Решение б/н Решение по делу № 08-101/2015 от 9 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

рассмотрев дело № 08-101/2015 по жалобе ООО «Коба+» (далее – Заявитель) на действия  конкурсной комиссии АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее – Ответчик) при проведении запроса ценовых предложений на право присоединения к трехстороннему договору поставки нефтепродуктов на отопительный сезон 2015 – 2016 годы,

 

 

в присутствии:

 

- от заявителя – <...>представитель по доверенности от 19.11.2015, Фатыхов А.С. представитель по доверенности от 19.11.2015,

 

- от ответчика – <..>. представитель по доверенности от 16.04.2015 № 20,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) 16.11.2015 (вх. № 5885) поступили жалоба на  действия конкурсной комиссии АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее – Ответчик, Аэропорт) при проведении запроса ценовых предложений на право присоединения к трехстороннему договору поставки нефтепродуктов на отопительный сезон 2015 – 2016 годы (№ извещения 31502902124).

Из доводов жалобы Заявителя следует, что при проведении запроса предложений Заказчик в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № 3К-50.15/02-01 от 12.11.2015 заявка ООО «Коба+» признана не соответствующей требованиям извещения о проведении запроса ценовых предложений, в связи с тем, что ООО «Коба+» не представило кипию свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, выданное подразделением ГАИ МВД по месту регистрации транспортного средства в соответствии с требованиями Приказа Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

Заявитель считает, что отклонение его заявки было незаконным так как все необходимые документы, требуемые документацией запроса предложений, им были представлены в полном объеме.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что в соответствии с п. 8.7. Извещения участник в составе заявки должен представить заверенные участником документы, подтверждающие наличие у участника специальной техники (не менее 2-х единиц), предназначенной для перевозки нефтепродуктов (участник должен представить один из следующих документов: копии договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении специальной техники (срок действия договора временного перехода прав должен истекать не ранее июня 2016 года), а также копию свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ), выданное подразделением ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства в соответствии с требованиями Приказа Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

Участник подтвердил наличие транспортных средств копиями договоров на временное безвозмездное пользование транспортными средствами, а также представил копии свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, выданные на имя собственников транспортных средств, переданных ООО «Коба+» по договорам.

Таким образом, по мнению Ответчика, участником закупки являлось ООО «Коба+», а свидетельство ДОПОГ выданы физическим лицам (фактически третьим лицам). В связи с чем, Заказчик сделал вывод, что участник торгов – ООО «Коба+» не представил копию свидетельств ДОПОГ, выданное в соответствии с требованиями Приказа Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

Рассмотрение дела по существу было назначено на 20.11.2015 в помещении актового зала УФАС России по Сахалинской области.

20.11.2015 в ходе рассмотрения дела у Комиссии появились основания для перерыва в заседании, для изучения вновь поступивших документов, перерыв объявлен до 24.11.2015.

24.11.2015 дело рассмотрено Комиссией Сахалинского УФАС России, в ходе рассмотрения установлено следующее.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ заказчик является акционерным обществом, с уставным капиталом 1 004 931 000 рублей. В п. 4.1 Устава Ответчика установлено, что основными целями деятельности АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» является удовлетворение потребностей в воздушных перевозках и авиационных работах с границей безопасности и высокого качества и получения прибыли. Также целями аэропорта является повышение оперативности служб Аэропорта и эффективности производства работ по зимнему содержанию летнего поля аэродрома в сложных погодных условиях, улучшения качества обслуживания на аэродроме, исключения факторов закрытия Аэропорта, повышение безопасности и бесперебойности полетов.

При осуществлении своей деятельности в сфере заказа АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ) и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с № 223-ФЗ, иными нормативно правовыми актами РФ.

Согласно Положению о закупках закупка продукции производиться Аэропортом преимущественно путем проведения открытого конкурса или открытого электронного аукциона. В случае если стоимость продукции не является единственным критерием выбора поставщика, Аэропорт проводит конкурс или запрос предложений.

На официальном сайте закупок www.zakupki.ru размещено извещение о проведении запроса ценовых предложений № ЗК-50.15/02 на перевозку нефтепродуктов.

Согласно протоколу рассмотрения заявок № ЗК-50.15/02-01 от 13.11.2015 следует, что к участию в конкурсе допущено только одна  заявка ИП Мельников А.Н., вторая заявка не допущена к участию по причине не соответствия заявок п. 8.7 Извещения о проведении запроса ценовых предложений.

Согласно Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - ФЗ «О защите конкуренции») устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольным органом мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

Пункт 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" гласит, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При закупки товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупках).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупки товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц следует, что заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При формировании требований к участникам закупки организатору не следует указывать такие требования, которые претенденты не смогут документально подтвердить и которые нельзя отнести в равной мере ко всем участникам закупочной процедуры.

Так, в соответствии ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен, иных закупочных процедур в соответствии с Законом № 223-ФЗ, запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При закупки товаров, работ, услуг заказчики должны обеспечивать равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и недобросовестных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом, представленное заказчику право  предъявлять к участникам закупки определенные требования должно реализоваться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции. Реализация заказчиком полномочий, представленных ему Законом № 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.

Согласно п. 8.7 Извещения о проведении запроса ценовых предложений следует, что участник в составе заявки должен представить заверенные участником документы, подтверждающие наличие у участника специальной техники (не менее 2-х единиц), предназначенной для перевозки нефтепродуктов (участник должен представить один из следующих документов: копии договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении специальной техники (срок действия договора временного перехода прав должен истекать не ранее июня 2016 года), а также копию свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ), выданное подразделением ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства в соответствии с требованиями Приказа Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

Согласно приложению 7.13 Приказа Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73 (в ред. от 14.10.1998) «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (Форма свидетельства о допуске к перевозке транспортных средств, перевозящих опасные грузы), в примечании к п. 4 указанного свидетельства указано, что настоящее свидетельство должно быть возвращено выдавшему его учреждения после прекращения эксплуатации транспортного средства; если транспортное средство перешло к другой автотранспортной организации, перевозчику или владельцу, указанному в п. 4; после истечения срока действительности свидетельства; и если существенно изменилась одна, или более одной, основная характеристика транспортного средства.

Согласно п. 4 Свидетельства ДОПОГ в нем указывается наименование автотранспортной организации, перевозчика или владельца и его адрес.

В ходе рассмотрения дела, на заседание Комиссии Ответчиком были представлены оригиналы заявок участников для обозрения, в ходе изучения заявок установлено, что оба участника представили договора безвозмездного пользования и купли-придачи автотехники, а также к ним приложены свидетельства ДОПОГ, в которых в п. 4 указаны собственники транспортного средства.

Согласно договора безвозмездного пользования транспортного средства ООО «Коба+» следует, что собственником автомобиля является Кураев АГ., который передал ООО «Коба+» свои автомобили в эксплуатацию, при этом на данные автомобили имеются свидетельства ДОПОГ, в п. 4 которых указан владелец транспортного средства – Кураев А.Г.

Так как в своем извещении о проведении запроса предложений Заказчик не уточнил требования к участнику закупки, а именно должен ли был участник закупки являться лицом, указанным в п. 4 свидетельства ДОПОГ.

Следовательно, отклонение ООО «Коба+» по основанию несоответствия п. 8.7 Извещения является неправомерным и противоречащим нормам действующего законодательства, необоснованно ограничивающим конкуренцию.

Однако, в материалах дела имеется копия трехстороннего договора поставки нефтепродуктов на отопительный сезон 2015-2016 годы № 290ПР/15 от 17.11.2015, который был заключен до того времени как Ответчик получил уведомление-требование о рассмотрении дела по существу жалобы и приостановлении каких-либо действий по закупочной процедуре.

В соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

В силу п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд

Таким образом, данный вопрос о нарушении Ваших прав носит гражданско-правовой характер и подлежит разрешению в судебном порядке.

С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела    № 08-101/2015, руководствуясь, частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу ООО «Коба+»» на действия  конкурсной комиссии АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» при проведении запроса ценовых предложений на право присоединения к трехстороннему договору поставки нефтепродуктов на отопительный сезон 2015 – 2016 годы, признать обоснованной.

2. Рассмотрение жалобы прекратить в связи с заключением договора.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны