Решение б/н решение по делу 08-53/2016 АО АК "Аврора" от 17 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

рассмотрев дело № 08-53/2016 по жалобе ООО «Альянс Тек» (далее – Заявитель) на действия  конкурсной комиссии АО Авиакомпания «Аврора» (далее – Ответчик) при проведении открытого запроса предложений на право проведения ремонтно-монтажных работ в производственно-бытовом корпусе АО «Авиакомпания «Аврора»  для нужд Ответчика (№ извещения 31603678045),

в присутствии представителей со стороны ответчика и заявителя,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) 07.06.2016 (вх. № 2220) поступили жалоба на  действия конкурсной комиссии АО «Авиакомпания «Аврора» (далее – Ответчик, Ответчик, Управление) при проведении открытого запроса предложений на право проведения ремонтно-монтажных работ в производственно-бытовом корпусе АО «Авиакомпания «Аврора»  для нужд Ответчика (№ извещения 31603678045).

Из доводов жалобы Заявителя следует, что при проведении открытого запроса предложений  Заказчик в своей конкурсной документации и размещенном извещении допустил ряд ошибок, а именно:

- в извещении о проведении открытого запроса предложений в части определения места поставки (адрес) указано: Приморский край, г. Артем.;

- в документации отсутствует информация о приложении 6, в котором имеются виды работ.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что Приложение 6 к документации о закупке опубликовано в единой информационной системе одновременно с документацией и остальными приложениями. Приложение 6 состоит из списка названий чертежей и приложенных pdf. файлов с данными чертежами, на основании которых участники закупки должны предоставлять свои расчетные ведомости на соответствующие виды работ. Также указали, что в действительности в электронной форме извещения о закупке имеет место быть техническая ошибка в части указания места выполнения работ, а именно Приморский край, г. Артем, данная ошибка заказчиком, до возбуждения антимонопольного дела, устранена.

Рассмотрение дела по существу было назначено на 10.06.2016 в помещении актового зала УФАС России по Сахалинской области.

10.06.2016 дело рассмотрено Комиссией Сахалинского УФАС России, в ходе рассмотрения установлено следующее.

При осуществлении своей деятельности в сфере заказа Общество руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ) и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Авиакомпания «Аврора» (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с № 223-ФЗ, иными нормативно правовыми актами РФ.

При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (п. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

19.05.2016 на официальном сайте закупок www.zakupki.ru размещено извещение о проведении открытого запроса предложений на проведение ремонтно-монтажных работ в производственно-бытовом корпусе АО «Авиакомпания «Аврора». Извещение содержит один лот № 4028239, начальная максимальная цена 27 000 000 рублей.

Согласно протоколу заседания единой комиссии по закупкам от 01.06.2016 № 370 на участие в запросе предложений подано три  заявки: 1. ООО «Альянск Тке» с ценовым предложением 25 029 222, 70 рублей, 2.ООО «Стройинтер» с ценовым предложением 20 851 554 рублей, 3. ООО «Строительная компания «Армада» с ценовым предложением 14 181 867 рублей.

Согласно этому же протоколу следует, что к участию в запросе предложений допущено две заявки ООО «Альянс Тек» с оценочным показателем в 8.39 баллов и ООО «Стройинтер» с оценочным показателем в 9.95 баллов.

Согласно протоколу о результатах закупки № U 4028239-4069867-5 от 02.06.2016 в п. 7 указано заключить договор с ООО «Стройинтер».

Согласно Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - ФЗ «О защите конкуренции») устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольным органом мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

Пункт 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона о защите конкуренции, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" гласит, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При закупки товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупках).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупки товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц следует, что заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Пункт 1.3 Положения о закупках Заказчика также указывает на то, что Заказчик при проведении закупке продукции руководствуется следующими принципами:

1.3.1.1. создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности;

1.3.1.2. эффективного использования денежных средств;

1.3.1.3. расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг (далее также - закупки) и стимулирования такого участия;

1.3.1.4. развития добросовестной конкуренции;

1.3.1.5. обеспечения гласности и прозрачности закупок;

1.3.1.6. предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При формировании требований к участникам закупки организатору не следует указывать такие требования, которые претенденты не смогут документально подтвердить и которые нельзя отнести в равной мере ко всем участникам закупочной процедуры.

Так, в ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что в извещении о проведении закупки № 31603678045 от 20.05.2016 в графе «Место поставки (адрес)…» указан адрес: Приморский край, г. Артем, ул. Владимира Сайбеля, 41.

Согласно ответу Заказчика на запрос разъяснений участника закупки ООО «Альянс Тек» на уточнение места проведения работ от 26.05.2016 следует, что место проведение работ определяется согласно Документации о закупке, а именно Сахалинская область, п. Хомутово.

Комиссия приходит к выводу, что данная техническая ошибка была заказчиком исправлена, разъяснена участнику закупки до проведения запроса предложений, кроме того в Конкурсной документации в п. 4.2 указано, что выполнение работ производиться по адресу: 693000, РФ, Сахалинская область, п. Хомутово, Аэропорт «Южно-Сахалинск», здание авиационно-технической базы. В связи с чем, полагаем, что данная опечатка не каким образом не влияет на отношения связанные с недопущением, устранением и ограничением конкуренции.

Далее, касаемо второго довода о неразмещения заказчиком Приложения 5 к документации о закупке, Комиссия приходит к следующему.

Согласно информации, представленной на сайте www.zakupki.ru к закупке № 31603678045 в разделе документация по закупке на странице 1 первые пять позиций состоят из указанных Ответчиком файлов в pdf. формате, размещенные 23.05.2016 с названием работ, на странице 2 этого же раздела имеется позиция 7 с указанием о Положении 6, также размещенного 23.05.2016.

Таким образом, Комиссия полагает, что Заказчик разместил необходимую для участников закупки информацию до проведения конкурса.

Однако, Комиссия при изучении Конкурсной документации заказчика, его Положения о закупках, извещение о проведении запроса предложений выявила ряд нарушений антимонопольного законодательства, а именно.

Согласно ст. 11 Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" следует, что изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течении трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных изменений.

Так, согласно раздела изменения и разъяснения на официальном сайте www.zakupki.ru указано, что датой поступления разъяснений по факту определения места поставки услуги является 24.05.2016, датой ответа на разъяснения является 02.06.2016, то есть законный срок для размещения данной информации был просрочен, что является нарушением требований федерального закона №223-ФЗ.

Кроме того, согласно извещения размещенного на торговой площадке www.tender.otc.ru указано, что срок заключения договора (в днях) 5 (календарных) дней, при этом в п. 8.4.3 документации о закупке указано, что «срок подписания договора участником, предложение которого признано лучшим: не позднее 5 рабочих дней от даты направления данного договора участнику…».

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Следовательно, заключение договора по результатам закупки в день подписания протокола о результатах закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований ст. 10 ГКРФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В связи с чем Комиссия полагает, что исключение или сокращение заказчиком срока, до истечении которого договор не может быть заключен, против установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, противоречит указанному Закону, снижает эффективность защиты гражданских прав в административном порядке.

С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела    № 08-53/2016, руководствуясь, частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу ООО «Альянс Тек» на действия  конкурсной комиссии АО «Авиакомпания «Аврора» при проведении открытого запроса предложений на право проведения ремонтно-монтажных работ в производственно-бытовом корпусе АО «Авиакомпания «Аврора»  для нужд Ответчика (№ извещения 31603678045), признать обоснованной в части установления минимального срока для заключения договора, установленного законодательством.

2. Выдать АО «Авиакомпания «Аврора» обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

рассмотрев дело № 08-53/2016 по жалобе ООО «Альянс Тек» (далее – Заявитель) на действия  конкурсной комиссии АО Авиакомпания «Аврора» (далее – Ответчик) при проведении открытого запроса предложений на право проведения ремонтно-монтажных работ в производственно-бытовом корпусе АО «Авиакомпания «Аврора»  для нужд Ответчика (№ извещения 31603678045),

в присутствии представителей со стороны ответчика и заявителя,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) 07.06.2016 (вх. № 2220) поступили жалоба на  действия конкурсной комиссии АО «Авиакомпания «Аврора» (далее – Ответчик, Ответчик, Управление) при проведении открытого запроса предложений на право проведения ремонтно-монтажных работ в производственно-бытовом корпусе АО «Авиакомпания «Аврора»  для нужд Ответчика (№ извещения 31603678045).

Из доводов жалобы Заявителя следует, что при проведении открытого запроса предложений  Заказчик в своей конкурсной документации и размещенном извещении допустил ряд ошибок, а именно:

- в извещении о проведении открытого запроса предложений в части определения места поставки (адрес) указано: Приморский край, г. Артем.;

- в документации отсутствует информация о приложении 6, в котором имеются виды работ.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что Приложение 6 к документации о закупке опубликовано в единой информационной системе одновременно с документацией и остальными приложениями. Приложение 6 состоит из списка названий чертежей и приложенных pdf. файлов с данными чертежами, на основании которых участники закупки должны предоставлять свои расчетные ведомости на соответствующие виды работ. Также указали, что в действительности в электронной форме извещения о закупке имеет место быть техническая ошибка в части указания места выполнения работ, а именно Приморский край, г. Артем, данная ошибка заказчиком, до возбуждения антимонопольного дела, устранена.

Рассмотрение дела по существу было назначено на 10.06.2016 в помещении актового зала УФАС России по Сахалинской области.

10.06.2016 дело рассмотрено Комиссией Сахалинского УФАС России, в ходе рассмотрения установлено следующее.

При осуществлении своей деятельности в сфере заказа Общество руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ) и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Авиакомпания «Аврора» (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с № 223-ФЗ, иными нормативно правовыми актами РФ.

При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (п. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

19.05.2016 на официальном сайте закупок www.zakupki.ru размещено извещение о проведении открытого запроса предложений на проведение ремонтно-монтажных работ в производственно-бытовом корпусе АО «Авиакомпания «Аврора». Извещение содержит один лот № 4028239, начальная максимальная цена 27 000 000 рублей.

Согласно протоколу заседания единой комиссии по закупкам от 01.06.2016 № 370 на участие в запросе предложений подано три  заявки: 1. ООО «Альянск Тке» с ценовым предложением 25 029 222, 70 рублей, 2.ООО «Стройинтер» с ценовым предложением 20 851 554 рублей, 3. ООО «Строительная компания «Армада» с ценовым предложением 14 181 867 рублей.

Согласно этому же протоколу следует, что к участию в запросе предложений допущено две заявки ООО «Альянс Тек» с оценочным показателем в 8.39 баллов и ООО «Стройинтер» с оценочным показателем в 9.95 баллов.

Согласно протоколу о результатах закупки № U 4028239-4069867-5 от 02.06.2016 в п. 7 указано заключить договор с ООО «Стройинтер».

Согласно Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - ФЗ «О защите конкуренции») устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольным органом мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

Пункт 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона о защите конкуренции, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" гласит, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При закупки товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупках).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупки товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц следует, что заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Пункт 1.3 Положения о закупках Заказчика также указывает на то, что Заказчик при проведении закупке продукции руководствуется следующими принципами:

1.3.1.1. создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности;

1.3.1.2. эффективного использования денежных средств;

1.3.1.3. расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг (далее также - закупки) и стимулирования такого участия;

1.3.1.4. развития добросовестной конкуренции;

1.3.1.5. обеспечения гласности и прозрачности закупок;

1.3.1.6. предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При формировании требований к участникам закупки организатору не следует указывать такие требования, которые претенденты не смогут документально подтвердить и которые нельзя отнести в равной мере ко всем участникам закупочной процедуры.

Так, в ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что в извещении о проведении закупки № 31603678045 от 20.05.2016 в графе «Место поставки (адрес)…» указан адрес: Приморский край, г. Артем, ул. Владимира Сайбеля, 41.

Согласно ответу Заказчика на запрос разъяснений участника закупки ООО «Альянс Тек» на уточнение места проведения работ от 26.05.2016 следует, что место проведение работ определяется согласно Документации о закупке, а именно Сахалинская область, п. Хомутово.

Комиссия приходит к выводу, что данная техническая ошибка была заказчиком исправлена, разъяснена участнику закупки до проведения запроса предложений, кроме того в Конкурсной документации в п. 4.2 указано, что выполнение работ производиться по адресу: 693000, РФ, Сахалинская область, п. Хомутово, Аэропорт «Южно-Сахалинск», здание авиационно-технической базы. В связи с чем, полагаем, что данная опечатка не каким образом не влияет на отношения связанные с недопущением, устранением и ограничением конкуренции.

Далее, касаемо второго довода о неразмещения заказчиком Приложения 5 к документации о закупке, Комиссия приходит к следующему.

Согласно информации, представленной на сайте www.zakupki.ru к закупке № 31603678045 в разделе документация по закупке на странице 1 первые пять позиций состоят из указанных Ответчиком файлов в pdf. формате, размещенные 23.05.2016 с названием работ, на странице 2 этого же раздела имеется позиция 7 с указанием о Положении 6, также размещенного 23.05.2016.

Таким образом, Комиссия полагает, что Заказчик разместил необходимую для участников закупки информацию до проведения конкурса.

Однако, Комиссия при изучении Конкурсной документации заказчика, его Положения о закупках, извещение о проведении запроса предложений выявила ряд нарушений антимонопольного законодательства, а именно.

Согласно ст. 11 Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" следует, что изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течении трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных изменений.

Так, согласно раздела изменения и разъяснения на официальном сайте www.zakupki.ru указано, что датой поступления разъяснений по факту определения места поставки услуги является 24.05.2016, датой ответа на разъяснения является 02.06.2016, то есть законный срок для размещения данной информации был просрочен, что является нарушением требований федерального закона №223-ФЗ.

Кроме того, согласно извещения размещенного на торговой площадке www.tender.otc.ru указано, что срок заключения договора (в днях) 5 (календарных) дней, при этом в п. 8.4.3 документации о закупке указано, что «срок подписания договора участником, предложение которого признано лучшим: не позднее 5 рабочих дней от даты направления данного договора участнику…».

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Следовательно, заключение договора по результатам закупки в день подписания протокола о результатах закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований ст. 10 ГКРФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В связи с чем Комиссия полагает, что исключение или сокращение заказчиком срока, до истечении которого договор не может быть заключен, против установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, противоречит указанному Закону, снижает эффективность защиты гражданских прав в административном порядке.

С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела    № 08-53/2016, руководствуясь, частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу ООО «Альянс Тек» на действия  конкурсной комиссии АО «Авиакомпания «Аврора» при проведении открытого запроса предложений на право проведения ремонтно-монтажных работ в производственно-бытовом корпусе АО «Авиакомпания «Аврора»  для нужд Ответчика (№ извещения 31603678045), признать обоснованной в части установления минимального срока для заключения договора, установленного законодательством.

2. Выдать АО «Авиакомпания «Аврора» обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны