Решение б/н решение по делу 065/01/10-190/2021 от 6 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Сахалинской области

 

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

 г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

 г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

    

______________  №  ______________

 

На №  __________  от  ________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Решение

 

по делу № 065/01/10-190/2021

 

06 декабря  2021 года                                                         город Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена  25.11.2021

В полном объеме решение изготовлено  06.12.2021            

                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:     

 

 

Члены Комиссии:                

- X.X. XXXXX – заместитель руководителя управления,

 

- X.X. XXXXX – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

- X.X. XXXXX – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

 

 

рассмотрев дело № 065/01/10-190/2021 по признакам нарушения
ПАО «ХМТП» (ОГРН: 1026501018202, ИНН: 6509001181, КПП: 650901001, адрес: 694620, Сахалинская область, район Холмский, г. Холмск, ул. Советская, д. 41) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

в присутствии представителей:

- от ПАО «ХМТП» X.X. XXXXX, на основании доверенности от 09 февраля 2021 г.,

- ООО «Трансбункер-Холмск», ООО «Хабаровская топливная компания» своих представителей не направили,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области  поступило обращение ООО «Хабаровская топливная компания» (далее – заявитель) о злоупотреблении  ПАО «ХМТП» доминирующим положением в нарушение статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при оказании услуг в морском порту Холмск (вх. № 482 от 17.02.2021 г.).

В результате рассмотрения заявления 17.03.2021 г. Сахалинским УФАС России был издан приказ № 41/1 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «ХМТП»  пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 23.03.2021 г. (исх. № 08-1334 от 23.03.2021 г.) дело назначено к рассмотрению на 19 мая 2021 г.

Определением от 19.05.2021 г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации рассмотрение дела отложено на 17.06.2021 г. (исх. № 08-2105 от 20.05.2021 г.).

Определением от 17.06.2021 г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации рассмотрение дела отложено на 20.07.2021г. (исх.№ 08-2479 от 18.06.2021 г.).

Определением от 17.06.2021 г. срок рассмотрения дела продлен на 6 месяцев с 23.06.2021 г. по 23.12.2021 г. (исх.№ 08-2479 от 18.06.2021 г.).

20.07.2021 г. Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела, направленное ответчику письмом № 08-3007 от 26.07.2021 г., определением от
20.07.2021 г. рассмотрение дела отложено на 20.08.2021 г. (исх. № 08-2937 от 20.07.2021 г.)

Определением от 20.08.2021 г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации рассмотрение дела отложено на 17.09.2021г. (исх.№ 08-3285 от 20.08.2021 г.).

Определением от 17.09.2021 г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации рассмотрение дела отложено на 26.10.2021г. (исх.№ 08-3641 от 20.09.2021 г.).

Определением от 26.10.2021 г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации рассмотрение дела отложено на 25.11.2021г. (исх.№ 08-4112 от 26.10.2021 г.).

25.11.2021 г. оглашена резолютивная часть решения по делу.

При рассмотрении материалов дела Комиссией было установлено следующее.

Между ПАО «ХМТП» (Исполнитель) и ООО «Трансбункер-Холмск» (Заказчик) заключен договор № 31/2020 от 21.12.2020 г., предметом которого является оказание услуг по обеспечению порядка в порту с предоставлением объектов транспортной инфраструктуры для проезда автотранспортных средств Заказчика по территории порта Холмск. 

Приложение № 3 к договору № 31/2020 от 21.12.2020 г. содержит перечень оказываемых услуг и тарифов.

 

Наименование услуги

Стоимость за ед. (без НДС), руб.

1

Предоставление услуги по обеспечению порядка в порту для транспортного средства грузоподъемностью до 5 тонн

1651,00

2

Предоставление услуги по обеспечению порядка в порту для транспортного средства грузоподъемностью свыше 5 тонн

5327,00

 

Оплата услуг ПАО «ХМТП»  по обеспечению порядка в порту подтверждается копиями счетов-фактур № 8 от 31.01.2021 г., № 7 от 21.01.2021, № 6 от 11.01.2021 г., № 24 от 31.01.2021, составленных на имя покупателя услуг ООО «Трансбункер-Холмск».

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

На основании абзаца 5 пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги в портах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее - морские порты) регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о морских портах).

 Закон о морских портах устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.

Под морскими портами в Законе о морских портах понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Как следует из статьи 9 Кодекса торгового мореплавания под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

На основании части 1 статьи 17 Закона о морских портах в морском порту осуществляется оказание следующих услуг:

1.по обслуживанию судов;

        2.осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов;

        3.обслуживанию пассажиров;

4.обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему;

5.обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ;

6.обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта.

Допускается возможность оказания и иных услуг.

На основании части 1 статьи 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

На основании статьи 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, определяет основы ценообразования на данные услуги.

Так же Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

В этот перечень входят:

- Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту;

-Обеспечение прохода судов по подходным каналам;

-Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

-Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

-Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему;

-Перевалка нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам;

-Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах;

-Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

Опираясь на указанные нормативные акты и сложившийся порядок регулирования в регионе можно определить статус субъекта естественной монополии.

Таким образом, такие виды деятельности как обеспечение порядка в порту является видами деятельности субъектов естественной монополии.

Пунктом 6 статьи 4 Закона о морских портах введено понятие владелец объектов инфраструктуры морского порта - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального Закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон «О транспортной безопасности») транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Под актом незаконного вмешательства Закон «О транспортной безопасности» определяет противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (пункт 1 статьи 1 Закона).

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.

В силу пункта 9 статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

С учетом изложенного ПАО «Холмский морской торговый порт» является  субъектом транспортной инфраструктуры морского порта Холмск.

Согласно подпункту «д» пункта 5 статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, относится технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения.

 Следовательно, морской порт Холмск относится к объектам транспортной инфраструктуры, к которому применяются требования по обеспечению транспортной безопасности.

Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» (далее – Постановление № 678).

Пункт 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением № 678 (далее – Требования по обеспечению транспортной безопасности), определяет, что настоящий документ применяется в отношении портов, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности».

В соответствии с пунктом 29 Требований по обеспечению транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры, приведенными в приложении к Требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры, утвержденные Постановлением № 678 (далее – Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры),  определяют организацию пропускного и внутриобъектового режимов в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 2 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры Постоянные пропуска выдаются:

   а) работникам субъекта транспортной инфраструктуры - на срок действия трудового договора, но не более 5 лет;

   б) на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые субъектами транспортной инфраструктуры, - на срок, не превышающий 5 лет;

   в) работникам юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заверенных печатью (при ее наличии);

   г) на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании заверенных печатью (при ее наличии) письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Разовые пропуска, согласно пункту 5  Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры, выдаются посетителям объекта транспортной инфраструктуры на основании письменных обращений уполномоченных работников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенных печатью (при ее наличии).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208 утверждены Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта (далее – Постановление № 1208).

Данный документ определяет требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах различных видов транспорта.

Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27.12.2010 № 451-ОД в Приложении № 1 утверждены Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (далее – Правила № 451-ОД).

Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 10.08.2015 № 190-ОД утверждены пределы морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Холмск (Сахалинская область).

Следовательно, территория морского порта Холмск является пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля (пункт 2 Раздела I Правил № 451-ОД).

В соответствии с пунктом 6 Раздела II Правил № 451-ОД обеспечение режима в пунктах пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами правил режима в пунктах пропуска.

Обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующих их на ином законном основании (далее - субъекты транспортной инфраструктуры).

На официальном сайте ПАО «Холмский морской торговый порт» по адресу: khcsp.ru/documents размещен Приказ Дальневосточного территориального управления Росграницы Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) от 05.08.2015 № 123 «Об утверждении правил режима в морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Холмск» вместе с  Правилами режима в морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Холмск (далее – Правила № 123).

        В соответствии с пунктом 2 Правил № 123 режим в пункте пропуска включает правила въезда, пребывания и выезда из пункта пропуска лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, установленные исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

        Обеспечение режима в пункте пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами Правил в пункте пропуска (пункт 8 Правил № 123).

         В соответствии с пунктом 8 Правил № 123 обеспечение режима в пункте пропуска возлагается на ОАО «Холмский морской торговый порт» (в настоящее время - ПАО «Холмский морской торговый порт»), СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис», ОАО «Сахалинское морское пароходство», ОАО «РЖД»  и ИП «Жданкин», являющихся субъектами транспортной инфраструктуры.

         Въезд в пункт пропуска и выезд из него лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются по пропускам (в том числе по электронным пропускам), выдаваемым субъектом транспортной инфраструктуры по согласованию с КПП «Холмск – морской порт» (пункт 9 Правил № 123).

         Согласно пункту 10 Правил № 123 пропуска оформляются на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей организаций и предприятий, осуществляющих в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность, а также руководителей подразделений федеральных органов исполнительной власти, которые на законном основании осуществляют деятельность в пункте пропуска, о выдаче пропуска. 

         Также на официальном сайте ПАО «Холмский морской торговый порт» размещено Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной инфраструктуры публичного акционерного общества «Холмский морской торговый порт» (далее – Положение о пропускном режиме).

  Положение о пропускном режиме определяет единые требования к проведению режимных и охранных мероприятий, направленных на защиту интересов Публичного Акционерного общества «Холмский морской торговый порт» (далее ПАО «ХМТП») от противоправных действий, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, соблюдение законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

         Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной инфраструктуры ПАО «ХМТП» разработано с учетом требований Закона «О транспортной безопасности», Постановления № 678 Постановления № 1208, Приказа № 451-ОД.

Пунктом 5.1. Раздела 5 «Пропускной режим» Положения о пропускном режиме определено, что пропускной режим устанавливается в целях исключения возможности бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в границы ОТИ (объекта транспортной инфраструктуры). Обеспечивается обществом.   

         Согласно пункту 6.1.1 Положения о пропускном режиме в субъекте транспортной инфраструктуры установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц, транспортных средств или перемещения материальных объектов в технологический сектор зоны транспортной безопасности и/или критических элементах морского терминала; в пункт пропуска, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев.

         Постоянные пропуски физических лиц содержат следующую информацию: номер пропуска, наименование предприятия, фамилия, имя, отчество и фотография владельца, занимаемая должность, срок и временной интервал действия пропуска, секторы зоны допуска, в которые допущен владелец (пункт 6.1.2. Положения о пропускном режиме).

         Разовые пропуски физических лиц содержат информацию, аналогичную постоянному пропуску, за исключением фотографии (пункт 6.1.2. Положения о пропускном режиме).

          Согласно пункту 6.2.2. Положения о пропускном режиме постоянный пропуск оформляется работникам организаций, имеющим договорные отношения с ПАО «Холмский морской торговый порт», на основании письменных обращений руководителей, заверенных печатью (при ее наличии). Срок действия постоянного пропуска устанавливается до одного года.

          Разовый пропуск оформляется для посещения ОТИ и действителен только при предъявлении посетителем документа, удостоверяющего личность. Разовый пропуск действителен в течении текущих суток на период времени, указанный в пропуске (пункт 6.2.3. Положения о пропускном режиме).

          Согласно пункту 6.2.4. Положения о пропускном режиме разовые пропуски выдаются посетителям морского терминала на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников предприятия, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на морском терминале.

          Кроме того, на территории ПАО «Холмский морской торговый порт» действуют Правила безопасности движения и парковки (далее – Правила безопасности движения), утвержденные Генеральным директором ПАО «Холмский морской торговый порт» в 2019 году в целях обеспечения безопасного движения автотранспортных средств по внутренним дорогам и технологическим проездам на территории ПАО «Холмский морской торговый порт» (далее также Общество). Данные правила действуют на все автотранспортные средства, передвигающиеся по территории Общества.

         В соответствии с пунктом 1.1. Правил безопасности движения территория Общества является режимной территорией с зоной повышенной опасности, которая может исходить, в том числе и от автотранспорта.

         Из изложенного следует, что ПАО «Холмский морской торговый порт» является субъектом транспортной инфраструктуры в морском порту Холмск, на который законодательно возложена обязанность по обеспечению порядка в морском порту Холмск.

Таким образом, ПАО «Холмский морской торговый порт» осуществляет деятельность по обеспечению порядка в порту Холмск, относящуюся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в морских портах.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026.

В целях анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы материалы дела №  065/01/10-190/2021.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг обеспечения порядка в порту, оказываемых ПАО «Холмский морской торговый порт», установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2020 г. по 17.03.2021 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по обеспечению порядка в порту, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт».

3. Географические границы товарного рынка: границы морского порта Холмск.

4.Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение: в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение ПАО «Холмский морской торговый порт» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

Согласно статьи 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации (абз. 3 статьи 6 Закона о естественных монополиях).

Обеспечение порядка в порту входит в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. № 293.

Согласно абз. 2 части 1 статьи 21 Закона о естественных монополиях вопросы, касающиеся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъекта естественной монополии, могут быть рассмотрены на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов.

Материалами дела установлено, что в органы регулирования естественных монополий за установлением тарифа на предоставляемые по договору № 31/2020 от 21.12.2020  услуги обеспечения порядка в порту  ПАО ХМТП не обращалось.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции недопустимым актом злоупотребления доминирующим положением признается нарушение доминирующим хозяйствующим субъектом установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, в действиях ПАО «ХМТП», занимающего доминирующего положение на рынке услуг обеспечения порядка в морском порту Холмск, цена на которые подлежит государственному регулированию, усматриваются  признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На момент вынесения решения в материалах дела отсутствуют доказательства принятия ответчиком мер, направленных на прекращение нарушение антимонопольного законодательства.

Данное обстоятельство является основанием для выдачи в адрес ПАО «ХМТП» обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 1 статьи 10, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ПАО «ХМТП» (ОГРН: 1026501018202, ИНН: 6509001181, КПП: 650901001, адрес: 694620, Сахалинская область, район Холмский, г. Холмск, ул. Советская, д. 41) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по обеспечению порядка в морском порту Холмск.

2. Признать ПАО «ХМТП» (ОГРН: 1026501018202, ИНН: 6509001181, КПП: 650901001, адрес: 694620, Сахалинская область, район Холмский, г. Холмск, ул. Советская, д. 41) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3.  Выдать ПАО «ХМТП» (ОГРН: 1026501018202, ИНН: 6509001181, КПП: 650901001, адрес: 694620, Сахалинская область, район Холмский, г. Холмск, ул. Советская, д. 41) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении ПАО «ХМТП» и виновных должностных лиц.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

X.X. XXXXX

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

X.X. XXXXX

 

 

 

 

 

 

 

      X.X. XXXXX

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны