бюджетных средств.

В соответствии с приказом руководителя Рязанского УФАС России от 27.06.2021 №58 в отношении отдела образования администрации Ермишинского муниципального района проведена внеплановая выездная проверка; акт по результатам проверки от 23.08.2021 №3 и полученные материалы приобщены к материалам настоящего дела.

Приказом Рязанского УФАС России от 01.11.2021 № 117 в отношении МОУ «Ермишинская средняя школа», МОУ «Азеевская средняя школа», МОУ «Нарминская средняя школа», МОУ «Савватемская средняя школа», МДОУ «Ермишинский детский сад №2», МДОУ «Ермишинский детский сад №3», МДОУ «Надежкинский детский сад» с ПО «Ермишинское» и администрацией муниципального образования – Ермишинский муниципальный район Рязанской области возбуждено дело №062/01/16-1027/2021 и создана комиссия для его рассмотрения

Дело рассматривалось в отсутствии лиц, участвующих в деле; о ходе рассмотрения дела, времени и месте заседания комиссии они извещались надлежащим образом.

Изучив имеющиеся в материалы дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России считает документально подтвержденным нарушение запретов статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях отдела образования администрации Ермишинского муниципального района, ПО «Ермишинское», МОУ «Ермишинская средняя школа», МОУ «Азеевская средняя школа», МОУ «Нарминская средняя школа», МОУ «Савватемская средняя школа», МДОУ «Ермишинский детский сад №2», МДОУ «Ермишинский детский сад №3», МДОУ «Надежкинский детский сад».

Так, статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Следовательно, при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения. Применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции - органа власти (органа или организации, осуществляющей функции органа власти) и хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов).

В соответствии с разъяснениями №3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 №3, факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств. Согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами ограничивающего соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов. Указанная позиция также находит отражение в судебной практике. Например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 №Ф10-2426/2017 по делу №А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю "полноту сбора доказательств, их "весомость" как в отдельности, так и в совокупности".

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами и органами власти осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Доказывание антиконкурентного соглашения возможно при наличии совокупности косвенных доказательств. Одним из доказательств антиконкурентного соглашения может служить закупка заказчиком услуги у единственного поставщика в отсутствие подтверждения экономическо-производственной целесообразности проводимых закупок, а также в отсутствие обоснования срочной необходимости в услуге.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела подтверждается, что в отсутствие экономической целесообразности закупка образовательными учреждениями продовольственных товаров у единственного поставщика в течение длительного периода времени стала результатом антиконкуретного соглашения, запрещенного антимонопольным законодательством.

В частности, установлено, что на территории Ермишинского муниципального района Рязанской области осуществляют деятельность 7 образовательных учреждений: муниципальные образовательные учреждения «Ермишинская средняя школа», «Азеевская средняя школа», «Нарминская средняя школа», «Савватемская средняя школа» и муниципальные дошкольные образовательные учреждения «Ермишинский детский сад №2», «Ермишинский детский сад №3», МДОУ «Надежкинский детский сад».

Согласно представленным в материалы дела учредительным документам учреждений, они представляют собой некоммерческие организации, созданные администрацией Ермишинского района для обеспечения реализации конституционных прав граждан на получение образования, в том числе по образовательным программам дошкольного образования (применительно к детским садам), начального, основного и среднего общего образования (применительно к школам), а также для достижения иных уставных целей.

Уставами образовательных учреждений предусмотрено право на осуществление иных видов деятельности, не являющихся основными, за счет средств физических и юридических лиц, в том числе организация питания обучающихся. Предусмотрено, что источниками формирования имущества школ и детских садов являются также поступления от приносящей доход деятельности.

Установлено, что в рассматриваемый период времени (с января 2019 года по июнь 2021 года) все образовательные учреждения получали доход от осуществления прочих видов деятельности (в том числе от организации питания).

К примеру, согласно плану финансово-хозяйственной деятельности МОУ «Ермишинская средняя школа» на 2019 год (утв. 21.12.2019) в 2019 году учреждение получило доход от оказания услуг на платной основе в размере 656781,68 руб., согласно плану финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год (утв. 28.12.2010) доход в 2020 году составил 497316,87 руб., плану финансово-хозяйственной деятельности на 2021 году (утвержден 27.12.2021) – в 2021 году доход составил 480 900,39 рубля.

Из материалов дела следует, что МОУ «Азеевская средняя школа», МОУ «Нарминская средня школа», МОУ «Савватемская средняя школа» также получают доход от физических лиц (в том числе родителей) за организацию питания, МДОУ «Надежкинский детский сад», МДОУ «Ермишинский детский сад №2», МДОУ «Ермишинский детский сад №3» - доход за присмотр и уход за детьми. Денежные средства поступают в доход бюджета муниципального района по коду бюджетной классификации 37411302995050000130 «Прочие доходы от компенсации затрат бюджетных муниципальных районов».

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, в контексте применения антимонопольного МОУ «Ермишинская средняя школа», МОУ «Азеевская средняя школа», МОУ «Нарминская средняя школа», МОУ «Савватемская средняя школа», МДОУ «Ермишинский детский сад №2», МДОУ «Ермишинский детский сад №3», МДОУ «Надежкинский детский сад» являются хозяйствующими субъектами.

Отдел образования администрации муниципального района представляет собой отраслевой (функциональный) орган администрации Ермишинского муниципального района, созданный для реализации полномочий администрации по решению вопросов в сфере образования и молодежной политики на территории муниципального образования – Ермишинский муниципальный район.

Отдел образования является юридическим лицом (Рязанская область, Ермишинский район, п. Ермишь, пл. Ленина, д. 58; ИНН 6201001573, КПП 620101001, ОГРН 1026201405262), имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс и смету, печать со своим наименованием, штампы и бланки, лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Рязанской области, выступает истцом и ответчиком в суде.

В ведении Отдела образования находятся муниципальные образовательные организации Ермишинского муниципального района, составляющие подведомственную ему систему образования.

Установлено, что в соответствии с Положением об отделе образования, утвержденным решением Ермишинской районной Думы Рязанской области от 27.02.2015 №132 «Об утверждении Положения об Отделе образования администрации муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области», в его в функции входит в числе прочих содействие в создании условий для осуществления питания обучающихся воспитанников подведомственных организаций.

Между тем статьей 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается именно на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что во всех образовательных учреждениях Ермишинского муниципального района питание обучающихся организовано одинаково: при учреждениях действуют столовые, где осуществляется приготовление пищи. Продукты питания приобретаются учреждениями самостоятельно; расходование бюджетных средств (средства местного бюджета) производится в пределах лимитов бюджетных обязательств, размеры которых ежегодно распределяются по подведомственным учреждениям Отделом образования, корректируются по итогам года.

Таким образом, расходование учреждениями образования бюджетных средств предполагает осуществление закупочных процедур (приобретение продуктов питания) в порядке Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)1.

Так, Законом о контрактной системе (статья 8) определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частями 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Применительно к рассматриваемым обстоятельствам установлено, что все образовательные учреждения при приобретении продовольственных товаров для организации питания отказались от проведения конкурентных процедур и, руководствуясь пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупали товары у единственного поставщика (без проведения конкурентных процедур).

Вместе с тем каких-либо ограничений в выборе единственного поставщика действующее законодательство не содержит, в связи с чем образовательные учреждения имели возможность заключать договоры с любыми организациями оптовой и розничной торговли.

Установлено, что на территории Ермишинского муниципального района действует порядка 40 торговых объектов, в том числе принадлежащих следующим хозяйствующим субъектам: ИП Игонькин Ю.Н. (ИНН:620100044868 – 6 торговых объектов); ИП Костин А.А. (ИНН:620100072470 – 2 торговых объекта); ИП Канеева Л.И. (ИНН: 620101054202 – 2 торговых объекта); АО «Тандер» (торговая сеть «Магнит» – 1 торговый объект); ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка» - 1 торговый объект); ООО «Гривенка» (торговая сеть «Павловская курочка» – 1 торговый объект); ООО «Жемчужина» - 1 торговый объект.

В то же время, при наличии экономической целесообразности образовательные учреждения могли заключать договоры поставки продовольственных товаров с хозяйствующими субъектами, располагающимися и за пределами Ермишинского муниципального образования.

Следовательно, образовательные учреждения могли выбирать поставщиков питания с учетом качества предлагаемых товаров, их ценовой политики, условий доставки, транспортных расходов и иных критериев; учреждения неограничены в праве одновременно взаимодействовать с несколькими поставщиками, либо отказываясь от одних, заключать договоры с другими.

Однако материалами дела подтверждается, что все образовательные учреждения, отказавшись от самостоятельного поиска поставщиков товаров (как посредством конкурентных процедур, предусмотренных 44-ФЗ, так и иным способом), исполняя указания Отдела образования администрации Ермишинского муниципального района Рязанской области, на протяжении длительного периода времени закупали продукты питания у одного хозяйствующего субъекта – потребительское общество «Ермишинское».

Установлено, что ПО «Ермишинское» создано в ноябре 2002 года; основным видом деятельности потребительского общества значится розничная торговля замороженными продуктами в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 84.11.3). Согласно записи в Едином государственном реестре юридических лиц председателем ПО «Ермишинское» в течение всего периода действия являлась Каткова Валентина Федоровна.

По состоянию на 31.12.2020 в границах Ермишинского муниципального района ПО «Ермишинское» имело 15 торговых объектов.

Из материалов следует, что все образовательные учреждения ежемесячно оформляли с ПО «Ермишинское» договоры на поставку продовольственных товаров; дата заключения каждого договора – первый рабочий день месяца, срок окончания действия договора – последний календарный день месяца.

Реестр договоров на поставку продуктов питания, заключенных образовательными учреждениями с ПО «Ермишинское» в период с января 2019 года по июнь 2021 года приведен в таблице 1 приложения к настоящему заключению.

Условия всех договоров предусматривают, что поставка товара осуществляется по заявкам образовательных учреждений, в которых указывается количество, сортность и ассортимент товара. На практике письменные заявки на поставку товара образовательными учреждениями не оформлялись, взаимодействие осуществлялось в формате телефонных разговоров.

Анализ договоров показал, что в момент их заключения стороны цену конкретных товаров, подлежащих поставке, ассортимент и количество не согласовывали. В договорах отражена общая сумма (цена договора), представляющая собой совокупную стоимость всех, поставленных в конкретный месяц товаров.

К примеру, цена договора розничной купли-продажи №1, заключенного МДОУ «Ермишинский детский сад №3» с ПО «Ермишинское» 09.01.2020, составляет 80851,06 рубля и представляет собой сумму стоимости товаров, поставленных по трем товарным накладным от 31.01.2020 (на сумму 1561,70 рубля, на сумму 50659,00 рубля, на сумму 28630,36 рубля); цена договора розничной купли-продажи №2, заключенного МДОУ «Ермишинский детский сад №3» с ПО «Ермишинское» 03.02.2020, составляет 82008,31 рубль и представляет собой сумму стоимости товаров, поставленных по двум товарным накладным 28.02.2020 (на сумму 48938,34 рубля и на сумму 33069,97 рубля) и так далее.

Аналогичные выводы следуют и из анализа условий всех иных договоров, заключенных образовательными учреждениями с ПО «Ермишинское» в период с 01.01.2019 по 01.06.2021.

Однако поскольку в момент заключения договоров (первый рабочий день месяца) стороны не определяют ассортимент, количество и цену поставляемых товаров, информация о цене договора (стоимость поставленных товаров) может быть известна лишь в конце месяца.

Согласно пояснениям главного бухгалтера Отдела образования <…> (объяснения от 22.06.2021), директора МОУ «Савватемская средняя школа» <…> (объяснения от 12.07.2021), директора МОУ «Нарминская средняя школа» <…> (объяснения от 12.07.2021), заведующей МДОУ «Надежкинский десткий сад» <…>. (объяснения от 13.07.2021), заведующей МДОУ «Ермишинский детский сад №3» <…> (объяснения от 13.07.2021) письменные договоры с ПО «Ермишинское» оформлялись не в начале месяца, а по его завершении, после того, как будет достоверно известна стоимость всех поставленных товаров. В случае, если договор заключался в начале месяца с примерной ценой, в конце месяца в него вносились коррективы путем переподписания самого документа.

Данные пояснения находят свое подтверждение и в материалах дела. В частности, при анализе свойств файлов проектов договоров в электронном виде (вкладка «подробно») установлено, что окончательный вариант договора создан и распечатан в месяце, следующем за месяцем поставки товара (характеристики «дата последнего сохранения» и «последний вывод на печать»).

К примеру, согласно свойствам файла дата последнего сохранения договора розничной купли-продажи №1 от 09.01.2020 между МДОУ «Ермишинский детский сад №3» 10.02.2020, дата вывода на печать10.02.2020; дата последнего сохранения договора розничной купли-продажи №2 от 03.02.2020 между МДОУ «Ермишинский детский сад №3» 10.03.2020, дата вывода на печать10.03.2020.

Указанное свидетельствует о том, что в окончательном виде текст договора от 09.01.2020 распечатан 10.02.2020, в текст договора от 03.02.2020 – 10.03.2020.

Приведенный анализ электронных документов (сведения приведены в таблице 2 приложения к заключению) подтверждает, что договоры с ПО «Ермишинское» фактически заключались (корректировались) после того, как поставка товаров уже состоялась.

Данная ситуация может быть возможна только в том случае, если между учреждениями образования и ПО «Ермишинское» существовала и реализовывалась договоренность о взаимодействии, заключающаяся в приобретении продовольственных товаров именно у данного хозяйствующего субъекта и документальном оформлении отношений уже по фактам поставок. На непосредственное участие в таком соглашении Отдела образования указывают следующие обстоятельства.

МОУ «Азеевская средняя школа», МОУ «Нарминская средняя школа», МОУ «Савватемская средняя школа», МДОУ «Ермишинский детский сад №2», МДОУ «Ермишинский детский сад №3», МДОУ «Надежкинский детский сад» не имеют собственной бухгалтерии. Полномочия по ведению бюджетного и налогового учета, составлению и представлению бюджетной, налоговой, статистической отчетности и осуществлению бюджетных полномочий получателя бюджетных средств данные учреждения на основании соответствующих договоров данные образовательные учреждения передали Отделу образования.

МОУ «Ермишинская средняя школа» имеет в штатном расписании собственного бухгалтера, который территориально размещен в помещениях Отдела образования (в кабинете бухгалтерии).

Как пояснили заведующие МДОУ «Надежкинский детский сад» <…> и МДОУ «Ермишинский детский сад №3» <…> (объяснения от 30.03.2021), несколько лет назад «всех руководителей образовательных учреждений района собирали в отделе образования и давали указание закупать продукты без проведения закупочных процедур у <…>, то есть в ПО «Ермишинское». При этом, почему именно продукты закупать нужно у <…>, не поясняли. Когда точно собирали, вспомнить не могу, может быть это было даже при <…>, когда он был начальником отдела образования».

Начальник Отдела образования <…> пояснила, что она занимает данную должность с октября 2017 года. Ранее на этой должности находился <…>. «Механизм приобретения продуктов питания отработан давно, до октября 2017 года. В основном продукты питания приобретались у ПО «Ермишинское» на основании договоров, заключаемых с единственным поставщиком» (объяснения от 22.06.2021).

Из объяснений главного бухгалтера Отдела образования <…> следует, что ранее, ориентировочно до 2011 года, поставка продуктов питания в образовательные учреждения осуществлялась несколькими хозяйствующими субъектами: ИП Игонькиным Ю.Н., МУП «ТД «Весна», ПО «Ермишинское» и иными. В последующем среди поставщиков «осталось» только ПО «Ермишинское».

Таким образом, материалами подтверждается, что несколько лет назад Отдел образования, ПО «Ермишинское» и образовательные учреждения Ермишинского муниципального района пришли к договоренности о том, что единственным поставщиком продовольственных товаров в школы и детские сады будет ПО «Ермишинское». В дальнейшем, в том числе в период времени с января 2019 года по июнь 2021 года, указанная договоренность всеми сторонами соглашения реализовывалась.

Однако данные действия противоречат статье 16 Закона о защите конкуренции, которая запрещает соглашения (согласованные действия) между хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления (органами, исполняющими функции органов местного самоуправления), если такие соглашения (согласованные действия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к повышению, снижению или поддержанию цен (пункт 1), к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

Материалами подтверждается, что заключенное между Отделом образования, образовательными учреждениями и ПО «Ермишинское» соглашение, привело к тому, что продукты питания поставлялись в учреждения по завышенным ценам.

Как уже указывалось ранее, директора школ и заведующие детских садов, заключая договоры поставки продовольственных товаров, цены на продукты питания не устанавливали. О стоимости приобретенных товаров учреждения узнавали по факту поставки продуктов (из товарных накладных поставщика).

Таким образом, ПО «Ермишинское» имело возможность по собственному усмотрению определять цену поставляемых товаров.

Установлено, что ориентировочно раз в квартал ПО «Ермишинское» направляло в Отдел образования коммерческие предложения (к материалам дела приобщены полученные Отделом образования сведения о розничных ценах на март-май 2019 года, на сентябрь-декабрь 2019 года, на январь-март 2020 года, на сентябрь – декабрь 2020 года, на январь-май 2021 года).

В Отделе образования (в бухгалтерии) при оплате товаров осуществлялось сопоставление стоимости поставленных продуктов питания с коммерческими предложениями ПО «Ермишинское». Как поясняет главный бухгалтер Отдела образования <…>.: «в ситуациях, когда цены не совпадали, я звонила главному бухгалтеру ПО «Ермишинское» <…> с просьбой откорректировать цены согласно коммерческим предложениям. После чего товарные накладные переделывали».

Комиссией Рязанского УФАС России установлено, что действительно цены ПО «Ермишинское», по которым закупались продовольственные товары для организации питания в школах и детских садах, существенно превышали как среднестатистические розничные цены в Рязанской области, так и розничные цены в иных торговых объектах Ермишинского муниципального района (к примеру, в торговой сети «Магнит»).

Так, МОУ «Ермишинская средняя школа» 27.01.2020 закупила у ПО «Ермишинское» куры свеже-мороженые по цене 165 рублей за кг, соль по цене 15 руб. за кг, лук репчатый по цене 24 руб. за кг, капусту по цене 24 руб. за кг, картофель по цене 25 руб. за кг, крупу гречневую по цене 65 руб. за кг, сахар по цене 40 руб. за кг. Однако согласно официальным сведениям Федеральной службы государственной статистики (https://www.fedstat.ru/indicat or/37426) средняя потребительская цена на куры охлажденные и мороженные в январе 2020 года по Рязанской области составляла 118 руб. 39 коп. за кг, на соль 10 руб. 73 коп. за кг, на лук репчатый 23 руб. 05 коп. за кг, на капусту 16 руб. 78 коп. за кг, на картофель 17 руб. 12 коп. за кг, на крупу гречневую 57 руб. 14 коп. за кг, на сахар 25 руб. 42 коп. за кг.

Результаты выборочного сравнения цен ПО «Ермишинское» и среднестатистических цен в Рязанской области приведены в таблице 3 приложения к заключению. В таблице 4 приложения к заключению также приведено сравнение цен ПО «Ермишинское» на овощную группы продовольственных товаров с розничными ценами, действуемыми в торговом объекте АО «Тандер» (торговая сеть «Магнит»), расположенном в р.п. Ермишь. Из таблицы 3, 4 следует, что в ряде случаев превышение цен ПО «Ермишинское» над средними ценами в регионе достигало 36%, над ценами в магазине «Магнит» - 86%.

В объяснениях директора МОУ «Азеевская средняя школа» <…>: указано: «По факту продажи продуктов питания <…> по завышенным ценам могу пояснить, что руководители образовательных учреждений (директора и заведующие) в том числе я, неоднократно на совещаниях в отделе образования поднимали этот вопрос. После чего цена на отдельные товары снижалась, в потом поднималась опять. При этом речи о смене поставщика никогда не шло. На совещаниях лишь обещали поговорить с <…>, чтобы она снизила цены.»

Таким образом, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что соглашение, заключенное между ПО «Ермишинское», Отделом образования и образовательными учреждениями привело к повышению цен на продовольственные товары, поставляемые в школы и детские сады Ермишинского муниципального района.

Одновременно с этим, результатом названного соглашения стало ограничение возможности для иных хозяйствующих субъектов - конкурентов ПО «Ермишинское» - реализовать свое право на поставку продуктов питания в образовательные учреждения Ермишинского муниципального образования (ограничение доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов).

В частности, комиссия Рязанского УФАС России приняла во внимание то обстоятельство, что образовательные учреждения начиная с марта 2021 года (только после проверочных мероприятий прокуратуры Ермишинского муниципального района), стали дополнительно приобретать продукты питания у ООО «ОптРегион». Однако в данной ситуации решение о взаимодействии ещё с одним поставщиком продовольственных товаров, а равно и выбор самого поставщика также принято Отделом образования (пояснения начальника Отдела образования Матвиенко Г.В. от 22.06.2021).

С учетом изложенных фактических и правовых обстоятельств, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводам о том, что материалами дела подтверждается факт заключения Отделом образования администрации Ермишинского муниципального района, МОУ «Ермишинская средняя школа», МОУ «Азеевская средняя школа», МОУ «Нарминская средняя школа», МОУ «Савватемская средняя школа», МДОУ «Ермишинский детский сад №2», МДОУ «Ермишинский детский сад №3», МДОУ «Надежкинский детский сад», потребительским обществом «Ермишинское» противоречащего пунктам 1 и 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции соглашения, которое привело к повышению цен на приобретаемые образовательными учреждениями продовольственные товары, а также к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

На основании изложенного в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции комиссия Рязанского УФАС России

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

  1. Принять данное заключение об обстоятельствах дела №062/01/16-1027/2021, возбужденного по признакам нарушения отделом образования администрации Ермишинского муниципального района, (Рязанская область, Ермишинский район, п. Ермишь, пл. Ленина, д. 58; ИНН 6201001573, КПП 620101001, ОГРН 1026201405262), МОУ «Ермишинская средняя школа» (Рязанская область, Ермишинский район, р.п. Ермишь, ул. Больничная, д.68, ИНН 6201001887, КПП 620101001), МОУ «Азеевская средняя школа» (391653, Рязанская область, Ермишинский район, с. Азеево,  ул. Советская, д.12, ИНН 6201002143, КПП 620101001), МОУ «Нарминская средняя школа» (391655 Рязанская область, Ермишинский район с. Нарма, ул. Школьная, д. 9, ИНН 6201002136, КПП 620101001), МОУ «Савватемская средняя школа» (391652 Рязанская область Ермишинский район с. Савватьма ул. Молодёжная д.20, ИНН 6201002129, КПП 620101001), МДОУ «Ермишинский детский сад №2» (391660, Рязанская область, Ермишинский район, р.п. Ермишь, пл. Ленина, дом 69, ИНН 6201002295, КПП 620101001), МДОУ «Ермишинский детский сад №3» (391660 Рязанская область, Ермишинский р-н, п.  Ермишь, ул. Молодежная, д. 1 А, ИНН 6201002288, КПП 620101001), МДОУ «Надежкинский детский сад» (391660, Рязанская область, Ермишинский район, с. Надежка, пер. Школьный, д. 5а, ИНН 6201003080, КПП 620101001) и Потребительского общества «Ермишинское» (391660, Рязанская область, Ермишинский район, п. Ермишь, ул. Парковая, д.1; ИНН 6201002351, КПП 620101001) статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции» (пункты 1 и 4)

  2. Направить данное заключение об обстоятельствах дела лицам, участвующим в деле.

  3. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что они вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

 

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

 

 

Приложения:

Таблица 1. «Реестр договоров, заключенных образовательными учреждениями с поставщиками продуктов питания в 2019-2020 годах, первом полугодии 2021 года».

Таблица 2. «Анализ свойств файлов: проектов договоров, заключенных между МДОУ «Ермишинский детский сад №3» и ПО «Ермишинское» (электронных документов)».

Таблица 3. «Сравнение цен ПО «Ермишинское» и средних потребительских цен в Рязанской области».

Таблица 4. «Сравнение цен ПО «Ермишинское», средних потребительских цен в Рязанской области, розничных цен АО «Тандер» на овощную группу».

 

 

 

1Учреждения образования не воспользовались правом, предоставленным подпунктом «а» пункта 4 части 2 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и не разработали Положения о закупках товаров, работ, услуг.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны