Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №062/01/10-347/2021 от 10 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

№062/01/10-347/2021

«10» июня 2021 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе председателя Комиссии <…>, заместителя руководителя управления, членов Комиссии: <…>– начальника отдела антимонопольного контроля, <…>, специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля, <…>., специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля,

при участии представителей:

муниципального предприятия города Рязани «Водоканал города Рязани» <…>

законного представителя общества с ограниченной ответственностью «УК Престиж62» <…>(личность установлена на основании паспорта), представителя <…>,

рассматривая дело №062/01/10-347/2021, возбужденное по признакам нарушения муниципальным предприятием города Рязани «Водоканал города Рязани» (ИНН 6227004811, ОГРН 1026200870904, адрес: 390027, г. Рязань, Касимовское шоссе, д.9) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Престиж62» (390006, г. Рязань, ул. Грибоедова, д.58 (далее – ООО УК «Престиж 62») на нарушение муниципальным предприятием «Водоканал города Рязани» (далее - МП «Водоканал города Рязани») порядка определения объема ресурса (холодной воды), потребленного на общедомовые нужды многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, Зубковой, д. 29 корп.1.

Из заявления следует, что в период с мая по декабрь 2020 года МП «Водоканал города Рязани» выставляло обществу счета на оплату за потребленный ресурс без учета отрицательного объема холодной воды, рассчитанного в предыдущие период по показаниям общедомового прибора учета холодной воды.

ООО УК «Престиж 62» обратило внимание, что в такой ситуации ресурс оплачивается дважды: и со стороны управляющей организации, и со стороны собственников жилых и не жилых помещений в многоквартирном доме. В период с мая по ноябрь 2020 года переплата составила 15164 рубля 75 копеек.

По результатам рассмотрения заявления, приказом Рязанского УФАС России 22.03.2021 №27/1 в отношении МП «Водоканал города Рязани» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства и создана комиссия для его рассмотрения.

На заседаниях, состоявшихся 19.05.2021, 10.06.2021 представитель заявителя доводы заявления поддержал в полном объеме.

Представители ответчика с наличием в действиях МП «Водоканал города Рязани» нарушения антимонопольного законодательства в части нарушения порядка ценообразования не согласились по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от 21.01.2021, 19.05.2021. Отметили, что в период с мая по декабрь 2020 года расчеты с заявителем осуществлялись в соответствии с действующей в указанный период статьей 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124 (далее – Правила №124), то есть в случае если объем холодной воды, потребленный собственниками жилых и нежилых помещений, превышает или равен объему коммунального ресурса, рассчитанного по показаниям общедомового прибора учета (далее также – ОДПУ), то объем холодной воды, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, принимается равным 0. Также отметили, что с января 2021 года в случаях превышения или равенства объема холодной воды, потребленного собственниками жилых и нежилых помещений, объему коммунального ресурса, рассчитанного по показаниям ОДПУ, такая величина учитывается в последующих расчетных периодах. В связи с чем в действиях предприятия отсутствует нарушение при определении размера платы.

Заслушав доводы заявителя и ответчика, изучив представленные в материалы дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России считает документально подтвержденным нарушение МП города Рязани «Водоканал города Рязани» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Правоотношения в сфере холодного водоснабжения и водоотведения регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" №416-ФЗ от 07.12.2011 (далее - Закон №416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №644 от 29.07.2013 (далее - Правила №644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №776 от 04.09.2013 (далее - Правила №776), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124 (далее - Правила №124); Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее - Правила №491); Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354).

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (далее также - МКД) включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (далее также - ОДН); взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Так, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включенные в состав платы за содержание жилого помещения, при управлении МКД управляющими организациями подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организацией, но не ресурсоснабжающей организацией.

В силу положений пунктов 21, 21 (1) Правил №124 управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.

Исходя из вышеизложенного, при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

Так, порядок определения в расчетах объема коммунального ресурса, потребленного на предоставление коммунальных услуг и на общедомовые нужды, между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, установлен Правилами №124.

В соответствии с пунктом 3 Правил №124 договоры ресурсоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.

Согласно пункту 16 Правил №124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

Так, существенными условиями договора ресурсоснабжения являются:

а) предмет договора (вид коммунального ресурса);

б) дата начала поставки коммунального ресурса;

в) показатели качества поставляемого коммунального ресурса;

г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса;

д) порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений и (или) потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса;

е) порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу;

ж) иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

Установлено, что ООО УК «Престиж62» является организацией, управляющей многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рязань, Зубковой, д. 29 корп.1.

12.05.2020 между ООО УК «Престиж62» и МП «Водоканал города Рязани» заключен договор № 05-18/4000 на поставку холодной воды и отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с которым МП «Водоканал города Рязани» (ресурсоснабжающая организация) обязуется подавать через присоединенную водопроводную сеть холодную воду из централизованных систем холодного водоснабжения и осуществлять отведение сточных вод в центральную систему водоотведения, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирных домов (далее – Договор поставки).

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: ул. Зубковой, д. 29 корп.1, г. Рязань, оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета холодной воды ВСХН 50 №11647541; в соответствии с актом допуска узла учета и средств измерений к эксплуатации от 01.05.2020, дата очередной поверки 02.11.2023.

Порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, императивно установлен пунктом 21(1) Правил N 124.

Так, согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний прибора учета за расчетный период. Формула подпункта "а" пункта 21(1) Правил №124 включает переменные, значения которых основаны на показаниях приборов учета.

Пунктом 11 Договора поставки определено, что исполнитель снимает показания ОДПУ в период с 23 по 25 число расчетного периода, установленного договором, вносит показания приборов учета в журнал учета расхода воды и принятых сточных вод и передает эти сведения в ресурсоснабжающую организацию не позднее 26 числа расчетного периода, любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом.

Пунктом 13 Договора поставки предусмотрен порядок определения объема потребленного ресурса, подлежащего оплате, при наличии в МКД ОДПУ. Так, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период по формуле:

Vд = Vодпу - Vпотр,

где:

Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям ОДПУ за расчетный период;

Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определенный ресурсоснабжающей организацией за расчетный период в соответствии с действующим законодательством.

В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем холодной воды, подлежащий оплате исполнителем по данному договору в отношении конкретного МКД за расчетный период, принимается равным 0.

В ходе рассмотрения дела представители ООО УК «Престиж62»и МП «Водоканал города Рязани» пояснили, что все жилые/нежилые помещения в многоквартирном доме оснащены индивидуальными приборами учета потребляемой воды.

Комиссия Рязанского УФАС России отмечает, что алгоритм определения объема ресурса, предусмотренный пунктом 13 Договора поставки, на дату заключения этого договора соответствовал требованиям подпункта «а» пункта 21 (1) Правил №124 (в редакции от 13.07.2019).

Установлено, что в период с мая по декабрь 2020 по МКД №29 корпус 1 по улице Зубковой Предприятие выставило заявителю счета на оплату потребленного ресурса на общую сумму в размере 22296 рублей 61 копейка.

Сведения о расчете платы по МКД №29 корпус 1 по улице Зубковой г. Рязани представлен в таблице 1:

Таблица 1

Период

Показания ОДПУ

Объем ХВС по жил. помещениям

V ХВС на ОДН, куб. м.

Тариф, руб.

Плата, выставленная РСО

нач.периода

конеч. периода

V, куб.м.

Май 2020

113928

115006

1078

1243

-165

27,61

0,00

Июнь 2020

115006

116160

1154

1133

21

27,61

579,81

Июль 2020

116160

117487

1327

1015

312

27,70

8642,40

Август 2020

117487

118646

1159

948

211

27,70

5844,70

Сентябрь 2020

118646

119811

1165

1172

-7

27,70

0,00

Октябрь 2020

119811

120848

1037

1413

-376

27,70

0,00

Ноябрь 2020

120848

122095

1247

1181

66

27,70

1828,20

Декабрь 2020

122095

123453

1358

1163

195

27,70

5401,50

Январь 2021

123453

124599

1146

1079

67

27,70

1855,90

Февраль 2021

124599

125700

1101

1104

-3

27,70

0,00

Март 2021

125700

126936

1236

1072

164

27,70

4459,70

Из приведенной таблицы следует, что в период с мая 2020 года по март 2021 года объем воды, потребленный в многоквартирном доме согласно ОДПУ, составил 13008 куб. м., из них 12523 куб. м. приходится на потребление в жилых помещениях, 485 куб. м. – потребления на общедомовые нужды.

Между тем МП «Водоканал города Рязани» предъявило к оплате ООО УК «Престиж62» услуги водоснабжения/водоотведения в объем 1036 куб. м., что больше чем в 2 раза превышает реальное потребление ресурса на общедомовые нужды.

Установлено, что в мае, сентябре, октябре 2020 года объём ресурса, потребленного в жилых помещениях, превышал объем воды, определенной по показаниям ОДПУ. Иными словами объем холодной воды потреблённой на ОДН в мае, сентябре, октябре 2020 года составлял отрицательную величину.

Комиссия Рязанского УФАС России отмечает, что такая ситуация возможна ввиду некорректной и (или) несвоевременной передачи собственникам жилых помещений в отдельные периоды времени показаний индивидуальных приборов учета.

Материалами дела подтверждается, что в мае, сентябре и октябре 2020 года МП «Водоканал города Рязани» не предъявляло ООО УК «Престиж62» к оплате счета за услуги водоснабжения и водоотведения, предоставленные на ОДН.

Однако в последующие месяцы объем коммунального ресурса на ОДН с учетом отрицательных показаний предыдущих периодов МП «Водоканал города Рязани» не корректировался.

Между тем в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 44 Правил №354, пунктами 21, 21 (1) Правил 124, пунктом 13 Договора поставки, объем, образовавшийся в мае 2020 года (-165 куб.м.), должен был быть учтен в июне - июле 2020 года следующим образом: объем, потребленный в июне, равен 21 куб.м., с учетом учета отрицательного объема предыдущего периода рассчитывается следующим образом: 21-165 = -144 куб.м.; объем, потреблённый в июле 2020 года с учетом отрицательного объема в мае 2020 года, должен был составлять 168 куб. м. В ноябре, декабре 2020 года с учетом показаний за сентябрь и октябрь 2020 года МП «Водоканал города Рязани» также не должно было предъявлять ООО УК «Престиж62» к оплате счета за услуги.

Согласно пояснениям представителей МП «Водоканал города Рязани» пункт 21 (1) Правил №124 в редакции, действовавшей в спорный период, не обязывал ресурсоснабжающую организацию учитывать отрицательный объем ресурса, поставленного на ОДН, в следующие расчетные периоды.

Отклоняя довод Предприятия о том, что у ресурсоснабжающей организации в спорный период отсутствовали правовые основания для учета образовавшегося отрицательного объема в следующем периоде, Комиссия Рязанского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 40 Правил №354 потребитель в МКД вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Пункт 44 Правил №354 (в редакциях от 13.07.2019, 29.06.2020) предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к настоящим Правилам, и не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Таким образом, объем холодной воды, используемый в целях содержания общего имущества в многоквартирных домам, подлежащий ежемесячной оплате управляющей организацией, определяется исходя из разницы между объемом холодной воды, определенным по показаниям общедомовых приборов учета воды, и объемом холодной воды, подлежащим оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что при определении сумм, подлежащих оплате заявителем за потребленную на общедомовые нужды холодную воду Предприятие в расчетном периоде применяло показатель "0" в случае, когда суммарная величина индивидуального потребления (Vпотр) превысила показания общедомового прибора учета (Vодпу).

Между тем согласно пункту 21(1) Правил №124 (в ред. от 27.02.2017) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:

Vд = Vодпу - Vпотр,

где:

Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);

Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.

При этом пункт 21(1) Правил №124 (в редакции от 27.02.2017) нес содержит оговорок о том, что отрицательный объем поставленного ресурса не подлежит учету в следующем расчетном периоде.

В то же время по смыслу пункта 44 Правил N 354 объем ресурса, потребленного на общедомовые нужды сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается управляющей организацией за счет своих средств. В этом случае возникающая при перерасчете положительная разница может привести к убыткам исполнителя; оплата, произведенная потребителями в расчетном периоде на сумму, исчисленную в объеме отрицательной разницы, и не учтенную в следующем (следующих) расчетном периоде при возникновении положительной величины, приведет к излишней оплате управляющей организацией этой разницы в составе общедомового потребления, которое затем распределяется между собственниками (в пределах норматива) и этой управляющей организацией (сверх норматива).

Таким образом, применительно к рассматриваемым комиссией обстоятельствам, ресурсоснабжающей организации исчисление размера обязательств управляющей организации по оплате стоимости холодной воды на цели содержания общего имущества в последующих расчетных периодах следовало производить с учетом отрицательной разницы в отношении конкретного многоквартирного дома.

В рассматриваемом случае, определение в расчетах между управляющей и ресурсоснабжающей организациями объема коммунального ресурса, потребленного на предоставление коммунальных услуг и/или на общедомовые нужды, надлежало производить с учетом алгоритма, установленного в пунктом 44 Правил №354, пунктом 21(1) Правил N 124.

С учетом вышеизложенного, предъявленный Предприятием к оплате расчет ресурса в июне, июле, ноябре, декабре 2020 года, январе, феврале 2021 года без учета образовавшегося отрицательного объема в предыдущих расчетных периодах является ошибочным и подлежит уточнению с определением стоимости коммунального ресурса в последующих расчетных периодах в отношении каждого конкретного многоквартирного дома.

Применительно к рассматриваемым комиссией обстоятельствам при определении объемов ресурса, поставленного в период с мая 2020 года по март 2021 года, расчеты между МП «Водоканал города Рязани» и ООО УК «Престиж62» должны были быть следующими (Таблица 2).

Таблица 2

Период

Показания ОДПУ

Объем ХВС по жил. помещениям

V ХВС на ОДН, куб. м. предъявленных к оплате РСО

V ХВС на ОДН, куб. м.

Тариф, руб.

Плата

Плата, выставленная РСО

Переплата

нач.периода

конеч. периода

V, куб.м.

Май 2020

113928

115006

1078

1243

-165

-167

27,61

0,00

0,00

0

Июнь 2020

115006

116160

1154

1133

21

-144

27,61

0,00

579,81

579,81

Июль 2020

116160

117487

1327

1015

312

168

27,70

4653,6

8642,40

3988,8

Август 2020

117487

118646

1159

948

211

211

27,70

5844,7

5844,70

0

Сентябрь 2020

118646

119811

1165

1172

-7

-7

27,70

0,00

0,00

0

Октябрь 2020

119811

120848

1037

1413

-376

-383

27,70

0,00

0,00

0

Ноябрь 2020

120848

122095

1247

1181

66

-317

27,70

0,00

1828,20

1828,20

Декабрь 2020

122095

123453

1358

1163

195

-122

27,70

0,00

5401,50

5401,50

Январь 2021

123453

124599

1146

1079

67

-55

27,70

0,00

1855,90

1855,90

Февраль 2021

124599

125700

1101

1104

-3

-58

27,70

0,00

0,00

0

Март 2021

125700

126936

1236

1072

164

106

27,70

2936,2

4459,70

1523,50

Таким образом, за период с мая 2020 года по март 2021 года МП «Водоканал города Рязани» предъявил ООО УК «Престиж62» к оплате ресурсы, потребленные на ОДН в объеме 1036 ку. м. на сумму 28612,21 руб., в то время как реальный объем потребления составлял 485 куб. м. на сумму 13 434,50 руб.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, нарушение установленного порядка ценообразования.

Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Постановлением администрации города Рязани от 17.07.2013 №2876 в качестве гарантирующей организации для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения по г. Рязани определено МП «Водоканал города Рязани».

Таким образом, МП «Водоканал города Рязани» занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения и водоотведения в пределах расположения сетей (муниципального образования – городской округ город Рязань). Аналитический отчет о состоянии конкуренции на товарном рынке приобщен к материалам дела.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации (пункт 11 постановления от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства») по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Применительно к рассматриваемой ситуации нарушение МП «Водоканал города Рязани» предусмотренного нормативными правовыми актами порядка определения платы за ресурс, поставленный на ОДН, причиняет вред ООО УК «Престиж62» и собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рязань, Зубковой, д. 29 корп.1, и приводит к извлечению ресурсоснабжающей организации необоснованной (монопольной) выгоды за их счёт.

При этом такие действия со стороны МП «Водоканал города Рязани» обусловлены именно в связи с обладанием данным субъектом особым (доминирующим) положением на товарном рынке и невозможностью потребителям выбрать иного поставщика ресурсов.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что материалами дела подтверждается факт нарушения МП «Водоканал города Рязани» при определении размера платы за коммунальный ресурс - холодную воду и отведение сточных вод в целях содержания общего имущества МКД №29 корпус 1 по улице Зубковой г. Рязани запретов, предусмотренных пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

На основании изложенного в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия Рязанского УФАС России

ЗАКЛЮЧИЛА:

Принять данное заключение об обстоятельствах дела №062/01/10-347/2021, возбужденного по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Направить данное заключение об обстоятельствах дела лицам, участвующим в деле.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что они вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны