Решение б/н Решение по делу № 08-33/2016 от 1 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Экошельф»

 

<...>

 

 

ООО «КК «Система»

 

<...>

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-33/2016

25 мая 2016 года                                                                             г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения объявлена 11.05.2016

Решение изготовлено в полном объеме   25.05.2016

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: ...........

 

 

Члены Комиссии:...........

................

 

 

 

 

 

 

рассмотрев дело 08-33/2016 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Консалтинговая Компания «Система»  ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Закон «О защите конкуренции»)

 

 

с участием:

 

- от заявителя – <...> представитель ООО «Экошельф» по доверенности № 37/16 от 11.04.2016,

- от ответчика -  <...>, представитель ООО «КК «Система» по доверенности № б/н от 18.04.2016.

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба (вх. от 05.02.2016г. № 566) от Общества с ограниченной ответственностью «Экошельф» (далее – ООО «Экошельф», заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая Компания «Система» (далее – ООО «КК «Система», ответчик), юридический адрес: 693007, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 76, ИНН 6501189936.

Поводом для обращения послужили неправомерные, по мнению заявителя, действия ООО «КК «Система», прекратившего подачу электрической энергии через собственные энергосети на объект, принадлежащий ООО «Экошельф» в г. Южно-Сахалинске. Отключение электроснабжения зафиксировано в периоды: с 24.10.2015 г. по 26.10.2015 г., с 02.11.2015 г. по 16.11.2015 г., что отображено в актах о прекращении режима потребления энергоснабжения.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, установила.

30 ноября 2015 г. ООО «КК «Система» направило в адрес ООО «Экошельф» уведомление о расторжении заключенного ранее между сторонами договора субабонентского обслуживания от 01.08.2012 г. № ES-12-118.

С 01 января 2016 г. ООО «КК «Система» в одностороннем порядке отключило надлежащим образом технологически присоединенные собственные энергосети, полностью прекратив подачу электрической энергии в отношении объекта обслуживания.

Материалы дела содержат в себе  сведения и документы, представленные:

  1.  Региональной энергетической комиссией Сахалинской области.
  2.  ООО «Экошельф».
  3. ООО «Консалтинговая Компания «Система».

          4. Информация, полученная из открытых источников, а именно: http://rec.admsakhalin.ru/ - сайт Региональной энергетической комиссии.

Согласно доводам заявителя, установлено следующее.

ООО «Экошельф» арендовало у ООО «КК «Система»  недвижимое имущество - гараж (далее – объект), расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 120 на основании договора аренды от 04.02.2011 г. № 03/11/А.

В дальнейшем, указанный объект имущества был приобретен ООО «Экошельф» у ООО «КК «Система» по договору купли-продажи нежилого здания от 28.05.2012 г. № ES-12-71.

Во время аренды и на момент приобретения вышеуказанного объекта недвижимого имущества в собственность ООО «Экошельф», он имел фактическое технологическое присоединение к электронному прибору учета ТП-90, принадлежащему ОАО «РЖД» Дальневосточная железная дорога «Южно-Сахалинская дистанция энергосбережения» (далее – ОАО «РЖД»), в соответствии с договором от 16.08.2010 г. № 8/10-07 о технологическом присоединении энергопринимающих устройств к электрической сети, заключенному между  ООО «КК «Система» и ОАО «РЖД».

Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, граница по балансовой принадлежности между ООО «КК «Система» и ОАО «РЖД» установлена  в точке присоединения проводов ВЛИ ООО «КК «Система»  к нижним контактам рубильника в РУ-0,4кВ ТП-90 ОАО «РЖД».

Таким образом, электрическая энергия поступала к объекту ООО «Экошельф» через собственные энергосети ООО «КК «Система» (ВЛИ от РУ-0,4 кВ в ТП-90 до объекта).

Изучив материалы дела, Комиссией установлено.

В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, являющиеся естественно-монопольным видом деятельности, подлежат государственному регулированию. Тарифы на услуги по передаче электроэнергии для потребителей ОАО «РЖД», являющейся сетевой организацией, установила РЭК Сахалинской области приказом от 23.12.2014 № 116-э.

В свою очередь, у ООО «КК «Система» заключен договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком ОАО «Сахалинэнерго» № 110407 от 31.03.2011 г. на поставку электрической энергии на объект, расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 120.

Так как собственный объект электросетевого хозяйства у ООО «Экошельф» отсутствует, между ООО «КК «Система» и ООО «Экошельф»  01 августа 2012 г. был заключен договор субабонентского обслуживания № ES-12-118, на основании которого «КК «Система» обязуется предоставлять ООО «Экошельф» услуги энергоснабжения по собственным энергосетям в объеме установленного максимума мощности энергопотребления – 20 кВт/час на вышеуказанный объект.

Таким образом, ООО «КК «Система» оказывало услугу по перетоку электроэнергии к объекту по собственным линиям электропередач, имеющим технологическое присоединение к объектам сетевого хозяйства (ТП-90) ОАО «РЖД».

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Согласно письму Региональной энергетической комиссии (вх. от 12.04.2016г. № 07-1457), РЭК вправе установить для ООО «КК «Система» тариф на услуги по передаче электрической энергии на основании его обращения об установлении цен (тарифов), представленного в комиссию в установленном порядке, при условии соответствия ООО «КК «Система» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В целях упорядочивания деятельности электросетевых организации на территории России, постановлением Правительства РФ от 25.02.2015 №184 утверждены следующие критерии отнесения владельцев объектов электросетей к территориальным сетевым организациям:

1. Суммарная установленная мощность силовых трансформаторов должна быть не менее 10 МВа (для одного субъекта РФ).  

2. Владеть кабельными или воздушными линиями не менее чем 2 классов напряжения (ВН - 110 кВ и выше, СН1 - 35 кВ, СН2 - 1-20 кВ, НН - 1 кВ и ниже).

3. В случае если для владельца объектов электросетей ранее уже утверждался тариф на передачу электроэнергии (статус электросетевой организации был приобретен ранее), то необходимо отсутствие фактов корректировки тарифа в сторону снижения для электросетевой компании по причине предоставления недостоверных данных и т.д.

4. Наличие телефонного номера для обращения потребителей.

5. Наличие сайта в сети Интернет.

Если какое-либо из приведенных условий не выполняется, то местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов отказывает такому владельцу объектов электросетевого хозяйства в установлении для него тарифа на передачу электрической энергии, т.е., такой владелец не имеет права получать статус электросетевой организации.

В соответствии с Технической характеристикой предприятия (Приложение №3), являющейся неотъемлемой частью договора энергоснабжения от 25.02.2013 г. №110407 между ООО «КК «Система» и Гарантирующим поставщиком ОАО «Сахалинэнерго», ООО «КК «Система» принадлежит кабельная линия 0,4 кВ до объекта. Границей балансовой принадлежности  электрических сетей является низковольтные контактные соединения в РУ-0,4кВ ТП-90.

Следовательно, ООО «Консалтинговая компания «Система» не является ни энергоснабжающей, ни энергосбытовой, ни сетевой организацией и не в праве оказывать услуги по передаче и перетоку электрической энергии.

Согласно договору оплата потребленной энергии должна производиться ООО «Экошельф» ежемесячно на основании Акта о количестве потребленной энергии, которая  определяется электронным прибором учета в ТП-90, принадлежащему ОАО «РЖД».

По договору энергоснабжения, ОАО «Сахалинэнерго» выставляло ООО «КК «Система» счет-фактуру за фактически потребленную электроэнергию в расчетный период с указанием суммы оплаты. Часть указанной суммы, которая по количеству потребленной электроэнергии приходилась на объект (гараж),   возмещало ООО «Экошельф». Полученные ООО «КК «Система» средства перечислялись организации (ОАО «Сахалинэнерго»), оказывающей услуги по передаче электроэнергии абоненту - ООО «КК «Система».

ООО «КК «Система» не осуществляло реализацию электроэнергии (перепродажу), т.к. сумма возмещения по оплате электроэнергии, полученная от ООО «Экошельф»  не является доходом ООО «КК «Система».

Таким образом, деятельность ООО «КК «Система» по перетоку электроэнергии к объекту, принадлежащему ООО «Экошельф», носила безвозмездный характер.

Переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства.

В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно определению услуги передачи электроэнергии при безвозмездном характере деятельности лиц, обеспечивающих беспрепятственный переток электроэнергии, товарного рынка в целях применения статьи 10 Закона о защите конкуренции не существует.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Осуществление перетока электроэнергии не является естественно-монопольным видом деятельности, влекущим признание доминирующего положения хозяйствующего субъекта в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод следует из того, что, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ  "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) к деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).

В пункте 6 указанных Правил недискриминационного доступа установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.

Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа. При этом осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электроэнергии в смысле статьи 3 Закона об электроэнергетике и статьи 4 Закона о естественных монополиях.

Невыполнение запрета на воспрепятствование перетоку электроэнергии, предусмотренного нормами Правил недискриминационного доступа, без доказательств доминирующего положения на товарном рынке и злоупотребления рыночной властью не может повлечь квалификацию действий по статье 10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом, в связи с чем для осуществления законного потребления электрической энергии предприниматель как потребитель должен заключить договор электроснабжения с энергоснабжающей организацией.

В ходе рассмотрения представленных документов, установлено, что у ООО «Экошельф» отсутствовал договор энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.

В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

В данном случае ООО «КК «Система» не являлось ни энергоснабжающей, ни энергосбытовой, ни сетевой организацией, оно оказывало услуги по субабонентскому договору, являясь потребителем электроэнергии.

Таким образом, при отсутствии отношений по передаче электроэнергии и безвозмездном характере деятельности собственников или иных законных владельцев электросетевого хозяйства (ООО «КК «Система») нарушение ст. 10 закона «О защите конкуренции» отсутствует.

Оснований для признания ООО «КК «Система», через объекты электросетевого хозяйства которых осуществлялся переток электроэнергии, сетевой организацией и субъектом естественной монополии не имеется.

Так, Комиссия по рассмотрению дела № 08-33/2016 приходит к выводу, что имеющийся спор двух хозяйствующих субъектов ООО «Экошельф» и ООО «КК «Система» не подпадает под правоотношения регулируемые Законом «О защите конкуренции».

Остальные доводы сторон, не имеют решающего значения для рассматриваемого дела.

С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 08-33/2016, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пункт 1 частью 1, частью 2 статьи 48, ч.7 ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОО «КК «Система».

 

 

Председатель комиссии:                                                                  

 

 

Члены комиссии:                                                                         

                                                                            

 

                                                                                    

 

 

                                                                                                                     

 

 

 

 

  Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны