Решение б/н Решение по делу № 08-06/2018 от 6 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

по делу № 08-06/2018

 

06 июля 2018 года город Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» июня 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено «06» июля 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

-<…> – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

- <…> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы;

-<…> – государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

 

рассмотрев дело № 08-06/2018 в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы» (129515, г. Москва, 1-й Дербеневский переулок, д.5, стр.4, офис 201, пом.11, ком.10, ИНН 7702252795,ОГРН 107700128488) в лице Северо-Курильского филиала (694550, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, д.6) (далее ФГУП «Нацрыбресурс») по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1, а так же пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)

В присутствии:

Представителя ответчика- ФГУП «Нацрыбресурс» в лице Северо-Курильского филиала <…> по доверенности №426/17 от 13.12.2017;

Представителя заинтересованного лица- ООО «Парамушир-Строй» <…> по доверенности от 10.01.2018;

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

24.10.2017 в Сахалинское УФАС России поступили материалы проверки Сахалинской транспортной прокуратуры в отношении ФГУП «Нацрыбресурс» с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения заявления Сахалинским УФАС России издан приказ №30 от 19.01.2018 о возбуждении дела №08-06/2018 о нарушении антимонопольного законодательства ФГУП «Нацрыбресурс» по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 19.01.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-06/2018 назначено на 15.02.2018г.

15.02.2018 состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России, в ходе которого установлено, что Северо-Курильским филиалом ФГУП «Нацрыбресурс» в приложении к договору №11 установлены тарифы на оказание услуг в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск.

Договор подписан директором Петропавловск-Камчатского филиала - начальником Северо-Курильского отдела Петропавловск-Камчатского филиала <…>

Услуги, оказываемые по договору №11, входят в перечень услуг, стоимость которых регулируется государством на основании Постановления правительства РФ №293 от 23.04.2008г.

Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России, усматривает в действиях ФГУП «Нацрыбресурс» наличие признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 15.02.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-06/2018 отложено на 26.03.2018г.

26.03.2018 состоялось заседание комиссии Сахалинского УФАС России, в ходе которого установлено, ФГУП «Нацрыбресурс» издан приказ от 11.09.2017 №182 «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые Северо-Курильским филиалом ФГУП «Нацрыбресурс».

Услуги, тарифы которые утверждены Приказом №182, входят в перечень услуг, стоимость которых регулируется государством на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.2008 №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Определением от 26.03.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-06/2018 отложено на 11.05.2018г. Срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-06/2016 продлен на 6 месяцев.

11.05.2018 на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России оглашено заключение об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 11.05.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-06/2018 отложено на 22.06.2018.

Рассмотрев представленные материалы, комиссия Сахалинского УФАС России установила следующее.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026.

В целях анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы материалы дела № 08-06/2018.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг на территории морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск, по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено следующее.

Временным интервалом исследования рынка определен период с 06.02.2015 (дата заключения Договора) по 19.01.2018 включительно (дата Приказа Сахалинского УФАС России №30 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-06/2018).

Доминирующий хозяйствующий субъект: в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение ФГУП «Нацрыбресурс» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг на территории морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск, по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено следующее.

Временной интервал исследования определен периодом с 06.02.2015г. (датой заключения договора об оказании услуг №11) по 19.01.2018 включительно (дата Приказа Сахалинского УФАС России №30 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №08-06/2018). Состав хозяйствующих субъектов, учувствовавших в торгах либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах: при отсутствии конкурса или аукциона на право заключения договора аренды в отношении государственного имущества, в состав хозяйствующих субъектов входит неопределенный круг лиц.

Установлено, что Восточный мол и Южный причал морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск, расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Северо-Курильск, порт пункт (далее - причалы, ГТС) находятся в собственности Российской Федерации и закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Нацрыбресурс» на основании распоряжения ТУ Росимущества по Сахалинской области от 12.11.2008 №316-р.

06.02.2015 ФГУП «Нацрыбресурс» в лице начальника Северо-Курильского филиала Симакова Ю.А. (далее – СКФ) заключен договор об оказании услуг №11 с ООО «Парамушир - Строй».

По условиям настоящего договора СКФ обязуется оказать Обществу услуги по обеспечению эксплуатационной готовности ГТС по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота в морском терминале Северо-Курильск, а так же представить право на проведение Обществом своими силами и средствами погрузочно-разгрузочные работы на причалах, а Общество в свою очередь обязуется принять и оплатить указанные услуги на условиях данного договора.

Из анализа предмета договора следует, что правоотношения, возникшие между СКФ и Обществом по договору оказания услуг №11, регулируются главой 34 ГК РФ (аренда) поскольку полностью соответствуют условиям данной главы.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров в отношении государственного имущества которое принадлежит на праве хозяйственного ведения государственным предприятиям, может быть осуществлено только по результатам конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Конкурс на право заключения указанного договора ФГУП «Нацрыбресурс» не проводился.

Так же при рассмотрении дела Комиссия Сахалинского УФАС установила.

ФГУП «Нацрыбресурс» издан Приказ от 11.09.2017 года №182 «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые Северо-Курильским филиалом ФГУП «Нацрыбресурс».

 

п/п

Наименование услуг

Ед. измерения

Ставка, руб.

1.

Предоставление причальной стенки причала для стоянки судна (стоянка судна у причала) без проведения ПРР

1.1

При постановки первым бортом

пог. м. в час

3,27

1.2

При постановки вторым и последующими бортами, кормой

пог. м. в час

2,62

2.

Предоставление причальной стенки причала для длительной стоянки судов, кроме промысловых и маломерных судов, без проведения ПРР

2.1

При постановки первым бортом

пог. м. в час

2,28

2.2

При постановки вторым и последующими бортами, кормой

пог. м. в час

1,83

3.

Предоставление причальной стенки причала для стоянки маломерного судна (стоянка маломерного судна у причала) без проведения ПРР

3.1

При постановки первым бортом

пог. м. в час

2,38

3.2

При постановки вторым и последующими бортами, кормой

пог. м. в час

1,90

4.

Технологическое накопление грузов на причале

м2 в сутки

7,74

5.

Швартовка и отшвартовка судна

5.1

Маломерные суда

За 1 операцию

518,40

5.2

Суда водоизмещением менее 300 р.т.

За 1 операцию

648,00

5.3

Суда водоизмещением от 301 до 3000 р.т.

За 1 операцию

1904,98

5.4

Суда водоизмещением более 30041 р.т.

За 1 операцию

3690,90

6.

Накопление ТБО

м3 ТБО

2619,35

7.

Подготовка причала

 

637,00

8.

Предоставление причалов для осуществления погрузо-разгрузочных работ

8.1

Рыба и рыбная продукция

тонна

40,20

8.2

Твердые грузы, не относящиеся к рыбе и рыбной продукции

тонна

117,30

8.3

Твердые грузы, не относящиеся к рыбе и рыбной продукции

Куб.м.

62,20

8.4

ГСМ

литр

0,58

         

 

Услуги, тарифы на которые утверждены Приказом №182. Входят в перечень услуг, стоимость которых регулируется государством на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.2008г. №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Согласно Перечню 293, к услугам субъектов естественных монополий в морских портах относятся:

1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту.

2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам.

3. Обеспечение лоцманской проводки судов.

4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации.

5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков.

6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему.

7. Предоставление причалов.

8. Обеспечение экологической безопасности в порту.

9. Погрузка и выгрузка грузов.

10. Хранение грузов.

11. Услуги буксиров.

12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах.

13. Обслуживание пассажиров.

Услуги в портах являются сферой деятельности субъектов естественной монополии на основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях».

Правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях»).

В смысле Закона «О естественных монополиях» субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, то есть такого состояния товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.

При этом Закон «О естественных монополиях» регулирует деятельность субъектов естественных монополий только в поименованных в статье 4 сферах, в число которых входят услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Статьей 6 Закона «О естественных монополиях» установлены методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий или методы регулирования к числу которых относится ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Согласно статье 5 Закона «О естественных монополиях» для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

При этом часть полномочий в области ценового регулирования осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – постановление №293)утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

Пунктами 7, 10, 11 указанного перечня услуги по предоставлению причалов, хранению грузов, услуги буксиров отнесены к услугам субъектов естественных монополий в морских портах.

На основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании пункта 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 №950, государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в портах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанный перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии в сфере услуг в портах.

Пунктом 16 постановления №293 установлено, что порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.

Для целей ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах, применяется Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденный приказом ФСТ России от 24.06.2009 №135-т/1.

Указанным приказом предусмотрен заявительный порядок рассмотрения вопроса об установлении тарифа либо об отказе от ценового регулирования.

Таким образом, принимая во внимание императивное указание закона «О естественных монополиях» о ценовом регулировании деятельности субъектов естественных монополий, отсутствие в законе связи статуса субъекта естественной монополии с нахождением в реестре, на субъект естественной монополии накладывается обязанность вести хозяйственную деятельность по ценам (тарифам) определенным в результате государственного регулирования или по свободным ценам (тарифам) в случае отказа органа регулирования от регулирования тарифов.

В таком случае, хозяйствующий субъект осуществляющий деятельность поименованную в перечне услуг субъектов естественных монополий в портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденном постановлением №293,обязан обратиться в орган регулирования тарифов – ФАС России, которая принимает решение о включении указанного субъекта в реестр субъектов естественных монополий и в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России.

В материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-06/2018 ФГУП «Нацрыбресурс» не представило сведений о совершении действий в области регулирования тарифов.

Таким образом, ФГУП «Нацрыбресурс», издав приказ №182 от 11.09.2017 без обращения в органы тарифного регулирования нарушили установленный порядок ценообразования.

Пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением в виде нарушения порядка ценообразования.

На основании вышеизложенного, комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу, что действия ФГУП «Нацрыбресурс» в лице Северо-Курильского филиала имеют признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1, а так же пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 08-06/2018, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Национальные рыбные ресурсы»(129515, г. Москва, 1-й Дербеневский переулок, д. 5, стр. 4, офис 201. Пом. 11, ком. 10, ИНН 7702252795, ОГРН 107700128488) в лице Северо-Курильского филиала (694550, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, д.6) нарушившим пункт 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции;
  2. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Национальные рыбные ресурсы» (129515, г. Москва, 1-й Дербеневский переулок, д. 5, стр. 4, офис 201. Пом. 11, ком. 10, ИНН 7702252795, ОГРН 107700128488) в лице Северо-Курильского филиала (694550, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, д.6) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг в границах морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск.
  3. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Национальные рыбные ресурсы» (129515, г. Москва, 1-й Дербеневский переулок, д. 5, стр. 4, офис 201. Пом. 11, ком. 10, ИНН 7702252795, ОГРН 107700128488) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;
  4. Выдать Федеральному государственному унитарному предприятию «Национальные рыбные ресурсы» (129515, г. Москва, 1-й Дербеневский переулок, д. 5, стр. 4, офис 201. Пом. 11, ком. 10, ИНН 7702252795, ОГРН 107700128488) в лице Северо-Курильского филиала (694550, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, д.6) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;
  5. Выдать Федеральному государственному унитарному предприятию «Национальные рыбные ресурсы» (129515, г. Москва, 1-й Дербеневский переулок, д. 5, стр. 4, офис 201. Пом. 11, ком. 10, ИНН 7702252795, ОГРН 107700128488) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;
  6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в отношении ФГУП «Нацрыбресурс» в лице Северо-Курильского филиала и виновного должностного лица.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии: <…>

 

Члены комиссии: <…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны