Решение б/н решение по делу 08-57/2015 от 13 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) 19.04.2015 (вх. № 2101) из прокуратуры г. Южно-Сахалинска поступил материал проверки по заявлениям хозяйствующих субъектов ИП Кононова А.М. и ООО «ЖЭУ-2» в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЭКОСИТИ» (далее – ООО «ЭКОСИТИ», Общество), занимающегося эксплуатацией городской свалки и самостоятельно устанавливающего  стоимость и объемы мусора от населения, ввозимого на территорию свалки, не принимая во внимание технические характеристики транспортного средства.

         В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») его нормы распространяются на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.

Приказом № 447 от 20.07.2015 Сахалинским УФАС России по указанному факту было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ЭКОСИТИ» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: «запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц».

Государственная функция по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении, в том числе  материалов  о нарушении антимонопольного законодательства (далее - государственная функция) осуществляется в соответствии с  
Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» (далее – Приказ №345). Результатом исполнения государственной функции являются решения об установлении или отсутствии доминирующего положения хозяйствующего субъекта, принимаемые при рассмотрении заявления, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства (п. 1.15. Приказа №345).

В соответствии с п. 3.5. Приказа № 345  основанием для начала процедуры установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявления, материалов является: поступление в антимонопольный орган материалов из государственных органов, органов местного самоуправления, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции (далее - материалы), а также поступление в антимонопольный орган заявления юридического или физического лица, указывающего на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» (далее - заявление).

В соответствии с п. 3.9. Приказа № 345  определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы заявление, материалы, указанные в пункте 3.5 настоящего Приказа, осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему Порядку проведения анализа состояния конкуренции, и включает в себя идентификацию хозяйствующего субъекта, определение временного интервала исследования рынка, определение продуктовых и географических границ товарного рынка, выявление группы.

  В соответствии с п. 3.1 Приказа № 345  проведены административные процедуры по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов о нарушении антимонопольного законодательства.

Проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 30.01.2015) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220).

          В соответствии с пунктами 3.8, 3.8.1 Приказа № 345, Комиссия, рассмотрев материалы дела и учитывая отсутствие документов со стороны ООО «ЭкоСити», позволяющих сделать вывод о том, что положение ООО «ЭкоСити» не может быть признано доминирующим, руководствуясь документами и информацией, полученной в ходе рассмотрения материалов по делу № 08-57/2015, а также руководствуясь аналитическим отчетом о состоянии конкуренции на товарном рынке услуг по размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на объекте размещения ТБО (полигоне, городской свалке) на территории МО ГО «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области, принимает решение об установлении доминирующего положения ООО «ЭкоСити»  на рынке услуг по размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на объекте размещения ТБО (полигоне, городской свалке) на территории МО ГО «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

Определением от 21.07.2015 № 08-3834 дело № 08-57/2015 назначено к рассмотрению на 11.08.2015 на 16 часов 00 минут.

Определением от 13.08.2015 № 08-4256 рассмотрение дела № 08-57/2015 отложено на 19.10.2015 на 15 часов 00 минут.

Определением от 20.10.2015 № 08-5614 срок рассмотрения дела №08-57/2015 продлен на три месяца до 20.01.2015.

Определением от 20.10.2015 № 08-5613 рассмотрение дела № 08-57/2015 отложено на 09.11.2015 на 15 часов 00 минут.

Определением от 11.11.2015 № 08-5988 рассмотрение дела № 08-57/2015 отложено на 23.11.2015 на 15 часов 00 минут.

Определением от 23.11.2015 № 08-6276 рассмотрение дела № 08-57/2015 отложено на 08.12.2015 на 16 часов 00 минут.

08.12.2015 в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» объявлен перерыв в заседании комиссии до 11.12.2015 до 16 часов 00 минут.

Так 11.12.2015, в ходе рассмотрения дела Комиссией  установлено следующее.

Деятельность в сфере услуг по утилизации твердых бытовых отходов регулируется следующими нормативными актами: Федеральным Законом от 24.06.1998     № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Законом о лицензировании № 128-ФЗ, Положением о лицензировании № 524, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16, Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 53, Постановлением Мэра города Южно-Сахалинска от 23.12.2009 № 2333 «Об утверждении тарифа на услугу по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемую ООО «ЭкоСити», Технологическим регламентом № 1889, Правилами благоустройства и санитарного содержания территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления).

В соответствии со ст. 1 Закона об отходах производства и потребления отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

В соответствии с п. 3.3. ГОСТа Р 53691-2009 твердые бытовые отходы – отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

В соответствии со ст.1 Закона об отходах производства и потребления твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Поэтому Комиссия полагает, что понятия твердые бытовые отходы и твердые коммунальные отходы являются равнозначными.

Наиболее распространенными, в настоящее время, сооружениями, по обезвреживанию удаляемых из города ТБО, являются полигоны.

Согласно Закону об отходах производства и потребления объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В соответствии с п. 6 ст. 12 вышеуказанного закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Объекты размещения отходов – полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Несанкционированные свалки отходов – территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Свалка – местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.

Полигон захоронения отходов – ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Так, на территории города Южно-Сахалинска основной объем твердых отходов производства и потребления, образующихся в результате эксплуатации предприятий и жизнедеятельности населения, складируется на городской свалке, которая стихийно образовалась в 1946 году. Городская свалка (земельный участок) представлена в ведение Департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» (далее – ДГХ) в постоянное (бессрочное) пользование. Указанный земельный участок № 0120, расположен в юго-западной части города Южно-Сахалинска, в междуречье рек Маяковского и Имановка, предназначен под «Полигон ТБО» (Постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 22.10.2010 № 1982). Площадь представляемого в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка – 16, 1590 га, в том числе:

- земельный участок № 1, кадастровый номер <...> :01:0202006:2, площадью 15,1029 га, из них 0, 0057 га – прибрежная зона реки Маяковского, 0, 0400 га – охранная зона кабеля связи;

- земельный участок № 2, кадастровый номер <...> :01:0203001:2, площадью 1, 0561 га.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 03.12.2010 указанные земельные участки разрешены к использованию под «Полигон ТБО».

Однако, территория для свалки в установленном законом порядке не отводилась, она находится в санитарно-защитной, водоохраной зоне рек.

Городская свалка предназначена для захоронения и утилизации бытовых отходов, вывозимых из жилищного фонда, общественных зданий и учреждений строительного мусора, уличного смета, некоторых видов промышленных отходов, не обладающих токсичными и радиоактивными свойствами.

Кроме того, согласно Постановлению мэра города Южно-Сахалинска  от 12.08.2008 № 1889 утвержден «Технологический регламент по текущей эксплуатации городского полигона твердых бытовых отходов». 

Данный технологический регламент содержит основные положения, являющиеся обязательными для соблюдения при эксплуатации и рекультивации полигона для обеспечения санитарных и экологических требований твердых бытовых отходов.

В соответствии с Технологическим регламентом, на объекте размещения ТБО (полигон, городской свалке) выполняются следующие основные виды работ: прием, складирование и изоляция ТБО.

В соответствии с Регламентом эксплуатации и Технологическим регламентом на объекте размещения ТБО (полигоне, городской свалке) производится услуга по размещению и захоронению ТБО. Утилизация, как использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, не выполняется.

Согласно Ст. 1 Закона Об отходах производства и потребления утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Хозяйствующий субъект ООО «ЭкоСити» дал пояснение о том, что услуга по утилизации на объекте размещения ТБО (городской свалке) фактически не осуществляется.

Как было установлено в ходе проводимых аналитических исследований, на объекте размещения ТБО (городской свалке) в г. Южно-Сахалинск в течение определенного временного интервала оказывалась только услуга по размещению и захоронению.

В соответствии со ст. 9 Закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании.

Согласно п.п. 30 п.1 ст. 12 Закона о лицензировании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с представленной документированной информацией от ООО «ЭкоСити», на объект размещения (полигон, городскую свалку) ТБО принимаются твердые бытовые отходы, соответствующие IV-V классу отходов.

Таким образом, для оказания услуг на исследуемом товарном рынке необходимо иметь лицензию на размещение отходов I-IV классов опасности.

ООО «ЭкоСити» имеет лицензию на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (места осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Южно-Сахалинск). В соответствии с приложениями к вышеуказанной лицензии разрешено осуществлять следующие виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: сбор и транспортировка. Класс опасности для окружающей природной среды – 4 и 5; класс опасности для человека – 4.

Основной вид деятельности ООО «ЭкоСити», согласно выписке из ЕГРЮЛ – удаление и обработка твердых отходов (ОКВЭД 90.00.2).

В соответствии с документированной информацией, представленной Росприроднадзором по Сахалинской области № ОК-04Н-50/1480 от 20.05.2015, согласно ч. 6 ст.12 Закона об отходах производства и потребления объекты размещения отходов (далее – ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО).

Также, Росприроднадзор подтвердил, что в географических границах МО ГО «город Южно-Сахалинск» отсутствуют лицензированные полигоны для размещения отходов производства и потребления

В соответствии с представленной информацией от Администрации города Южно-Сахалинска (вх. от 02.06.2015г. № 2982), деятельность по размещению и утилизации (захоронению) ТБО на объекте размещения ТБО (полигоне, городской свалке) осуществляет ООО «ЭкоСити» на основании Договора о передаче в эксплуатацию городской свалки ТБО от 01.01.2008г. № 1ТБО (далее – Договор № 1ТБО), заключенным между Департаментом городского хозяйства Администрации г. Южно-Сахалинска и ООО «ЭкоСити».

В соответствии с Договором № 1 ТБО определяются условия и порядок эксплуатации городской свалки ТБО. Также согласно Договору № 1 ТБО, эксплуатирующая организация разрабатывает Регламент работы городской свалки ТБО и согласовывает его с отделом природопользования и охраны окружающей среды комитета экономики администрации г. Южно-Сахалинска, Департаментом городского хозяйства и Управлением Роспотребнадзор по Сахалинской области в пределах их компетенции.

Согласно анализу товарного рынка, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

В соответствии с п. 2.1. Порядка № 220 и с частью 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» был установлен временной интервал исследования товарного рынка.

Согласно цели проводимого исследования временной интервал определен периодом не менее чем один год (п. 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», п. 2.1 Приказа № 220), с учетом сложившихся характеристик товарного рынка (ретроспективный анализ состояния конкурентной среды) и доступности информации.

Сахалинским УФАС России был определен временной интервал исследования товарного рынка с 01.04.2013г. по 30.09.2015г.

Географическими границами рассматриваемого товарного рынка признаются границы выявленной территории – МО городской округ «Город Южно-Сахалинск».

Согласно п. 3.2 Порядка № 220 определены продуктовые границы товарного рынка, который основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

При определении взаимозаменяемых товаров в соответствии с п. 3.7. Порядка № 220 закреплено, что определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Потенциально взаимозаменяемыми услугами являются: сортировка и сбор, естественный метод разложения (компостирование), сжигание ТБО (термическая переработка).

Определение взаимозаменяемых товаров проводилось методом «тест гипотетического монополиста», в соответствии с п. 3.8 и п. 3.9 Порядка       № 220.

Мнение покупателей определялось на основании анализа результатов проведенного анкетирования.

При проведении теста были опрошены хозяйствующие субъекты – потребители услуги по размещению и утилизации (захоронению) ТБО на объекте размещения ТБО (полигоне, городской свалке), информация о которых представлена ООО «ЭкоСити». Так как представленные сведения ООО «ЭкоСити» о покупателях услуги содержат большое количество покупателей, покупатели определялись выборочным методом.

Покупателям услуги по размещению и утилизации (захоронению) ТБО на объекте размещения ТБО (полигоне, городской свалке) были направлены письменные запросы, содержащие вопрос: «При росте цены долговременно (дольше 1 года) на услугу по размещению (утилизации) твердых бытовых отходов в географических границах муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» на объекте для размещения отходов (полигоне, городской свалке ТБО) г. Южно-Сахалинск на 5-10% (цена за пределами МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» на услугу по размещению и утилизации отходов останется неизменной,) продолжат ли сдачу отходов на объект для размещения отходов (полигон/ свалка) в границах МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» или предпочтут другой объект для размещения отходов» (с указанием изменения объема сдаваемых ТБО и объектов размещения ТБО).

Результаты опроса хозяйствующих субъектов-покупателей услуги по размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов приведены ниже:

 

Доля опрошенных хозяйствующих субъектов, %

Сведенные ответы хозяйствующих субъектов

82,05

Не готовы сменить продавца услуги, при этом объем сдаваемых ТБО останется неизменным

11,53

Готовы заменить поставщика услуги, при наличии лицензии на услугу по размещению и утилизации (захоронению) ТБО, а также при наличии перерабатывающего ТБО завода или полигона, ТБО в г. Южно-Сахалинск, зарегистрированного должным образом в ГРОРО, но ввиду отсутствия указанных пунктов, создается вывод о сохранении поставщика услуги.

2,56

Данные хозяйствующие субъекты используют полигоны ТБО в иных муниципальных районах на постоянной основе, при этом единоразово пользовались услугой по размещению на «Городской свалке в г. Южно-Сахалинск»

1,28

ООО «Южно-Сахалинская типография «Транспорт» не пользуется услугой по размещению и утилизации (захоронению) ТБО на «Городской свалке ТБО в г. Южно-Сахалинск», использует макулатурный пункт для сдачи отходов с производства.

1,28

ГУСП «Птицефабрика «Островная» рассмотрит возможность покупки оборудования для переработки отходов, что обеспечит снижение ТБО на 50%.

1,28

Не готовы сменить продавца услуги, но объем сдаваемых для размещения ТБО уменьшится на 30%

 

Согласно пояснениям ООО «ЭкоСити» от 10.08.2015 (исх. 1699) следует, что Общество не включено в реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, поскольку  в пределах Сахалинской области существуют иные операторы полигонов ТБО применительно у оказанию услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО.

Однако, хозяйствующие субъекты – покупатели отметили, что приобретение услуги по размещению и утилизации (захоронению) ТБО у другого продавца, за исключением ООО «ЭкоСити» в основном невозможно из-за отсутствия иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по размещению и утилизации (захоронению) ТБО. Также факторами, ограничивающими приобретение услуги, явились – время, расстояние, величина тарифа и транспортные издержки.

Кроме того, 03.11.2015 в адрес 32 хозяйствующих субъектов-покупателей услуги по размещению (утилизации) ТБО был направлен запрос с приложением анкеты для руководителей и специалистов предприятий-покупателей услуги по размещению и утилизации (захоронению) ТБО в географических границах МО ГО «Город Южно-Сахалинск» на полигоне (городской свалке) ТБО в период с 01.04.2013 по 30.09.2015 гг.

Согласно поступившим анкетам от предприятий, большинство респондентов на второй вопрос о том, как производится расчет за доставляемые ТБО, ответили, что расчет производится за объем размещаемых ТБО в соответствии с техническими характеристиками спецавтотранспорта, доставившего ТБО.

При этом семь предпринимателей ответили, что  расчет производится по выгруженному объему ТБО без использования специальных измерительных приборов работником «городской свалки ТБО» и рассчитанный таким образом объем не соответствует техническим параметрам спецавтотранспорта.

Согласно Регламенту эксплуатации городского полигона ТБО (городской свалки), прием отходов по количеству на полигоне ТБО (городскую свалку) осуществляется в неуплотненном состоянии (единица измерения – куб.м).

По информации, представленной ООО «ЭкоСити» в письме от 20.05.2015 (исх. № 1085), следует, что отходы принимаются в несортированном и неуплотненном виде, то есть прием отходов и оплата за утилизацию (захоронение) осуществляется за фактически выгруженные и захороненные отходы, доставляемые организациями всех форм собственности.

Также, ООО «ЭкоСити» в письме от 19.06.2015 (исх. № 1358)  пояснило, что контрольные талоны перевозчик предоставляет за фактический объем отходов. Талоны могут быть приобретены любыми хозяйствующими субъектами, как компанией, оказывающей услуги по вывозу и транспортировке ТБО, так и юридическим лицом, организующим вывоз ТБО через сторонние компании. Хозяйствующий субъект, приобретающий услугу на вывоз (транспортировку) ТБО, приобретает талоны на прием ТБО у ООО «ЭкоСити», затем может передать их сторонней организации.

Как было установлено в ходе анализа представленных ООО «ЭкоСити» документированных сведений, большое количество Актов сдачи бытовых отходов (талоны), направляемых для размещения на объект размещения ТБО (полигон, городскую свалку), не содержат сведения о дате размещения ТБО, сведения о хозяйствующем субъекте-покупателе услуг по размещению ТБО, в том числе и комплексных услуг (сбор, транспортировка, размещение и утилизация ТБО).

Юридические лица и физические лица, индивидуальные предприниматели, при наличии специализированного или специально оборудованного транспорта, имеют право вывозить отходы самостоятельно, после согласования маршрутного графика в Департаменте городского хозяйства и приобретения талонов на размещение отходов.

Таким образом, товар определен как услуга по размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на объекте размещения ТБО (полигоне, городской свалке) города Южно-Сахалинска.

По результатам фактических обстоятельств дела установлено, что  ООО «ЭкоСити»  производит учет количества ввезенных на свалку ТБО хозяйствующими субъектами на основании Актов сдачи бытовых отходов, БЕЗ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  контрольно – измерительных  метрических  приборов (автомобильных весов, либо системы весового контроля).

При этом в ходе рассмотрения дела, представители ООО «ЭкоСити» пояснили, что для того чтобы определить объем привезенного мусора, оператором полигона используется линейка по параметрам высота, ширина и глубина, либо с использованием макета кубического метра.

 Однако, практически 90 % опрошенных предпринимателей указали на то, что никаких измерительных приборов  ООО «ЭкоСити» для определения объема размещаемого ТБО не использует, и лишь 10 % указали, что используется линейка, рулетка, либо эталонный куб.

 Так, установление тарифов осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов, предусмотренными Законом N 210-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года N 520, то их самостоятельное изменение либо применение иных альтернативных методик расчета платы за услуги по утилизации и захоронению ТБО является неправомерным.

В силу п. п. 8, 12 Основ ценообразования тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (ТБО) устанавливается с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну ТБО. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.

Приказом РЭК Сахалинской области от 08.11.2012 г. № 71-окк установлен тариф на утилизацию ТБО в размере 56,14 руб./куб.м.

Тариф на утилизацию установлен для фактически утилизируемых (захороняемых) отходов, что соответствует фактически принимаемому на полигон объему ТБО.

Согласно ответу Администрации города Южно-Сахалинска от 28.08.2015 (исх. № 030-07332) следует, что в соответствии с п. 1.1, п. 3.4 Положения о Региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утверждённого постановлением Правительства Сахалинской области от17.05.2013 № 224, РЭК осуществляет полномочия по установлению и регулированию данных тарифов.   Приказом РЭК утверждены тарифы ООО «ЭкоСити» на услуги по утилизации ТБО. Взимание платы по иному тарифу является необоснованным и незаконным.

Таким образом, действия ООО «ЭкоСити»  противоречат установленному порядку определения цены за утилизацию (захоронение) ТБО  ПОКУПАТЕЛЯМ.

В соответствии с представленной документированной информацией от ООО «ЭкоСити» и на основании вышеизложенного, деятельность по размещению и утилизации (захоронению) фактически осуществлялась ООО «ЭкоСити» на объекте размещения (полигоне, городской свалке) ТБО в г. Южно-Сахалинск в течение длительного периода, с момента заключения Договора № 1ТБО (с 01.01.2008г.).

Согласно вышеизложенному, положение ООО «ЭкоСити» признается доминирующим на рынке услуг по размещению и утилизации (захоронению) ТБО (ОКВЭД 90.00.2) в географических границах МО ГО «Город Южно-Сахалинск».

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.1 Постановления Пленума  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от 30.06.2008г. № 30 Закон «О защите конкуренции»  формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.

Согласно части 1 статьи 2  Закон о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском Кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), а статья 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

          Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 10 Закона «О защите конкуренции»  является  хозяйствующий  субъект,  занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг).

В соответствии со ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или  нескольких  хозяйствующих  субъектов  (групп  лиц)  на  рынке, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с Аналитическим отчетом  ООО «ЭКОСИТИ» занимает доминирующее положение на городской свалке в географических границах  МО ГО «Город Южно-Сахалинск» на рынке услуг по размещению (захоронению) ТБО.

Учитывая изложенное, по мнению Комиссии Сахалинского УФАС России, ООО «ЭкоСити» злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило  требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг по размещению (захоронению) ТБО на свалке в границах муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск», а именно в применении различного порядка измерения (либо не измерения вовсе) объема мусора, который завозится различными хозяйствующими субъектами на городскую свалку для размещения и утилизации (захоронения), тем самым ущемляя интересы других лиц.

Поскольку Ответчиком не представлены доказательства о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.

         В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 08-57/15, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. ООО «ЭкоСити» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по размещению (захоронению) ТБО на городской свалке в границах муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск», доля которого на товарном рынке превышает 50% (100%) и дает Обществу возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, в соответствии со ст. 5 Закона «О защите конкуренции».

 

2. Признать Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСити» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг по размещению (захоронению) ТБО на городской свалке в границах муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск».

 

3. Выдать ООО «ЭкоСити»   обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

 

4. Передать материалы дела № 08-57/2015 должностному лицу Сахалинского УФАС России  для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.

 

4. Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны