Решение б/н Решение № 08-103/2015 от 9 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

рассмотрев дело № 08-103/2015 по жалобе ООО «Подрядчик» (далее – Заявитель) на действия  конкурсной комиссии АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее – Ответчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция Федерального сектора. Помещения в здании аэровокзала» (Перепланировка первого этажа федерального сектора) для нужд Ответчика,

 

в присутствии:

 

- от заявителя – <...>представитель по доверенности № б/н от 26.11.2015,

- от ответчика – <...> представитель по доверенности от 16.04.2015 № 20,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) 20.11.2015 (вх. № 2545-э) поступили жалоба на  действия конкурсной комиссии АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее – Ответчик, Аэропорт) при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция Федерального сектора. Помещения в здании аэровокзала» (Перепланировка первого этажа федерального сектора) для нужд Ответчика (№ извещения 31502873740).

Из доводов жалобы Заявителя следует, что при проведении открытого конкурса Заказчик неправомерно, по мнению заявителя, не допустил его заявку к участию в конкурсе, сославшись несоответствия заявки требованиям конкурсной документации, а именно опыта выполнения подобного рода работ.

Заявитель считает, что он выполнил все требования Заказчика, представил в комплекте заявки подтверждающие опыт работы на подобных объектах документы, в частности копии договоров на выполнение работ по капитальному ремонту зданий.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» проведен открытый конкурс на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция Федерального сектора. Помещения в здании аэровокзала» (Перепланировка первого этажа федерального сектора) для нужд Ответчика.

Всего было подано две заявки на участие в конкурсе от ООО «Стратегия» и ООО «Подрядчик».

В соответствии с п. 9.2 информационной карты конкурса установлены требования, предъявляемые к участникам конкурса, в том числе наличие у участника опыта выполнения работ, являющихся аналогичных объекту открытого конкурса. В соответствии с п. 16.7 информационной карты конкурса в целях подтверждения наличия такого опыта в составе заявки на участие в конкурсе должны быть представлены копии договоров подряда (контрактов) и актов выполненных работ, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения работ, являющихся аналогичных объекту конкурса, то есть опыта выполнения работ по реконструкции объектов.

Установление данного требования к опыту участника обусловлено следующим.

Согласно предмета конкурса целью его проведения является заключение договора на реконструкцию здания аэровокзала. Здание аэровокзала является технически сложным объектом высокой социальной значимости. Альтернативного объекта, способного обслуживать авиапассажиров в городе Южно-Сахалинске нет. в связи с чем работы по реконструкции помещений здания аэровокзала должны осуществляться в условиях действующего аэропорта, без прекращения работ по обслуживанию пассажиров, в том числе и в ночное время.

Представитель ответчика считает, что наличие опыта у подрядчика выполнения работ для АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» при реконструкции столь значимого объекта инфраструктуры аэропорта как аэровокзал является принципиальным.

Рассмотрение дела по существу, которое было назначено на 27.11.2015 в помещении актового зала УФАС России по Сахалинской области.

27.11.2015 дело рассмотрено Комиссией Сахалинского УФАС России, в ходе рассмотрения установлено следующее.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ заказчик является акционерным обществом, с уставным капиталом 1 004 931 000 рублей. В п. 4.1 Устава Ответчика установлено, что основными целями деятельности АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» является удовлетворение потребностей в воздушных перевозках и авиационных работах с границей безопасности и высокого качества и получения прибыли. Также целями аэропорта является повышение оперативности служб Аэропорта и эффективности производства работ по зимнему содержанию летнего поля аэродрома в сложных погодных условиях, улучшения качества обслуживания на аэродроме, исключения факторов закрытия Аэропорта, повышение безопасности и бесперебойности полетов.

При осуществлении своей деятельности в сфере заказа АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ) и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с № 223-ФЗ, иными нормативно правовыми актами РФ.

Согласно Положению о закупках закупка продукции производиться Аэропортом преимущественно путем проведения открытого конкурса или открытого электронного аукциона. В случае если стоимость продукции не является единственным критерием выбора поставщика, Аэропорт проводит конкурс или запрос предложений.

21.10.2015 на официальном сайте закупок www.zakupki.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция Федерального сектора. Помещения в здании аэровокзала» (Перепланировка первого этажа федерального сектора) для нужд Ответчика (№ извещения 31502873740).

Согласно протоколу вскрытия конвертов № 31502873740 следует, что на конкурс было заявлено две заявки от ООО «Стратегия» и ООО «Подрядчик».

Согласно протоколу рассмотрения заявок 31502873740 следует, что к участию в конкурсе допущено только одна  заявка компании ООО «Стратегия». ООО «Подрядчик» не допущен к участию по причине не соответствия заявок п. 9.2 конкурсной документации.

Согласно Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - ФЗ «О защите конкуренции») устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольным органом мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

Пункт 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" гласит, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При закупки товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупках).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупки товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц следует, что заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ.

При этом Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не содержит каких-либо ограничений, препятствующих установлению в конкурсной документации требований к опыту участников закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При формировании требований к участникам закупки организатору не следует указывать такие требования, которые претенденты не смогут документально подтвердить и которые нельзя отнести в равной мере ко всем участникам закупочной процедуры.

Так, в соответствии ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен, иных закупочных процедур в соответствии с Законом № 223-ФЗ, запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При закупки товаров, работ, услуг заказчики должны обеспечивать равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и недобросовестных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом, представленное заказчику право  предъявлять к участникам закупки определенные требования должно реализоваться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции. Реализация заказчиком полномочий, представленных ему Законом № 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015) установлено, что реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Пункт 14.2 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

При изучении представленных на рассмотрение Комиссии оригиналов заявок следует, что ООО «Подрядчик» представила копии двух договоров на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, компания ООО «Стратегия» представила в заявке копии двух договоров подряда на выполнение работ по реконструкции торгового центра и склада под магазин.

Кроме того, по результатам проведенного конкурса между победителем ООО «Стратегия» и заказчиком АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» заключен договор строительного подряда № 301-ПР/15 от 23.11.2015.

В соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

В силу п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд

Таким образом, данный вопрос о нарушении Ваших прав носит гражданско-правовой характер и подлежит разрешению в судебном порядке.

С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела    № 08-104/2015, руководствуясь, частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу ООО «Подрядчик» на действия  конкурсной комиссии АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» при проведении конкурса на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция Федерального сектора. Помещения в здании аэровокзала» (Перепланировка первого этажа федерального сектора) для нужд Ответчика, признать не обоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны