Решение б/н Решение по делу от 13 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 389-04-1/2018

 

13 ноября 2018 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 06 ноября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 13 ноября 2018 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…>,

Членов Комиссии: - <…>.,

- <…>,

- <…>.,

- <…>,

при участии представителей:

- ответчика – <…>, <…>,

- заявителя: <…>,

рассмотрев дело №389-04-1/2018 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» (ул. Новая Басманная, д. 2, г. Москва, 107174; ИНН 7708503727 КПП 997650001) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка ценообразования,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступило заявление ООО «Восток» на действия ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») по факту включения в договор на подачу и уборку вагонов обществу при станции Хрущево Московской железной дороги платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», используемым при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов.

Заявитель считает, что ОАО «РЖД», занимающее доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок, в нарушение статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), навязывает Обществу заключение договора на подачу и уборку вагонов №2-12/152 от 01.11.2017 на условиях, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», далее – УЖТ РФ) и потому являются невыгодными для контрагента, а именно включение в договора платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

Считает, что с учетом характера деятельности ОАО «РЖД» установление в договоре платы за использование путей необщего пользования в качестве самостоятельной платы, рассчитанной по ставке, утвержденной ОАО «РЖД», противоречит действующему законодательству.

ОАО «РЖД» в своих отзывах (от 22.05.2018, 01.08.2018,27.08.2018) не согласилось с доводами заявителя, просит рассмотрение дела прекратить в связи с отсутствием в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства.

26.06.2018 приказом №43 Рязанского УФАС России возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заслушав аргументы сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в их достаточности и взаимосвязи, комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (стать 422 ГК РФ).

На основании статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным) нормам, действующими в момент его заключения.

В соответствии с частью 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Правовое регулирование отношений, связанных с особенностями перевозки груза и транспортной экспедиции Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ (в ред. от 18.07.2017) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правилами эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных Министерства путей сообщений Российской Федерации 18.06.2003 №26.

Согласно статье 56 УЖТ РФ подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.

Согласно абзацу 3 статьи 58 УЖТ РФ (в редакции от 18.07.2017, действовавшей с 01.11.2017) перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

Установлено, что между ООО «Восток» (Пользователь) и ОАО «РЖД» (Перевозчик) заключен договор №2-12/152 от 14.09.2012 на осуществление услуг по подачу и уборку вагонов Обществу с ограниченной ответственностью «Восток» при станции Хрущево Московской железной дороги через стрелочный перевод №21, обслуживаемого локомотивом «перевозчика» сроком действия по 16 сентября 2015 года и продлен до 30 апреля 2018 года.

В соответствии со статьей 64 УЖТ РФ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются не более чем на пять лет.

В связи с этим и на основании обращения ООО «Восток» подготовлен и направлен заявителю проект договора на подачу и уборку вагонов от 01.11.2017 №2-12/152 на новый срок (с 01 января 2018 по 31.12.2020).

В проекте договора определены следующие условия: в соответствии с подпунктом «а» §18 проекта договора пользователь уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов, начисляемый в зависимости от группы пути необщего пользования, определяемой исходя из среднесуточного числа поданных вагонов за истекший период, по ставкам таблиц №8 или №11 части 1 Тарифного руководства №3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте РФ», утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссией РФ от 19.06.2002 №35/15 (далее - Тарифное руководство №3), с применением коэффициентов индексации.

Также ОАО «РЖД» предложило в подпункте «б» §18 проекта договора включить условие об уплате ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», используемым при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов за 587 метров взыскивается по ставкам, утвержденным ОАО «РЖД», из расчета 3065 рубля за 1 км. На момент заключения договора плата за пользование путем составляет 1799,16 рубля в сутки, без учета НДС.

Установлено, что в отношении подпункта «б» §18 договора сторонам согласия достичь не удалось.

Поскольку абзацем 3 статьи 58 УЖТ РФ установлен сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, то условие договора, определенное подпунктом «б» §18 проекта договора, об уплате ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», используемым при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, не противоречит законодательству.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Исходя из системного толкования статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

При выше описанных обстоятельствах установлено, что действия ОАО «Российское железные дороги» по установлению в договоре условия об уплате за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, соответствуют действующему законодательства в сфере железнодорожных перевозок и осуществлены в допустимых пределах осуществления гражданских прав, в силу чего нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ОАО «РЖД» отсутствует.

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

В связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2008 №135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела №389-04-1/2018, возбужденного в отношении ОАО «Российские железные дороги» (ул. Новая Басманная, д. 2, г. Москва, 107174; ИНН 7708503727 КПП 997650001), прекратить.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Решение территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…> <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны