Решение №3853 решение по делу от 26 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания»

(ответчик)

ул. Дзержинского, д. 21А, г. Рязань, 390005

Муниципальное казенное предприятие «Касимовсервис»

(заявитель)

ул. Советская, д. 226А, г. Касимов,

Рязанская область, 391300

Акционерное общество «Рязанская областная электросетевая компания» (заинтересованное лицо)

 

ул. Право-Лыбедская, д.27, лит.А2,

оф. 136, г. Рязань

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ

№062/01/10-522/2021

«26» июля 2021 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 22 июля 2021 года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе председателя Комиссии <…>, членов Комиссии: <…>,

в отсутствии лиц, участвующих в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело №062/01/10-522/2021, возбужденное по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (390005 г. Рязань, ул. Дзержинского, д. 21а, ИНН:6229049014, КПП:623401001, ОГРН: 1056204000049) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании обращения муниципального казенного предприятия «Касимовсервис» от 24.05.2021 (вх. №2850) приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 28.05.2021 №53 в отношении публичного акционерного общества «Рязанская энергетическая сбытовая компания» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №062/01/10-522/2021 и создана комиссия для его рассмотрения.

В частности, в качестве имеющих признаки нарушения запретов части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции квалифицированы действия гарантирующего поставщика, связанные с инициированием 25.02.2021 (уведомление №345-0-2634) введения режима полного ограничения энергопотребления в отношении объектов, прекращение поставки электрической энергии на которые может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

На заседаниях комиссии представитель МКП «Касимовсервис» поддержала доводы, изложенные в заявлениях в антимонопольный орган. В частности, в заявлениях указано, что ПАО «РЭСК» занимает монопольное положение на рынке. Организации – потребители, в том числе МКП «Касимовсервис», не имеют других источников электроэнергии. Поставляемая электроэнергия на указанные объекты является необходимым элементом условий нормального функционирования детских садов, учебных и лечебных учреждений и иных социально-значимых объектов. Действия ПАО «РЭСК» по прекращению подачи электроэнергии приводят к злоупотреблению доминирующим положением на рынке и причиняют вред другим лицам, что является недопустимым».

Представитель ПАО «РЭСК» с нарушением антимонопольного законодательства не согласился, отметив, что у гарантирующего поставщика имелись правовые основания для направления потребителю уведомления о планируемом введении режима ограничения потребления электрической энергии – наличие задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию (мощность). Уточнил, что режим ограничения энергопотребления был введен только по части точек поставки, не относимых к объектам, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (гараж, контора). Кроме того, обратил внимание комиссии на то обстоятельство, что МКП «Касимовсервис» не включено в перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, утверждаемый в соответствии с пунктом 15 Правил ограничения.

Представитель АО «РОЭК» пояснил, что от ПАО «РЭСК» поступило уведомление №2634 от 25.02.2021 о необходимости введения ограничения электропотребления в отношении ряда объектов МКП» Касимовсервис» 09.03.2021.

Позднее в адрес АО «РОЭК» поступило уведомление от ПАО «РЭСК» от 01.03.2021 об отмене процедуры ограничения электропотребления в отношении объектов МКП «Касимовсервис», указанных в уведомлении о введении ограничения электропотребления №345-0-2634 от 25.02.2021.

Со стороны АО «РОЭК» ограничение электропотребления в отношении объектов МКП «Касимовсервис», указанных в уведомлении о введении ограничения №345-0-2634 от 25.02.2021 не вводились.

16.06.2021 комиссия Рязанского УФАС России посчитала факт нарушения ПАО «РЭСК» запретов части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» доказанным, приняла заключение об обстоятельствах дела.

После ознакомления с заключением об обстоятельствах дела в материалы дела предоставлена письменная позиция ответчика на заключение об обстоятельствах дела, которая приобщена к материалам дела.

Также представитель ПАО «РЭСК» обратил внимание на то обстоятельство, что решением комиссии Рязанского УФАС России от 28.06.2021 по делу №062/01/10-253/2021 действия ПАО «РЭСК», выразившиеся в инициировании процедуры ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов МКП «Касимовсервис» (уведомления от 02.03.2021 №345-0-2671, от 15.03.2021 №345-0-2712), признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

По мнению представителя ответчика, действия гарантирующего поставщика, которым дана оценка в рамках дела №062/01/10-253/2021, и действия, рассматриваемые комиссией в настоящем деле №062/01/10-522/2021, взаимосвязаны, поскольку уведомления направлены в адрес одного и того же лица (МКП «Касимовсервис») в результате наличия задолженности по одному договору энергоснабжения от 11.01.2021 №311792, совпадают по времени, содержат идентичный перечень точек поставки, в отношении которых планируется введение режима ограничения энергопотребления, схожи по содержанию и подписаны одним и тем же должностным лицом ПАО «РЭСК».

Как полагает представитель ПАО «РЭСК», приведенные доводы указывают на то, что в отношении рассматриваемых комиссией действий ответчика уже имеется решение о нарушении антимонопольного законодательства (решение от 28.06.2021 по делу №062/01/10-253/2021) и, как следствие, рассмотрение настоящего дела должно быть прекращено.

Одновременно с этим, представитель ПАО «РЭСК» заявил ходатайство об истребовании у МКП «Касимовсервис дополнительных документов и сведений: пояснения о причинах возникновения задолженности в сумме 2067,46 тыс. руб. по состоянию на 25.02.2021; сведения о том, какие меры по погашению указанной задолженности были предприняты должником; сведения о том, какие меры по недопущению негативных экологических, экономических и социальных последствий предпринимались МКП «Касимовсервис» после получения уведомления от 25.02.2021 №345-0-2634; сведения о том, в каких технологических процессах задействованы объекты, указанные в уведомлении об ограничении от 25.02.2021 №345-0-2634, с представлением документальных доказательств; сведения о наличии или отсутствии (с указанием причин) резервных источников электропитания для объектов, указанных в уведомлении об ограничении от 25.02.2021 №245-0-2634.

Ходатайство представителя ПАО «РЭСК» удовлетворено, 30.06.2021 исх. №1144 получены поименованные выше документы и сведения (приобщены к материалам дела).

На заседаниях комиссии, состоявшихся 29.06.2021, 22.07.2021, участвующие в деле лица своих представителей не направили, о дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

В частности, АО «РОЭК» заявило ходатайство (от 18.06.2021 исх. №852) о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя в связи с отсутствием в действиях компании действий по нарушению законодательства.

МКП «Касимовсервис» направило в адрес Рязанского УФАС России ходатайства о рассмотрении дела назначенного на 29.06.2021 и на 22.07.2021 в отсутствие представителя заявителя, в связи с невозможностью его явки по уважительным причинам.

22.07.2021 в комиссию Рязанского УФАС России поступило ходатайство ПАО «РЭСК» об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя.

Рассматривая данное ходатайство, комиссия Рязанского УФАС России учитывает следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами.

Между тем, заявляя ходатайство об отложении рассмотрения дела, ПАО «РЭСК» не приводит причин, по которым на заседание комиссии не может быть направлен представитель ответчика (<…>, а равно иной представитель), документы, свидетельствующие об уважительности таких причин не приложены.

Кроме того, ответчик не указывает мотивов, по которым рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства должно быть отложено (в целях предоставления дополнительных документов либо необходимости совершения иных действий).

Комиссия Рязанского УФАС России отмечает, что представитель ПАО «РЭСК» присутствовал на заседаниях, состоявшихся 16.06.2021, 29.06.2021, 05.07.2021, и привел свои аргументы по всем возникшим вопросам, в том числе и после вынесения заключения об обстоятельствах дела.

Письменные пояснения ПАО «РЭСК» (ходатайство о прекращении рассмотрении дела от 29.06.2021, заявление о направлении пояснений по обстоятельствам дела с учетом заключения комиссии дела от 16.06.2021, ходатайство об истребовании доказательств от 29.06.2021) к материалам дела приобщены.

С учетом приведенных обстоятельств, пользуясь правом, представленным пунктом 1 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции, комиссия Рязанского УФАС России отказывает ПАО «РЭСК» в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела; решение вынесено на заседании, состоявшемся 22.07.2021.

Проанализировав доводы представителей заявителя, ответчика и заинтересованного лица, изучив представленные в материалы дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о нарушении ПАО «РЭСК» запретов части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

По результатам анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) Рязанской области установлено, что ПАО «РЭСК» в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на товарном рынке (аналитический отчет о состоянии конкуренции приобщен к материалам дела).

В этой связи ПАО «РЭСК» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе запрет на осуществление монополистической деятельности.

Правовые основы в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, определены Федеральным законом «Об электроэнергетике».

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничном рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

На оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и /или пресечение действий/бездействия, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребление доминирующим положением на оптовом и розничных рынках (часть 2 статьи 25 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Установлено, что между ПАО «РЭСК» и МКП «Касимовсервис» 11.01.2021 заключен договор энергоснабжения №311792, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

По состоянию на 25.02.2021 у МКП «Касимовсервис» в рамках договора энергоснабжения №311792 от 11.01.2021 образовалась задолженность по оплате электрической энергии (мощности) в размере 2067,46 тыс. руб.

25.02.2021 в адрес МКП «Касимовсервис» поступило уведомление ПАО «РЭСК» (исх. №345-0-2634) о планируемом ограничении электропотребления.

Из уведомления ПАО «РЭСК» (исх. №345-0-2634) следует, что в случае неоплаты возникшей задолженности Предприятию необходимо до 12 час. 00 мин 09.03.2021, в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утверждены постановлением Правительства российской Федерации №442 от 04.05.2012), самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой компании и сетевой организации ввести режим частичного ограничения электропотребления до уровня технологической брони, путем сокращения потребления электроэнергии на следующие объекты: гараж ул. Советская 226а ТП58 ф. №10 №113345647, кот. Ул. Комарова ф. №20 ТП24 №0708270502800544, ф. №21 ТП24 №50815675, Котельная Советская 199 №1102130147, №1112122138 Ф№10 ТП№60, Котельная Ленина №352903 Ф№5 ТП №91, №0747770903273453 Ф№21, ТП№91, №007467014000748 Ф№21 ТП91, №21198341 Ф№5 ТП№91, Котельная №00093559024003882, №009359024003812 Ф№9 ТП№110, Котельная ул. Чижова ф. №21 ТП №9 №009071031003464, ф№10 ТП №8 №007856028000839, Котельная №1 50 лет СССР №124401695 Ф№5 ТП№76, №113346143 Ф№10 ТП №76, Теплопункт Д/сад №6 ф. №2, ТП №1 №009073023012612, Теплопункт Ленина 48 а ф. №10 ТП-92 №0712980903677197, Теплопункт Лесок ф№20 ТП-31 №007468024000977, Теплоп. Пл. Победы ф№21 ТП№28 №009130059007890, Теплоп. Пл. Соборная ф.№20 ТП-29 №34884191, теплопункт Д/сад №10 ф. №21 ТП №28 №009072031002894, Теплоп. «Ветеран» ул. Крылова, Ф.№9, ТП №10 №0746881006075415, ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. №22 ТП-2 № 0708270409873429, №34290278, Насос ИРS40-80 ул. Дзержинского ПС Касимов Ф№2 ТП4 №007791059008888, Котельная ул. Советская д. 226а Пс Касимов Ф№10 ТП№58 №009072031003629, Контора ул. Советская 226а ПС Касимов Ф№10 ТП58 №007856028000297, Мастерские ул. Советская 226 ПС Касимов Ф№10 ТП58 №007856028000276, Автоном. газ. котельная п. Фабрика ПС Касимов Ф№9 ТП№10 №009131063038499, Автоном. газ. Котельная Затон ПС Касимов Ф№9 ТП11 №369773-06.14, Котельная ул. Широкая д. 11 ПС Ашуково ф.28 ТП№9 №007791086013190, Котельная ул. Железнодорожная ПС Ашуково Ф28 ТП№6 № 403110, неж. пом. Советская 22 Ф№21 ТП№56 №009360026002356.

Также гарантирующий поставщик отмечает, что в случае невыполнения действий по самостоятельному частичному ограничению до уровня технологической брони в указанный в уведомлении срок, частичное ограничение будет произведено после 12 час. 00 мин 09.03.2021 с питающих центров сетевой организации, персоналом филиала АО «РОЭК» «Касимовский район электрических сетей», путем отключения/сокращения потребления электроэнергии по вышеуказанным точкам поставки.

В случае непогашения задолженности в течение 5 дней с даты частичного ограничения до уровня технологической брони, МКП «Касимовсервис» необходимо до 12 час. 00 мин 15.03.2021 самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой и сетевой организации ввести режим полного ограничения электропотребления путем отключения вышеуказанных объектов.

В случае невыполнения действий по самостоятельному полному ограничению режима потребления в указанный в уведомлении срок, полное ограничение будет произведено после 12 час. 00 мин. 15.03.2021 с питающих центров сетевой организации, персоналом филиала АО «РОЭК» «Касимовский район электрических сетей», путем отключения вышеуказанных точек поставки.

Также ПАО «РЭСК» обратило внимание на то, что к МКП «Касимовсервис» технологически присоединены энергопринимающие устройства иного потребителя, таким образом при введении ограничения режима потребления электроэнергии должен быть обеспечен уровень потребления электрической энергии такого потребителя в объеме 10 кВт.

ПАО «РЭСК» также указало на то, что в случае невыполнения требований о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии или необеспечения потребителем электрической энергии доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающих устройствам, статьей 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность – наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

25.02.2021 ПАО «РЭСК» направило в адрес АО «РОЭК» уведомление №2634 на осуществление контроля проведения ограничения и (или) проведение ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в отношении объектов МКП «Касимовсервис» 09.03.2021 (уведомление №345-0-2634).

Согласно вышеуказанного уведомления сетевой организации требовалось:

- в 12 час. 00 мин. 09.03.2021 осуществить контроль проведения ограничения подачи электрической энергии (мощности);

- в случае невыполнения действий по самостоятельному ограничению в срок, указанный в пункте 1 требуется после 12 час. 00 мин. 09.03.2021 ввести частичное ограничение подачи электрической энергии (мощности) Потребителю, путем сокращения подачи электроэнергии: точек поставки, указанных в уведомлении №345-0-2634 с питающих центров сетевой организации персоналом филиала АО «РОЭК» «Касимовский район электрических сетей», до уровня технологической брони;

- в 12 час. 00 мин. 15.03.2021 осуществить контроль проведения ограничения подачи электрической энергии (мощности), которое должно быть произведено самостоятельно персоналом Потребителя, путем полного ограничения режима потребления точек поставки, указанных в уведомлении №345-0-2634;

- после 12 час. 00 мин. 15.03.2021 ввести полное ограничение режима потребления путем отключения: точек поставки, указанных в уведомлении №345-0-2634. Ограничение подачи электроэнергии производится с питающих центров персоналом филиала АО «РОЭК» «Касимовский район электрических сетей».

01.03.2021 ПАО «РЭСК» направило в адрес АО «РОЭК» уведомление об отмене процедуры ограничения подачи электроэнергии в отношении объектов МКП «Касимовсервис» по заявке от 25.02.2021 №345-0-2634.

Между тем порядок введения режима потребления электрической энергии потребителям электрической энергии (мощности) регламентируется Правилами полного (частичного) ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее – Правила ограничения).

Пунктом 2 Правил ограничения предусмотрены основания, при наступлении которых может быть введен режим ограничения потребления электрической энергии. В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Правил ограничения ограничение режима энергопотребления вводится при наступлении в том числе следующего основания: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 25.02.2021 у МКП «Касимовсервис» имелась задолженность за поставленную электрическую энергию, в связи с чем основания для направления уведомления о планируемом ограничении электропотребления по заявке от 25.02.2021 №345-0-2634 имелись.

Однако законодательством Российской Федерации предусмотрен особый порядок ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима энергопотребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Так, в соответствии с пунктом 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, отнесены к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

МКП «Касимовсервис» является единственной ресурсоснабжающей организацией на территории города Касимов, обеспечивающей население и социальные объекты теплоснабжением.

Постановлением Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 08.12.2020 №260 установлены тарифы на горячую воду для потребителей МКП «Касимовсервис» города Касимов, постановлением от 08.12.2020 №259 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей МКП «Касимовсервис» города Касимов.

При этом объекты, в отношении которых ПАО «РЭСК» инициировало процедуру введения режима полного ограничения энергопотребления в марте 2021 года эксплуатировались МКП «Касимовсервис» для оказания населению г. Касимов, а также учреждениям социальной сферы, коммунальных услуг отопления.

Таким образом, прекращение поставки электрической энергии на котельные и автономные тепловые пункты в отопительный сезон, может привести к перерывам в оказании коммунальных услуг отопления, что недопустимо в соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 121 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», части VI приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

Кроме того, из письма МКП «Касимовсервис» от 07.06.2021 (исх. №990) следует, что: котельная Советская 199 №1102130147, котельная Ленина №352903 Ф№5 ТП №91, котельная №0009359024003882 №0093589024003812 Ф№9 ТП№110, котельная №1 50 лет СССР №124401695 Ф№5 ТП№76, теплопункт Д/сад №6 ф№2, теплопункт Д/сад №10 ф №21 ТП №28 №009072031002894, ЦТП Приокский ПС Ашуково ф№22 ТП-2 №0708270409873439, автономная котельная п. Фабрика ПС Касимов ф№9 ТП№10 №009131063038499, котельная ул. Широкая, д. 11 ПС Ашуково ф№28 ТП №9 №007791086013190 используются для оказания населению услуг горячего водоснабжения.

При этом, с учетом обстоятельств, имевших место в августе 2020 года[1]; установлено, что прекращение поставки электрической энергии на указанные котельные, приводит к прекращению поставки горячей воды потребителям города Касимова Рязанской области.

В соответствии с пунктом 5 Правил ограничения частичное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителей, имеющих в отношении этих устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони.

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором не указан уровень технологической брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления такого потребителя о введении ограничения режима потребления.

Установлено, что между МКП «Касимовсервис» и АО «РОЭК» согласован акт технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности), в котором согласован уровень технологической брони (допустимое время перерыва электроснабжения энергопринимающего устройства, подключенного к токоприемникам, в том числе технологической брони) в отношении следующих объектов: тепловой пункт д/сад №6 (ТП-1), тепловой пункт «Ветеран» (ТП-108), автономным тепловой пункт (ТП-10), котельная фабрики (ТП-10), котельная Сиверка и котельная Сиверка 2 ввод (ТП-110), котельная Чижова (ТП-8), ЦТП (ТП-58), АТП д/сад (ТП-34), котельная 50 лет СССР (ТП-76), котельная КСК (ТП-60), котельная Ленина (ТП-91), котельная 50 лет СССР (ТП-76), тепловой пункт площадь Победы, 16 (ТП-9), котельная ул. Чижова (РП-24), котельная ул. Комарова (РП-24), котельная Комарова (ТП-31), теплопункт (ТП-31), котельная КСК (ТП-60), центральный тепловой пункт ЦТП (ТП-2), тепловой пункт Ленина, д. 48 (ТП-92), котельная затон (ТП-11).

Аварийная броня между МКП «Касимовсервис» и сетевой организацией не согласована.

В соответствии с пунктом 8.2 Правил ограничения уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в пункте 8.1 настоящих Правил, должно содержать следующую информацию:

а) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;

б) уровень аварийной брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;

в) информация о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

В случае если ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, и инициатором введения ограничения режима потребления является энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, к уведомлению о необходимости введения ограничения режима потребления прилагается выписка из договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), нарушение потребителем обязательств по которому послужило основанием для введения ограничения, содержащая сведения о наличии договорных отношений между инициатором введения ограничения и потребителем, о реквизитах лица, выступающего потребителем по этому договору, а также перечень точек поставки, в которых энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией по данному договору исполняются обязательства по продаже (поставке) электрической энергии (мощности).

В соответствии с требованиями Правил ограничения потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, должен направить гарантирующему поставщику план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима, затем выполнить мероприятия, указанные в плане мероприятий, после чего направить инициатору уведомление о готовности к ведению режима ограничения потребления электрической энергии.

В силу пункта 10 (1) Правил ограничения введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается.

Согласно положений пункта 7.1 статьи 38 Закона об электроэнергетики в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Состав указанных в абзаце первом настоящего пункта мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан выполнить мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в течение шести месяцев со дня введения в отношении такого потребителя частичного ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, если иной срок выполнения указанных мероприятий (но не более одного года) не установлен в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возможно только при устранении возможности наступления указанных последствий.

Согласно пункту 16 (1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):

- в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

- в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

- в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что у потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, должно быть достаточно времени для предотвращения экономических, экологических или социальных последствий (от двух до шести месяцев с момента получения уведомления об ограничении).

Однако, в нарушение пунктов 8(2) и 16 (1) Правил №442, уведомление ПАО «РЭСК» не содержит указание на то, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления, и необходимости направления МКП «Касимовсервис» плана мероприятий по обеспечению готовности.

При этом сроки введения режима полного ограничения энергопотребления (20 дней с момента направления уведомлений), не соответствуют срокам, предусмотренным пунктами 16,16(1) Правил ограничения.

Как следствие, МКП «Касимовсервис» было лишено возможности предпринять необходимые мероприятия для обеспечения безопасного функционирования энергопринимающих установок (котельных и автономным тепловых пунктов) и предотвращения перерыва в оказании коммунальных услуг горячего водоснабжения и коммунальных услуг отопления в отопительный сезон.

Таким образом, рассматриваемые действия ПАО «РЭСК» приводят (могут привести) к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц (потребителей услуг горячего водоснабжения), а также интересов МКП «Касимовсервис» при осуществлении предпринимательской деятельности.

Вышеизложенные обстоятельства указывают на нарушение ПАО «РЭСК» требований части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как определено в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3,4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в формах недопущения, ограничения, устранения конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинения вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В то же время, как отмечено в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В рассматриваемой ситуации, добросовестным со стороны ПАО «РЭСК» является поведение, при котором урегулирование вопроса об оплате задолженности осуществляется без угрозы ущемления прав и законных интересов третьих лиц.

Довод представителя ПАО «РЭСК» об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в связи с тем, что у гарантирующего поставщика имелись законные основания для направления в адрес заявителя уведомления №345-0-2634 от 25.02.2021, отклоняется комиссией Рязанского УФАС России, поскольку в качестве нарушения антимонопольного законодательства квалифицированы иные действия гарантирующего поставщика, выразившиеся в угрозе введения режима полного ограничения энергопотребления в отношении социально-значимых объектов в порядке, не предусмотренном действующим законодательством.

В частности, в уведомлении от 25.02.2021 №345-0-2634 ПАО «РЭСК» не предусмотрело возможность для МКП «Касимовсервис» составить план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления, а также не обеспечило соблюдение сроков введения полного ограничения режима потребления, установленных пунктами 16,16(1) Правил ограничения.

Вопреки позиции представителя ПАО «РЭСК» направление уведомлений о введении ограничения режима энергопотребления в отсутствии на то правовых оснований, в качестве нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» ПАО «РЭСК» не вменяется.

Проанализировав документы и сведения, истребованные у МКП «Касимовсервис» комиссия пришла к выводу о том, что они не влияют на квалификацию действий гарантирующего поставщика и не опровергают выводов, содержащихся в заключении об обстоятельствах дела.

Напротив, из пояснений МКП «Касимовсервис» (письмо от 30.06.2021 №1144) следует, что предприятие в течение месяца с даты получения уведомления о введении режима полного ограничения энергопотребления перечислило гарантирующему поставщику сумму в размере 2 178 381,45 руб., превышающем размер задолженности, указанной в уведомлении от 25.02.2021 (2 067,46 тыс. руб.).

Одновременно с этим, комиссия Рязанского УФАС России полагает возможным отметить, что с учетом позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Между тем оценке подлежали действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы.

Поскольку ПАО «РЭСК» и МКП «Касимовсервис» являются организациями, добровольно принявшими на себя публичный статус, и несут перед конечными потребителями ответственность за бесперебойную поставку ресурсов, вытекающих из публичных договоров, заключенных на соответствующих товарных рынках. Данные рынки образованы в целях надежного и гарантированного оказания услуг конечным потребителям, прежде всего населению. При этом законные права и права конечных потребителей не могут быть поставлены в зависимость от исполнения договорных отношений между энергоснабжающей и теплоснабжающей организациями. А МКП «Касимовсервис», в свою очередь, не может отказаться от закупки электрической энергии в необходимом количестве для водоснабжения и ввести требуемое гарантируемым поставщиком ограничение потребления электрической энергии, что, безусловно, может привести к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В то же время комиссия Рязанского УФАС России отмечает, что введение ограничения режима потребления как меры, мотивирующей к погашению задолженности, не возымеет положительного результата, а с учетом невозможности осуществления должником хозяйственной деятельности и получения им прибыли вследствие такого ограничения, может повлечь невозможность погашения задолженности, что также может привести к нарушению прав и законных интересов МКП «Касимовсервис».

Вместе с тем, комиссия Рязанского УФАС России отклоняет довод представителя ответчика о том, что рассмотрение настоящего дела должно быть прекращено, поскольку по аналогичным эпизодам, имевшим место спустя несколько дней (факты направления в адрес МКП «Касимовсервис» аналогичных уведомлений 02.03.2021 и 15.03.2021), уже имеется решение о нарушении антимонопольного законодательства (решение от 28.06.2021 по делу №062/01/10-253/2021).

Как следует из пункта 4 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия).

Между тем, вопреки доводам представителя ответчика, в рамках дела №062/01/10-253/2021 комиссия Рязанского УФАС России не давала оценку действиям ПАО «РЭСК», выразившимся в инициировании в отношении МКП «Касимовсервис» процедуры введения режима ограничения полного энергопотребления 25.02.2021 (уведомление от 25.02.2021 №345-0-2634).

С учетом изложенных фактических и правовых обстоятельств, комиссия Рязанского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что действия ПАО «РЭСК», занимающего доминирующее положение на розничном рынке электроэнергии (мощности), выразившиеся в инициировании процедуры введения режима полного ограничения энергопотребления на объекты, полное прекращение поставки электрической энергии на которые приводит к экологическим, экономическим и социальным последствиям (уведомление от 25.02.2021 №345-0-2634) в порядке, не предусмотренном действующим законодательством, влекут угрозу ущемления интересов неопределенного круга лиц (население, учреждения социального назначения, владельцы нежилых помещений и зданий), ущемление интересов МКП «Касимовсервис» и нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом при осуществлении своей деятельности на соответствующем товарном рынке ПАО «РЭСК», злоупотребив своим доминирующим положением, превысило допустимые пределы реализации гражданских прав.

Совершение таких действий в отсутствии доминирующего положения было бы невозможно.

По правилам части 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Применительно к рассматриваемым обстоятельствам комиссия Рязанского УФАС России полагает необходимым выдать ПАО «РЭСК» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 2 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (390005 г. Рязань, ул. Дзержинского, д. 21а, ИНН:6229049014, КПП:623401001, ОГРН: 1056204000049) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем инициирования 25.02.2021 процедуры введения режима полного ограничения энергопотребления на объекты, полное прекращение поставки электрической энергии на которые приводит к экологическим, экономическим и социальным последствиям в порядке, не предусмотренном действующим законодательством (уведомление от 25.02.2021 №345-0-2634).
  2. Выдать публичному акционерному обществу «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (390005 г. Рязань, ул. Дзержинского, д. 21а, ИНН:6229049014, КПП:623401001, ОГРН: 1056204000049) предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
  3. В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

  1. На основании уведомления ПАО «РЭСК» от 29.07.2020 №345-0-1833, в период с 17.08.2020 по 19.08.2020 прекращена в полном объеме поставка электрической энергии на котельные и тепловые пункты города Касимов; документы, связанные с прекращением поставки электрической энергии, приобщены к материалам настоящего дела. ↑

Связанные организации

Связанные организации не указаны