Решение №05-5618 без аннотации от 21 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью «ВГК АЗС»

694916, Сахалинская область, Углегорский р-н, с. Ударное,

ул. Угольная, д. 1А, пом. 2

MaiborodaSN@eastmining.ru

Заказчик:

Муниципальное казенное предприятие «Шахтерское коммунальное хозяйство» Углегорского городского округа

694910, Сахалинская область, Углегорский р-н, пгт. Шахтерск,

ул. Коммунистическая, д. 10А

mup65gos@mail.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/10/18.1-238-2019

18 ноября 2019 года г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

 – начальник отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

 – главный государственный инспектор отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

рассмотрев дело № 065/10/18.1-238/2019 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «ВГК АЗС» на действия заказчика – Муниципального казенного предприятия «Шахтерское коммунальное хозяйство» Углегорского городского округа при проведении запроса котировок по объекту: «Приобретение ГСМ для заправки автотранспорта через АЗС» (извещение № 31908325115),

в присутствии представителя от общества с ограниченной ответственностью «ВГК АЗС» – 

УСТАНОВИЛА:

29.10.2019 в Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «ВГК АЗС» (далее – заявитель, общество) на действия заказчика – Муниципального казенного предприятия «Шахтерское коммунальное хозяйство» Углегорского городского округа (далее – организатор торгов, заказчик, котировочная комиссия) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: «Приобретение ГСМ для заправки автотранспорта через АЗС» (извещение № 31908325115) (далее – запрос котировок).

В своей жалобе заявитель указывает свое несогласие с требованиями закупочной документации, при этом доводы общества заключаются в следующем:

1. Заказчиком неправомерно объединены в один лот товары (бензины автомобильные и топливо дизельное), которые относятся к разным товарным рынкам, что противоречит пункту 1.2.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках;

2. Ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контракта;

3. Неправомерное установление заказчиком в извещении о проведении запроса котировок требования месту поставки товара, что ограничивает число участников закупки.

Кроме того, заявителем обжалуются действия котировочной комиссии в части предоставления преимущества участнику закупки.

На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Уведомлением-требованием от 29.10.2019 № 05-4995 рассмотрение жалобы назначено на 08.11.2019 в 15 часов 15 минут.

Вместе с тем, на основании части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Комиссией объявлен перерыв до 18.11.2019 до 14 часов 45 минут.

Комиссия Управления, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Учитывая приведенные выше нормы Закона о закупках заказчиком разработано Положение о закупках товаров, работ, услуг муниципального казенного предприятия «Шахтерское коммунальное хозяйство» Углегорского городского округа (далее – Положение о закупках) в соответствии с которым разработана закупочная документация запроса котировок в электронной форме.

18.10.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок заказчиком опубликовано извещение о закупке № 31908325115 о проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: «Приобретение ГСМ для заправки автотранспорта через АЗС».

1. Рассмотрев первый довод заявителя, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Исходя из положений пункта 17 статьи Закона о контрактной системы признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В техническом задании закупочной документации указаны требуемые заказчиком наименования закупаемого товара, в том числе, бензин автомобильный АИ-92 экологического класса К5 и дизельное топливо.

При этом заявитель в жалобе указывает, что автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Однако в связи с тем, что бензины автомобильные и дизельное топливо относятся к рынкам с разными продуктовыми границами, заказчик неправомерно объединил указанные товары в один лот.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что при описании предмета закупки заказчик руководствовался требованиями, установленными частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссией установлено, что пунктом 1.5.2 Положения о закупке установлено, что планирование закупок осуществляется исходя из оценки потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах.

Как указано ранее, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) указанные в техническом задании товары относятся к одному классу продукции 19.20.21 «Топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин», что опровергает довод заявителя о незаконном объединении товаров в одном предмете закупки.

Таким образом, объединение бензина автомобильного и дизельного топлива в одном предмете закупки обусловлено сходной спецификой товаров, а также потребностью заказчика в приобретении горюче-смазочных материалов для заправки автотранспорта через АЗС. При этом заявитель на заседании пояснил, что на автозаправочной станции, принадлежащей обществу, имеются, как автомобильный бензин, так и дизельное топливо.

При таких обстоятельствах, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что требования, установленные в закупочной документации, в части объединения товаров в один лот, не нарушают положения Закона о закупках, в том числе не приводят к ограничению участников закупки.

2. Второй довод заявителя на обоснование начальной (максимальной) цены контракта Комиссия не рассматривает по существу ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 10 статьи 3 закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.

Учитывая, что в рамках рассмотрения данной жалобы подлежат применению правовые положения Закона о закупках, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия рассмотрения довода заявителя на обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

3. Рассмотрев третий довод заявителя, Комиссия Сахалинского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о месте поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Аналогичное требование указано заказчиком в пункте 1.8.7 Положения о закупках.

В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме заказчиком установлено место поставки товара – Сахалинская область, АЗС в пгт. Шахтерск.

Следовательно, заказчиком соблюдено требование, установленное в вышеуказанной норме.

Вместе с тем, местонахождение заказчика согласно сведениям извещения о проведении запроса котировок – Сахалинская область, Углегорский городской округ, пгт. Шахтерск, соответственно, заказчик, устанавливая место поставки, руководствовался своей потребностью, не ограничивая при этом количество участников. Кроме того, автозаправочная станция общества находится в установленном заказчиком месте поставки. Более того, обществом не представлено на заседание Комиссии бесспорных доказательств, что спорное требование заказчика в рамках данной закупки неисполнимо, и ограничивает права общества на участие в закупке.

Таким образом, третий довод заявителя Комиссия признает необоснованным.

4. Комиссия антимонопольного органа, рассмотрев последний довод заявителя на действия котировочной комиссии, пришла к следующим выводам.

Как установлено ранее, пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

В пункте 1.8.12 Положения о закупках установлено, что изменения, внесенные в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о закупке, размещаются в ЕИС не позднее трех дней со дня принятия решения об их внесении. В результате внесения указанных изменений срок подачи заявок на участие в конкурентной закупке должен быть продлен следующим образом. С даты размещения в ЕИС изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке должно оставаться не менее половины срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, установленного настоящим Положением для данного способа закупки.

Кроме того Положением о закупках предусмотрено:

пункт 1.8.13: Заказчик не несет ответственности, если участник закупки не ознакомился с включенными в извещение и документацию о закупке изменениями, которые размещены надлежащим образом.

пункт 1.8.14: Заказчик вправе отменить проведение конкурентной закупки по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Решение об отказе от проведения закупки размещается в ЕИС в день его принятия.

После окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке Заказчик вправе отменить проведение закупки только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что все юридически значимые действия, связанные с внесением изменений в закупочную документацию, осуществляются организатором торгов до окончания срока подачи заявок.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении запроса котировок, размещенному на сайте ЕИС 09.10.2019, дата окончания срока подачи заявок – 15.10.2019.

10.10.2019, до окончания срока подачи заявок, заявителем подана единственная заявка на участие в запросе котировок.

17.10.2019, согласно журналу событий, закупка переведена на этап «Работа комиссии» с этапа «Подача заявок».

Следовательно, 17.10.2019 заявка общества должна быть рассмотрена котировочной комиссией.

Несмотря на это, 18.10.2019, после окончания срока подачи заявок, организатором торгов внесены изменения, согласно которым, дата окончания подачи заявок с 15.10.2019 изменена на 23.10.2019.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что организатором торгов в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках внесены изменения после окончания срока подачи заявок.

При этом Комиссией учитывается, что указанные изменения произведены после рассмотрения заявки общества. Кроме того, 23.10.2019 10:55, за пять минут до окончания срока подачи заявок, на участие в запросе котировки подана еще одна заявка, признанная котировочной комиссией победителем закупки.

Таким образом, последний довод заявителя признан Комиссией обоснованным, а заказчик признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, Комиссия управления, рассмотрев материалы дела № 065/10/18.1-238/2019, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВГК АЗС» на действия организатора торгов – Муниципального казенного предприятия «Шахтерское коммунальное хозяйство» Углегорского городского округа при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: «Приобретение ГСМ для заправки автотранспорта через АЗС» (извещение № 31908325115) - обоснованной.

2. Признать организатора торгов - Муниципального казенного предприятия «Шахтерское коммунальное хозяйство» Углегорского городского округа нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать организатору торгов – Муниципальному казенному предприятию «Шахтерское коммунальное хозяйство» Углегорского городского округа обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Председатель Комиссии: 

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны