Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 062/01/16-656/2020 от 5 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«05» августа 2021 года                                                                                        г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 22 июля 2021 года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе председателя Комиссии    <...> заместителя руководителя управления, членов Комиссии: <...>, заместителя начальника отдела антимонопольного контроля, <...>, специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля,

при участии представителей МУП города Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» <...> (доверенность № 4 от 01.02.2021), <...> (доверенность №2 от 11.01.2021), <...> (доверенность № 3 от 11.01.2021), представителя ООО «Вест Лайн» <...> (доверенность от 17.06.2021 № б/н), помощника прокурора Октябрьского района г. Рязани К<...> (удостоверение № 281769 от 20.09.2020),

 в отсутствии представителя администрации города Рязани, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело №062/01/16-656/2020, возбужденное по признакам нарушения администрацией города Рязани (ИНН: 6227000292, ОГРН: 1026201270260, юридический адрес: 390000, г. Рязань, ул. Радищева, д. 28, далее - администрация), муниципальным унитарным предприятием города Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» (ИНН: 6227003141, ОГРН: 1026200870850, юридический адрес: 390005, г. Рязань, ул. Дзержинского, д. 21, далее - МУП г. Рязани «УРТ», Предприятие) и обществом с ограниченной ответственностью «Вест Лайн» (ИНН: 7729418624, ОГРН: 1027729003521, юридический адрес: 115280, г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 17, эт 2/пом 2/оф 24А, далее – ООО «Вест Лайн») пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), а также по признакам нарушения МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области из прокуратуры Октябрьского района г. Рязани поступили материалы проверки соблюдения МУП г. Рязани «УРТ» законодательства о закупках товаров, работ и услуг  (вх. от 17.06.2020 № 3458), в ходе которой установлено, что Предприятие начиная с сентября 2019 года ежедневно без проведения конкурентных процедур (торгов) заключает с ООО «Вест Лайн» договоры на оказание комплекса услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа по отдельным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам; цена каждого договора не превышает 100 000 рублей.

По мнению прокуратуры Октябрьского района г. Рязани, такими действиями для ООО «Вест Лайн» созданы преимущественные условия осуществления деятельности на рынке пассажирских перевозок.

По результатам рассмотрения данных материалов приказом Рязанского УФАС России от 17.09.2020 № 69 в отношении администрации города Рязани, МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №062/01/16-656/2020 и создана комиссия для его рассмотрения; действия органа местного самоуправления и хозяйствующих субъектов предварительно квалифицированы по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела определением от 25.05.2021 (от 28.05.2021 № 2662) в отношении МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» комиссия Рязанского УФАС России приняла решение о дополнительной квалификации их действий по части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель прокуратуры Октябрьского района г. Рязани в полном объеме поддержала выводы, сформулированные в ходе проверочного мероприятия.

В частности, указала, что согласно постановлениям Президиума ВАС РФ от  20.09.2011 №7905/09 и от 29.11.2011 №8799/11 в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов, в настоящем случае, наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

 По мнению представителя прокуратуры Октябрьского района г. Рязани, изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения, целью которого стало обеспечение возможности ООО «Вест Лайн» оказывать услуги перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Представитель администрации города Рязани пояснила, что до августа 2019 года перевозки пассажиров и багажа автобусами по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в городе Рязани осуществлялись МУП города Рязани «Рязанская автоколонна 1310».

В связи с введением в отношении МУП города Рязани «Рязанская автоколонна 1310» процедуры банкротства, в целях недопущения остановки транспортного обслуживания населения города Рязани, муниципальное имущество предприятия передано в хозяйственное ведение МУП г. Рязани «УРТ», в реестр маршрутов внесены изменения путем замены одного муниципального предприятия на другое, в устав которого предварительно добавлен такой вид деятельности как перевозки пассажиров автобусами.

Таким образом, МУП г. Рязани «УРТ» с августа 2019 года начало осуществлять регулярные перевозки пассажиров по 21 маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам в городском сообщении.

Представитель администрации города Рязани разъяснила, что количество транспорта для выполнения услуги по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в полном объеме определяется реестром маршрутов регулярных перевозок муниципального образования – город Рязань.

Также представитель администрации города Рязани пояснила, что одним из требований для заключения договора о предоставлении субсидий является включение сведений о перевозчике в реестр маршрутов регулярных перевозок муниципального образования – город Рязань. Договоры о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов администрация города Рязани заключает на основании письменного заявления с организацией, сведения о которой содержатся в реестре маршрутов. ООО «Вест Лайн» не включено в указанный реестр маршрутов и не уполномочено на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования – городской округ город Рязань. Переписка с ООО «Вест Лайн» администрацией города Рязани и управлением транспорта не ведется. Администрацией города Рязани заключены договоры о предоставлении субсидий с МУП г. Рязани «УРТ» и в рамках данного договора субсидии перечисляются на счет МУП г. Рязани «УРТ».

Представитель администрации города Рязани отметила, что в отношении МУП г. Рязани «УРТ» проведена внеплановая камеральная проверка, предметом которой являются те же обстоятельства, что и рассматриваемого дела № 062/01/16-656/2020. По результатам проверки установлены факты нарушения части 2 статьи 14 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ), а именно: в заключении МУП г. Рязани «УРТ» с ООО «Вест Лайн» договоров на оказание комплекса услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам в отсутствие правовых оснований. Так, по мнению администрации, договор на оказание услуг пассажирских перевозок может быть заключен только органом местного самоуправления; у МУП г. Рязани «УРТ» таких полномочий не имеется. Акт № 02/6-12-11 от 12.10.2020 к материалам дела прилагается.

При этом представитель администрации города Рязани полагает, что вопрос об отсутствии необходимого количества подвижного состава для обеспечения бесперебойного транспортного обслуживания для населения города Рязани по автобусным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, подлежал разрешению путем привлечения МУП г. Рязани «УРТ» транспортных средств на основании договоров аренды (ином праве), заключенных в порядке Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Представители МУП г. Рязани «УРТ» с нарушением антимонопольного законодательства не согласились и пояснили следующее.

В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона №220-ФЗ  регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать семь лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

До дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом в городском сообщении на территории г. Рязани осуществлялась в порядке, предусмотренном постановлением администрации города Рязани  от 21.08.2012  № 4351. Согласно разделу 2 данного постановления организацию транспортного обслуживания в городском сообщении в соответствии с полномочиями осуществляет администрация города Рязани, в том числе посредством  формирования сети маршрутов регулярных перевозок в городском сообщении и составления перечня организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования.

Представители МУП г. Рязани «УРТ» пояснили, что регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом в городском сообщении на территории города Рязани осуществлялись путем регулярных перевозок пассажиров муниципальным транспортом (автобусами, троллейбусами) и привлечения на договорных началах к осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильного транспорта перевозчиков. В соответствии с пунктом 2.3 вышеуказанного постановления  регулярные перевозки пассажиров немуниципальным транспортом осуществлялись путем заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории города Рязани между организатором пассажирских перевозок и перевозчиками. Соответственно, по мнению представителей МУП г. Рязани «УРТ»,  организация регулярных перевозок пассажиров муниципальным транспортом осуществляется до 13.07.2022 без проведения конкурсных процедур и без заключения каких-либо договоров, в порядке, действовавшем до дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ.

Представители МУП г. Рязани «УРТ» сообщили, что в связи с отсутствием необходимого количества подвижного состава для удовлетворения потребностей населения в бесперебойном обеспечении транспортного обслуживания, а также во избежание негативных социальных последствий и срыва транспортной работы предприятия на территории города Рязани, предприятие было вынуждено привлекать стороннюю организацию для перевозки пассажиров. При выборе такой организации МУП г. Рязани «УРТ» предварительно запрошены коммерческие предложения и по итогам их сравнения выбрано предложение ООО «Вест Лайн» с наименьшей ценой. МУП г. Рязани «УРТ» не имеет возможности и правовых оснований для проведения конкурентных процедур на право заключения государственных или муниципальных контрактов. Заключенные с ООО «Вест Лайн» договора на оказание комплекса услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам, являются агентскими.

Представители МУП г. Рязани «УРТ» указали, что при заключении договоров с ООО «Вест Лайн» Предприятие руководствуется пунктом 24 части 1 статьи 27 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП г. Рязани «УРТ» (далее - Положение), регламентирующего закупочную деятельность в соответствии с требованиями Закона о закупках. Согласно данным положениям локального нормативного правового акта в случае заключения договоров на оказание услуг по обеспечению перевозки пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам закупка может осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Также представители МУП г. Рязани «УРТ» отметили, что согласно пункту 20 статьи 27 Положения закупка у единственного поставщика может осуществляться вследствие чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы), когда создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок в требуемые сроки невозможно.

Представители МУП г. Рязани «УРТ» полагают, что положения Закона о закупках не содержат запретов на количество закупок заказчиком на сумму, не превышающую сто тысяч рублей. Это подтверждается письмом Министерства экономического развития РФ от 11.02.2015 № Д28и-205. Договоры заключались в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Компенсация выпадающих доходов ООО «Вест Лайн» осуществляется МУП г. Рязани «УРТ» за счет собственных средств и не относится к субсидиям, получаемым за счет средств бюджета.

Также представители МУП г. Рязани «УРТ» указывают, что информация о заключаемых с ООО «Вест Лайн» договорах не размещалась в единой информационной системе, поскольку в соответствии с Положением Заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей, а в отдельных случаях пятьсот тысяч рублей.

Представители МУП г. Рязани «УРТ» разъяснили, что в августе 2019 года предприятию администрацией города Рязани переданы 20 транспортных средств и 10 транспортных средств по договору лизинга и только 14.10.2020 МУП г. Рязани «УРТ» получило право пользования конкурсной массой (транспортными средствами) МУП города Рязани «Рязанская автоколонна 1310». Большая часть подвижного состава, полученного в пользование, была технически неисправна, отсутствовало достаточное количество сотрудников для обслуживания маршрутов регулярных перевозок автобусами собственными силами.

Представители МУП г. Рязани «УРТ» считают, что, так как перевозчиком по спорным маршрутам регулярных перевозок является МУП г. Рязани «УРТ» и эти маршруты не передавались ООО «Вест Лайн», общество обязано было использовать логотип предприятия на своих транспортных средствах. ООО «Вест Лайн» только обеспечивало перевозку от имени и за счет МУП г. Рязани «УРТ» на основании агентских договоров. Обязанности по привлечению предприятием транспортных средств только на основании договоров аренды (ином праве), заключенных в порядке Закона о закупках, ни каким законным правом не предусмотрены.

Представители МУП г. Рязани «УРТ» указывают, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие ограничение конкуренции иным хозяйствующим субъектам.

Представитель ООО «Вест Лайн» с нарушением антимонопольного законодательства не согласился. Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие ограничение конкуренции иным хозяйствующим субъектам, а также факт наступления каких-либо последствий, предусмотренных частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Представитель ООО «Вест Лайн» указывает, что в силу Закона № 220-ФЗ распределителем и создателем общих условий на указанном товарном рынке является администрация города Рязани.

Представитель ООО «Вест Лайн» считает, что когда МУП города Рязани «Рязанская автоколонна 1310» банкротилась и имущество передавалось МУП г. Рязани «УРТ», то администрация города Рязани должна была соблюсти процедуры, предусмотренные Законом об организации регулярных перевозок, провести конкурс, заключить контракты. В данном случае администрация города Рязани бездействовала и передала маршруты МУП г. Рязани «УРТ», где является учредителем.

Представитель ООО «Вест Лайн» пояснил, что МУП г. Рязани «УРТ» был вынужден заключать договора на оказание комплекса услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в связи с отсутствием у него контрактов, заключенных в порядке статьи 14 Закона № 220-ФЗ с органом местного самоуправления.

Представитель ООО «Вест Лайн» заявил, что не оспаривает факт того, что соглашение с МУП г. Рязани «УРТ» о сотрудничестве имело длительный характер. Общество имело намерение на длительное сотрудничество, а не на участие в разовой закупке, с этой целью транспортные средства были доставлены из г. Москва в г. Рязань. Но все эти действия осуществлялись с ведома администрации города Рязани. Именно администрация города Рязани просила ООО «Вест Лайн» о сотрудничестве.

08.06.2021 Комиссия посчитала факт нарушения МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» запретов части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции доказанным, приняла заключение об обстоятельствах дела.

После ознакомления с заключением об обстоятельствах дела в материалы дела предоставлены письменные позиции ответчиков на заключение об обстоятельствах дела, которые приобщены к материалам дела.

23.06.2021 на заседании комиссии Рязанского УФАС России представлены новые документы, не известные комиссии Рязанского УФАС России на момент вынесения заключения об обстоятельствах дела. В связи с чем, с целью исследования и анализа новых поступивших доказательств, комиссией объявлен перерыв до 30.06.2021. В заседании комиссии Рязанского УФАС России 30.06.2021 объявлен перерыв до 07.07.2021.

07.07.2021 на заседании комиссии Рязанского УФАС России также представлены новые документы и сведения, не известные комиссии Рязанского УФАС России, на основании чего принято решение об отложении рассмотрения дела на 22.07.2021.

По результатам исследования вновь представленных доказательств, комиссия Рязанского УФАС России пришла к выводу о том, что они не влияют на квалификацию действий МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» по части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. В этой связи, 22.07.2021 на заседании комиссии оглашена резолютивная часть решения.

Заслушав доводы представителей ответчиков, представителя надзорного органа, изучив представленные в материалы дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующему.

Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно части 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ определено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком (часть 3 статьи 14 Закона №220-ФЗ).

Между тем поскольку на момент вступления в силу Закона №220-ФЗ хозяйствующие субъекты уже оказывали услуги по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, законодатель предусмотрел переходный период от сложившегося в субъектах Российской Федерации порядка привлечения перевозчиков к новому.

В частности, в части 9 статьи 39 Закона № 220-ФЗ определено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать семь лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям, до опубликования Закона №220-ФЗ в городе Рязани регулярные перевозки, частично (полностью) оплачиваемые за счет бюджетных средств, осуществлялись силами муниципальных предприятий: МУП г. Рязани «Рязанская автоколонна №1310» (перевозки автобусами) и МУП города Рязани «УРТ» (перевозки троллейбусами). Договоров на оказание соответствующих услуг администрация города Рязани с данными перевозчиками не заключала, сроки, в течение которых МУП г. Рязани «Автоколонна №1310» и МУП г. Рязани «УРТ» обязаны обеспечивать население пассажирскими перевозками, установлены не были.

Постановлением администрации города Рязани от 26.12.2016 №5848 утвержден документ планирования регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении на территории города Рязани и установлен график заключения муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок на территории города Рязани по регулируемым тарифам, которые частично оплачиваются за счет средств бюджета города Рязани. Так, срок выполнения данных мероприятий был определен до 13.07.2020 (в редакции постановления администрации города Рязани от 27.03.2017 №1113), постановлением администрации города Рязани от 13.07.2020 № 2321 продлен до 13.07.2022.

Таким образом, в соответствии с положениями части 9 статьи 39 Закона №220-ФЗ до 13.07.2022 перевозки в городе Рязани осуществляются муниципальными унитарными предприятиями.

Право перевозчика на осуществление деятельности, связанной с пассажирскими перевозками по регулярным маршрутам, частично или полностью оплачиваемым за счет бюджетных средств, подтверждалось внесением информации о нем в реестр маршрутов, а также выдаваемыми органом местного самоуправления картами маршрутов.

Так, реестр маршрутов регулярных перевозок муниципального образования – город Рязань представляет собой документ, включающий сведения о количестве существующих маршрутов и их наименованиях, о промежуточных остановочных пунктах, наименованиях улиц (автомобильных дорог), по которым предполагается движение транспортных средств, вида регулярных перевозок, максимальном количестве транспортных средств (их видах и классов), которые используются для перевозом по маршруту, сведения о хозяйствующем субъекте, осуществляющем перевозки по маршруту. Реестр маршрутов подлежит опубликованию на официальном сайте органа местного самоуправления. 

Карта маршрутов представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Закона №220-ФЗ).

Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3 статьи 17 Закона № 220-ФЗ).

Таким образом, для осуществления деятельности, связанной с пассажирскими перевозками, сведения о хозяйствующем субъекте должны были быть внесены в реестр маршрутов, на каждое транспортное средство и на каждый маршрут должна быть получена карта маршрутов.

Следовательно, в силу существующего правового регулирования оказывать услуги пассажирских перевозок по регулируемым маршрутам в городе Рязани могут либо муниципальные предприятия (МУП г. Рязани «Автоколонна №1310», МУП г. Рязани «УРТ»), определенные органом местного самоуправления, либо организации частной формы собственности в случае заключения с ними органом местного самоуправления договора по итогам закупочной процедуры, проведенной в порядке Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Между тем материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что без проведения конкурентных процедур, предусмотренных частью 2 статьи 14 Закона №220-ФЗ и в отсутствие договора с администрацией г. Рязани в период с сентября 2019 года по февраль 2021 года (включительно) услуги регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по отдельным муниципальным маршрутам оказывало ООО «Вест-Лайн» (г. Москва).

Установлено, что ООО «Вест Лайн» получило возможность оказывать данные услуги в г. Рязани и извлекать прибыль в отсутствие предусмотренных законом оснований в результате достигнутого с МУП г. Рязани «УРТ» соглашения, противоречащего антимонопольному законодательству.

Так, как указывалось ранее, перевозки пассажиров и багажа автобусами по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в городе Рязани осуществляло МУП города Рязани «Рязанская автоколонна 1310».

В связи с введением в МУП города Рязани «Рязанская автоколонна 1310» процедуры банкротства (конкурсное производство на основании решения Арбитражного суда Рязанской области от 14.10.2019 по делу №А54-8017/2018) администрацией г. Рязани принято решение о привлечении к услугам пассажирских перевозок другого муниципального предприятия – МУП г. Рязани «УРТ».

Установлено, что МУП г. Рязани «УРТ» создано 26.08.1992 согласно свидетельству о регистрации юридического лица № 3851.

В соответствии с уставом МУП г. Рязани «УРТ», утверждённым решением Рязанской городской Думы от 18.02.2010 № 54-I, предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, основано на праве хозяйственного ведения.

Учредителем предприятия являются Рязанская городская Дума и администрация города Рязани. Собственником имущества предприятия является муниципальное образование - городской округ город Рязань Рязанской области. Администрация города Рязани наделяет предприятие имуществом на праве хозяйственного ведения, осуществляет изъятие указанного имущества в порядке, установленном действующим законодательством. Деятельность предприятия осуществляется в соответствии с планами (программами) финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемыми администрацией города Рязани.

 Согласно пункту 2.1 Устава целью создания МУП г. Рязани «УРТ» является  удовлетворение потребностей населения города Рязани в транспортном обслуживании.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава для достижения указанной цели предприятие осуществляет основной вид деятельности – регулярные перевозки пассажиров наземным электрическим транспортом в городском сообщении.

Решением муниципального образования – город Рязань Рязанской городской Думы от 25.07.2019 № 189-III внесены изменения в пункты 2.2 и 2.3 Устава МУП г. Рязани «УРТ»: изменен основной вид деятельности на регулярные перевозки пассажиров троллейбусами и автобусами в городском и пригородном сообщении, а также автобусами в междугородном сообщении; добавлены виды деятельности перевозки пассажиров автобусами по заказам и сдачи в аренду имущества.

Для осуществления деятельности на рынке перевозки пассажиров автомобильным транспортом МУП г. Рязани «УРТ» получило следующие лицензии:

1) № АСС-62-000084 от 27.02.2019 (серия ДА № 131262) выдана Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). По данному виду деятельности согласно лицензии предприятие осуществляет регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении (срок действия – бессрочно);

2) № АК-62-000064 от 24.04.2019 (серия ДА № 176427) выдана Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. По данному виду деятельности согласно лицензии предприятие осуществляет перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки), а также перевозка автобусами иных лиц лицензиата для собственных нужд (срок действия - бессрочно).

30.05.2019 решением Рязанской городской Думы (№ 154-III) принято решение о согласовании совершения сделки между МУП г. Рязани «УРТ» и МУП города Рязани «Рязанская автоколонна 1310» о переуступке прав и обязательств по договору финансовой аренды (лизинга) автобусов марки НЕФАЗ модель 5299-0000030-31 № ЕП-16/012 от 02.12.2016.

04.06.2019 МУП г. Рязани «УРТ» и МУП города Рязани «Рязанская автоколонна 1310» заключили договор о переуступке прав и обязательств по договору финансовой аренды (лизинга) автобусов марки НЕФАЗ модель 5299-0000030-31 № ЕП-16/012 от 02.12.2016. 09.07.2019 по акту приемки-передачи автобусы марки НЕФАЗ модель 5299-0000030-31 в количестве 10 штук переданы МУП г. Рязани «УРТ».

Распоряжением администрации города Рязани от 08.08.2019 № 1314-р муниципальное имущество МУП «Рязанская автоколонна 1310» передано в хозяйственное ведение МУП г. Рязани «УРТ» 15.08.2019 согласно акту передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП г. Рязани «УРТ» 20 автобусов марки МАЗ-107466.

Также администрацией города Рязани принято решение о внесении изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок муниципального образования – город Рязань (далее – реестр маршрутов), в части изменения наименования перевозчика с МУП города Рязани «Рязанская автоколонна 1310» на МУП г. Рязани «УРТ».

Таким образом, МУП г. Рязани «УРТ» предоставлено право осуществления с 02 сентября 2019 года пассажирских перевозок по следующим регулярным маршрутам муниципального образования г. Рязань: маршрут №1, «ст. Рязань-2 – Психбольница», маршрут №2, «ст. Рязань-2 – кладбище «Богородское»», маршрут №3, «мкр. Братиславский – пос. Строителей», маршрут №4, «Большая ул. – ТРЦ М5 Молл», маршрут №6, «ул. Новоселов, 60 – мкр. «Братиславский»», маршрут №7, «пос. Строитель – ст. Рязань-2», маршрут №8, «ул. Новоселов, 60 – пос. Строитель», маршрут №10, «пос. Мехзавода – пос. Борки», маршрут №11, «Театральная пл. – пос. Борки», маршрут №12, «Большая ул. – ТехноНИКОЛЬ», маршрут №13, «Торговый центр «Круиз» - пос. Божатково», маршрут №14, «Торговый центр «Круиз» - ул. Разина», маршрут №15, «пл. Мичурина – пос. Мервино», маршрут №16, «ул. Новоселов, 60 – пос. Южный», маршрут № 17, «ул. Новоселов, 60 - Телезавод», маршрут №18, «Торговый центр «Круиз» - пос. Дягилево», маршрут №20, «Микрорайон №1 ДПР – пос. Мехзавода», маршрут №21, «Большая ул. – пос. Недостоево», маршрут №22, «Театральная пл. – ООО «Доширак Рязань»», маршрут №23, «Большая ул. – Березовая ул.», маршрут №24, «пл. Мичурина – пос. Ворошиловка».

При этом согласно реестру маршрутов (по состоянию на 28.09.2019) для осуществления перевозок по указанным автобусным маршрутам в количестве 21 штук необходимо располагать 89 транспортными средствами (максимальное количество).

Как следствие, транспортных средств, которые МУП г. Рязани «УРТ» были переданы к моменту получения права на ведение деятельности в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, было явно недостаточно для удовлетворения потребностей населения. Указанное обстоятельство лицами, привлеченными к участию в рассмотрении дела, не оспаривается.

 Сложившаяся ситуация могла быть разрешена путем привлечения МУП г. Рязани «УРТ» необходимого количества транспортных средств у сторонних организаций (на праве аренды либо ином предусмотренном законом праве). Другим возможным вариантом решения проблемы могло стать уменьшение числа маршрутов, обслуживаемых МУП г. Рязани «УРТ» с учетом количества располагаемых транспортных средств и привлечение в порядке части 2 статьи 14 Закона №220-ФЗ администрацией города Рязани стороннего перевозчика для обслуживания оставшихся маршрутов.

При этом комиссия Рязанского УФАС России обращает внимание, что МУП г. Рязани «УРТ» уже в начале 2019 года располагало информацией о том, что на Предприятие будут возложены обязанности по обеспечению регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам (к примеру, одна из лицензий получена Предприятием в феврале 2019 года). В этой связи МУП г. Рязани «УРТ» располагало достаточным количеством времени (более полугода) для привлечения необходимого количества транспортных средств в установленном законом порядке (закупка в соответствии с требованиями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Не установлено обстоятельств, которые препятствовали МУП г. Рязани «УРТ» привлечь недостающие транспортные средства и в последующем (в том числе в период с сентября 2019 года по февраль 2021 года)

Однако подобных действий МУП г. Рязани «УРТ» не совершило. При этом обращений в адрес органа местного самоуправления по вопросам передачи транспортных средств в необходимом количестве Предприятие также не направляло.

Материалами подтверждается, что в сложившихся условиях отсутствия необходимого количества транспортных средств для обеспечения пассажирских перевозок по всем маршрутам МУП г. Рязани «УРТ» заключило соглашение с ООО «Вест Лайн» о привлечении последнего к оказанию услуг.

Установлено, что в период с 10 сентября 2019 года по 28 февраля 2021 года Предприятие ежедневно заключало с ООО «Вест Лайн» договоры на оказание комплекса услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по регулярным тарифам. В день заключалось несколько договоров, отдельно по каждому маршруту. Цена каждого договора не превышала 100 тыс. руб.

В частности, в соответствии с данными договорами, условия которых имеют типовой характер, Заказчик (МУП г. Рязани «УРТ») поручает, а Исполнитель (ООО «Вест Лайн») принимает на себя обязательства совершать от имени и за счет Заказчика комплекс юридических и фактических действий, направленных на оказание услуг по обеспечению перевозки пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок в соответствии с Техническим заданием, осуществление сбора и перечисления Заказчику Выручки, полученной в соответствии с заключенными Исполнителем договорами перевозки пассажиров и багажа, а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.

Пункт 2.3. Договоров определяет, что перевозка пассажиров и багажа осуществляется Исполнителем на основании путевых листов, выдаваемых Заказчиком, с отметками о прохождении предрейсовых/послерейсовых технических осмотров транспортных средств и предрейсовых/послерейсовых медицинских осмотров водителей Исполнителей.

В пункте 2.4 Договоров стороны определили, что надлежащее оказание услуг по Договору включает в себя, в том числе:

- заключение Исполнителем договоров перевозки пассажиров и фактическое оказание на основании заключенных договоров услуг по перевозке при наличии действующей лицензии на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в соответствии с требованиями настоящего Договора, включая перевозку пассажиров по проездным билетам, а также лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки (льготы) по проезду в общественном транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами Рязанской области в том числе муниципальных образований;

- заключение Исполнителем с Заказчиком Договора о поведении предрейсовых/послерейсовых медицинских осмотров водителей;

- заключением Исполнителем с Заказчиком Договора о проведении предрейсовых/послерейсовых контроля технического состояния транспортных средств;

- реализацию билетов Заказчика (в том числе разовых билетов на проезд, проездных билетов, льготных билетов, билетов на провоз багажа) в салонах транспортных средств и перечисление Заказчику вырученных от данной реализации денежных средств;

- обеспечение Исполнителем осуществления перевозок по маршруту в соответствии с Техническим заданием и расписанием движения транспортных средств, корректируемым Заказчиком в соответствии с условиями Договора;

- достижением Исполнителем плановых показателей (скорректированных плановых показателей).

В ходе рассмотрения дела Предприятием пояснялось, что и на транспортных средствах ООО «Вест Лайн» и в проездных документах (билетах), выдаваемых водителями данного общества, размещалась информация о том, что услуги перевозки оказывает МУП г. Рязани «УРТ»; на транспортных средствах ООО «Вест Лайн» размещались логотипы МУП г.Рязани «УРТ».

Установлено, что ООО «Вест Лайн» осуществляло перевозку пассажиров по маршруту №7 «пос. Строитель – ул. Крупской» в период с марта 2020 года по февраль 2021 года, по маршруту №11 «пл. Театральная – пос. Борки» - в период с сентября 2019 года по январь 2020 года, по маршруту №12 «ул. Большая – ТехноНИКОЛЬ» - в период с октября 2019 года по октябрь 2020 года, по маршруту №13 «ТЦ «Круиз» - пос. Божатково» - в период с сентября 2019 года по октябрь 2020 года, по маршруту №17 «ул. Новоселов, д.60 – Телезавод» - в период с сентября 2019 года по февраль 2021 года, по маршруту №18 «ТЦ «Круиз» - пос. Дягилево» - в период с сентября 2019 года по октябрь 2020 года, по маршруту №21 «ДПР-5 – Недостоево» - в период с августа 2020 года по февраль 2021 года, по маршруту №22 «пл. Театральная – сан. Старица» - в ноябре 2019 года, по маршруту №23 «ул. Большая – ул. Березовая» - в период с сентября 2019 года по октябрь 2020 года, по маршруту №24 «пл. Мичурина – пос. Ворошиловка» в период с сентября 2019 года по октябрь 2020 года.

Между тем организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В соответствии с уставом муниципального образования - городской округ город Рязань (статья 39) в исполнительно-распорядительные полномочия администрации города Рязани входит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, включая осуществление полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно постановлению администрации города Рязани от 21.08.2012 №4351 «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом в городском сообщении на территории города Рязань» организация транспортного обслуживания осуществляется администрацией в том числе посредством составления перечня организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, утверждения паспортов маршрутов регулярных перевозок, выдачи маршрутных карточек.

Как следует из пункта 2.3 вышеприведенного постановления администрации города Рязани от 21.08.2012 №4351 регулярные перевозки пассажиров немуниципальным транспортом осуществляются путем заключения договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории города Рязани между организатором пассажирских перевозок и перевозчиками.

Учитывая существующую пропускную способность дорожной сети в городе Рязани не допускается осуществление перевозчиками регулярных перевозок пассажиров без договора.

В силу положений статьи 14 Закона №220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения государственного или муниципального контракта с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком.

С учетом изложенного, ООО «Вест Лайн» могло быть привлечено к осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам только посредством конкурентной процедуры, а договор (муниципальный контракт) мог быть заключен перевозчиком только с администрацией города Рязани; МУП г. Рязани «УРТ» такими полномочиями не наделено.

В ходе рассмотрения дела представителем МУП г. Рязани «УРТ» пояснялось, что договоры с ООО «Вест Лайн» заключались в порядке Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При этом право на заключение данных договоров без проведения конкурентных процедур, по мнению представителей Предприятия, предоставлено пунктом 24 части 1 статьи 27 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП города Рязани «УРТ» (далее – Положение о закупках). Согласно данной норме закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения договоров на оказание услуг по обеспечению перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Однако, вопреки позиции МУП г. Рязани, законодательство о закупках товаров, работ, услуг к рассматриваемым правоотношениям, сложившимся между ним и ООО «Вест Лайн», не применимо.

Так, целью регулирования Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования.

В соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП города Рязани «УРТ» под закупкой понимается совокупность действий, осуществляемых заказчиком в установленном настоящим Положением порядке и направленных на обеспечение нужд Заказчика; под закупочной деятельностью понимается осуществляемая в соответствии с настоящим положением деятельность по удовлетворению потребности в товарах (работах, услугах) и включающая планирование, проведение закупки, контроль заключения по результатам ее проведения договоров и мониторинг их исполнения, а также составление отчетности.

Однако вышеприведенный анализ условий договоров, ежедневно заключаемых МУП г. Рязани «УРТ» с ООО «Вест Лайн», свидетельствует о том, что последнее от имени Предприятия обеспечивает потребности населения города Рязани в транспортных услугах.

Такие договоры заключаются в соответствии с порядком, установленным законодательством, регулирующим отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, а не в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Между тем, полагая, что в соответствии с действующим законодательством МУП г. Рязани «УРТ» обладает правом на привлечение ООО «Вест Лайн» для перевозки населения в порядке Закона о закупках, данные хозяйствующие субъекты предприняли все необходимые действия, направленные на уклонение от проведения конкурентной закупочной процедуры и на неразглашение сведений о наличии договорных отношений между ними.

Так, Положение о закупках, действовавшее до сентября 2019 года (в редакции от 21.05.2019), не предоставляло МУП г. Рязани «УРТ» права осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения договоров на оказание услуг по обеспечению перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Однако 16 августа 2019 года[1], после принятия решения о привлечении к оказанию услуг перевозки пассажиров и багажа сторонней организации, МУП г. Рязани «УРТ» дополнило часть 1 статьи 27 Положения о закупках пунктом 24, наделяющим заказчика правом осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения договоров на оказание услуг по обеспечению перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Установлено, что ежемесячно в период с сентября 2019 года по февраль 2021 года МУП г. Рязани «УРТ» перечисляло ООО «Вест Лайн» от 10 до 30 млн. руб. за услуги перевозки пассажиров, однако правоотношения оформлялись сторонами путем ежедневного заключения нескольких договоров на сумму менее 100 тыс. рублей (оценочно около 120 договоров ежемесячно).

При этом условия самих договоров свидетельствуют о том, что данные сделки по своей правовой природе не имеют разового характера (единичной закупки необходимых товаров), а описывают длительные продолжающиеся правоотношения хозяйствующих субъектов.

К примеру, из пунктов 3.4 – 3.7 договоров следует, что расчеты между сторонами осуществляются ежемесячно (в течение 7 дней после подписания Заказчиком акта сдачи-приемки услуг за отчетный месяц (Приложение №3 к Договорам) на основании предоставленных Исполнителем формы отчетности за отчетный период (Приложение №4 к Договорам), счета и счета-фактуры, а также корректировки планового задания на отчетный период, если такая корректировка производилась.

Отчетным периодом для расчетов по Договору является один календарный месяц. Окончанием расчетного периода по Договору является 25 число месяца, следующего за месяцем, в который входил отчетный период.

Исполнитель после завершения отчетного периода отчитывается перед Заказчиком о выполнении пассажирских перевозок.

Из положений Договоров, регулирующих порядок сдачи-приемки оказанных услуг, следует, что приемка услуг по договорам осуществляется не каждый день, а один раз в месяц. В частности, ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным, Исполнитель письменно уведомляет Заказчика о факте завершения оказания услуг за соответствующий отчетный месяц и предоставляет Заказчику Акт сдачи-приемки услуг (Приложение №3 к Договору) и форму отчетности за отчетный период (Приложение №4 к Договору), подписанные Исполнителем, в двух экземплярах.

В течение пяти дней после получения от Исполнителя документов, указанных в пункте 5.1 Договора, Заказчик самостоятельно и (или) с привлечением экспертов (экспертной организации) проводит проверку оказанных услуг, предусмотренных Договором, в части их соответствия условиями Договора и осуществляет приемку оказанных услуг с оформлением Заключения.

Указанное означает, что, МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн», заключая 10 сентября 2019 года, договоры, осознавали, что услуги по нему будут приняты и оплачены лишь по окончании месяца (не ранее 15 октября 2019 года) в составе услуг, которые будут оказаны во все последующие дни сентября.

Так, материалами подтверждается, что все акты сдачи-приемки услуг, оказанных ООО «Вест-Лайн» в каждый день сентября 2019 года отдельно по каждому договору, оформлены и направлены МУП г. Рязани «УРТ» одним днем (30 сентября 2019 года), счета по всем договорам, заключенным в сентябре 2019 года, выставлены одним днем (15 октября 2019 года), оплачены 21 февраля 2020 года. Аналогичная ситуация имеет место и во все последующие месяцы, вплоть до февраля 2021 года (включительно).

Таким образом, несмотря на то, что договоры между МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» заключались отдельно на каждый маршрут и на один день (то есть исполнялись в день их заключения), обе стороны исходили из того, что фактически сложившиеся между ними правоотношения носят более длительный характер.

В частности, разовый характер сделки предполагает, что после ее исполнения правоотношения сторон завершаются.

Однако МУП г. Рязани «УРТ», заключая с ООО «Вест Лайн» договоры 10.09.2019 сроком действия в одни день, тем не менее организовывало свою деятельность по обеспечению пассажирскими перевозками муниципальных маршрутов из расчета, что данное общество согласится заключить аналогичные договоры 11.09.2019, 12.09.2019 и во все последующие дни.

Данные выводы подтверждаются тем обстоятельством, что каких-либо действий, направленных на поиск иной организации, которая сможет оказать те же услуги, что и ООО «Вест Лайн», в случае отказа последнего от заключения очередных договоров, на протяжении периода с сентября 2019 года по февраль 2021 года МУП г. Рязани «УРТ» не совершало; мер, направленных на привлечение недостающих для удовлетворения существующих потребностей в перевозке транспортных средств, не предпринималось.

С другой стороны, ООО «Вест Лайн», подписав 10.09.2019 договоры, несмотря на крайне непродолжительный срок их исполнения (1 день) и их незначительную цену, осуществило все необходимые мероприятия для организации пассажирских перевозок (поиск и оборудование необходимого количества транспортных средств, размещение на них логотипов МУП г. Рязани «УРТ», их перемещение из г. Москва в г. Рязань, привлечение водителей и т.д.).

Указанное поведение как со стороны МУП г. Рязани «УРТ», так и со стороны ООО «Вест Лайн» может быть возможно лишь при наличии договоренности данных хозяйствующих субъектов о длительном и продолжающемся характере их отношений. В отсутствии такой договоренности МУП г. Рязани «УРТ», в случае отказа ООО «Вест Лайн» от продолжения договорных отношений, не могло в полном объеме обеспечить население города Рязани транспортными услугами, в свою очередь, ООО «Вест Лайн», в случае отказа МУП г. Рязани «УРТ» от продолжения договорных отношений, не могло в полном объеме покрыть затраты на организацию перевозок.

На продолжительный характер взаимодействия МУП г. Рязани и ООО «Вест Лайн» указывают также и иные условия договоров.

К примеру, стороны определили следующий порядок расторжения договора по соглашению сторон: сторона, которой направлено предложение о расторжении договора по соглашению сторон, должна дать письменный ответ по существу в срок, не превышающий 5 (пять) рабочих дней с даты его получения.

Кроме того, МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» предусмотрели условие о расторжении договора в виду наступления обстоятельств непреодолимой силы (наводнение, пожар, землетрясение и т.д.), а именно: если такие обстоятельства будут длиться более двух календарных месяцев с даты соответствующего уведомления, каждая из Сторон вправе требовать расторжения Договора без требования возмещения убытков, понесенных в связи с наступлением таких обстоятельств.

Приведенные фактические обстоятельства однозначно свидетельствуют о том, что МУП г.Рязани и ООО «Вест Лайн» умышленно заключали договоры сроком действия один день с единственной целью – не допустить превышения фактической цены договоров суммы в размере 100 тыс. рублей.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 7 Положения о закупках, которое по мнению МУП г. Рязани «УРТ» подлежало применению, Предприятие обязано не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать в ЕИС сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Однако по правилам части 10 статьи 7 Положения о закупках сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС.

Иными словами, ни МУП г. Рязани и ООО «Вест Лайн» не хотели подвергать огласке факт привлечения последнего к оказанию услуг по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам города Рязани и размещать сведения о наличии договорах в ЕИС.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представители МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» также подтвердили, что между хозяйствующими субъектами существовала договоренность о длительном характере взаимодействия, а целью ежедневного заключения договоров является формальное соответствие договоров требованиям законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (протокол заседания комиссии Рязанского УФАС России от 23.06.2021, 07.07.2021).

При рассмотрении дела представители администрации города Рязани сообщили, что пассажирские перевозки по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам города Рязани осуществляет МУП г. Рязани «УРТ»; ООО «Вест Лайн» в реестр маршрутов в качестве перевозчика не включено, данной организации карты маршрутов не предоставлялись, договоры на возмещение недополученных доходов не заключались. Обращения Управления транспорта администрации г. Рязани по всем вопросам организации пассажирских перевозок, в том числе по тем маршрутам, на которых вело деятельность ООО «Вест Лайн», адресованы именно МУП города Рязани «УРТ».

Так, в обращениях Управления транспорта администрации города Рязани в адрес МУП г. Рязани «УРТ» от 19.05.2020 №04/2-08-1133-Исх, от 03.07.2020 №04/2-08-1435-Исх речь идет об усилении контроля за перевозками на маршруте №17 «ДПР-5 – пос. Семчино», в письме от 21.08.2020 №04/2-08-1796-Исх – об организации бесперебойной работы по маршруту №13 «Торговый центр «Круиз» - пос. Божатково», в письме от 28.08.2020 №04/2-08-1857-Исх – о необходимости проведения влажной уборки в салонах транспортных средств, следовавших по маршрутам №17 «ДПР-5 – пос. Семчино», № 21 «ДПР-5 – Недостоево» и т.д. Однако в перечисленных случаях в соответствующие периоды времени пассажирские перевозки по названным маршрутам фактически осуществляло ООО «Вест-Лайн».  В то же время писем МУП г.Рязани «УРТ» в адрес администрации города Рязани с информацией о том, что перевозчиком по данным маршрутам является иное лицо (ООО «Вест Лайн»), в материалах дела не имеется.

Таким образом, и МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» осознавали противоправный характер своего взаимодействия, однако следуя достигнутой договоренности, не прекращали совместные действия вплоть до возбуждения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Проявлением монополистической деятельности, запрещенной антимонопольным законодательством, в числе прочего является заключение хозяйствующими субъектами ограничивающих конкуренцию соглашений, под которыми понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Для квалификации иного соглашения в качестве запрещенного в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимым условием является то, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Соглашение с учетом конкретных обстоятельств признается недопустимым, если в результате заключения такого соглашения имело место быть как фактическое ограничение конкуренции, так и потенциальная возможность ограничения конкуренции на соответствующем рынке.

Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке; иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Толкование положений Закона о защите конкуренции, содержащееся в пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», состоит в том, что с учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.

Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

Так, согласно реестру маршрутов на товарном рынке пассажирских перевозок города Рязани в 2019 году помимо муниципальных унитарных предприятий (МУП г. Рязани «Автоколонна №1310» до сентября 2019 года и МУП г. Рязани «УРТ» после сентября 2019 года) действовали и иные юридические лица и индивидуальные предприниматели (ООО «Таксавто», ИП Нагорнов С.Д., ИП Гирина Т.А., ООО «Рязаньтрансавто–XI», ООО «Рязаньтрансавто – ХII», ИП Пряхина Ю.А. и т.д.). Указанные перевозчики, а равно и любые иные хозяйствующие субъекты, могли принять участие в закупке, организованной во исполнение требований части 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ.

Установлено, что результатом достигнутой МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» договоренности стало создание преимущественных условий для осуществления последним предпринимательской деятельности, которое, в отличие от иных перевозчиков частной формы собственности, получило право на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Рязани без соблюдения обязательных требований участия в конкурентной процедуре (заключение договоров с органом местного самоуправления, получение карты маршрутов и т.д.).

Одновременно с этим комиссия Рязанского УФАС России отмечает, что             ООО «Вест Лайн» получило возможность оказывать услуги по маршрутам, определенным органом местного самоуправления в качестве маршрутов, частично или полностью финансируемых за счет бюджетных средств (перевозка по регулируемым тарифам). Иные, действующие на товарном рынке перевозчики частной формы собственности, такой возможности не имеют.    

Другим обстоятельством, указывающим на ограничение конкуренции на товарном рынке оказания услуг пассажирских перевозок в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами.  В данном случае соглашением МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» определили фактический состав лиц, действующих на рынке, отличный от предусмотренного органом местного самоуправления, количество перевезенных пассажиров, доход от оказания услуг, количество рейсов и т.д.[2] Указанные условия обращения товара в силу положений части 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ подлежали определению в ходе конкурентных процедур.

При этом сам факт получения хозяйствующим субъектом права на осуществление какой-либо деятельности минуя конкурентную процедуру в случае, если проведение торгов обязательно в соответствии с действующим законодательством, свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке.

Таким образом, довод МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие ограничение конкуренции иным хозяйствующим субъектам, а также факт наступления каких-либо последствий, предусмотренных частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, комиссия Рязанского УФАС России отклоняет как несостоятельный.

При этом комиссия отклоняет довод МУП г. Рязани «УРТ» о том, что ООО «Вест Лайн» определено в результате сопоставления им ценовых предложений и выбора наилучшего из них.

 Как следует из материалов дела, МУП г. Рязани «УРТ» несколько раз получало коммерческие предложения для формирования начальной (максимальной) цены контракта на оказание комплекса услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок по регулярным тарифам 31.07.2019, 01.08.2019, 01.09.2019, 03.09.2019, 08.09.2019, 04.12.2019, 29.07.2020.

Анализ коммерческих предложений направленных 04.12.2019 показал, что наименьшую цену за услуги предложило ООО «ДОМТРАНСАВТО», а не ООО «Вест Лайн».

Так, ООО «Вест Лайн» (исх. №2019-368 от 04.12.2019) предлагало заключить контракт по следующим ценам: цена за 1 пассажира, оплачивающего проезд без предоставления льгот, - 20,76 руб., цена за 1 пассажира, оплачивающего проезд с предоставлением льгот, - 36,96 руб., цена за 1 км. пробега с пассажирами, - 24,86 руб., итоговая стоимость договора согласно техническому заданию составляет 178 959 307,32 руб.

Согласно коммерческому предложению ООО «ДОМТРАНСАВТО» (исх. №281-ДТА от 04.12.2019) цена за 1 пассажира, оплачивающего проезд без предоставления льгот, составляет 20,14 руб., цена за 1 пассажира, оплачивающего проезд с предоставлением льгот, - 35,85 руб., цена за 1 км. пробега с пассажирами – 24,11 руб., итоговая стоимость договора согласно техническому заданию – 173586947,81 руб.

В соответствии с коммерческим предложением ООО «СтарТранс» (исх. №12-5 от 04.12.2019) цена за 1 пассажира, оплачивающего проезд без предоставления льгот, составляет 21,38 руб., цена за 1 пассажира, оплачивающего проезд с предоставлением льгот, - 38,07 руб., цена за 1 км пробега с пассажирами – 25,61 руб., итоговая стоимость договора согласно техническому заданию – 184331666,83 руб.

Таким образом, вне зависимости от наличия более выгодного ценового предложения МУП г. Рязани «УРТ» продолжило и после 04.12.2019 заключать договоры с ООО «Вест Лайн».

При этом комиссия Рязанского УФАС России отмечает, что сам по себе запрос коммерческих предложений не является конкурентной процедурой и не свидетельствует о создании хозяйствующим субъектам равных условий заключения договоров.

Также комиссия Рязанского УФАС России отклоняет, довод ООО «Вест Лайн» о том, что именно действия администрации города Рязани ограничили конкуренцию на товарном рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок города Рязани, а общество лишь согласилось на предложение органа местного самоуправления об осуществлении деятельности по перевозке пассажиров в городе Рязани.

Комиссия Рязанского УФАС России, изучив представленные в материалы дела ООО «Вест Лайн» протоколы осмотра доказательств в виде информации, находящейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», объяснения представителя ООО «Вест Лайн» от 23.06.2021, представления прокуратуры Октябрьского района г. Рязани  главе администрации города Рязани от 18.10.2019 №4-2019, письма администрации города Рязани от 28.10.2019 №06/2-08-2317-Исх, пришла к выводу о том, что данные доказательства устанавливают только факт осведомленности администрации города Рязани о взаимодействии МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» в рамках заключенных договоров на оказание комплекса услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа по отдельным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Доказательства, подтверждающие осуществление администрацией города Рязани действий, которые привили к ограничению конкуренции на товарном рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок города Рязани, либо участие органа местного самоуправления в антиконкурентном соглашении не представлено.

С учетом изложенных фактических и правовых обстоятельств, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт заключения и реализации МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» антиконкурентного соглашения, противоречащего части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которое привело к ограничению конкуренции на товарном рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок города Рязани.

Установлено, что сумма извлеченного участниками ограничивающего конкуренцию дохода[3] за период с сентября 2019 года по февраль 2021 года (включительно) составила 344 002 800 рублей[4].

Оснований для применения к рассматриваемым обстоятельствам положений части 3 статьи 12 и части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции не установлено.[5]

Доказательств, подтверждающих факт нарушения администрацией города Рязани антимонопольного законодательства, не имеется; в связи с чем рассмотрение дела по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции подлежит прекращению.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Применительно к рассматриваемым обстоятельствам, с учетом окончания действия договоров на оказание комплекса услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по регулярным тарифам, заключенных МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн», а также прекращением с марта 2021 года действий по заключению вновь таких договоров, комиссия Рязанского УФАС России полагает, что отсутствует необходимость выдавать предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать муниципальное унитарное предприятие города Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» (ИНН: 6227003141, ОГРН: 1026200870850, юридический адрес: 390005, г. Рязань, ул. Дзержинского, д. 21) и общество с ограниченной ответственностью «Вест Лайн» (ИНН: 7729418624, ОГРН: 1027729003521, юридический адрес: 115280, г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 17, эт 2/пом 2/оф 24А) нарушившими часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на товарном рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок города Рязани.

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении администрации города Рязани, муниципального унитарного предприятия города Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» и общества с ограниченной ответственностью «Вест Лайн», возбужденное по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

3. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

4. Передать материалы дела в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении в отношении виновных лиц уголовного дела.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 


[1] Указанная редакция Положения о закупах от 16.08.2019 не размещена в единой информационной системе.

[2] Данные условия взаимодействия определялись МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» в Технических заданиях к договорам, в Приложениях №№1,2 к Техническим заданиям к договорам.

[3] Рассчитана согласно Методическим рекомендациям об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений с ограничением конкуренции (статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации), утвержденными приказом ФАС России от 28.08.2019 №1073/19, а также разъяснениями ФАС России от 28.06.2010 №09/649 «Об определении ущерба и дохода при нарушении статей 10, 11, 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и привлечении физических и юридических лиц  к административной ответственности».

[4] Суммарная стоимость услуг (работ) по договорам, заключенным между МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн».

[5] МУП г. Рязани «УРТ» - хозяйствующий субъект, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования; МУП г. Рязани «УРТ» и ООО «Вест Лайн» суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год превышает четыреста миллионов рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны