Решение б/н Решение 08-61/2015 от 19 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

рассмотрев дело № 08-61/2015 в отношении Администрации Корсаковского городского округа по факту нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившееся в установлении тарифа по сбору и вывозу твердых бытовых отходов из с. Охотское в размере 288, 68 рублей.

 

от администрации Корсаковского городского округа   - представитель по доверенности <...>., доверенность № 01-12380 от 13.08.2015.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) 05.06.2015 (вх. № 3046) из Корсаковской городской прокуратуры поступил материал проверки в отношении Администрации Корсаковского городского округа.

В ходе проведения проверки по поступившим материалам, антимонопольным органом запрашивалась информация в Администрацию Корсаковского района, в ходе изучения которой был выявлен факт нарушения последними требований ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, из сведений Корсаковской городской прокуратуры следует, что Постановлением Мэра Корсаковского городского округа от 10.02.2015 № 168 представлен в аренду земельный участок (кадастровый номер <...> :04:0000030) ООО «Новый город» с разрешением использования «Под полигон твердых бытовых отходов (ТБО) «Корсаков (1 очередь строительства)» и заключен договор аренды такого земельного участка от 11.02.2015 № 3058.

Указанный договор аренды заключен в связи  с истечением срока действия предыдущего договора аренды (от 01.02.2005 № 322).

Согласно сведений полученный от Администрации Корсаковского городского округа следует, что в Корсаковском ГО оказываются виды услугу по утилизации ТБО, данную услугу оказывают 13 компаний.

Приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 15.11.2013 № 94-окк установлены тарифы на услуги по утилизации ТБО в следующих размерах: для населения – с 01.01.2014 по 30.06.2015 – 137.25 руб./куб.м; с 01.07.2015 по 30.06.2016 – 143.04 руб./куб.м; для иных потребителей – с 01.01.2014 по 30.06.2015 – 116.50 руб./куб.м, с 01.07.2015 по 30.06.2016 – 121.22 руб./куб.м.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) даны определения следующих понятий:

  • обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
  • отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 3.3. ГОСТа Р 53691-2009 твердые бытовые отходы – отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Вместе с тем, отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155. В соответствии с п. 2 которых под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.);

ТБО образуются из двух источников:

  • жилых зданий;
  • административных зданий, учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).

Статьей 1 Закона об отходах даны определения видам услуг, оказываемых на исследуемых товарных рынках:

  • сбор отходов – прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
  • транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Пунктами 3.1, 3.11, 3.12, 5.26 и 5.28 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» исследуемая деятельность определена как:

  • сбор отходов – деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
  • транспортирование отходов – деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения.

В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (вместе с «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности») услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих вывоз твердых бытовых отходов можно классифицировать как деятельность, относящуюся к разделу I «Транспорт и связь» классу «60» – деятельность сухопутного транспорта подгруппе «60.24.1» – деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта.

Эта группировка включает:

  • перевозку автомобильным грузовым специализированным транспортом различных грузов, кроме опасных: замороженных или охлажденных продуктов, жидких или газообразных грузов, грузов в контейнерах, сухих грузов навалом, автомобилей,  сельскохозяйственных животных и т.п.;
  • перевозку автомобильным грузовым специализированным транспортом опасных грузов.

Эта группировка также включает:

  • грузовые перевозки транспортными средствами с живой тягой.

Эта группировка не включает:

  • деятельность терминалов по транспортной обработке грузов, см. 63.2.

Кроме того, деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся благоустройством жилого и нежилого фонда и осуществляющие услуги по сбору и вывозу отходов могут относиться к разделу «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг классу «90» – удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность  подгруппе «90.00.3» – уборка территории и аналогичная деятельность.

Эта группировка включает:

  • сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз;
  • подметание и поливку улиц, дорог, мест стоянки автотранспортных средств и т.п.;
  • очистку от снега и льда улиц, дорог, взлетно – посадочных полос на аэродромах  и  т.п., в том числе посыпание песком или солью.

Функциональное назначение и применение услуги по вывозу твердых бытовых отходов также вытекает из требований ч. 1 ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Закона об отходах лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании. Согласно п.п. 30 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Статьей 16 Закона об отходах закреплены требования к транспортированию отходов I - IV класса опасности.

Так, в соответствии с ч. 1 указанной статьи транспортирование отходов I - IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:

  • наличие паспорта отходов I - IV класса опасности;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов I - IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.

Услуги по сбору, транспортировке ТБО являются невзаимозаменяемыми.

Продуктовые границы определяются рынком услуг по сбору и транспортировке (вывозу) твердых бытовых отходов.

Постановлением Мэра Корсаковского городского округа от 16.11.2009 № 1190 МУП «Наш дом» установлен тариф на услугу по сбору и вывозу ТБО из с. Охотское Корсаковского района автомобилем ЗИЛ – 433362 в размере 288,68 руб. за 1 куб.м (без учета НДС).

На основании указанного Постановления между администрацией Корсаковского городского округа и МУП «Наш Дом» был заключен договор на предоставление услуг по вывозу и утилизации ТБО.

Федеральным законом № 210-ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон о тарифах) установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Закон о тарифах не относит услуги по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

Так, в соответствии со ст.8 Закона об отходах к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Кроме того, как пояснил представитель ответчика в ходе рассмотрения дела, в с. Охотское отсутствует управляющая организация, а собственники жилых помещений не заключают договора на сбор и вывоз ТБО самостоятельно.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Однако, согласно п.п 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены.

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения включает в себя:

1) организацию своевременного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

2) создание условий для развития рынка деятельности специализированных организаций на территории сельского поселения;

3) обеспечения контроля за соблюдением законодательства в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения.

Сбор бытовых отходов на территории сельского поселения должен осуществляться специализированными предприятиями.

То есть, органы местного самоуправления несут ответственность за организацию сбора и вывоза мусора и отходов, что подразумевает создание необходимых предпосылок для обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования. Например, ликвидация несанкционированных свалок на территории муниципального образования, создание муниципальных организаций, осуществляющих вывоз отходов в случае отсутствия иных (коммерческих, государственных) организаций, осуществляющих аналогичную деятельность на территории муниципального образования, ведение информационной и разъяснительной работы среди населения и организаций, выделение в необходимых случаях участков для размещения площадок для сбора мусора, разработка схем санитарной очистки поселений.

Обязанность по обеспечению вывоза отходов, образующихся в частном жилом секторе, при непосредственном управлении многоквартирным жилым домом, при эксплуатации отдельно стоящих зданий и сооружений, ложиться на собственников (в установленных случаях владельцев, пользователей) таких зданий и сооружений.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 08-61/15, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию Корсаковского городского округа Сахалинской области нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении  тарифа на сбор и транспортировку твердых бытовых отходов с с. Охотское Корсаковского района.

2. Выдать Администрации Корсаковского городского округа   обязательное для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

3. Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны