Решение б/н решение по делу 08-21/2016 от 5 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

рассмотрев дело № 08-21/2016 по жалобе ООО «Стройград-1» (далее – Заявитель) на действия  конкурсной комиссии ОАУ «ОДЦ «Юбилейный» (далее – Ответчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения Договора на выполнение работ по «Капитальный ремонт внутренних помещений спального корпуса №2 в ОАУ «ОДЦ «Юбилейный»,

 

в присутствии:

 

- от заявителя –<...> представители по доверенности,

- от ответчика – <...>представитель по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) 21.03.2016 (вх. № 1116)  поступила жалоба ООО «Стройград-1» на действия  конкурсной комиссии ОАУ «ОДЦ «Юбилейный» при проведении открытого запроса предложений на право заключения Договора на выполнение работ по «Капитальный ремонт внутренних помещений спального корпуса №2 в ОАУ «ОДЦ «Юбилейный».

Из доводов жалобы Заявителя следует, что в информационной карте к закупке, а именно в разделе 3, отсутствуют сведения о дате начала подачи документации, а также в конкурсной документации отсутствуют сведения о дате и времени вскрытия конвертов. Также Заявитель указал, что в информационной карте к конкурсной документации отсутствует источник финансирования закупки. Третьим доводом жалобы является то, что Заказчик вскрыл конверты с заявками участников раньше, чем это было указано на самих конвертах Заявителя, а именно до 15.03.2016 до 12 часов 00 минут. Кроме этого, Заявитель считает, что отказ в допуске к оценочной стадии их заявки в части нарушения пп. д п. 2.9.4, пп. 2.5.1.13 п. 2.5.1 Документации о запросе предложений является необоснованным. Также Заявитель указал, что его недобросовестно отклонили на основании не предоставления документа, который бы подтверждал право Саморегулирующей организации выдавать соответствующие свидетельства о допуске к отдельным видам работ. И последним доводом является, что одной из причин отклонения также явилось непредоставление одобрения крупной сделки и документа о том, что  данная сделка не является сделкой с заинтересованностью.

Заявитель считает, что Комиссией незаконно отклонена заявка Общества.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился.

Рассмотрение дела по существу было назначено на 25.03.2016 в помещении актового зала УФАС России по Сахалинской области.

25.03.2016 Комиссией Сахалинского УФАС России в ходе рассмотрения установлено следующее.

Согласно Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - ФЗ «О защите конкуренции») устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольным органом мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

Пункт 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

По правилам ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При осуществлении своей деятельности в сфере заказа ОАУ «ОДЦ «Юбилейный» руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ) и Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАУ «ОДЦ «Юбилейный» (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с № 223-ФЗ, иными нормативно правовыми актами РФ, утверждено 28.02.2014.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru  размещено извещение о проведении закупки (№ 31603347225). В извещении указано, что срок предоставления документации  по закупки с 24.02.2016 по 14.03.2016, дата и время окончания подачи заявок 14.03.2016 12 часов 00 минут, рассмотрение заявок 15.03.2016 в 12 часов 00 минут, подведение итогов 17.03.2016 в 12 часов 00 минут.

В п. 1.5.12 документации указано, иные права и обязанности организатора (заказчика) и участников устанавливаются действующим Положением о закупках, в установленном порядке.

На основании п. 5.1.10. Положения о закупках Заказчика следует, что вскрытие конвертов, поступивших на закупку: процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе проводиться во время и месте, определенном в извещении. По всем иным способам закупки дата, время и место вскрытия конвертов с заявками может не указываться в извещении,  документации о закупке.

Из этого следует, что по всем конкурентным процедурам кроме конкурса, процедура вскрытия конвертов не является публичной, и не предусматривает, чтобы в извещении и документации указывалось дата, время и место вскрытия конвертов.

Далее, начиная с 01.01.2012 закупочная деятельность автономных учреждений регулируется Федеральным законом от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц».

После вступления в силу 01.01.2014 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, порядок расходования средств автономными учреждениями претерпел изменения. На основании письма Минэкономразвития РФ от 25.11.2013 № Д28И-2295 следует, что автономные учреждения применяют положения Закона № 44-ФЗ только в случаях предоставления средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности.

На основании письма Министерства финансов РФ от 29.12.2104 № 02-02-08/68298 следует, что если положение о закупке размещено в установленном порядке, автономное учреждение осуществляет закупки товаров, работ, услуг за счет средств, представленных из бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий, кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственного и муниципального имущества, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности, согласно нормам Закона № 223-ФЗ.

Данная закупка производилась за счет средств, представленных из бюджета на иные цели, что подтверждается Соглашением о предоставлении субсидий на иные цели с Министерством образования Сахалинской области.

Таким образом, из этого следует, что у Заказчика не было обязанности, размещать сведения об источнике финансирования.

Согласно п. 3.1.10 и п. 3.1.11 Информационной карты дата и время окончания подачи заявок считается 14.0Согласно п. 3.1.10 и п. 3.1.11 Информационной карты дата и время окончания подачи заявок считается 14.0.2016 в 12 часов 00 минут, вскрытие частей заявки будет осуществляться одновременно.

Пункт 2.8 Документации о конкурсе устанавливает порядок вскрытия конвертов.

Пункт 2.8.1 устанавливает, что если иное не установлено информационной картой, вскрытие всех частей заявки будет осуществляться одновременно.

Пункт 2.8.2 указывает, что организатор аукциона самостоятельно устанавливает время вскрытия конвертов, оформляя соответствующую процедуру внутренним актом. В любом случае, данная процедура не может быть проведена до окончания установленного срока подачи заявки.

Заявитель указал, что при подаче заявок на участие в торгах, им на конвертах было указано, чтобы не вскрывали до 15.03.2016 до 12 часов 00 минут.

При этом п. 3.1.19 Информационной карты указано, что на внешнем конверте указываются:

1. номер запрос предложений по данным официального сайта,

2. предмет запроса предложений,

3. дата извещения,

4. наименование и адрес организации,

5. слова «Не вскрывать до ___часов___минут дд.мм.гггг.», где указывается время и дата окончания срока подачи заявки,

6. ФИО работника организации по процедурным вопросам.

Из пояснений Ответчика, Заявителем был нарушен данный пункт информационной карты, а именно требование к оформлению внешнего конверта заявки, но согласно п. 2.6.9 Документации о запросе предложений «Нарушение правил оформления конверта с заявкой не является основанием для отказа в приеме заявки или отклонения заявки». Следовательно нарушив правила оформления конвертов и указав на конверте дату не вскрывать до 12 часов 00 минут  15.03.2016, участник не был отклонен и его заявка рассматривалась в равных условиях с другими участниками. Так как вскрытие конвертов происходило одновременно, Заказчик после 12 часов 00 минут 14.03.2016 осуществил данную процедуру, о чем был составлен и не позднее одного рабочего дня опубликован Акт вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений.

В п. 2.5.1.13 Документации о закупке устанавливает, что документы и информационные конверты, входящие в каждый отдельный том заявки должны быть прошиты (скреплены или упакованы таким образом, чтобы исключить случайное выпадение или перемещение страниц и информационных конвертов).  Если заявка состоит из нескольких томов, каждый том необходимо прошить указанным выше образом, в целом подписать  (при прошивании, на обороте) и пронумеровать. В каждом томе должно быть не более 250 листов.

          Заявитель представил на участие в запросе предложений заявку в количестве 864 листа, вместо требуемых 250 листов, что является несоответствием требованиям документации о закупке.

          Согласно п. 1.3.3 раздела 1.3 Конкурсной документации, регламентирующая требования к участникам закупки, устанавливает, что организатор вправе дополнительно предъявить к участникам закупки или к предъявляемым документам какие-либо из следующих требований:

          - если это предусмотрено в информационной карте, участник должен представить в составе заявки официальный документ органа надзора за саморегулируемыми организациями (письмо в адрес саморегулируемой организации или участника закупки, выписку из реестра, иной документ), прямо подтверждающий право саморегулируемой организации выдавать свидетельства на допуск к проектам, изыскательским, строительным или ремонтным работам и услугам, влияющим на безопасность объектов.   

          Поэтому довод Заявителя о том, что  его незаконно отклонили  за непредоставление указанно в данном пункте документа является несостоятельным.

          Под пункт 3 пункта 3.1.20 Информационной карты устанавливает требование о предоставлении в составе заявки решения об одобрении сделки с заинтересованностью либо копию такого решения, если для участника предлагаемого договора подпадает под требование законодательства РФ, учредительных документов юридического лица об одобрении сделки с заинтересованностью, либо письмо о том, что данная сделка для такого участника не является сделкой с заинтересованностью.

          Заявитель пояснил, что он представил в составе своей заявки декларацию соответствия ООО    «Стройград-1» требованиям,    установленных пп. 3-9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона « 44-ФЗ о контрактной системе, где в п. «е» указано об отсутствии между участниками    закупки и заказчиком конфликта интересов.

Ответчик указала, что Комиссия не приняла указанную декларацию, поскольку приняла ее как дополнительный документ, входящий в заявку.

          Комиссия полагает, что указанный довод Заявителя обоснованный, поскольку в Документации о запросе предложений не указана в какой именно форме, участник запроса должен представить сведения, требуемые п. 3.1.20.

Согласно Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - ФЗ «О защите конкуренции») устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольным органом мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

Пункт 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При закупки товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупках).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупки товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц следует, что заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При формировании требований к участникам закупки организатору не следует указывать такие требования, которые претенденты не смогут документально подтвердить и которые нельзя отнести в равной мере ко всем участникам закупочной процедуры.

При закупки товаров, работ, услуг заказчики должны обеспечивать равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и недобросовестных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом, представленное заказчику право  предъявлять к участникам закупки определенные требования должно реализоваться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции. Реализация заказчиком полномочий, представленных ему Законом № 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.

При этом при изучении Документации о запросе предложений в п. 3.1.31  Информационной карты, Комиссия усмотрела нарушение в части предъявления требований по отсутствию сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов ан поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Так, согласно п. 21 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что  в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, ссылка на нормативный правовой акт, действие которого уже прекращено на момент проведения запроса предложений является неправомерным.

Таким образом, анализируя материалы дела, пояснения заинтересованных лиц, нормативно-правовые акты Комиссия полагает, что Заказчик необоснованно  отказала в допуске Заявителя к оценочной стадии по п.п. 3 п. 3.1.20 Документации о закупке, в части не предоставления в составе заявки решения об одобрении сделки с заинтересованностью либо копию такого решения, если для участника предлагаемого договора подпадает под требование законодательства РФ, учредительных документов юридического лица об одобрении сделки с заинтересованностью, либо письмо о том, что данная сделка для такого участника не является сделкой с заинтересованностью

С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела    № 08-21/2016, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу ООО «Стройград-1» на действия  конкурсной комиссии ОАУ «ОДЦ «Юбилейный» при проведении открытого запроса предложений на право заключения Договора на выполнение работ по «Капитальный ремонт внутренних помещений спального корпуса №2 в ОАУ «ОДЦ «Юбилейный», признать обоснованной.

2. Внести изменения в Информационную карту Конкурсной документации в п. 3.1.31 по части применения к участникам закупки требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Выдать обязательное для исполнение предписание об отмене протокола подведения итогов запроса предложений и принять меры к проведению повторной процедуры рассмотрения заявок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны