Решение №ЮГ/1160/24 Решение по делу № 062/01/17.1-36/2024 о нарушении антимонопо... от 1 апреля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 062/01/17.1-36/2024 о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

01 апреля 2024 года                                                                                               город Рязань

 

Резолютивная часть оглашена 28 марта 2024 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <...>, руководителя управления, членов Комиссии: <...>, начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, при участии представителя ответчика <...> (распоряжение № 107/02-09 от 25.12.2019),  в отсутствие заявителя, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, рассматривая дело № 062/01/17.1-36/2024, возбужденное по признакам нарушения <...> части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

установила:

 

По результатам рассмотрения представленных <...> материалов проверки, указывающих на нарушение <...> части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части заключения договора аренды недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении, без проведения обязательных в силу закона торгов, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области 30.01.2024 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства и создана комиссия для его рассмотрения.

Из материалов проверки следует, что в действиях <...> усматриваются нарушения законодательства о конкуренции, о водоотведении, поскольку действия лиц, указанных в данных материалах, согласованы с хозяйствующими субъектами и направлены на заключение договора от 11.11.2022 без проведения торгов, в отсутствие законных на то оснований.

Присутствовавший на заседании комиссии представитель ответчика – директор <...> согласился с наличием в действиях <...> признаков нарушения антимонопольного законодательства. Поддержал доводы, изложенные в материалах проверки прокуратуры Касимовской межрайонной прокуратуры Рязанской области. Пояснил, что на момент рассмотрения дела Комиссией договоры аренды муниципального имущества от 21.10.2022, 11.11.2022 расторгнуты соглашением от 28.12.2023 о расторжении Договора аренды муниципального имущества от 21.10.2022, соглашением от 28.12.2023 о расторжении Договора муниципального имущества от 11.11.2022 соответственно. Постановлением Администрации <...> от 24.01.2024 № 7/02-05 право оперативного управления имуществом за <...> прекращено. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы рассматриваемого дела документами.

У представителя заявителя какие-либо дополнения своей правовой позиции отсутствовали.

Заслушав доводы представителя ответчика, заявителя, изучив представленные в материалы дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России считает документально подтвержденным нарушение<...> запретов части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями; государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Так, установлено, что 21.10.2022 на основании протокола №б/н от 07.10.2022 по итогам конкурса на право заключения договора аренды в отношении централизованных систем водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области и закрепленных на праве оперативного управления за <...>, проведенного на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http//:.torgi.gov.ru № 060922/60948091/01, между <...> («Арендодатель») и Индивидуальным предпринимателем <...> («Арендатор») заключен договор сроком с 21 октября 2022 года по 31 декабря 2031 года Договор аренды муниципального имущества в отношении следующего имущества:

- наружные сети канализации I пусковой комплекс; протяженность 503 м, назначение: сооружения канализации, с кадастровым номером: 62:04:0000000:873, год завершения строительства – 2017, расположенные по адресу: Рязанская область, Касимовский район, р.п. Елатьма, ул. Есенина.

На основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 06.03.2018 № 62-RU62504102-006-2018 указанный объект введен в эксплуатацию в 2018 году.

11.11.2022 <...> по договору аренды, заключенным 11.11.2022 на срок до 31.12.2031 на основании части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 8 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции между <...> и Индивидуальным предпринимателем <...>, передано Индивидуальному предпринимателю <...> следующее муниципальное имущество без проведения торгов:

- назначение: сооружения канализации, с кадастровым номером: 62:04:0000000:873, и являющиеся его частью: очистные сооружения производительностью 600 куб.м. в сутки; площадь застройки 1137,5 кв.м., назначение: сооружения канализации, с кадастровым номером: 62:04:22301001:305, год завершения строительства - 1989, расположенные по адресу: Рязанская область, Касимовский район, р.п. Елатьма, ул. Ленина, д. 60;

- канализационный коллектор, протяженность 3618 м, назначение: сооружения канализации с кадастровым номером: 62:04:0000000:692, год завершения строительства – 1990, расположенный по адресу: Рязанская область, Касимовский район, р.п. Елатьма;

- наружная канализация первой очереди по ул. Есенина р.п. Елатьма, протяженность 827 м, назначение: сооружения канализации, с кадастровым номером: 62:04:0000000:534, год завершения строительства – 2014, расположенные по адресу: Рязанская область, Касимовский район, р.п. Елатьма, ул. Есенина.

Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены главой 7.1 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Таким образом, нормы Федерального закона № 416-ФЗ, касающиеся порядка передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должны применяться в совокупности с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Частью 6 статьи 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3 статьи 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ).

Таким образом, если дата ввода в эксплуатацию систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ, составляет менее 5 лет, то права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами передаются по договорам аренды, заключенным только по результатам конкурсов на право заключения указанных договоров. Если дата ввода в эксплуатацию систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ, не может быть определена или превышает 5 лет, то права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами могут быть переданы по договорам аренды, заключенным без проведения конкурса на право заключения указанных договоров, лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Из буквального содержания приведенных норм следует, что не требуется проведение аукциона и конкурса, если договор заключается в отношении имущества коммунального назначения с владельцем сети в отношении части соответствующей сети, но не с владельцем части сети в отношении сети в целом.

В рассматриваемой ситуации, договор аренды муниципального имущества от 11 ноября 2022 года заключен с нарушением вышеуказанных норм Федерального закона № 416-ФЗ, Закона о защите конкуренции.

Договор аренды муниципального имущества от 11 ноября 2022 года заключен с владельцем части сети в отношении сети в целом. А именно, как указывалось ранее, предприниматель <...> 21 октября 2022 года по договору аренды муниципального имущества приняла в пользование наружные сети канализации I пусковой комплекс протяженностью 503 м, назначение: сооружения канализации, с кадастровым номером 62:04:0000000:873, год завершения строительства - 2017, что является малой частью сети водоотведения р.п. Елатьма Касимовского района Рязанской области. То есть, предприниматель не является владельцем непосредственно самой системы водоотведения, приняв во владение часть канализации во владение, ИП <...> не могла полноценно оказывать услуги населению по водоотведению.

На основании изложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области приходит к выводу, что договор от 11.11.2022 не мог быть заключен без проведения торгов.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт нарушения <...> части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части заключения договора аренды муниципального имущества от 11.11.2022 без проведения обязательных в силу закона торгов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия <...>нарушившим часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора аренды недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении, без проведения обязательных в силу закона торгов.
  2. В связи с расторжением договора аренды предписание не выдавать.

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                            <...>

 

                                                                                                                                          <...>

                                                                         

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны