Решение б/н Решение по делу в отношении индивидуального предпринимателя ... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе: <…>
рассмотрев дело № 08р-28/2013 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…> ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), выразившегося в распространении рекламы с 03.11.2013 г. по 29.11.2013 г. посредством трансляции на телеканале «Первый канал» видеоролика следующего содержания: «Ребенка зачали? Не вопрос! Цветы от студии роз!»,
в присутствии:
- представителя ИП <…>, <…> (доверенность от 09.01.2014 г. б/н),
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 27.11.2013 г. установлен факт распространения рекламы посредством трансляции на телеканале «Первый канал» видеоролика следующего содержания: «Ребенка зачали? Не вопрос! Цветы от студии роз!» с признаками нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Определением о возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе от 26.12.2013 г. № 08-6727 в отношении ИП <…> по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» возбуждено дело № 08р-28/2013, которое назначено к рассмотрению на 09.01.2014 г.
На заседании Комиссии 09.01.2014 г. представитель ИП <…>, <…> пояснила, что среди опрошенных по вопросу наличия либо отсутствия в рекламе нарушений рекламного законодательства имеется незначительный разрыв, в частности 8 человек проголосовали об отсутствии в рекламе нарушений законодательства о рекламе, 13 ответили утвердительно о наличии нарушений законодательства о рекламе. Также сообщила, что зачатие это физиологический процесс, в рекламе оно было преподнесено как событий радостное, в связи с чем считает, что реклама не содержит нарушений законодательства о рекламе.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав ответчика, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В силу абзаца 4 письма Федеральной антимонопольной службы РФ от 29.11.2010 г. № АК/41964 «Об определении критериев отнесения использованных в рекламе образов к непристойным и оскорбительным» (далее – Письмо) к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
В соответствии с абзацем 8 Письма, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.
С целью получения мнения потребителей относительно наличия либо отсутствия в вышеуказанной рекламе непристойного выражения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области «www.sahalin.fas.gov.ru» был проведен опрос, на котором был поставлен вопрос: «содержит ли реклама («Ребенка зачали? Не вопрос! Цветы от студии роз!») непристойное выражение?».
По результатам проведенного опроса, 13 человек утвердительно ответили о наличии в рекламе непристойного выражения, 8 человек ответили отрицательно.
Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что в рекламе «Ребенка зачали? Не вопрос! Цветы от студии роз!» распространенной с 03.11.2013 г. по 29.11.2013 посредством трансляции видеоролика на телеканале «Первый канал» содержится непристойное выражение.
Ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Ответственность за нарушения требований, установленных ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно письма Южно-Сахалинского филиала ООО «Рекламное агентство «ДВ Регион» рекламодателем указанной рекламы является ИП <…>.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя <…> следующего содержания: «Ребенка зачали? Не вопрос! Цветы от студии роз!», распространенную с 03.11.2013 г. по 29.11.2013 г. посредством трансляции на телеканале «Первый канал» видеоролика, поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.