Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-67/13 в отношении Министе... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<..>– руководитель Сахалинского УФАС России,

Члены Комиссии:

<...> – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

<...> – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

в присутствии представителей:

от ОАО «Сахалин-Инжиниринг» – <...>., по доверенности, от Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области – <...> , <...>., по доверенности,

рассмотрев дело № 05-67/13 по признакам нарушения Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области положений Земельного кодекса Российской Федерации,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ОАО «Сахалин-Инжиниринг» (далее также – заявитель) на действия Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее – министерство, организатор торгов) при проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Жалоба ОАО «Сахалин-Инжиниринг» рассматривается в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявитель указал, что объединение в одном лоте двух земельных участков неправомерно привело к ограничению конкуренции, что лишило общество подать заявку. Также, заявитель указал, что организатор аукциона неправомерно возлагает на арендатора земельных участков обязанность по строительству только трехэтажных жилых домов, в то время как правила землепользования и застройки позволяют строить в арендуемой территориальной зоне 2-х, 3-х и 4-х этажные дома.

Представители министерства с доводами жалобы не согласились, сославшись на протокол совещания по вопросу: «Рассмотрение предложений по организации проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, под комплексное освоение в целях жилищного строительства, расположенных по адресу: Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, западная часть города, район р. Сусуя (юго-западнее пересечения пр-та Победы и пер. Береговой и северо-западнее пересечения пр-та Победы и пер. Береговой) от 12.07.2013 (далее – Протокол от 12.07.2013).

По мнению представителей министерства, поскольку оба земельных участка представляют собой единый объект строительства, то возникла необходимость выставить участки одним лотом.

Относительно второго довода заявителя о необходимости строительства только трехэтажных жилых домов, представители министерства сослались на пункт 4 статьи 38.2 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым допускается устанавливать дополнительные требования, касающиеся комплексного освоения земельного участка.

Комиссия, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, установила следующее.

09.08.2013 года организатором торгов – Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области на официальном сайте www.torgi.gov.ru был объявлен открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства. Извещение № 090813/0001388/02.

Согласно извещению о проведении аукциона предмет аукциона представлен двумя земельными участками:

- кадастровый номер <...> :01:0000000:1364, площадью 147773+/-135 кв.м., расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, западная часть города, район р. Сусуя (юго-западнее пересечения пр-кта Победы и пер. Береговой), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: комплексное освоение в целях жилищного строительства;

- кадастровый номер <...> :01:0000000:1359, площадью 73232+/-189 кв.м., расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, западная часть города, район р. Сусуя (северо-западнее пересечения пр-кта Победы и пер. Береговой), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: комплексное освоения в целях жилищного строительства.

При этом данные земельные участки не разделены по отдельным лотам.

Также, в извещении о проведении аукциона в разделе «Капитальность жилых зданий» указано: трехэтажные жилые дома не ниже 3-го уровня ответственности со сроком службы не менее 50 лет в соответствии с национальным стандартом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Земельного кодекса РФ порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется статьей 38.2 Земельного кодекса.

Пунктом 1 статьи 38.2 Земельного кодекса РФ определено, что аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости).

Из смысла указанных норм следует, что каждый земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, имеет свои уникальные характеристики – месторасположение, площадь, обременение и т.п.

Следовательно, интерес хозяйствующих субъектов к тому или иному земельному участку будет складываться исходя из его характеристик.

Укрупнение двух или нескольких земельных участков в один лот может привести к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке с определенным месторасположением и характеристиками, что, в свою очередь, приводит к сокращению участников аукциона.

Возможность ограничения конкуренции при объединении земельных участков в один лот подтверждается поступившей жалобой ОАО «Сахалин-Инжиниринг», в которой заявитель указывает на то, что общество было заинтересовано в получении одного земельного участка, но было лишено такой возможности, поскольку вместе с интересующим земельным участком должно было получить также и второй земельный участок, в том числе платить за него арендную плату.

Комиссия не принимает пояснение представителя министерства, со ссылкой на Протокол от 12.07.2013, о том, что решение о проведении аукциона единым лотом принято в связи со строительством на земельном участке одного объекта строительства, а наличие двух земельных участков обусловлено их разделением территорией общего пользования (автодорогой). Представитель министерства не смог пояснить, каким образом на двух земельных участках с разными кадастровыми номерами, разделенных автодорогой, будет построен единый объект, а именно – жилые дома. А также не пояснил целесообразность объединения двух земельных участков в единый градостроительный проект.

Таким образом, при формировании условий аукциона организатор должен следовать целям проведения торгов, соблюдать публичность, открытость и прозрачность предоставления земельных участков, не нарушать принципов добросовестной конкуренции, соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Как указывалось выше, по смыслу пункта 1 статьи 38.2 Земельного кодекса РФ аукцион проводится в отношении одного земельного участка, прошедшего кадастровый учет. Хотя данная норма не устанавливает запрет на объединение двух или нескольких земельных участков в один лот, в то же время, по мнению Комиссии, необходимо следовать принципам добросовестной конкуренции, установленных антимонопольным законодательством, учитывать необходимость и целесообразность такого объединения, а также учитывать интересы неопределенного круга лиц, желающих принять участие в аукционе.

Следовательно, применяя пункт 1 статьи 38.2 Земельного кодекса РФ, организатор аукциона должен был разделить земельные участки, имеющие свой кадастровый номер <...> на отдельные лоты. Объединив в один лот два земельных участка, министерство нарушило пункт 1 статьи 38.2 Земельного кодекса РФ.

Также, Комиссия не принимает ссылку организатора торгов на пункт 4 статьи 38.2 Земельного кодекса РФ при установлении требований о строительстве исключительно трехэтажных жилых домов по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 38.2 Земельного кодекса РФ в извещении дополнительно к указанным в подпунктах 6-8 пункта 3 настоящей статьи требованиям могут быть установлены другие требования, касающиеся комплексного освоения земельного участка. При этом не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы победителя аукциона, кроме установленных настоящей статьей.

В извещении о проведении торгов указано, что должны быть построены трехэтажные жилые дома не ниже 3-го уровня ответственности со сроком службы не менее 50 лет в соответствии с национальным стандартом.

При этом, согласно извещению о проведении аукциона, земельные участки находятся в территориальной зоне «Ж-2» – зона малоэтажной жилой застройки.

В соответствии со статьей 46 Решения городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30.01.2013 № 744/44-13-4 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» параметры разрешенного строительства в зоне «Ж-2» допускают строительство многоквартирных жилых домов этажностью до 4 этажей.

Пунктом 5 стати 38.2 Земельного кодекса РФ установлено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок документы, указанные в пункте 12 статьи 38.1 настоящего Кодекса, а также документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с правилами землепользования и застройки и нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка, право на заключение договора аренды которого приобретается на аукционе.

По смыслу данной нормы, разрабатывая предложения по планировке, межеванию и застройке, хозяйствующий субъект руководствуется действующими нормативными актами, в данном случае – вышеназванными Правилами землепользования и застройки, утвержденных Решением городского Собрания, в соответствии с которыми допускается строительство двух-, трех- и четырехэтажных жилых домов на арендуемых земельных участках. При этом, данная норма не определяет какие-либо конкретные условия по планировке, межеванию и застройке, предоставляя лицу право самостоятельно разрабатывать такие предложения.

Следовательно, организатор торгов, установив в извещении о проведении аукциона дополнительное условие о строительстве только трехэтажных жилых домов, возложил на арендатора обязанности, не предусмотренные действующим законодательством и нарушил пункт 4 статьи 38.2 Земельного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, Комиссия признает жалобу ОАО «Сахалин-Инжиниринг» обоснованной.

С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-67/13, руководствуясь, частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу ОАО «Сахалин-Инжиниринг» признать обоснованной.

2. Признать организатора аукциона – Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области нарушившим пункты 1, 4 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. Выдать Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области обязательное для исполнения предписание об аннулировании торгов.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...>. – руководитель Сахалинского УФАС России,

Члены Комиссии:

<...>. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

<..> – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения по делу № 05-67/13 о нарушении организатором торгов – Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области положений Земельного кодекса Российской Федерации,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области аннулировать открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства (извещение № 090813/0001388/02) путем отмены всех документов, составленных в ходе размещения указанного аукциона.

2. Предписание исполнить в срок до 07 октября 2013 года. Об исполнении предписания сообщить в Сахалинское УФАС России в срок до 09 октября 2013 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны