Решение №1586/24 решение по делу № 062/07/3-217/2024 (ООО Экспром-М) от 26 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF



Общество с ограниченной ответственностью «ЭКСПРОМ-М» 129085, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Останкинский, пр-кт. Мира, д. 101, стр. 2, помещ. 1/1 info@exprom-m.ru Муниципальное предприятие "Водоканал города Рязани" 390027, г. Рязань, ул. Касимовское шоссе, д.9 vodokanal@ryazan.gov.ru; vodokanal-ryazan@mail.ru, dea@vkrzn.ru; vodok Муниципальное казенное учреждение города Рязани «Муниципальный центр торгов» 390000, Рязанская область, г. Рязань, ул. Почтовая д. 60 info@mctrzn.ru; zakupki223@mctrzn.ru; buh@mctrzn.ru; zakupki44@mctrzn. OOO «РТС-тендер» 121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 23А, 25 этаж, помещение 1 ko@rts-tender.ru; info@rts-tender.ru



РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 062/07/3-217/2024


Дата принятия решения: 23.04.2024 город Рязань


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председателя комиссии – Дзвин К.А.,

членов комиссии – Лавровой А.Н., Лукуткиной О.В.,

при участии представителей:

Муниципального предприятия «Водоканал города Рязани», в лице Сусловой Марии Ивановны (доверенность от 22.04.2024 № 02-12/38/2024) и Фильконой Любови Николаевны (доверенность от 09.01.2023 № 02-12/11/2023),

Муниципального казенного учреждения города Рязани «Муниципальный центр торгов», в лице Якуниной Елены Викторовны (доверенность от 09.01.2024 № 3),

в отсутствие: заявителя ООО «ЭКСПРОМ-М», представителя оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКСПРОМ-М» (вх. № 1992-ЭП/24 от 18.04.2024) (далее – Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупки при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по проведению технического диагностирования дымовых труб, экспертизы промышленной безопасности и технического диагностирования внутренних газопроводов для продления срока безопасной эксплуатации, Заказчика – Муниципальное предприятие «Водоканал города Рязани» (далее – Заказчик), специализированной организации – Муниципальное казенное учреждение города Рязани «Муниципальный центр торгов» (далее – Организатор торгов), (извещение № 32413436931, лот № 1 на сайте www.zakupki.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),


УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «ЭКСПРОМ-М» (вх. № 1992-ЭП/24 от 18.04.2024) на действия комиссии по осуществлению закупки при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по проведению технического диагностирования дымовых труб, экспертизы промышленной безопасности и технического диагностирования внутренних газопроводов для продления срока безопасной эксплуатации, Заказчиком которого является – Муниципальное предприятие «Водоканал города Рязани», специализированная организация – Муниципальное казенное учреждение города Рязани «Муниципальный центр торгов» (далее – Закупочная комиссия), (извещение № 32413436931, лот № 1 на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее – Закупка, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Аукционная документация не содержит требования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, а в действиях Закупочной комиссией при проведении Закупки нарушены требования Закона о закупках.

Рассмотрев все представленные документы. А также выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора торгов, Комиссия установила следующее.

27.03.2024 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении закупки в виде аукциона в электронной форме www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов опубликовано извещение о проведении Закупки, согласно которому Закупка проводилась на электронной площадке ООО «РТС-тендер», расположенной по адресу в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» www.rts-tender.ru (далее – сайт Оператора), дата внесения изменений и размещения текущей редакции извещения 01.04.2024, дата начала срока подачи заявок на участие в Закупке – 27.03.2024, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Закупке – 08.04.2024 в 9:00, дата рассмотрения первых частей заявок – 09.04.2024, дата начала и окончания срока предоставления участникам Закупки разъяснений положений документации о закупке: - дата начала 28.03.2024; - дата окончания 05.05.2024, дата и время проведения Закупки – 10.04.2024 10:00, дата и время подведения итогов Закупки – 11.04.2024 16:00, начальная (максимальная) цена договора: 1 486 666,67 руб.

Закупка проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Положением о закупке товаров, работ, услуг МП «Водоканал города Рязани», утвержденным приказом и.о. директора предприятия от 27.12.2023 № 742 (далее – Положение о закупке), Документацией об аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, утвержденной директором предприятия от 27.03.2024 (далее – Аукционная документация).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Вместе с тем жалоба на документацию о проведении торгов может быть подана исключительно до окончания срока приема заявок на участие в торгах. Согласно извещению № 32413436931 размещенному на официальном сайте, дата окончания подачи (приема) заявок на участие в Закупке – 08.04.2024. Жалоба на содержание Аукционной документации поступила в электронной форме 18.04.2024, то есть после окончания срока подачи (приема) заявок на участие в Закупке. Учитывая изложенное, Жалоба на документацию о проведении торгов не подлежит рассмотрению Рязанским УФАС России в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

До окончания срока подачи заявок от Заявителя не поступило каких-либо запросов о разъяснении положений закупочной документации в части установленных требований к участникам закупки. Подавая заявку, участник закупки согласился со всеми условиями документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке.

Кроме того, Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с решением Закупочной комиссии о принятии заявок от участников Закупки, в том числе Заявителя, поскольку заявки участников не соответствовали требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

По первому доводу Жалобы: Заявитель считает, что предмет закупки «Оказание слуг по проведению технического диагностирования дымовых труб, экспертизы промышленной безопасности и технического диагностирования дымовых труб, экспертизы промышленной безопасности и технического диагностирования внутренних газопроводов для проведения срока безопасной эксплуатации» предполагает наличие требований к лицам, участвующим в процедуре, о членстве в саморегулирующей организации. Также Заявитель в своей Жалобе обращает внимание о том факте, что у организаций, занявших места с первого по второе, согласно ранжированию цен в итоговом протоколе, численность персонала составляет один человек.

Представители Заказчика и Организатора торгов с доводами жалобы не согласны, представили письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в Жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В настоящем случае при проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупках.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Выполнение экспертизы промышленной безопасности именно технических устройств относится к экспертизе технической безопасности (пп. «в» п. 3 «Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности», утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477). Согласно пункту 49 части 1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности подлежит обязательному лицензированию. Аналогичная императивная норма содержится в пункте 15 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420).

Довод Заявителя о том, что предмет закупки предполагает наличие требования к лицам, участвующим в процедуре, о членстве в саморегулируемой организации, т.к. в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ здания и сооружения являются объектом капитального строительства, Комиссия считает не обоснованным по следующим основаниям:

объектом закупки является оказание услуг по проведению технического диагностирования дымовых труб, экспертизы промышленной безопасности и технического диагностирования внутренних газопроводов для продления срока безопасной эксплуатации. Перечень объектов подлежащих экспертизе указан в разделе 14 Описание предмета закупки Аукционной документации.

Предметом экспертизы промышленной безопасности являются требования промышленной безопасности, на соблюдение которых оцениваются соответствующие объекты экспертизы. При этом экспертиза зданий и сооружений на опасный производственный объект (ОПО), предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2022 № 1477 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности) на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона № 116-ФЗ технические устройства, здания и сооружения на ОПО подлежат экспертизе промышленной безопасности (ЭПБ). ЭПБ на опасном производственном объекте может проводиться только в отношении технических устройств (ТУ), зданий и сооружений (ЗС).

В пункте 7 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870) сказано, что газопровод – конструкция, состоящая из соединённых между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа.

Согласно пункту 76 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» для установления возможности эксплуатации газопроводов, зданий и сооружений и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления после сроков, указанных в проектной документации, должно проводиться их техническое диагностирование.

Следует учитывать, что согласно частям 6 и 7 статьи 55.24 Градостроительного Кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должен обеспечиваться, в том числе эксплуатационный контроль за их техническим состоянием путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения (в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и соответствия требованиям технических регламентов, проектной документации).

При этом к лицам, выполняющим работы по техническому обслуживанию зданий, сооружений и эксплуатационному контролю за их техническим состоянием, требование о членстве в саморегулируемой организации соответствующего вида Кодексом не установлено.

Согласно статье 47 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Данный вид работ по обследованию технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений производятся на основании договора подряда на выполнение проектных работ для подготовки проектной документации. На основании изложенного можно сделать однозначный вывод о том, что процесс обследования строительных конструкций зданий и сооружений представляет собой единое целое с процессом проектирования как реконструируемых, так и вновь возводимых объектов капитального строительства.

Обследование зданий и сооружений в процессе их эксплуатации с целью продления срока безопасной эксплуатации не является инженерными изысканиями, соответственно, членство в саморегулируемой организации для оказания данного вида услуг не требуется.

В связи с чем, деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности и технического диагностирования внутренних газопроводов для продления срока безопасной эксплуатации не относится к работам по выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации.

Относительно приложенного к Жалобе письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Пунктом 13.14 раздела 13 Информационная карта аукционной документации установлены требования к оказываемым услугам (в соответствии с разделом 14 Описание предмета закупки аукционной документации):

Услуги по проведению технического диагностирования дымовых труб, экспертизы промышленной безопасности и технического диагностирования внутренних газопроводов для продления срока безопасной эксплуатации должны быть оказаны на основании:

- лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Виды работ (слуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отельных видов деятельности» от 04.03.2011 № 99-ФЗ:

- проведение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

- проведение экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если эта документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте установленных статьей 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27.07.1997 № l16-Ф3; пункта 5 (л, у);

- «Правил проведения экспертизы промышленной безопасности», утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 № 542.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 116-Ф3 установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружении и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружении и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Исполнитель вносит заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с присвоением регистрационного номера по доверенности от Заказчика.

Вместе с тем пунктом 13.13 раздела 13 Информационная карта аукционной документации определены единые (обязательные) требования, установленные к участникам закупки, в том числе:

6) соответствие участника конкурентной закупки с участием СМСП требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимися предметом закупки:

- наличие лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности,

- наименование работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности: деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности (проведение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, проведение экспертизы промешенной безопасности документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если эта документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте установленных статьей 7 Федерального закона «О промешенной безопасности опасных производственных объектов»: проведение экспертизы промышленной безопасности зданий сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранение сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий).

Комиссией установлено, что, согласно представленных, в составе заявки победителем закупки ООО «ЭК «РусПромЭкспертиза» документом, имеется сведения из реестра лицензий Ростехнадзора.

Относительно второго довода Жалобы об отсутствии у участников Закупки (которые заняли первое и второе место, согласно ранжированию цен в итоговом протоколе) в штате организации необходимого количества сотрудников в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности», Комиссия считает не обоснованным по следующим основания:

в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности осуществляется Федеральной службой  по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Подпунктом «а» пунктов 4 и 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, одним из лицензионных требований к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности является наличие в штате соискателя лицензии как минимум 3 экспертов в области промышленной безопасности (далее – эксперты), которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для одного из которых работа в этой организации является основной.

Для получения лицензии соискатель лицензии (лицензиат) обязан представить сведения, подтверждающие наличие в штате организации как минимум 3 экспертов в области промышленной безопасности, которые соответствуют требованиям, установленным Законом № 116-ФЗ, для которых работа в этой организации является основной (подпункт «а» пунктов 4 и 5, подпункты «а» пунктов 6, 7 и 9 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1477).

В связи с чем, у Закупочной комиссии, а также у Комиссии антимонопольной службы отсутствуют полномочия проводить проверку законности выдачи лицензии.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Изучив положения документации об аукционе в электронной форме, выслушав доводы представителей Заказчика, Организатора торгов, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения требований Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия


РЕШИЛА:


Признать Жалобу Заявителя на действия Закупочной комиссии не обоснованной.


Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.



Председатель комиссии: К.А. Дзвин



Члены комиссии: А.Н. Лаврова

О.В. Лукуткина








2024-1772


Связанные организации

МП "Водоканал города Рязани"
ИНН 6227004811, ОГРН 1026200870904
OOO «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
МКУ города Рязани «МЦТ»
ИНН 6234147017, ОГРН 1156234012384
ООО «ЭКСПРОМ-М»
ИНН 7719481497, ОГРН 1187746793838