Решение б/н решение по делу № 08-93/2015 от 10 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) 02.11.2015 (вх. № 5711) поступили жалоба на  действия конкурсной комиссии АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее – Ответчик, Аэропорт) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку рентгенотелевизионной системы для нужд АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (№ извещения 31502782182).

Из доводов жалобы Заявителя следует, что при проведении конкурса Заказчик в своей конкурсной документации прописал п. 16.5 раздела 2, который содержит следующие сведения: «Документы, подтверждающие соответствии участника обязательному требованию, установленному п. 9.2 раздела 2 «Информационная карта конкурса» (Справка о перечне и объемах выполнения Договоров (контрактов) поставки аналогичного оборудования общей суммой не менее 120 000 000 рублей за последние 3 года (начиная с 2013 года).

Заявитель считает, что установленные в п. 16.5 конкурсной документации требование о представлении перечня и объемах выполнения Договоров (контрактов) поставки  аналогичного оборудования общей суммой не менее 120 000 000 рублей за последние три года преследуют цель ограничить количество участников торгов и тем самым устранить конкуренцию. При этом такие требования не соответствуют сумме будущего контракта, никак не влияет  на удовлетворение потребностей Заказчика в предмете конкурса.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что в действительности в конкурсной документации были установлены требования к участникам, в том числе о наличии опыта поставки аналогичного оборудования общей суммой не менее 120 000 000 рублей за последние три года (начиная с 2013 года).

В качестве подтверждения такого опыта участники в составе в составе заявки на участие в конкурсе должны представить справку о перечне и объемах выполнения Договоров (контрактов) поставки аналогичного оборудования общей суммой не менее 120 000 000 рублей за последние три года (начиная с 2013 года). Сведения, содержащиеся в справке, подтверждаются копиями заключенных договоров и актов приемки-передачи с предметом, аналогичным предмету закупки, где участник закупки является Исполнителем.

Установленные требования о наличии опыта дает АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» дополнительные гарантии получения необходимого оборудования установленного качества и в определённый договором срок. Кроме того, требование о наличии опыта поставок аналогичного оборудования у участника конкурса, установленное в конкурсной документации, по мнению ответчика, является не противоречащим нормам действующего законодательства.

Рассмотрение дела по существу было назначено на 05.11.2015 в помещении актового зала УФАС России по Сахалинской области.

05.11.2015 дело рассмотрено Комиссией Сахалинского УФАС России, в ходе рассмотрения установлено следующее.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ заказчик является акционерным обществом, с уставным капиталом 1 004 931 000 рублей. В п. 4.1 Устава Ответчика установлено, что основными целями деятельности АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» является удовлетворение потребностей в воздушных перевозках и авиационных работах с границей безопасности и высокого качества и получения прибыли. Также целями аэропорта является повышение оперативности служб Аэропорта и эффективности производства работ по зимнему содержанию летнего поля аэродрома в сложных погодных условиях, улучшения качества обслуживания на аэродроме, исключения факторов закрытия Аэропорта, повышение безопасности и бесперебойности полетов.

При осуществлении своей деятельности в сфере заказа АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ) и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с № 223-ФЗ, иными нормативно правовыми актами РФ.

Согласно Положению о закупках закупка продукции производиться Аэропортом преимущественно путем проведения открытого конкурса или открытого электронного аукциона. В случае если стоимость продукции не является единственным критерием выбора поставщика, Аэропорт проводит конкурс или запрос предложений.

23.09.2015 на официальном сайте закупок www.zakupki.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на поставку рентгенотелевизионнй системы для аэропорта, заказчиком является АО «Аэропорт Южно-Сахалинск. Извещение содержит один лот – рентгенотелевизионная система, начальная максимальная цена 5 423 730 рублей.

Согласно протоколу вскрытия конвертов № )К-И-04.15/01 следует, что на конкурс было заявлено три заявки от ООО «Торговый дом Эйрфлот Техникс», ООО «Дестра Технолоджис» и ООО «Служба-7».

Согласно протоколу рассмотрения заявок № ОК-И-04.15/02 следует, что к участию в конкурсе допущено только одна  заявка компании ООО «Торговый дом Эйрфлот Техникс», остальные две не допущены к участию по причине не соответствия заявок п. 16.5 раздела 2 конкурсной документации.

Согласно Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - ФЗ «О защите конкуренции») устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольным органом мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

Пункт 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" гласит, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При закупки товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупках).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупки товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц следует, что заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При формировании требований к участникам закупки организатору не следует указывать такие требования, которые претенденты не смогут документально подтвердить и которые нельзя отнести в равной мере ко всем участникам закупочной процедуры.

Так, в соответствии ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен, иных закупочных процедур в соответствии с Законом № 223-ФЗ, запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При закупки товаров, работ, услуг заказчики должны обеспечивать равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и недобросовестных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом, представленное заказчику право  предъявлять к участникам закупки определенные требования должно реализоваться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции. Реализация заказчиком полномочий, представленных ему Законом № 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.

Так, Комиссия в ходе рассмотрения дела пришла к выводу о том, что жалоба ООО «Дестра Технолоджис» является обоснованной и подлежит удовлетворению, поскольку требование Заказчика к участникам закупки о наличии опыта поставки аналогичного оборудования общей суммой не менее 120 000 000 рублей за последние три года (начиная с 2013 года) препятствует допуску к участию в закупках хозяйствующих субъектов, опыт работы с установленной минимальной суммой, необоснованно ограничивает конкуренцию, и предъявление такого требования неправомерно.

С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела    № 08-93/2015, руководствуясь, частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу ООО «Дестра Технолоджис» на действия  конкурсной комиссии АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» при проведении конкурса на право заключения договора на поставку рентгенотелевизионной системы для нужду Ответчика, признать обоснованной.

2. Выдать Ответчику обязательное для исполнение предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны