Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 08-59/2017 от 23 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-59/2017

 

 

23 марта 2018 года г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения объявлена 12.03.2018

Решение изготовлено в полном объеме 23.03.2018

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

-<…>. – заместитель руководителя управления;

 

- <…> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы;

 

- <…> – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы

 

 

рассмотрев дело № 08-59/2017 по признакам нарушения Акционерным обществом «Корсаковский морской торговый порт» (ИНН 6504020825, ОГРН: 1026500781922, адрес: 694020, Сахалинская область, Корсаковский район, г. Корсаков, ул. Портовая, д. 10) Обществом с ограниченной ответственностью «Морская тальманская служба» (694020, Сахалинская область, Корсаковский район, г. Корсаков, ул. Портовая, д. 10, ИНН 6504009765, ОГРН 1126504001470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя АО «Корсаковский морской торговый порт» <….>., действующей на основании доверенности от 22.01.2018г.,

в присутствии заявителя ИП <…>

при отсутствии представителя ООО «Морская тальманская служба», уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) поступила коллективная жалоба индивидуальных предпринимателей (вх.№1467 от 17.04.2017г.) на действия Акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» (далее - АО «КМТП»), выразившихся в требовании документов, не предусмотренных законодательством при сдаче и получении контейнеров в порту и создании приоритетных условий для работы контейнеровозов АО "КМТ«" и ООО «Морская тальманская служба» (далее – ООО «МорТС»).

Аналогичная жалоба индивидуальных предпринимателей поступила в Сахалинское УФАС России из Сахалинской транспортной прокуратуры (вх.№1610 от 25.04.2017г.).

18.05.2017 г. в адрес Сахалинского УФАС России поступило обращение (вх.№1915) индивидуального предпринимателя <…> о незаконном требовании ООО «МорТС» регистрации перевозчика в информационной системе при получении материального пропуска на груз, следующий из порта и в порт.

18.05.2017 г. в адрес Сахалинского УФАС России поступило обращение (вх.№1916) индивидуального предпринимателя <…> о незаконных действиях АО «КМТП» и ООО «МорТС», связанных с преимущественным пропуском на территорию транспорта ООО «МорТС» без прохождения процедуры досмотра.

Аналогичная жалоба индивидуального предпринимателя <…>. поступила в Сахалинское УФАС России из Сахалинской транспортной прокуратуры (вх.№2370 от 09.06.2017г.).

Все поступившие заявления рассмотрены в одном производстве, так как касаются одних действий АО «КМТП» и ООО «МорТС».

Письмом от 05.06.2017г. ООО «МорТС» отрицает наличие договорных отношений с ИП Моисеев С.И., считает доводы жалоб ИП Моисеева С.И. необоснованными, поскольку пропускной режим в порту ООО «МорТС» не осуществляет. В случае заключения с ООО «МорТС» договора на перевалку грузов, осуществляется выдача грузов представителям получателей при предъявлении последними соответствующих доверенностей на получение груза. Доверенности могут быть предъявлены поверенным лично или через электронную систему субъекта транспортной инфраструктуры АО «КМТП» силами ООО «МорТС» Материальный пропуск выдает бюро пропусков АО «КМТП».

Письмом от 05.06.2017г. АО «КМТП» отрицает наличие договорных отношений с ИП Моисеев С.И., считает доводы жалоб ИП Моисеева С.И. необоснованными. Как следует из письма АО «КМТП» является субъектом транспортной инфраструктуры, обеспечивающим соблюдение режима в пункте пропуска в Корсаковский порт. АО «КМТП» отрицает навязывание перевозчикам услуг электронной информационной системы, отрицает сосздание препятствий по допуску перевозчиков в порт в случае отказа пользования электронной пропускной системой. АО «КМТП» отрицает факт создания преимущественных условий части перевозчиков при допуске в порт.

В дополнение к своим заявлениям индивидуальный предприниматель Моисеев С.И. представил письмом от 28.07.2017г. №2974 видеозапись, произведенную 14.06.2017г. в период с 14 час. 30 мин. по 17 час.35 мин на проходной северного погрузрайона АО «КМТП».

По результатам рассмотрения заявления Сахалинским УФАС России издан приказ №370 от 24.07.2017г. о возбуждении дела №08-59/2017 по признакам нарушения АО «КМТП» и ООО «МорТС» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 27.07.2017г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-59/2017 назначено на 28.08.2017г.

Письмом от 21.08.2017г. ООО «МорТС» представило в адрес Сахалинского УФАС России копию договора перевозки грузов автомобильным транспортом от 01.02.2016г., заключенного ООО «МорТС» с Перевозчиком - ООО «Порт-Гарант». Кроме того, ООО «МорТС» представило Сахалинскому УФАС России информацию, согласно которой для оказании транспортных услуг общество располагает на основании договоров 50 единицами транспорта.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.07.2017г. единственным учредителем ООО «Порт-Гарант» является ООО «МорТС».

При просмотре видеозаписи, предоставленной ИП Моисеевым С.И. Комиссией установлено, что транспортные средства с регистрационными номерами М105МХ65, М412МЕ65, М734НО65, М517ВУ65 проследовали на территорию порта Корсаков 14.06.2017г. в период времени с 14 час 30 мин. по 17 час 35 мин. без досмотра.

Согласно информации, полученной из УМВД России по Сахалинской области письмом от 08.07.2017г. №12/632, владельцем транспортных средств с регистрационными номерами М105МХ65, М412МЕ65, М734НО65, М517ВУ65 является ООО «Порт-Гарант».

Определением от 03.10.2017г. срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-59/2017 продлен на 6 месяцев.

02.10.2017г. АО «КМТП» и ООО «МорТС» представили в сахалинское УФАС России письменные пояснения по делу в которых привели доводы указанные в письмах, представленных ранее.

Определением от 28.08.2017г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-59/2017 отложено на 03.10.2017г

Определением от 03.10.2017г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-59/2017 отложено на 06.12.2017г.

Определением от 06.12.2017г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-59/2017 отложено на 22.01.2018г.

Определением от 22.01.2017г. в рассмотрении дела №08-59/2017 объявлен перерыв до 29.01.2018г.

29.01.2018г. Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 29.01.2018г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-59/2017 отложено на 12.03.2018г.

Рассмотрев материалы дела №08-59/2017 12.03.2018г., комиссия Сахалинского УФАС России установила следующее.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкурентной среды, результаты которого следующие.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 08-59/2017.

Временным интервалом исследования рынка предоставления услуг на территории морского порта Корсаков, является период 2016 год - 9 месяцев 2017 года.

В рамках рассмотрения дела № 08-59/2017 признаки нарушения антимонопольного законодательства на территории морского порта Корсаков выявлены у хозяйствующего субъекта АО «КМТП».

В соответствии с пунктом 5.4.5 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 371, и Порядком ведения Реестра морских портов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01 апреля 2009 г. № 51, АО «КМТП» является оператором морского терминала, расположенного по адресу: Россия, Сахалинская обл., г. Корсаков, ул. Портовая, д.10.

Согласно п.8.1.3 Распоряжения № 307-р оператор морского терминала АО «КМТП» оказывает услуги согласно уставу организации, в том числе: комплексное обслуживание судов; грузовые операции; агентирование; ремонт судов; бункеровка судов.

Фактическими видами деятельности, осуществляемыми АО «КМТП» на территории морского порта Корсаков, согласно выписке из ЕГРЮЛ являлись:

  • код по ОКВЭД 52.24.1 Транспортная обработка контейнеров,
  • код по ОКВЭД 46.77 Торговля оптовая отходами и ломом,
  • код по ОКВЭД 49.3 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта,
  • код по ОКВЭД 49.41.2 Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами,
  • код по ОКВЭД 52.10.4 Хранение и складирование прочих грузов,
  • код по ОКВЭД 52.24.2 Транспортная обработка прочих грузов,
  • код по ОКВЭД 52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками.

В соответствии с пунктом 1.3 раздела I «Общие положения» Порядка № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, определение продуктовых границ товарного рынка производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее- Закон «О естественных монополиях»).

Статья 3 Закона «О естественных монополиях» определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Абзацем 5 пункта 1 статьи 4 Закона «О монополиях» определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка являются услуги, оказываемые АО «КМТП» на территории морского порта Корсаков.

Географические границы рынка определены административными границами морского порта Корсаков.

При этом, при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями) произведено уточнение географических границ товарного рынка предоставления услуг на территории морского порта Корсаков с учетом особенностей предоставления услуг, а именно организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта).

Согласно Распоряжению № 307-р местонахождение морского порта Корсаков определено как Россия, Сахалинская область, о. Сахалин, Корсаковский район, залив Анива, г. Корсаков (46° 37¢ С.Ш. 142° 45¢ В.Д.).

К основным характеристикам морского порта относятся:

  • площадь территории морского порта - 32,5 га,
  • площадь акватории морского порта - 44,82 км²,
  • количество причалов - 30,
  • длина причального фронта морского порта - 2 737,3 п.м.,
  • пропускная способность грузовых терминалов всего - 4 394,3 тыс.тонн в год,
  • пропускная способность пассажирских терминалов - 27 000 пассажиров в год,
  • площадь крытых складов - 12,69 тыс.м²,
  • площадь открытых складов - 37,19 тыс.м².

Таким образом, оказывать услуги возможно только в географических границах (территории деятельности), указанных в Распоряжении № 307-р, а потребители могут приобретать услуги только у хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги в данных границах, и более ни у кого.

Принимая во внимание вышеизложенное, географические границы рынка предоставления услуг на территории морского порта Корсаков определены, исходя из возможности хозяйствующего субъекта оказывать такие услуги, а потребителям их приобретать, как географические границы, указанные в Распоряжении № 307-р.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке предоставления услуг на территории морского порта Корсаков, установлено, что услуги как субъект естественной монополии на территории морского порта Корсаков оказывает АО «КМТП» занимающим доминирующее положение в соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 6 Закона «О естественных монополиях» перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (далее Перечень 293).

Согласно Перечню 293, к услугам субъектов естественных монополий в морских портах относятся:

1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту.

2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам.

3. Обеспечение лоцманской проводки судов.

4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации.

5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков.

6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему.

7. Предоставление причалов.

8. Обеспечение экологической безопасности в порту.

9. Погрузка и выгрузка грузов.

10. Хранение грузов.

11. Услуги буксиров.

12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах.

13. Обслуживание пассажиров.

В соответствии со статьей 22 Закон РФ от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» Режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом и международными договорами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 №963 «О порядке установления режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» установлено, что правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.

В развитие указанных положений Приказом дальневосточного территориального управления Росграницы от 05.08.2015 №122 утверждены правила режима в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Корсаков.

Как установлено пунктом 8 данных правил обеспечение режима в пункте пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами Правил в пункте пропуска.

Обеспечение режима в пункте пропуска возлагается на субъект транспортной инфраструктуры – АО «КМТП».

По правилам части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Из пункта 9 статьи 1 названного Закона следует, что субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Объектом транспортной инфраструктуры в смысле упоминаемого закона является технологический комплекс, включающий в себя морские терминалы, акватории морских портов.

Таким образом, АО «КМТП», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, обязано в силу закона обеспечивать транспортную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 №678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.

Согласно пункту 5 указанных Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры, приведенными в приложении.

Согласно статье 17 Закона «О государственной границе» въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

Таким образом, деятельность по обеспечению пропускного режима возлагается в силу закона на АО «КМТП».

Указанный вывод подтверждается и следующим.

На основании статьи 6 Закона «О естественных монополиях» одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Приказом ФАС России от 19.02.2013 №30-т/1 «Об утверждении тарифов на услуги в морском порту, оказываемые ОАО «Корсаковский морской торговый порт» утверждены тарифы и порядок их применения.

В перечень операций стоимость которых включена в тарифы, входят: документальное оформление приема груза, прием распорядительных документов (с разрешительными отметками государственных органов) на отгрузку груза, составление обязательного комплекта транспортных документов и передача его владельцу.

Пропуска входят в состав распорядительных документов и комплект транспортных документов.

Приказом АО «КМТП» №16/3-П-ОД от 20.03.2017 г. введено в действие Положение «О пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной ифраструктуры Акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» «Северный погрузрайон «АО «КМТП» МКО-0000482» «Южный грузопассажирский терминал» МКО-0000759» (далее – Положение).

Согласно пункту 6.1.1. Положения пропуск является документом, дающим право прохода проезда) и нахождения на объектах транспортной инфраструктуры АО «КМТП».

Пропуска на территорию объектов транспортной инфраструктуры АО «КМТП» оформляются в бюро пропусков Общества.

Как указано в пункте 6.2. Положения Пропуска, дающие право прохода и нахождения на территории объектов транспортной инфраструктуры (перемещение материальных ценностей), подразделяются на следующие виды: постоянные, разовые и материальные.

Материальный пропуск не дает право прохода и нахождения на территории порта и выдается для вноса/выноса материальных ценностей.

Пунктом 10 Положения предусмотрен еще один вид пропуска – транспортный, который выдается бюро пропусков.

Как следует из пункта 6.2.6 Положения согласованные обращения на выдачу пропусков рассматриваются в срок не более 15 календарных дней со дня их поступления.

Обращения на выдачу разовых личных пропусков и разовых пропусков на транспортное и средство рассматриваются в срок не более 24 часов с момента поступления.

Пункт 11.1. предусматривает ввоз вывоз материальных ценностей на основании материальных пропусков в бумажном виде, выдаваемых в соответствии с пунктами 6.2.3. - 6.2.6 Положения.

На основании пункта 9 Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ от 27.12.2010 г. №451-ОД, пропуска для ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных (далее – материальные пропуска) оформляются в соответствии с транспортными (перевозочными) документами. Материальный пропуск является разовым и действителен только на один вывоз (ввоз) конкретных товаров (материальных ценностей).

Следует прийти к выводу, что для разового посещения территории порта с целью вывоза/ввоза груза следует иметь разовые личный, транспортный и материальный пропуски, которые должны быть оформлены в течение 24 часов с момента обращения.

Указанные требования АО «КМТП» не имеют признаков неразумного ограничения деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере услуг перевозки грузов. Поскольку об отправке груза морем собственнику груза известно ранее прихода груза на территорию АО «КМТП» и он вправе заблаговременно подать заявку на выдачу пропусков на перевозчика и груз.

ИП Моисеевым С.И не представлено доказательств о выдаче АО «КМТП» материальных пропусков в срок, превышающий 24 часа с момента подачи заявки.

 

Предусмотрен порядок пропуска автотранспорта.

Положением установлено, что транспорт, следующий через КПП, подлежит обязательной проверке работником охраны (п.п. 10.4 Положения).

Действия при проверке так же закреплены в Положении.

На основании пункта 10.5 Положения водитель транспортного средства, при прибытии на КПП обязан:

Высадить пассажиров из автомобиля для прохода тех через КПП;

Остановить транспортное средство и поставить его на стояночный тормоз;

Выйти из кабины, предъявить документы, удостоверяющие личность и пропуск;

Предъявить документы на транспорт и перевозимый груз (материальный пропуск, свидетельство о регистрации транспортного средства или спецтехники);

Подготовить транспортное средство к проверке на наличие перевозимого груза и пассажиров;

Беспрекословно выполнять правомерные требования сотрудников охраны по соблюдению правил, установленных Положением.

10.6. На лобовом стекле кабины должен быть размещен транспортный пропуск на данное транспортное средство. Водитель лично открывает двери кабины, поднимает капот (кабину), открывает инструментальные ящики, предъявляет салон, кабину, кузов, технологические полости транспортного средства, перевозимый груз, к проверке на предмет соответствия сопроводительным документам.

Таким образом, АО «КМТП» установило обязательные для исполнения перевозчиками – хозяйствующими субъектами, осуществляющими услуги на рынке грузовых перевозок из/в порт Корсаков, правила, контроль за которыми необходимо осуществлять в отношении всех субъектов в равных объемах, установленных Положением, так как в противном случае условия доступа на рынок грузовых перевозок из/в порт Корсаков, одни хозяйствующие субъекты будут поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Комиссия Сахалинского УФАС России изучила представленную индивидуальным предпринимателем Моисеевым С.И. письмом от 28.07.2017г. №2974 видеозапись, произведенную 14.06.2017г. в период с 14 час. 30 мин. по 17 час.35 мин на контрольно-пропускном пункте северного погрузрайона АО «КМТП» (далее - КПП).

Указанная запись представлена в виде пяти видеофайлов:

1 видеофайл продолжительностью 22 минуты 40 секунд;

2 видеофайл продолжительностью 2 минуты 35 секунд;

3 видеофайл продолжительностью 0 минут 21 секунда;

4 видеофайл продолжительностью 9 минут 38 секунд;

5 видеофайл продолжительностью 0 минут 17 секунд.

Из пояснений представителя АО «КМТП» Зубцовой О.В. на заседании комиссии 29.01.2018 г. следует, что с указанными видеофайлами она знакома, видео действительно снято на проходной северного погрузрайона АО «КМТП».

 

1 видеофайл содержит следующие изображения (по времени записи).

 

00:28 – 00:40 через КПП без досмотра проезжает автомобиль с номерным знаком М 412 МЕ 65;

01:26 – 01:38 через КПП без досмотра проезжает автомобиль с номерным знаком М 105 МХ 65;

02:50 – 06:45 сотрудники КПП досматривают автомобиль с номерным знаком В 504 ЕР 65;

Во время досмотра КПП проезжают без досмотра транспортные средства со следующими номерными знаками: М 734 НО 65 (05:04); М 517 ВУ 65 (05:25).

08:22 – 10:23 сотрудники КПП досматривают автомобиль с номерным знаком К 850 НО 65;

11:50 через КПП без досмотра проезжает автомобиль с номерным знаком С 417 ЕХ 125;

13:30 через КПП без досмотра проезжает автомобиль с номерным знаком О 344 ВО 125;

14:35 – 16:45 сотрудники КПП досматривают автомобиль с номерным знаком К 159 ОС 65;

17:10 – 20:10 сотрудники КПП досматривают автомобиль с номерным знаком М 617 ТХ 65;

21:10 через КПП без досмотра проезжает автомобиль с номерным знаком М 412 МЕ 65;

21:40 – 22:40 сотрудники КПП досматривают автомобиль с номерным знаком М 444 СО 65.

 

2 видеофайл содержит следующие изображения (по времени записи).

 

01:31 – 02:14 сотрудники КПП досматривают автомобиль с номерным знаком К 185 НР 65.

 

3 видеофайл содержит следующие изображения.

Съемка в помещении. Закадровая речь, из смысла которой следует, что 14.06.2017 г. был передан лицу, которое снимает камера, в 14 час. 30 мин. документ и получен в 17 час. 35 мин.

 

4 видеофайл содержит следующие изображения (по времени записи).

03:03 – 03:33 сотрудники КПП досматривают автомобиль с номерным знаком К 185 НР 65;

05:34 через КПП без досмотра проезжает автомобиль с номерным знаком М 517 ВУ 65;

08:17 через КПП без досмотра проезжает автомобиль с номерным знаком М 105 МХ 65;

08:30 – 08:56 сотрудники КПП досматривают автомобиль с номерным знаком М 417 КВ 65;

09:10 через КПП без досмотра проезжает автомобиль с номерным знаком М 734 НО 65.

 

5 видеофайл содержит следующие изображения.

Съемка в помещении. Закадровая речь о согласовании заявки.

 

Часть номерных знаков автомобилей, проследовавших через КПП и зафиксированных при съемке, не читается.

 

Из анализа содержания видеофайлов следует, что через КПП без досмотра проезжают автомобили со следующими номерными знаками:

М 412 МЕ 65 (дважды);

М 105 МХ 65 (дважды);

М 734 НО 65 (дважды);

М 517 ВУ 65 (дважды);

С 417 ЕХ 125;

О 344 ВО 125.

Владельцем транспортных средств с регистрационными номерами М 105 МХ 65, М 412 МЕ65, М 734 НО 65, М 517 ВУ65 является ООО «Порт-Гарант».

 

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ИП Моисеев С.И. (ИНН 650108038544) является деятельность прочего сухопутного транспорта.

Как следует из договора перевозки грузов автомобильным транспортом от 01.02.2016г., заключенного ООО «МорТС» с ООО «Порт-Гарант» последний осуществляет перевозки груза по поручению ООО «МорТС».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц единственным учредителем (участником) ООО «Порт-Гарант» (ИНН 6501267214) является ООО «Морская тальманская служба» (ИНН 6504009765).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем (участником) ООО «Морская тальманская служба» (ИНН 6504009765) с долей в 95% является ООО «Корсаковский стивидорный сервис» (ИНН 6504046541).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц единственным учредителем (участником) ООО «Корсаковский стивидорный сервис» (ИНН 6504046541) является ОАО «Корсаковский морской торговый порт» (ИНН 6504020825).

ООО «Порт-Гарант», ООО «Морская тальманская служба», ООО «Корсаковский стивидорный сервис», ОАО «Корсаковский морской торговый порт» составляют одну группу юридических лиц – хозяйственных обществ, отвечающих признакам, установленным в статье 9 Закона «О защите конкуренции».

Как это закреплено в части 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации участник хозяйственного общества обладает такими основными правами: участвовать в управлении делами общества, принимать участие в распределении прибыли общества, участником которого он является.

На этом основании уместно полагать, что ОАО «Корсаковский морской торговый порт» имеет коммерческие интересы в отношении ООО «Корсаковский стивидорный сервис», ООО «Морская тальманская служба», ООО «Порт-Гарант» заключающиеся в получении последними максимальной возможной прибыли от хозяйственной деятельности в силу целей создания указанных юридических лиц.

Частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Исследованные видеозаписи свидетельствуют о совершении АО «КМТП» действий в контрольно-пропускном пункте северного погрузрайона в результате которых транпортные средства, принадлежащие ООО «Порт-Гарант», не подвергаются досмотру, вопреки пунктам 10.4-10.6 Положения.

Указанные действия носят характер злоупотребления доминирующим положением с целью получения преимуществ лицом, входящим с субъектом естественной монополии в одну группу лиц, указанные действия характеризуются ограничением условий доступа на рынок грузовых перевозок из/в порт Корсаков и ограничением конкуренции на указанном рынке.

Как следует из возражений АО «Корсаковский морской торговый порт» на заключение об обстоятельствах дела (исх.№113 от 07.03.2018г.) общество не видит в своих действиях нарушения антимонопольного законодательства по следующим причинам.

  1. Доказательства по делу – видеозаписи ИП Моисеева С.И. сделаны неверно поэтому указанное доказательство не допустимо.

Комиссия отводит указанный довод по следующим причинам.

Согласно статье 45.1 Закона «О защите конкуренции» под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.

При этом в качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются письменные доказательства и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

Источниками доказательств, могут быть и лица, участвующие в деле, которые, должны раскрыть доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.

Заявитель ИП Моисеев С.И. представил Комиссии видеозаписи в надлежащем порядке, комиссия их исследовала, составив соответствующий акт, поэтому указанное доказательство является достоверным и допустимым.

2.Отсутсвие доказательств неравного получения услуг в порту в связи с тем, что транспорт ООО «Порт-Гарант» проходил досмотр быстрее остального ввиду того, что постоянные пропуска на автомобили были сданы на КПП.

Указанный довод отклоняется ввиду следующего.

Как следует из материалов дела приказом АО «КМТП» №16/3-П-ОД от 20.03.2017 г. введено в действие Положение «О пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной ифраструктуры Акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» «Северный погрузрайон «АО «КМТП» МКО-0000482» «Южный грузопассажирский терминал» МКО-0000759» (упоминаемое ранее как Положение).

Комиссией установлено и представителями АО «КМТП» не отрицается тот факт, что для разового посещения территории порта с целью вывоза/ввоза груза следует иметь разовые личный, транспортный и материальный пропуски, которые должны быть оформлены в течение 24 часов с момента обращения.

На основании пункта 9 Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ от 27.12.2010 г. №451-ОД, пропуска для ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных (далее – материальные пропуска) оформляются в соответствии с транспортными (перевозочными) документами. Материальный пропуск является разовым и действителен только на один вывоз (ввоз) конкретных товаров (материальных ценностей).

Поэтому утверждение АО «КМТП» о постоянном материальном пропуске, противоречат требованиям Правил режима.

Положением АО «КМТП» установлены следующие требования к порядку пропуска автотранспорта.

10.1. Проезд автотранспорта через КПП осуществляется только при наличии транспортного пропуска установленного образца с отметкой о согласовании пограничной службой.

10.2. Грузовой автотранспорт проезжает через КПП по пропускам при наличии у водителя документов, удостоверяющих личность, водительского удостоверения, материального пропуска.

10.4.Транспорт, следующий через КПП, подлежит ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ проверке работником охраны.

Установлены обязанности водителей при прибытии на КПП

Высадить пассажиров из автомобиля для прохода тех через КПП;

Остановить транспортное средство и поставить его на стояночный тормоз;

Выйти из кабины, предъявить документы, удостоверяющие личность и пропуск;

Предъявить документы на транспорт и перевозимый груз (материальный пропуск, свидетельство о регистрации транспортного средства или спецтехники);

Подготовить транспортное средство к проверке на наличие перевозимого груза и пассажиров;

Беспрекословно выполнять правомерные требования сотрудников охраны по соблюдению правил, установленных Положением.

Из видеозаписей следует, что водители автомобилей ООО «Порт-Гарант» указанные обязанности не исполняют, автомобили досмотру не подвергаются. Кроме того в Положении не предусмотрен порядок предварительной сдачи пропусков на КПП и исключения в указанном случае процедуры досмотра

3.Отсутсвие доказательств получения АО «КМТП» прибыли.

Комиссией установлен факт предоставления преимуществ ООО «Порт-Гарант» в успешной деятельности которого имеет интерес АО «КМТП».

 

ИП Моисеев С.И. не согласился с заключением об обстоятельства дела, так как считает, что АО «КМТП» используя свое монопольное положение, устанавливает порядки выдачи/сдачи груза/контейнеров при которых а/м АО «КМТП», ООО «Морт-с» имеют преимущество перед другими участниками рынка грузоперевозок.

Вместе с тем выводы заключения в целом соответствуют выводам ИП Моисеева С.И.

Кроме того, ИП Моисеев С.И. пояснил, что действия АО «КМТП», выразившиеся в увеличенном сроке подготовки и выдачи пропусков, увеличенном времени прохождении процедуры досмотра, ставит его в невыгодное положение по сравнению с перевозчиками, в деятельности которых заинтересовано АО «КМТП», поскольку в результате потерь времени он оказывает меньше транспортных услуг.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке, действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, АО «КМТП», создав и поддерживая условия несоблюдения Положения «О пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной ифраструктуры Акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» «Северный погрузрайон «АО «КМТП» МКО-0000482» «Южный грузопассажирский терминал» МКО-0000759» в отношении ООО «Порт-Гарант», злоупотребило доминирующим положением на рынке оказания услуг в портах при обеспечении порядка в порту, допустив ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, при этом, с целью получения преимуществ лицом, входящим с субъектом естественной монополии в одну группу лиц, создало и поддерживает условия для ограничения доступа на рынок грузовых перевозок из/в порт Корсаков, ущемления интересов хозяйствующих субъектов, ограничения конкуренции на указанном рынке, что свидетельствует о наличии в его действиях нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Направленность действий ООО «МортС» на нарушение антимонопольного законодательства в ходе рассмотрения дела доказательств не получила

Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьей 10, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Акционерное общество «Корсаковский морской торговый порт» (ИНН 6504020825, ОГРН 1026500781922) субъектом естественной монополии занимающим доминирующее положение на рынке услуг в морских портах на территории морского порта Корсаков.

 

  1. Признать Акционерное общество «Корсаковский морской торговый порт» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в форме злоупотребления доминирующим положением субъектом естественной монополии, которое привело или могло привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

 

  1. Выдать Акционерному обществу «Корсаковский морской торговый порт» обязательное к исполнению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем обеспечения единых условий доступа в Корсаковский морской торговый порт для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке автомобильных грузовых перевозок, доставляющих грузы из/в Корсаковский морской торговый порт.

 

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, в отношении Акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» и виновного должностного лица.

 

  1. Производство по делу №08-59/2017 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Морская тальманская служба» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием в действиях общества признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны