Решение №08-1062 Решение от 23 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Директору МУП «НКС»

 

<...>

 

 

Генеральному директору

ОАО Энергетике и Электрификации

«Сахалинэнерго»

 

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-48/2014

 

                                     г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» февраля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «07» марта 2015 года.

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

       Председатель:

 

      

 Члены комиссии:

- <...>– заместитель руководителя управления;

 

- <...>. – начальник  отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы,

 

- <..>– старший государственный инспектор отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы

 

рассмотрев дело № 08-48/2014, возбужденное в отношении Муниципального унитарного предприятия «Невельские коммунальные сети» (далее – МУП «НКС») (694740, Сахалинская область, г. Невельск, ул. Советская, 36)  по признакам нарушения части  1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), запрещающей злоупотребление хозяйствующим субъектом, занимающим  доминирующее положение,

 

 

при участии:

 

- от Заявителя – <...>. по доверенности от 12.01.2015 № 18-116,

- от Ответчика – <...>по доверенности от 12.01.2015 № 96,

                          <...>. по доверенности от 13.01.2015 № 97,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) поступило заявление генерального директора открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» (далее – ОАО «Сахалинэнерго») на действия МУП «НКС».

Поводом обращения послужили действия МУП «НКС», выразившиеся в отказе заключение договора водоснабжения и водоотведения на 2015 год с ОАО «Сахалинэнерго», а также необходимости получить технические условия и выполнить работы по переподключению от старого существующего водовода к новому, с угрозой отключения от водоснабжения.

26.12.2014 приказом Сахалинского УФАС России возбуждено дело № 08-48/2014 в отношении МУП «НКС» по признакам нарушения  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», дело назначено к рассмотрению на 23.01.2015.

23.01.2015 на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил следующее.

Между МУП «НКС» и ОАО «Сахалинэнерго» заключен договор № 170-14-С-609-18/14 от 09.01.2014, по условиям которого МУП «НКС» обязано осуществлять отпуск питьевой холодной  воды и прием сточных вод, а ОАО «Сахалинэнерго» обязано принять оказанные услуги и оплатить их.

18.04.2014 в адрес ОАО «Сахалинэнерго» поступило предписание МУП «НКС» № 150-3, в котором последние сообщили, что в связи с реконструкцией объектов водоснабжения, ОАО «Сахалинэнерго» необходимо получить технические условия и выполнить работы по переподключению от старого существующего водовода к новому, с угрозой отключения от водоснабжения, в случае невыполнения Обществом указанных условий.

18.04.2014 ОАО «Сахалинэнерго» ответило отказом на поставленные условия, аргументируя это тем, что объект ОАО «Сахалинэнерго» присоединен к централизованной системе водоснабжения, увеличение подключаемой нагрузки не планируется.

Представитель Ответчика пояснил следующее.

МУП «НКС» осуществляет регулируемые виды деятельности, то есть все расходы предприятия в текущем году заложены Региональной энергетической комиссией (РЭК) Сахалинской области  в тарифы на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. Но расходы на переподключение объектов г. Невельска  к новым сетям водоснабжения РЭК не рассматривал, так как в соответствии с пунктами «Правил определения и представление технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, являются обязанностью абонентов, а не организации ВКХ.

Определением об отложении рассмотрения дела от 23.01.2015 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела было отложено и назначено на 02.02.2015.

02.02.2015 на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил следующее.

Ранее данные пояснения по существу жалобы подтвердил в полном объеме. Добавил следующее, что на момент проведение реконструкции инженерных сетей МУП «НКС» объект ОАО «Сахалинэнерго» был построен и присоединен к централизованной системе водоснабжения, его реконструкция не осуществлялась, в связи с чем, не требуется увеличение подключаемой нагрузки, и как следствие, получение технических условий и их выполнение.

 Таким образом, работы по переподключению ранее  присоединенных объектов от существующего водовода к новому, по завершению его реконструкции, должны производиться организацией, эксплуатирующей данную систему водоснабжения и водоотведения. В связи с чем, Заявитель просит признать незаконным требования МУП «НКС»  о необходимости получения технических условий и их выполнение за счет средств ОАО «Сахалинэнерго», а также отказе в заключении договора водоснабжения и водоотведения на 2015 год.

Представитель Ответчика пояснил следующее.

Ранее данные пояснения по существу жалобы подтвердил в полном объеме. Добавил следующее, что  в соответствии с п. 1 ч. 2 «Правил определения и представление технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, следует, что настоящие правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции)сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения». Следовательно, эти нормы распространяются и на случаи переподключения к вновь построенным (реконструируемым) сетям инженерно-технического обеспечения.

Кроме того, заказчиком новой магистральной системы водоснабжения являлась Администрация Невельского городского округа. Проектной документацией на строительство новой магистральной системы водоснабжения не были предусмотрены работы на переподключение к сетям абонентов, в том числе и объектов ОАО «Сахалинэнерго». Следовательно, расходы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, на подключение (технологическое присоединение) при строительстве, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованной системы холодного водоснабжения  не учитываются при определении размера инвестиционного капитала, так как, подключение (технологическое присоединение) является платной услугой.

Определением об отложении рассмотрения дела от 02.02.2015 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела было отложено и назначено на 27.02.2015.

На заседании комиссии 27.02.2015 представитель Ответчика возразил на требования, изложенные в заявлении по ранее озвученным доводам на заседании Комиссии.

Изучив материалы дела, а также пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч. 1, 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ) определено, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Согласно ст. 4 Закона № 147-ФЗ к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги в водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры

Комиссией установлено, что  МУП «НКС» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг в  сфере теплоснабжения и, как следствие, субъектом, занимающим доминирующее положение.

Доводы Заявителя о том, что МУП «НКС» необоснованно отказывает в заключении договора водоснабжения и водоотведения на 2015 год, а также навязывать получить технические условия и выполнить работы по переподключению от старого существующего водовода к новому, с угрозой отключения от водоснабжения, Комиссия признает обоснованными, в силу следующего.

Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - № 416-ФЗ)  регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливает требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).

Согласно п. 4 ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений  в некоторые акты Правительства Российской Федерации» следует, что Холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, исходя из п. 8 ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений  в некоторые акты Правительства Российской Федерации», основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).

Из представленных документов ОАО «Сахалинэнерго» следует, что между МУП «НКС» и ОАО «Сахалинэнерго» заключен договор № 170-14-С-609-18/14 от 09.01.2014, по условиям которого МУП «НКС» обязано осуществлять отпуск питьевой холодной  воды и прием сточных вод, а ОАО «Сахалинэнерго» обязано принять оказанные услуги и оплатить их.

Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ следует, что договор о подключении является публичным для организации водопроводно-канализационного хозяйства, устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Так, МУП «НКС» как субъект естественной монополии, оказывающий услуги в сфере водоотведения и водоснабжения г. Невельска, обеспечивает порядок присоединения ранее не подключенных объектов к системе коммунальной инфраструктуры.

Согласно п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ системой коммунальной инфраструктуры признается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического подключения) к инженерным сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Кроме того, как следует из договора аренды муниципального имущества № 17/12 от 18.12.2012 Администрация Невельского района предоставляет МУП «НКС» во временное владение и пользование имущественный комплекс – объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Невельский городской округ» г. Невельск. Арендуемый объект непосредственно предназначается для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования  «Невельский городской округ» г. Невельск.

Далее, п.п. 1, 4 ч. 12 Федерального закона № 416-ФЗ определяет, что  органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности (договор аренды муниципального имущества № 17/12 от 18.12.2012).  Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с договором холодного водоснабжения и водоотведения № 170-14/С – 609-18/14 от 09.01.2014 организация ВКХ (МУП «НКС») обязана обеспечивать подачу воды Абоненту. Обеспечивать Абонента питьевой водой и прием сточных вод от Абонента в гарантированном объеме согласно расчетам.

Согласно п. 2.2 Устава МУП «НКС» одними из целей создания предприятие, является осуществление магистрального, вертикального и внутридомового  обслуживания сетей теплоснабжения, обеспечение внешней и внутренней систем водоснабжения и водоотведения, сетей канализации.

Комиссия УФАС не принимает доводы представителя Ответчика о том, что подключение к сетям центрального водоснабжения и водоотведения должна производиться заявителям собственными силами путем получения технических условий подключения.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что оснований для отказа в подключении объекта филиала «Распределительные сети» ОАО «Сахалинэнерго» по ул. Гаражной, 9 в г. Невельске не было.

Таким образом, МУП «НКС» необоснованно  отказывает в  заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения на 2015 год, а также в получении технических условий и выполнить работы по переподключению от старого существующего водовода к новому, с угрозой отключения от водоснабжения, вследствие чего препятствует доступу пользователей к услугам, оказываемым МУП «НКС» в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу ч. 3 ст. 8 Закона № 147-ФЗ субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом № 147-ФЗ, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, МУП «НКС» как субъект коммунальной инфраструктуры обязан обеспечивать комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического подключения) к инженерным сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Объект инфраструктуры означает любой находящийся в государственной или частной собственностиобъект, оказывающий или распределяющий услуги в интересах населения, такие, как водоснабжение,канализация, энергоснабжение, снабжение топливом или связь.

Понятие товара, услуги дано в ФЗ «О защите конкуренции»: товар, работа, услуга, включая финансовая услуга - объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о том, что МУП «Невельская коммунальная компания» злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путем отказа в заключении договора на холодное водоснабжение и водоотведение с филиалом «Распределительные сети» ОАО «Сахалинэнерго» в г. Невельске. В результате данные действия МУП «НКС» ущемляют права и законные интересы собственника соответствующего помещения, поскольку ставят перед ним необоснованные условия реализации своих прав на отпуск питьевой холодной воды и прием сточных вод по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством.

С учетом изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев материалы дела № 08-48/2014, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48,  частью 1 статьи 49, частью 3 статьи 51 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50, частью 3 статьи 51 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП «Невельская коммунальная компания» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать МУП «Невельская коммунальная компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                                    <..>

 

 

Члены Комиссии                                                                           <...>

 

 

                                                                                                   <...>

             

Решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны