Решение б/н Решение по делу № 08-25/2018 от 8 февраля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
почтовый адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 юридический адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 тел. (4242) 46-55-66, факс (4242) 46-55-67 e-mail: to65@fas.gov.ru
______________ № ______________
На № __________ от ________________
|
Решение
по делу № 08-25/2018
08 февраля 2019 года город Южно-Сахалинск
Резолютивная часть решения оглашена «28» января 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено «08» февраля 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
-<…> – заместитель руководителя Управления;
Члены Комиссии:
- <…> – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы;
- <…> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,
рассмотрев дело № 08-25/2018 в отношении Акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» (694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, 10, ИНН 6504020825) (далее- АО «КМТП») по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)
У С Т А Н О В И Л А:
В управление Федеральной антимонопольной службы в рамках судебного дела №А59-451/2018 от ООО «Морская Тальманская служба» поступили Дополнительные пояснения с приложением копии договора на погрузо-разгрузочные работы №01-ПРР от 01.01.2016 и дополнительное соглашение №2 от 01.01.2018.
Указанные обстоятельства, согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужили основанием для возбуждения дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения материалов Сахалинским УФАС России издан приказ №123 от 02.04.2018 о возбуждении дела №08-25/2018 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Корсаковский морской торговый порт» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Определением от 05.04.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-25/2018 назначено на 27.04.2018г.
27.04.2018 состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России в ходе, которого Комиссия определила, отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
Определением от 27.04.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-25/2018 отложено на 18.06.2018г.
18.06.2018 состоялось заседание комиссии Сахалинского УФАС России, в ходе которого было установлено, что в производстве Арбитражного суда Сахалинской области находится дело №А59-451/2018. Решение по результатам рассмотрения данного дела арбитражном суде имеет правовое значение для рассмотрения дела №08-25/2018.
Определением от 18.06.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-25/2018 приостановлено до вступления в силу решения арбитражного суда Сахалинской области по делу №А59-451/2018.
Определением от 24.09.2018 рассмотрение дела №08-25/2018 возобновлено с 23.10.2018 в связи с вынесением Постановления Арбитражного суда апелляционной инстанции по делу №А59-451/2018.
23.10.2018 состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС, до начала заседания Комиссии, от АО «Корсаковский морской торговый порт»» поступило ходатайство о переносе рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя.
Определением от 23.10.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-25/2018 отложено на 16.11.2018.
Определением от 06.11.2018 срок рассмотрения дела №08-25/2018 продлен на 6 месяцев.
16.11.2018 состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России в ходе, которого Комиссия определила, отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
Определением от 16.11.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-25/2018 отложено на 20.12.2018г.
20.12.2018 на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России оглашено заключение об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 20.12.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-25/2018 отложено на 28.01.2019 г.
Рассмотрев представленные материалы, комиссия Сахалинского УФАС России установила следующее.
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026.
В целях анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы материалы дела № 08-25/2018.
По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов на причалах №1,2,3,4 южного района морского порта Корсаков и на причалах №4,5 северного района морского порта Корсаков по делу №08-25/2018, возбужденному в отношении АО «КМТП» по признакам нарушения п.10 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, установлено следующее.
Временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2016г. (дата заключения договора №01/ПРР на погрузо-разгрузочные работы между АО «КМТП» и ООО «Морская тальманская служба») по 02.04.2018г. включительно (дата Приказа Сахалинского УФАС России №123 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-25/2018.
Статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях») определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Абзацем 5 пункта 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях» определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №239 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», установлен Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируется государством, в этот перечень входят услуги по погрузке и выгрузке грузов.
Продуктовые границы товарного рынка: услуги по погрузке и выгрузке грузов на причалах №№1,2,3,4 южного района морского порта Корсаков и на причалах №№4,5 северного района морского порта Корсаков, оказываемые АО «КМТП».
Географические границы товарного рынка: географические границы причалов №№1,2,3,4 южного района морского порта Корсаков и причалов №№4,5 северного района морского порта Корсаков.
Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующие положение: в соответствии с ч.5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение АО «КМТП» - субъект естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
01.01.2016 между АО «Корсаковский морской торговый порт» в лице генерального директора <…> и ООО «Морская Тальманская служба» в лице директора Румянцева Руслана Владимировича, заключен договор №01/ПРР на погрузочно-разгрузочные работы.
Согласно пункту 1.1 договор №01/ПРР от 01.01.2016 АО «Корсаковский морской торговый порт» (Подрядчик) обязуется по заявкам ООО «Морская тальманская служба» (Заказчик) оказывать работы по погрузке и выгрузке груза на причалах №1,2,3,4, южного района расположенного по адресу город Корсаков, ул. Портовая 10, на причалах №4,5 северного района, расположенного по адресу город Корсаков, ул. Вокзальная 19а.
На момент возбуждения дела №08-25/2018 вышеуказанный договор являлся действующим на основании Дополнительного соглашения №2 от 01.01.2018.
Статьей 6 Закона «О естественных монополиях» установлены методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий или методы регулирования, к числу, которых относится ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Согласно статье 5 Закона «О естественных монополиях» для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
При этом часть полномочий в области ценового регулирования осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – постановление №293)утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом ФСТ России от 19.02.2013 N 30-т/1 были утверждены тарифы на погрузку и выгрузку грузов, осуществляемые ОАО «Корсаковский морской порт»
Экспортно-импортные грузы
N п/п |
Наименование груза |
Ед. изм. |
Тариф, руб. |
|
прямой вариант |
внутрипортовое перемещение |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Грузы в биг-бэгах |
т |
338,2 |
440,0 |
2 |
Лом черных металлов |
т |
332,6 |
445,0 |
3 |
Прокат, рельсы, трубы |
т |
420,6 |
560,0 |
4 |
Длинномерные грузы свыше 10 м |
т |
600,3 |
800,0 |
5 |
Грузы в мешках, ящиках, тюках, кипах весом до 100 кг |
т |
365,8 |
490,0 |
6 |
Грузы в ящиках и без упаковки, в пакетах, на паллетах весом более 100 кг, части механизмов, машин и другое оборудование |
т |
399,5 |
530,0 |
7 |
Тяжеловесные грузы весом более 20 тонн |
т |
569,1 |
760,0 |
8 |
Микроавтобусы, джипы |
ед. |
1738,1 |
2314,0 |
9 |
Легковые автомашины (крановый вариант) |
ед. |
1568,2 |
2089,0 |
10 |
Грузовые и специальные автомобили, прочая автотехника |
т |
593,1 |
815,0 |
11 |
Контейнеры: |
|
|
|
11.1 |
30 и 40-футовые груженые |
ед. |
5550,0 |
7400,0 |
11.2 |
30 и 40-футовые порожние |
ед. |
3394,9 |
4450,0 |
11.3 |
30 и 40-футовые рефрижераторные груженые |
ед. |
6659,4 |
8802,0 |
11.4 |
30 и 40-футовые рефрижераторные порожние |
ед. |
4043,2 |
5300,0 |
11.5 |
10 и 20-футовые груженые |
ед. |
4500,5 |
6000,0 |
11.6 |
10 и 20-футовые порожние |
ед. |
3394,9 |
4450,0 |
11.7 |
10 и 20-футовые рефрижераторные груженые |
ед. |
5400,0 |
7200,0 |
11.8 |
10 и 20-футовые рефрижераторные порожние |
ед. |
4043,2 |
5300,0 |
11.9 |
5-тонные груженые |
ед. |
1270,7 |
1570,0 |
11.10 |
5-тонные порожние |
ед. |
682,7 |
1050,0 |
11.11 |
3-тонные груженые |
ед. |
873,2 |
1150,0 |
11.12 |
3-тонные порожние |
ед. |
649,8 |
850,0 |
Каботажные грузы
N п/п |
Наименование груза |
Ед. изм. |
Тариф, руб. |
|
прямой вариант |
внутрипортовое перемещение |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Грузы в биг-бэгах |
т |
266,8 |
355,0 |
2 |
Лом черных металлов |
т |
277,5 |
370,0 |
3 |
Прокат, рельсы, трубы |
т |
333,8 |
445,0 |
4 |
Длинномерные грузы свыше 10 м |
т |
390,6 |
520,0 |
5 |
Грузы в мешках, ящиках, тюках, кипах весом до 100 кг |
т |
280,8 |
400,0 |
6 |
Грузы в ящиках и без упаковки, в пакетах, на паллетах весом более 100 кг, части механизмов, машин и другое оборудование |
т |
370,6 |
495,0 |
7 |
Тяжеловесные грузы весом более 20 тонн |
т |
476,6 |
635,0 |
8 |
Микроавтобусы, джипы |
ед. |
1049,5 |
1398,4 |
9 |
Легковые автомашины (крановый вариант) |
ед. |
938,9 |
1251,0 |
10 |
Грузовые и специальные автомобили, прочая автотехника |
т |
475,4 |
633,4 |
11 |
Контейнеры: |
|
|
|
11.1 |
30 и 40-футовые груженые |
ед. |
4174,6 |
5565,0 |
11.2 |
30 и 40-футовые порожние |
ед. |
2711,8 |
3615,0 |
11.3 |
30 и 40-футовые рефрижераторные груженые |
ед. |
5006,5 |
6675,0 |
11.4 |
30 и 40-футовые рефрижераторные порожние |
ед. |
3253,5 |
4338,0 |
11.5 |
10 и 20-футовые груженые |
ед. |
3442,3 |
4390,0 |
11.6 |
10 и 20-футовые порожние |
ед. |
2212,5 |
2950,0 |
11.7 |
10 и 20-футовые рефрижераторные груженые |
ед. |
4130,4 |
5268,0 |
11.8 |
10 и 20-футовые рефрижераторные порожние |
ед. |
2655,0 |
3540,0 |
11.9 |
5-тонные груженые |
ед. |
1155,6 |
1500,0 |
11.10 |
5-тонные порожние |
ед. |
662,5 |
1018,4 |
11.11 |
3-тонные груженые |
ед. |
835,5 |
1100,0 |
11.12 |
3-тонные порожние |
ед. |
638,9 |
835,0 |
В связи с принятием Приказа ФАС России от 06.12.2017 №1643/17, Приказ ФСТ России от 19.02.2013 N 30-т/1 считается утратившим силу.
Приказом ФАС России от 06.12.2017 №1643/17 утверждены новые тарифы на услуги по погрузке, выгрузке грузов в морском порту, услуги по обслуживанию пассажиров в пассажирском терминале морского порта Корсаков, оказываемые АО «Корсаковский морской торговый порт».
Экспортно-импортные грузы
N п/п |
Наименование груза |
Ед. изм. |
Тариф, руб. |
|
прямой вариант |
внутрипортовое перемещение |
|||
1 |
Грузы в биг-бэгах |
т |
352 |
458 |
2 |
Лом черных металлов |
т |
346 |
463 |
3 |
Прокат, рельсы, трубы |
т |
437 |
582 |
4 |
Длинномерные грузы свыше 10 м |
т |
624 |
832 |
5 |
Грузы в мешках, ящиках, тюках, кипах весом до 100 кг |
т |
380 |
510 |
6 |
Грузы в ящиках и без упаковки, в пакетах, на паллетах весом более 100 кг, части механизмов, машин и др. оборудование |
т |
415 |
551 |
7 |
Тяжеловесные грузы весом более 20 тонн |
т |
592 |
790 |
8 |
Микроавтобусы, джипы |
ед. |
1 808 |
2 407 |
9 |
Легковые автомашины (крановый вариант) |
ед. |
1 631 |
2 173 |
10 |
Грузовые и специальные автомобили, прочая автотехника |
т |
617 |
848 |
11 |
Контейнеры: |
|
|
|
11.1 |
30 и 40-футовые груженые |
ед. |
5 772 |
7 696 |
11.2 |
30 и 40-футовые порожние |
ед. |
3 531 |
4 628 |
11.3 |
30 и 40-футовые рефрижераторные груженые |
ед. |
6 926 |
9 154 |
11.4 |
30 и 40-футовые рефрижераторные порожние |
ед. |
4 205 |
5 512 |
11.5 |
10 и 20-футовые груженые |
ед. |
4 681 |
6 240 |
11.6 |
10 и 20-футовые порожние |
ед. |
3531 |
4 628 |
11.7 |
10 и 20-футовые рефрижераторные груженые |
ед. |
5616 |
7 488 |
11.8 |
10 и 20-футовые рефрижераторные порожние |
ед. |
4205 |
5 512 |
11.9 |
5-тонные груженые |
ед. |
1322 |
1 633 |
11.10 |
5-тонные порожние |
ед. |
710 |
1 092 |
11.11 |
3-тонные груженые |
ед. |
908 |
1 196 |
11.12 |
3-тонные порожние |
ед. |
676 |
884 |
Каботажные грузы
N п/п |
Наименование груза |
Ед. изм. |
Тариф, руб. |
|
прямой вариант |
внутрипортовое перемещение |
|||
1 |
Грузы в биг-бэгах |
т |
277 |
369 |
2 |
Лом черных металлов |
т |
289 |
385 |
3 |
Прокат, рельсы, трубы |
т |
347 |
463 |
4 |
Длинномерные грузы свыше 10 м |
т |
406 |
541 |
5 |
Грузы в мешках, ящиках, тюках, кипах весом до 100 кг |
т |
292 |
416 |
6 |
Грузы в ящиках и без упаковки, в пакетах, на паллетах весом более 100 кг, части механизмов, машин и другое оборудование |
т |
385 |
515 |
7 |
Тяжеловесные грузы весом более 20 тонн |
т |
496 |
660 |
8 |
Микроавтобусы, джипы |
ед. |
1 091 |
1 454 |
9 |
Легковые автомашины (крановый вариант) |
ед. |
976 |
1 301 |
10 |
Грузовые и специальные автомобили, прочая автотехника |
т |
494 |
659 |
11 |
Контейнеры: |
|
|
|
11.1 |
30 и 40-футовые груженые |
ед. |
4 342 |
5 788 |
11.2 |
30 и 40-футовые порожние |
ед. |
2 820 |
3 760 |
11.3 |
30 и 40-футовые рефрижераторные груженые |
ед. |
5 207 |
6 942 |
11.4 |
30 и 40-футовые рефрижераторные порожние |
ед. |
3 384 |
4 512 |
11.5 |
10 и 20-футовые груженые |
ед. |
3 580 |
4 566 |
11.6 |
10 и 20-футовые порожние |
ед. |
2 301 |
3 068 |
11.7 |
10 и 20-футовые рефрижераторные груженые |
ед. |
4 296 |
5 479 |
11.8 |
10 и 20-футовые рефрижераторные порожние |
ед. |
2 761 |
3 682 |
11.9 |
5-тонные груженые |
ед. |
1 202 |
1 560 |
11.10 |
5-тонные порожние |
ед. |
689 |
1 059 |
11.11 |
3-тонные груженые |
ед. |
869 |
1 144 |
11.12 |
3-тонные порожние |
ед. |
664 |
868 |
При таких обстоятельствах Общество могло оказывать поименованные выше услуги в порту Корсаков только по цене, урегулированной Приказом ФСТ России от 19.02.2013 N 30-т/, после 06.12.2017 Приказом ФАС России от 06.12.2017 №1643/17.
Согласно Приложению №1 к договору на погрузо-разгрузочные работы №01/ПРР от 01.01.2016 оплата услуг по настоящему договору осуществляется в рублях РФ по ставке 2200 рублей за один чел/час работы одной единицы техники.
Такая стоимость услуг АО «Корсаковский морской торговый порт не установлена Приказом ФАС России от 06.12.2017 №1643/17.
Услуги в портах являются сферой деятельности субъектов естественной монополии на основании ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях».
На основании ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) положение субъектов естественных монополий признается доминирующим.
Пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением в виде нарушения установленного порядка ценообразования.
Являясь субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуги по погрузке и выгрузке грузов на причалах №№1,2,3,4 южного района морского порта Корсаков и на причалах №№4,5 северного района морского порта Корсаков, АО «Корсаковский морской торговый порт» установив в договоре №01/ПРР от 01.01.2016 цены на услуги по погрузке и выгрузке грузов в нарушении установленных нормативно правовыми актами порядка ценообразования.
Указанные действия являются нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и влекут за собой ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, направленных на осуществлении услуг по погрузке и выгрузке грузов по ценам, установленным в предусмотренном законом порядке.
При рассмотрении дела АО «Корсаковский морской торговый порт» в доказательство прекращения и устранения нарушения антимонопольного законодательства представило к заседанию Комиссии соглашение от 30.06.2018 о расторжении договора на погрузочно-разгрузочные работы №01/ПРР от 01.01.2016 года.
По указанным причинам основания для выдачи предписания о расторжении договора на погрузочно-разгрузочные работы №01/ПРР от 01.01.2016 отсутствуют.
В материалах дела иметься справка о сумме денежных средств полученных АО «Корсаковский морской торговый порт» от ООО «Морская тальманская служба» по договору №01/ПРР от 01.01.2016 за период с 01.01.2016г. по 12.04.2018 г. согласно которой установлено, что Общество получило доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
В силу подпункта "к" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в сумме 54 550 210 (пятьдесят четыре миллиона пятьсот пятьдесят тысяч двести десять) рублей.
С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 08-25/2018, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать АО «Корсаковский морской торговый порт» (694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, 10, ИНН 6504020825) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов на причалах №№ 1,2,3,4 южного района морского порта Корсаков и на причалах №№ 4,5 северного района морского порта Корсаков;
2. Признать Акционерное общество «Корсаковский морской торговый порт» (694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, 10, ИНН 6504020825) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;
3. Выдать Акционерному обществу «Корсаковский морской торговый порт» обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.
Председатель Комиссии: <…>
Члены комиссии: <…>
<…>