Решение б/н Решение по делу № 05-34/13 в отношении Правительства Сахалин... от 12 апреля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: 

Могилевкин А.Г. – вр.и.о. руководителя управления,

Члены Комиссии:

Ли Я.Х. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии: Грищука М.А. и Кислициной Е.В. – представителей Правительства Сахалинской области по доверенности,

рассмотрев дело № 05-34/13 по признакам нарушения Правительством Сахалинской области положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

УСТАНОВИЛА:

 

Постановлением Правительства Сахалинской области от 23.08.2010 № 394 утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Сахалинской области (далее – Порядок предоставления субсидии), который, по мнению Комиссии, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Представители Правительства Сахалинской области на рассмотрении дела указали следующее.

В силу статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете.

Пунктом 1 статьи 8 Закона Сахалинской области от 09.12.2011 № 139-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено предоставление субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию, ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Порядок предоставления субсидий, предусмотренных настоящей статьей, и их возврата устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Сахалинской области.

Таким образом, как указали представители Правительства, статьей 78 Бюджетного кодекса РФ и статей 8 Закона Сахалинской области от 09.12.2011 № 139-ЗО прямо установлена обязанность Правительства Сахалинской области по принятию нормативного правового акта о предоставлении субсидии.

Определениями от 22.07.2013, 06.08.2013 рассмотрение дела № 05-34/13 было отложено.

Также, Правительством Сахалинской области было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу № 05-34/13 в связи с тем, что на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 21.08.2013 № 466 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Сахалинской области» Порядок предоставления субсидии был отменен.

Комиссия, выслушав представителей Правительства, изучив материалы дела, установила следующее.

В соответствии с пунктом 3.29 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 21.09.2011 № 384, министерство осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения через подведомственные учреждения и государственные унитарные дорожные предприятия Сахалинской области, созданные с целью выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, необходимых для обеспечения сохранности автомобильных дорог, улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния и безопасной эксплуатации.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог является государственными нуждами Сахалинской области.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Закон о размещении заказов устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Таким образом, системное толкование вышеназванных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона о размещении заказов позволяет сделать вывод о том, что размещение государственного заказа на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования осуществляется только на основании положений, предусмотренных Законом о размещении заказов. Иной порядок размещения государственного и муниципального заказа федеральным законодательством не предусмотрен.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что отбор лиц на предоставление субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, фактически представляет собой размещение заказов для государственных нужд.

Комиссия не принимает ссылку представителей Правительства на статью 78 Бюджетного кодекса по следующим основаниям.

Во-первых, согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

По смыслу данной нормы, хозяйствующий субъект, обратившийся за получением субсидии, уже должен был понести какие-либо затраты и получить эту субсидию за фактически понесенные затраты на безвозмездной основе.

Во-вторых, как было указано выше, выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог является государственными нуждами Сахалинской области. Исходя из положений части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Правительством Сахалинской области в материалы дела была представлена информация о заключенных договорах на предоставление субсидии юридическим лицам на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения за 2010-2013 годы.

Согласно представленной информации, в 2010 году на ремонт и содержание дорог с хозяйствующими субъектами без проведения процедуры размещения заказа было заключено 22 договора на общую сумму 156 211 900 рублей, в 2011 году заключено 47 договоров на общую сумму 1 325 326 744 рубля, в 2012 году заключено 47 договоров на общую сумму 2 036 384 013 рублей, в 2013 году заключен 41 договор на общую сумму 2 069 758 575 рублей.

Несоблюдение порядка размещения заказа для государственных нужд является нарушением Закона о размещении заказов, а также норм Закона о защите конкуренции, так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

В действиях Правительства Сахалинской области по принятию Порядка предоставления субсидии усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В связи с добровольным устранением нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, дело № 05-34/13 в отношении Правительства Сахалинской области подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-34/13, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Правительство Сахалинской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части принятия Порядка предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 23.08.2010 № 394.

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 1 настоящего решения, рассмотрение дела            № 05-34/13 в отношении Правительства Сахалинской области прекратить.

3. Предписание Правительству Сахалинской области не выдавать в связи с добровольным устранением выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны