Решение б/н решение по делу 08-13/2016 от 15 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

рассмотрев дело № 08-13/2016 по жалобе ООО «Аврора-ДВ» (далее – Заявитель) на действия  конкурсной комиссии КА «Производственно-техническое управление ПСО» (далее – Ответчик) при проведении открытого аукциона на поставку столового оборудования для нужду Ответчика,

 

в присутствии:

 

- от заявителя – Малявская Н.П. представитель по доверенности от 12.01.2016,

- от ответчика – Богунова Н.В. представитель по доверенности от 04.03.2016 № 252,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) 29.02.2016 (вх. № 849) поступили жалоба на  действия конкурсной комиссии КП «Производственно-техническое управление ПСО» (далее – Ответчик, Ответчик, Управление) при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку столового оборудования  для нужд Ответчика(№ извещения 31603244216).

Из доводов жалобы Заявителя следует, что при проведении открытого аукциона Заказчик в своей конкурсной документации прописал п. 17 раздела 1, который содержит следующие дополнительные требования к квалификации: «…наличие опыта поставки аналогичных товаров (столового оборудования), выполненный за последние три года (2013-2015), предшествующих дате размещения извещения о проведении настоящей закупки в единой информационной системе, стоимостью по одному договору не менее 30 % от начальной (максимальной) стоимости настоящей закупки (за каждый год)…».

Заявитель считает, что установленные в п. 17 конкурсной документации требование о представлении перечня и объемах выполнения Договоров (контрактов) поставки  аналогичного оборудования стоимостью по одному договору не менее 30% от начальной (максимальной) суммы настоящей закупки за последние три года преследуют цель ограничить количество участников торгов и тем самым устранить конкуренцию. При этом такие требования никак не влияет  на удовлетворение потребностей Заказчика в предмете конкурса.

Также, вторым доводом Заявителя является то, что его второе основание по которому его отклонили является не предоставление оригинала справки об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджеты любого уровня, выданной не менее 1 (одного) месяца до размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого аукциона или в форме электронного документа, подписанного ЭЦП налогового органа.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что в действительности в конкурсной документации были установлены требования к участникам, в том числе о наличии опыта поставки аналогичного оборудования за последние три года, на сумму каждого контракта не менее 30 % от начальной (максимальной) суммы настоящей закупки.

Установленные требования о наличии опыта дает Заказчику дополнительные гарантии получения необходимого оборудования установленного качества и в определённый договором срок. Кроме того, требование о наличии опыта поставок аналогичного оборудования у участника конкурса, установленное в конкурсной документации, по мнению ответчика, является не противоречащим нормам действующего законодательства.

Рассмотрение дела по существу было назначено на 09.03.2016 в помещении актового зала УФАС России по Сахалинской области.

09.03.2016 дело рассмотрено Комиссией Сахалинского УФАС России, в ходе рассмотрения установлено следующее.

При осуществлении своей деятельности в сфере заказа Управление руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ) и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд КП «Производственно-техническое управление ПСО» (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с № 223-ФЗ, иными нормативно правовыми актами РФ.

При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (п. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

27.01.2016 на официальном сайте закупок www.zakupki.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона (закрытый по форме подачи предложений о цене) на поставку столового оборудования для организации общественного питания, заказчиком является КП «Производственно-техническое управление ПСО». Извещение содержит один лот – столовое оборудование, начальная максимальная цена 8 200 000 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок участников аукциона № 7-31/2016/1 следует, что на конкурс было заявлено пять заявок: ООО «Арбат-Центр», ООО «Русский проект-Регион», ООО «Фрост Лайн», ООО «Тезона», ООО «Аврора-ДВ».

Согласно протоколу подведения итогов аукциона следует, что к участию в конкурсе допущено две заявки ООО «Русский проект-Регион» и ООО «Фрост Лайн».

Согласно Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - ФЗ «О защите конкуренции») устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольным органом мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

Пункт 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона о защите конкуренции, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" гласит, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При закупки товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупках).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупки товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц следует, что заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Пункт 1.5 Положения о закупках Заказчика также указывает на то, что Заказчик при проведении закупке продукции руководствуется следующими принципами:

- информационной открытости закупки;

- равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек Заказчика;

- отсутствия ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При формировании требований к участникам закупки организатору не следует указывать такие требования, которые претенденты не смогут документально подтвердить и которые нельзя отнести в равной мере ко всем участникам закупочной процедуры.

Так, в ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что в Информационной карте к конкурсной документации пункт 17 раздела 1 содержит следующие дополнительные требования к квалификации: «…наличие опыта поставки аналогичных товаров (столового оборудования), выполненный за последние три года (2013-2015), предшествующих дате размещения извещения о проведении настоящей закупки в единой информационной системе, стоимостью по одному договору не менее 30 % от начальной (максимальной) стоимости настоящей закупки (за каждый год)…».

На заседании Комиссии Заказчик не представил документов, подтверждающих обоснованность установления требований, ограничивающего количество участников закупки.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен, иных закупочных процедур в соответствии с Законом № 223-ФЗ, запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При этом, представленное заказчику право  предъявлять к участникам закупки определенные требования должно реализоваться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции. Реализация заказчиком полномочий, представленных ему Законом № 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.

Действующим законодательством не предусмотрено на этапе предварительного отбора устанавливать требования о наличии опыта работы в течении определенного периода времени, а также определение минимальной стоимости предыдущих контрактов на сумму не менее скольки либо процентов об начальной (максимальной) цены проводимой закупки. Данное требование является ограничением конкуренции.

В части доводов Ответчика об отсутствии у Заявителя при формировании заявки справки из налогового органа, Комиссия считает довод обоснованным, поскольку действительно, представленные Комиссии на обозрения заявки участников аукциона, членами комиссии не удалось найти подтверждение подписи налогового органа справок Заявителя.

Комиссия в ходе рассмотрения дела пришла к выводу о том, что жалоба ООО «Аврора-ДВ» является частично обоснованной и подлежит удовлетворению, поскольку требование Заказчика к участникам закупки о наличии опыта поставки аналогичного оборудования «…наличие опыта поставки аналогичных товаров (столового оборудования), выполненный за последние три года (2013-2015), предшествующих дате размещения извещения о проведении настоящей закупки в единой информационной системе, стоимостью по одному договору не менее 30 % от начальной (максимальной) стоимости настоящей закупки (за каждый год)…» препятствует допуску к участию в закупках хозяйствующих субъектов, опыт работы с установленной минимальной суммой, необоснованно ограничивает конкуренцию, и предъявление такого требования неправомерно.

Однако, в материалах дела имеется копия договора поставки столового оборудования № 47 от 29.02.2016, который был заключен до того времени как Ответчик получил уведомление-требование о рассмотрении дела по существу жалобы и приостановлении каких-либо действий по закупочной процедуре.

В соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

В силу п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд

Таким образом, данный вопрос о нарушении Ваших прав носит гражданско-правовой характер и подлежит разрешению в судебном порядке.

С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела    № 08-13/2016, руководствуясь, частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу ООО «Аврора-ДВ» на действия  конкурсной комиссии КП «Производственно-техническое управление ПСО» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку столового оборудования для нужду Ответчика, признать обоснованной в части установления к участникам закупки о наличии опыта поставки аналогичного оборудования.

2. Рассмотрение дела прекратить в связи с заключением договора поставки.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны