Аналитический отчет б/н Анализ п.4 ст.16 ГБОУДО ОЦВВР ООО ЧОП ИНФОСЕРВИС от 14 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

КРАТКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ПО ДЕЛУ № 065/01/16-632/2020, ВОЗБУЖДЕННОМУ В ОТНОШЕНИИ ГБОУДО «ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» И ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ИНФОСЕРВИС» ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ Ч.4 СТ.16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 № 135-ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»

г. Южно-Сахалинск

2020 год

1. Общие положения.

Анализ состояния конкуренции на рынке строительных и ремонтных работ зданий проведен в соответствии с п./п. «а» пункта 1.1. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок № 220) в рамках рассматриваемого в Сахалинском УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-632/2020, возбужденного по признакам нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» № 065/01/16-632/2020 возбуждено в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Областной центр внешкольной воспитательной работы» (далее – ГБОУДО ОЦВВР). (ИНН 6501160253) и Общества с ограниченной ответственность Частное охранное агентство «ИНФОСЕРВИС» (далее – ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» (ИНН 6501265898)

Признаки нарушения ч.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразились в заключении 7 контрактов ГБОУДО ОЦВВР на выполнение услуг по охране законных прав и интересов заказчика с ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» без проведения конкурентных процедур, которые являлись, плановыми и постоянными. Таким образом, вышеуказанные действия ГБОУДО ОЦВВР и ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» содержат признаки нарушения конкуренции.

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили материалы проверки из Министерства образования Сахалинской области (вход. № 1328 от 26.03.2020 г.).

В период с 01.01.2019 по 27.03.2019 ГБОУДО ОЦВВР осуществил закупки на охранные услуги с ООО ЧОП «ИНВОСЕРВИС» на общую сумму 1 748 502,88 рублей без проведения конкурсных процедур, являющиеся услугами плановыми и постоянными, что позволяло заблаговременно произвести подготовку и проведение конкурентных процедур в порядке положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Однако ГБОУДО ОЦВВР проигнорировал требования действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и произвел закупку без проведения конкурентных процедур.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

По мнению Министерства, вышеуказанные действия ГБОУДО ОЦВВР и ООО ЧОП «ИНВОСЕРВИС» отвечают признакам дробления общего объема работ и услуг в рамках допустимых размеров с целю ухода от соблюдения конкурсных процедур, что является нарушением конкуренции и регулируется в рамках антимонопольного законодательства, что и послужило основанием направления обращения в Сахалинский УФАС России для соответствующей оценки действий участников закупки и в случае установления факта противоправных действий предпринять соответствующие меры по привлечению виновных к ответственности.

В период с 01.01.2019 по 27 марта 2019 ГБОУДО ОЦВВР с единственным поставщиком ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» на выполнение услуг по охране законных прав и интересов заказчика заключило следующие договоры:

  1. 399 990 – государственный контракт № 01-01/2019;
  2. 223 586,88 – государственный контракт № А01-01/2019;
  3. 201 949,44 – государственный контракт № А31-01/2019;
  4. 241 618,08 – государственный контракт № 28-02/2019;
  5. 223 586,88 – государственный контракт № А26-02/2019;
  6. 219 980,64 – государственный контракт № 26-03/2019;
  7. 216 374,40 – государственный контракт № А27-03/2019.

В качестве основания для заключения договоров с единственным поставщиком ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» без проведения конкурентной процедуры закупки в преамбуле указанных выше договоров указан пункт 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иного законодательства Российской Федерации, что не позволяет установить в соответствии с какими положениями указанных нормативных актов ГБОУДО ОЦВВР руководствовалось при определении способа закупки.

Из пояснений ГБОУДО ОЦВВР следует, что заключение договоров на охранные услуги с единственным поставщиком ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» послужило то, что несвоевременно были проведены закупки на данный вид услуг.

Пунктом 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа на товарный рынок.

В соответствии с частью 51 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/16-632/2020.

Согласно пункту 1.3. Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.8. настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 10.8 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

Настоящий анализ проведен с целью полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-632/2020, возбужденного по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ГБОУДО ОЦВВР и реализации соглашения с ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при заключении контрактов без проведения конкурентных процедур.

Анализ состояния конкуренции проведен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Порядком № 220;

- Законом о контрактной системе.

2. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

  • материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-632/2020.

3. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Согласно пункту 2.2 Порядка в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В целях настоящего исследования временной интервал отсчитывается от даты совершения первых установленных Сахалинским УФАС России действий, в которых усматриваются признаки соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при заключении контрактов, а именно от даты заключения первого государственного контракта № 01-01/2019 от 01.01.2019

В связи с заключенным соглашением Сахалинским УФАС России на основании Приказа от 08.06.2020 № 130 возбуждено дело № 065/01/16-632/2020 в отношении ГБОУДО ОЦВВР и ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС», по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» и создана комиссия по рассмотрению дела № 065/01/16-632/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

Исходя из вышеизложенного, настоящий анализ состояния конкуренции на товарном рынке является ретроспективным и охватывает временной интервал с 10.01.2019 до даты издания Приказа Сахалинского УФАС России № 130 о возбуждении дела № 065/01/16-632/2020.

Таким образом, временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2019 г. по 08.06.2020 г.

Выбранный временной интервал включает период совершения предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

4. Определение продуктовых границ рынка.

В соответствии с п. 3.1. Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Статьей 4 Закона «О защите конкуренции» закреплены следующие понятия:

  • товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
  • товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

В соответствии с п. 10.8. Порядка № 220 при определении продуктовых границ товарного рынка по делам, возбужденным по признакам нарушения ст. 16 Закона «О защите конкуренции», может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между иными хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Из материалов дела № 065/01/16-632/2020 следует, что 10.01.2019 года государственным заказчиком ГБОУДО ОЦВВР с одним поставщиком ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» были заключены 7 контрактов на оказание услуг по охране объектов.

Сведения о заключенных контрактах представлены в Таблице:

№ контр

акта

Дата заключения контракта

Наименование заказчика

Наименование подрядчика

Наименование предмета контракта

Цена контракта (руб.)

01-01/2019

01.01.2019

ГБОУДО ОЦВВР

ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС»

Обеспечение правопорядка, охрана имущества юридического лица находящегося на объекте Заказчика, расположенного по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д 266А.

Охрана объекта осуществляется круглосуточно 1 пост, 1 охранник.

399 900,00

А01-01/2019

01.01.2019

ГБОУДО ОЦВВР

ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС»

Обеспечение правопорядка, охрана имущества юридического лица находящегося на объекте Заказчика, расположенного по адресу Сахалинская область, Анивский р-н, территория лагеря «Сахалинский Артек».

Охрана объекта осуществляется круглосуточно 2охранника одновременно (в сутки).

223 586,88

А31-01/2019

31.01.2019

ГБОУДО ОЦВВР

ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС»

Обеспечение правопорядка, охрана имущества юридического лица находящегося на объекте Заказчика, расположенного по адресу Сахалинская область, Анивский р-н, территория лагеря «Сахалинский Артек».

Охрана объекта осуществляется круглосуточно 2охранника одновременно (в сутки)

201 949,44

28-02/2019

28.02.2019

ГБОУДО ОЦВВР

ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС»

Обеспечение правопорядка, охрана имущества юридического лица находящегося на объекте Заказчика, расположенного по адресу г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, д. 102.

Охрана объекта осуществляется круглосуточно 1 пост, 1 охранник.

241 618,08

А26-02/2019

26.02.2019

ГБОУДО ОЦВВР

ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС»

Обеспечение правопорядка, охрана имущества юридического лица находящегося на объекте Заказчика, расположенного по адресу Сахалинская область, Анивский р-н, территория лагеря «Сахалинский Артек».

Охрана объекта осуществляется круглосуточно 2охранника одновременно (в сутки)

223 586,88

26-03/2019

26.03.2019

ГБОУДО ОЦВВР

ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС»

Обеспечение правопорядка, охрана имущества юридического лица находящегося на объекте Заказчика, расположенного по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д 266А.

Охрана объекта осуществляется круглосуточно 1 пост, 1 охранник.

219 980,64

А27-03/2019

27.03.2019

ГБОУДО ОЦВВР

ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС»

Обеспечение правопорядка, охрана имущества юридического лица находящегося на объекте Заказчика, расположенного по адресу Сахалинская область, Анивский р-н, территория лагеря «Сахалинский Артек».

Охрана объекта осуществляется круглосуточно 2охранника

216 374,40

Следовательно, предметом соглашения между ГБОУДО ОЦВВР с одним поставщиком ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» является ограничение конкуренции при оказании услуг по охране объектов и территории административного здания ГБОУДО ОЦВВР, общежития ГБОУДО ОЦВВР и лагеря «Сахалинский Артек».

Исходя из предмета указанных соглашений, в которых усматриваются признаки нарушения п. 4 ст. 16 Закона «О защите конкуренции», продуктовыми границами товарного рынка являются услуги по охране объектов и территории административного здания ГБОУДО ОЦВВР, общежития ГБОУДО ОЦВВР и лагеря «Сахалинский Артек».

5. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Согласно п./п. «в» пункта 10.8. Порядка № 220 при определении географических границ товарного рынка могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный Банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты – участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/16-632/2020 установлено, что предметом соглашения между ГБОУДО ОЦВВР и ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» является ограничение конкуренции на рынке оказания услуг по охране объектов и территории административного здания ГБОУДО ОЦВВР, общежития ГБОУДО ОЦВВР и лагеря «Сахалинский Артек», вследствие не проведения конкурентных процедур по отбору подрядчика.

Административное здание и общежитие ГБОУДО ОЦВВР находится в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области, т.е. на территории МО городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Лагерь «Сахалинский Артек» находиться на территории МО «Анивский городской округ».

Услуги в соответствии с указанными в таблицах контрактами, заключенными с единственным поставщиком, также производились в интересах и на территории ГБОУДО ОЦВВР, расположенного в МО городского округа «Город Южно-Сахалинск» и МО «Анивский городской округ».

Достоверно определить границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние, невозможно, поскольку конкурентные процедуры не проводились.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, а также положений п. 10.8 Порядка № 220, географические границы товарного рынка определены границами муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск» и муниципального образования «Анивский городской округ» Сахалинской области.

Общие выводы:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2019 г. по 08.06.2020 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по охране объектов и территории административного здания ГБОУДО ОЦВВР, общежития ГБОУДО ОЦВВР, лагеря «Сахалинский Артек» в соответствии с контрактами, заключенными ГБОУДО ОЦВВР с ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС».

3. Предметом соглашения между ГБОУДО ОЦВВР и ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» является ограничение конкуренции на рынке услуг по охране объектов и территории административного здания ГБОУДО ОЦВВР, общежития ГБОУДО ОЦВВР, лагеря «Сахалинский Артек» в соответствии с контрактами, вследствие не проведения конкурентных процедур по отбору подрядчика.

Заключение договоров (контрактов) на проведение работ для государственных нужд без проведения торгов в случае, когда такие торги должны проводиться в силу требований закона, является действием, ограничивающим конкуренцию при осуществлении закупки, поскольку лишает неопределенный круг потенциальных участников торгов возможности претендовать на заключение контракта в установленном законом порядке в условиях равного не дискриминационного доступа к размещению заказа.

4. Географические границы товарного рынка: границы муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск» и муниципального образования «Анивский городской округ» Сахалинской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении: ГБОУДО ОЦВВР и ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИ».

6. Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 065/01/16-632/2020 и принятия решения о наличии или об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства.

Ведущий специалист эксперт

отдела анализа товарных, финансовых

рынков и экономической концентрации XXXXXX X.X.

14 сентября 2020 года

Связанные организации

Связанные организации не указаны