Решение б/н Решение и предписание по делу, возбужденному в отношении ОАО... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе, рассмотрев дело № 08-40/2013, возбужденное в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт» (694620, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, 10,) и ООО «Корсаковский стивидорный сервис» (694620, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, 10) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), запрещающей злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением,

 

при участии:

- (…)– представитель ООО «МС-Остров» по доверенности от (…) № ();

- (…)– представитель ООО «Корсаковский стивидорный сервис» по доверенности от (…) б/н;

- (…)– представитель ОАО «Корсаковский морской торговый порт» по доверенности (…) б/н;

- (…) - представитель ОАО «Корсаковский морской торговый порт» по доверенности от (…) № (…),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило обращение генерального директора (…) ООО «МС-Остров» (далее – Заявитель), перенаправленного из Сахалинской транспортной прокуратуры вх. (…).

Поводом для обращения послужили неправомерные, по мнению заявителя, действия ОАО «Корсаковский Морской Торговый Порт» (далее - ОАО «КМТП») по навязыванию дополнительной услуги по обработке груженного рефрижераторного контейнера на терминале ООО «Корсаковский стивидорный сервис» (далее - ООО «КСС).

На основании приказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 05.08.2013 № 94, от 16.08.2013 № 109 были проведены внеплановые выездные проверки в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт» и ООО «Корсаковский стивидорный сервис». Предметом проводимой проверки являлось соблюдение хозяйствующими субъектами требований ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам проверок был составлен акт от 09.09.2013 № 12 АМЗ, в котором установлено, что в действиях ОАО «Корсаковский морской торговый порт» имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», акт от 09.09.2013 № 13 АМЗ, в котором установлено, что в действиях ООО «Корсаковский стивидорный сервис» имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

10.09.2013 приказом Сахалинского УФАС России возбуждено дело № 08-40/2013 в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт» и ООО «Корсаковский стивидорный сервис» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», дело назначено к рассмотрению на 24.09.2013.

24.09.2013 на заседании Комиссии было рассмотрено ходатайство директора ООО «МС-Остров» Солдатенко Е.Е. об отложении рассмотрения дела по причине невозможности участия представителя ООО «МС-Остров» по причине болезни. В связи с необходимостью участия представителя заявителя на заседании, Комиссия решила отложить рассмотрение дела. Определением об отложении рассмотрения дела от 25.09.2013 дело назначено к рассмотрению на 24.10.2013.

24.10.2013 на заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал, доводы, изложенные в заявлении, а именно, что услуга по обработке грузов, оказываемая ООО «Корсаковский стивидорный сервис» является навязанной, поскольку, если Общество откажется от оплаты за обработку грузов, то груженный рефконтейнер не может въехать беспрепятственно через проходную Северного района порта г. Корсаков, поскольку для въезда в порт необходимо поставить визу в ООО «Корсаковский стивидорный сервис».

Представители ОАО «Корсаковский морской торговый порт» ходатайствовали о приобщении к материалам дела письменных пояснений.

В связи с необходимостью изучения представленных дополнительных доказательств по делу, Комиссия решила объявить перерыв в рассмотрении дела до 01.11.2013.

На заседании Комиссии 01.11.2013 представитель Заявителя пояснила следующее.

В действиях ответчиков имеется нарушение ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», путем навязывания дополнительной услуги по обработке контейнеров. Фактически в оказании данной услуги ООО «МС-Остров» не нуждается, но для того чтобы попасть на территорию порта и отправить груз необходимо получить отметку у ООО «Корсаковский стивидорный сервис» путем оплаты за оказанные им услуги по дополнительной обработке рефконтейнеров. Тариф по обработке контейнеров включает в себя тариф, заключенный договором с ОАО «Корсаковский морской торговый порт», из-за навязывания услуги по дополнительной обработке грузов ООО «МС-Остров» вынуждено переплачивать. ООО «Корсаковский стивидорный сервис» фактически услугу не оказывает, все производится силами работников ОАО «КМТП» и на территории порта. Учредителем ООО «КСС» является ОАО «КМТП», первое общество существует для того чтобы поставить штамп. ООО «МС-Остров» имеет возможность самостоятельно погрузить груз, но Общество лишено такой возможности. В таком положении находятся все грузоотправители.

Представитель ОАО «Корсаковский морской торговый порт» пояснил следующее.

Подпись заместителя коммерческого директора ОАО «КМТП» есть основание для ввоза груза в Порт. В порту работает несколько агентов и каждый из них ставит свою печать. В случае с оказанием услуг ООО «КСС» ставится печать данной организации. Перед самой проходной в порт висит баннер с указанием другого юридического лица, который также отправляет грузы и оказывает аналогичные услуги что и ООО «КСС».

Представитель ООО «Корсаковский стивидорный сервис» пояснила следующее.

Доводы Заявителя о том, что без какого-то штампа услуги в порту не будут оказаны, не состоятельны, в связи с тем, что документов, подтверждающих, данный факт в материалах дела не имеется. Никаких других услуг не навязывалось, кроме ООО «Корсаковский стивидорный сервис» данные услуги оказывают другие организации. В связи с тем, что у ОАО «Корсаковский морской торговый порт» не имеется площадки для хранения грузов, оно не может оказывать данные услуги.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссия решила отложить рассмотрение дела. Определением об отложении рассмотрения дела от 05.11.2013 дело назначено к рассмотрению на 12.12.2013.

На заседании Комиссии 12.12.2013 Комиссией было установлено, что информация, запрашиваемая в определении об отложении от 05.11.2013 от Заявителя не поступила, в связи с чем, Комиссия решила отложить рассмотрение дела. Определением об отложении рассмотрения дела от 12.12.2013 дело назначено к рассмотрению на 18.12.2013.

На заседании Комиссии 18.11.2013 представитель Заявителя подержала требования, изложенные в заявлении и пояснила следующее.

ООО «МС-Остров» работает не только с одной агентской организацией, в частности, в августе 2013 Общество обращалось для оказания услуг к агенту ООО «КонТЭК-Сах». Данная организация оказывает услуги по организации доставки контейнеров, хранению грузов и погрузочно-разгрузочные работы. В оплату организации доставки 40 футового рефрижераторного контейнера по маршруту Корсаков-Владивосток включена оплата ООО «Корсаковский стивидорный сервис», что подтверждается письмом транспортно-экспедиторской компании № 51/1. Таким образом, ООО «МС-Остров» вынуждено производить двойную оплату.

Представитель ОАО «Корсаковский морской торговый порт» пояснил следующее.

По результатам рассмотрения дела нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», а именно возможное навязывание невыгодных условий договора и условий, не относящихся к предмету договора не имеется, возможное создание дискриминационных условий и создание препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, в действиях ОАО «Корсаковский морской торговый порт» не имеется. Деятельность ОАО «Корсаковский морской торговый порт» в части строительства контейнерной площадки для хранения продукции, эксплуатация этой площадки ООО «Корсаковский стивидорный сервис» является допустимыми действиями хозяйствующего субъекта, что предусмотрено ст. 13 № 135-ФЗ, указанные действия не налагают не на кого ограничения. Указанная деятельность ОАО «Корсаковский морской торговый порт» и ООО «Корсаковский стивидорный сервис» направлена на совершенствование производства, повышение конкурентоспособности услуг, получение покупателями услуг, преимуществ, выгод. С учетом приведенных доводов и отсутствия доказательств в материалах дела о нарушении № 135-ФЗ, просим Комиссию принять положение п. 2 ч. 1 ст. 48 № 135-ФЗ и прекратить рассмотрение дело в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт».

Представитель ООО «Корсаковский стивидорный сервис» поддержала позицию, озвученную ранее.

Изучив материалы дела, а также пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч. 1, 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ) определено, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Согласно ст. 4 Закона № 147-ФЗ к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

В соответствии с приложением к Приказу ФСТ России от 05.06.2012 № 137-т/3 "Об утверждении Перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России" ОАО «Корсаковский морской торговый порт» включено в перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России, Приложение 1 под регистрационным номером № 124.

Таким образом, ОАО «Корсаковский морской торговый порт» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг в порту и, как следствие, субъектом, занимающим доминирующее положение.

Согласно Перечню услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293, поименованы, в том числе услуги по погрузке-выгрузке грузов.

В соответствии с Приказом ФСТ России «Об утверждении тарифов на услуги в морском порту, оказываемые ОАО «Корсаковский морской торговый порт» от 19.02.2013 № 30-т/1 установлены тарифы на услуги погрузки-выгрузки.

Таким образом, ОАО «Корсаковский морской торговый порт» осуществляет услуги погрузки-выгрузки грузов в порту Корсаков.

Между ОАО «Корсаковский морской торговый порт» (далее – арендодатель) и ООО «Корсаковский стивидорный сервис» (далее - арендатор) заключен договор аренды от 01.01.2012 № 11/к-12(далее – договор).

В соответствии с данным договором арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование, а арендатор принять открытую площадку общей площадью 5480 кв.м. по адресу: г. Корсаков, ул. Вокзальная, 19 а.

Согласно п. 1.5 договора площадка может быть использована арендатором для осуществления деятельности по переработке крупнотоннажных контейнеров, для чего имеется все необходимое оборудование.

Согласно письму ООО «КСС» исх. от 15.11.2013 № 778 ООО Корсаковский стивидорный сервис» фактически оказывает следующие услуги: размещение и мониторинг груженных рефрижераторных контейнеров на специализированном терминале, подключение их к электроэнергии; размещение сухих и рефрижераторных порожних контейнеров на терминале для порожних контейнеров; выставление рефрижераторных контейнеров по заявке клиента(если выставление не связано с погрузкой контейнера на автомобильный транспорт); доставка грузов по заявке клиента.

Тарифы, согласно которым производится переработка рефрижераторных контейнеров ООО «Корсаковский стивидорный сервис» следующие:

- переработка 20–футовых реф. контейнеров - 6 600 рублей/контейнер (без НДС);

- переработка 40-футовых реф. контейнеров - 8250 рублей/контейнер(без НДС).

Между ООО «Морская агентская компания Транфес Сахалин» (экспедитор) и ООО «МС-Остров» (клиент) заключен договор на предоставление комплекса работ и услуг от 01.04.2013 № 01/042013 (далее – договор № 01/042013), в соответствии с которым экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с контейнерной перевозкой груза клиента, а именно организация перевозки груза клиента автомобильным, морским и железнодорожным транспортом по маршруту, избранному клиентом, включая поиск автомобильного и морского перевозчика, способного перевезти груз по маршруту, избранному клиентом; заключение с автомобильным и морским перевозчиком договоров перевозки от своего имени, но за счет клиента; организация финансовых расчетов клиента с автомобильным и морским перевозчиком по договорам перевозки грузов, в том числе и через банковские счета экспедитора; организация погрузки груза клиента на судно в порту отправления и разгрузки в порту назначения; подключение к электроэнергии в порту Корсаков рефрижераторных контейнеров по тарифам, согласованными сторонами в Приложении № 2; организация хранения груза клиента в порту Корсаков по тарифам, согласованными сторонами в Приложении № 2; заключение со стивидорными компаниями договоров на погрузо-разгрузочные работы, подключение рефрижераторных контейнеров и хранение груза от своего имени, но за счет клиента; организация финансовых расчетов клиента со стивидорными компаниями, в том числе и через банковские счета экспедитора; заключение со страховым обществом договора страхования грузов клиента на основе Правил транспортного страхования грузов страхового общества в пользу клиента от имени и за счет клиента; организация финансовых расчетов клиента со страховым обществом, в том числе и через банковские счета экспедитора.

Согласно п. 3.1 договора №01/043013 за оказание экспедитором услуг в соответствии с п. 1 настоящего договора, клиент оплачивает экспедитору пломбирование контейнеров (в случае отправки груза в контейнерах) и возмещает расходы, понесенные экспедитором, связанные с перевозкой груза, подключением рефрижираторных контейнеров и хранением грузов в порту Корсаков.

Согласно Приложению № 2 договора №01/043013 стоимость переработки исходящих рефрижераторных контейнеров (выгрузка а/м на терминал; подключение и хранение на 2-е суток; мониторинг; погрузка с терминала на а/м, перемещение до борта судна) : 20 фут – 6000 руб. (с учетом НДС 18%-6216, 24 руб.), 40 фут. 7500 руб. (с учетом НДС 18%-7876, 50 руб.).

Представленные в материалах дела счет на оплату № 3 от 16.04.2013, платежное поручение № 6 от 18.04.2013, счет-фактура № 00002076 от 16.09.2013, счет-фактура № К-В00003687/01 от 02.09.2013, счет на оплату № 201308065 от 12.08.2013, акт № 201308068 от 15.08.2013, счет на оплату № 201309129 от 13.09.2013, акт № 201309073 от 18.09.2013, счет на оплату № 201309001 от 02.09.2013, счет-фактура № 201309004 от 04.09.2013, акт № 201309004 от 04 сентября 2013 подтверждают факт оплаты Заявителем услуг ООО «Корсаковский стивидорный сервис».

С целью выяснения факта навязывания со стороны ОАО «Корсаковский морской торговый порт» при отправке грузов дополнительной услуги по обработке груженного рефрижераторного контейнера на терминале ООО «КСС», антимонопольным органом был направлен запрос исх. от 21.11.2013 № 08-5943 контрагентам ООО «Корсаковский стивидорный сервис».

Как следует из письма ОО «КонТЭК-ДВ» от 26.11.2013 № 113 с момента образования ООО «КСС» при доставке крупнотоннажных контейнеров на о. Сахалин в обязательном (принудительном) порядке выгружаются на терминале ООО «Корсаковский стивидорный сервис». В настоящее время оправка груза минуя ООО «Корсаковский стивидорный сервис» невозможна, поскольку фактически все подъезды к причалам проходят по территории ООО «Корсаковский стивидорный сервис», который установил шлагбаумы, проехать через которые без разрешения ООО «Корсаковский стивидорный сервис». При подходе судна груз в обязательном порядке выгружается на терминале ОО «КСС», которое со своей стороны выставляет счет за комплексный тариф (за услуги которые не оказывали и не будут оказывать) и до тех пор, пока счет не будет оплачен, груз не выдается.

Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России считает, что ОАО «Корсаковский морской торговый порт» препятствовал доступу заявителя к услугам по погрузке – выгрузке грузов, путем требования отметки ООО «Корсаковский стивидорный сервис», которая подтверждала бы факт оказания услуг по обработке рефрижераторных контейнеров на специализированной площадке последним.

Такие действия Порта повлекли за собой дополнительные расходы заявителя за услугу по обработке рефрижераторных контейнеров, которая является навязанной.

С учетом пояснений сторон и имеющимся доказательствам в материалах дела, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что при оказании услуг погрузки-выгрузки в порту Корсаков услуга по переработке рефрижераторного контейнера ООО «Корсаковский стивидорный сервис» является навязанной со стороны ОАО «Корсаковский морской торговый порт».

Данные действия ОАО «Корсаковский морской торговый порт» ущемляют права заявителя и иных хозяйствующих субъектов, участвующих в данных отношениях, поскольку ставит перед ними необоснованные условия реализации своих прав при погрузке и отправке грузов в морском порту, по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством.

Согласно ч. 1, 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», установлен запрет для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «Корсаковский морской торговый порт» злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании дополнительной услуги переработки рефрижераторных контейнеров на специализированной площадке ООО «Корсаковский стивидорный сервис» при оказании услуг погрузки-выгрузки грузов, что препятствовало доступу заявителя к услугам погрузки-выгрузки грузов, оказываемым в порту.

Поскольку ОАО «Корсаковский морской торговый порт» не представлены доказательства о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.

Факт нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Корсаковский стивидорный сервис» не нашел своего подтверждения при рассмотрении данного дела.

Вышеуказанное обстоятельство является основанием для прекращения рассмотрения дела № 08-40/2013 в отношении ООО «Корсаковский стивидорный сервис», в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49, статьи 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела в отношении ООО «Корсаковский стивидорный сервис» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

2. Признать ОАО «Корсаковский морской торговый порт» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ОАО «Корсаковский морской торговый порт» предписание о прекращении нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27.12.2013 по делу № 08-40/2013 ОАО «Корсаковский морской торговый порт» (694620, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, 10,) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Корсаковский морской торговый порт» в срок до 17.01.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в навязывании дополнительной услуги переработки рефрижераторных контейнеров на специализированной площадке ООО «Корсаковский стивидорный сервис» при оказании услуг погрузки-выгрузки груза.

 

2. В срок до 23.01.2014 сообщить в адрес Сахалинского УФАС России об исполнении предписания путем направления подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны