Решение №05-2304 см. в файле от 22 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО СКФ «Горстрой»

692904, Приморский край, г. Находка, ул. Школьная, 3, оф. 30

skfgorstroy@mail.ru

Заказчик:

Муниципальное бюджетное учреждение «Отдел капитального строительства» Анивского городского округа

694030, Сахалинская обл., Анивский р-н, Анива г, ул. Дьяконова, 30

anivskiy.oks@yandex.ru

Уполномоченное учреждение:

Муниципальное казенное учреждение «Производственно-техническое управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Анивский городской округ»

694030, Сахалинская обл., Анивский р-н, Анива г, ул. Калинина, 57

aniva.zakaz@mail.ru

Оператор электронной площадки

РТС-тендер

ko@rts-tender.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/06/106-127/2019 о нарушении законодательства

Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

20 мая 2019 года

г. Южно-Сахалинск

Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...> – начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

членов Комиссии:

<...> – главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

<...> – главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,

в присутствии представителей:

от заявителя – не явился, о времени, дате и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом;

от муниципального бюджетного учреждения «Отдел капитального строительства» Анивского городского округа – <...>., на основании доверенности от 20.05.2019;

от муниципального казенного учреждения «Производственно-техническое управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Анивский городской округ» - не явился, о времени, дате и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью СКФ «Горстрой» (ИНН 6501277702) (далее – заявитель, общество) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением «Производственно-техническое управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Анивский городской округ» (ИНН 6501231225) (далее – уполномоченное учреждение) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Расширение и реконструкция школы № 1 до 1266 учащихся (с увеличением на 906 учащихся) в г. Анива (блок II А)» (Погрузчик)» (извещение № 0361300027519000039) (далее – аукцион),

УСТАНОВИЛА:

14.05.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения аукционной документации, которая нарушает требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), при этом указывает следующие доводы:

1. Заказчиком нарушены положения части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку им аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» в недействующей редакции;

2. В нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе заказчик из возможных видов и объемов работ по строительству объекта капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 (ред. от 20.11.2018) «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» установил только один вид работ.

На основании изложенного, провести проверку по доводам изложенным в жалобе, признать уполномоченное учреждение нарушившим положения Закона о контрактной системе, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.

Уведомлением-требованием от 15.05.2019 № 05-2165 рассмотрение жалобы по существу назначено на 20.05.2019 в 15 часов 45 минут.

Комиссия, заслушав представителя заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.

15.03.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Расширение и реконструкция школы № 1 до 1266 учащихся (с увеличением на 906 учащихся) в г. Анива (блок II А)» (извещение № 0361300027519000039).

Последние изменения в извещение о проведении электронного аукциона, а также в аукционную документацию внесены 26.04.2019.

Начальная (максимальная) цена контракта – 88 966 140 руб.00 коп.

1. Комиссия, рассмотрев первый довод, изложенный в жалобе заявителя, установила следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

При этом Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1.

Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

В силу пункта 2(1) приложения № 1 к Постановлению № 99, установлено, что в случае выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, а именно:

«наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей».

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 13 Информационной карты аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки установлены в следующем виде:

«наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В устных и письменных возражениях заказчик указывает, что в аукционную документацию 26.04.2019 внесены изменения в соответствии с предписанием антимонопольного органа от 17.04.2019 № 05-34/19. При этом первоначально закупочная документация размещена 15.03.2019, то есть до вступления в законную силу изменений в положения Постановления № 99, соответственно, учитывая, что действие изменений в положения Постановления №99 не распространяются на извещение, размещенное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 15.03.2019, заказчик считает, что, не установив требования к участникам закупки в соответствии с изменениями в положения Постановления № 99 в действующей редакции документации от 26.04.2019, не нарушил Закон о контрактной системе.

Однако Комиссия не может согласиться с указанным выше доводом заказчика ввиду следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 294 «О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4.02.2015 № 99» внесены изменения в положения Постановления № 99. Указанные изменения вступили в силу 21.03.2019.

Как указано ранее 26.04.2019 в извещение о проведении электронного аукциона, а также в аукционную документацию внесены изменения.

Таким образом, 26.04.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, размещена полностью новая измененная (переработанная) аукционная документация и извещение о проведении аукциона в измененном виде. Вышеуказанные изменения от 26.04.2019 автоматически переводят аукционную документацию от 15.03.2019 в недействующую редакцию.

При этом уполномоченным учреждением на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации в новой действующей редакции от 26.04.2019 положения пункта 2(1) приложения № 1 к Постановлению № 99 в новой редакции не учтены и как следствие такие требования не были установлены в действующей документации.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что заказчиком утверждена и принята аукционная документация, фактически в новой редакции, в связи с чем, заказчик должен был переработать последнюю с учетом действовавших на момент ее утверждения норм Постановления № 99.

На основании изложенного, первый довод жалобы заявителя признается обоснованным, а заказчик нарушившим положения части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Указанное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Рассмотрев второй довод жалобы заявителя, Комиссия пришла к следующему выводу.

Статья 110.2 Закона о контрактной системе определяет особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

В части 2 названной статьи Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Данная норма закона носит отсылочный характер и определяет возможность органа исполнительной власти установить соответствующий перечень видов работ.

Виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 570 от 15.05.2017 (далее - Постановление №570).

Подпункты «а», «б» пункта 2 Постановления № 570 определяют, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке (подпункт «а»); конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г. (подпункт «б»).

Из анализа изложенных норм следует, что в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению № 570, то заказчик обязан при составлении документации о закупке выполнить предусмотренные подпунктами «а», «б» пункта 2 названного Постановления условия. В частности, заказчику следует самостоятельно определить и включить в документацию об электронном аукционе перечень возможных видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту (подпункт «а»).

При этом в перечне установлены следующие виды работ:

1. Подготовительные работы

2. Земляные работы

3. Инженерная подготовка территории

4. Инженерная защита территории

5. Свайные работы

6. Устройство фундаментов и оснований

7. Возведение несущих конструкций

8. Возведение наружных ограждающих конструкций

9. Устройство кровли

10. Фасадные работы

11. Внутренние отделочные работы

12. Устройство внутренних санитарно-технических систем

13. Устройство внутренних электротехнических систем

14. Устройство внутренних трубопроводных систем

15. Устройство внутренних слаботочных систем

16. Установка подъемно-транспортного оборудования

17. Монтаж технологического оборудования

18. Пусконаладочные работы

19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи

20. Устройство наружных сетей канализации

21. Устройство наружных сетей водоснабжения

22. Устройство наружных сетей теплоснабжения

23. Устройство наружных сетей газоснабжения

24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог

25. Работы по обустройству автомобильной дороги

26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути

27. Устройство трубопроводов

28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия

29. Устройство туннелей

30. Устройство штолен

31. Устройство искусственных сооружений

32. Дноуглубительные и водолазные работы

33. Гидротехнические работы

34. Благоустройство

Объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Расширение и реконструкция школы № 1 до 1266 учащихся (с увеличением на 906 учащихся) в г. Анива (блок II А)». Соответственно, названное Постановление № 570 подлежит применению к рассматриваемым отношениям.

Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что заказчик в пункте 30 Информационной карты документации указал из возможных видов и объемов работ по строительству объекта капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, только один вид работ, а именно - Возведение несущих конструкций.

При этом конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, включаются в государственный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной утвержденной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного контракта.

Между тем, сметной документацией предусмотрены иные виды работ, которые также включены в перечень согласно Постановлению №570, а именно: земляные работы, устройство наружных сетей теплоснабжения, благоустройство и др.

Из указанного следует, что заказчик, указал только один вид работ из Постановления №570 безотносительно его (перечня) к работам, необходимым для выполнения по предмету торгов, и не предложил подрядчику самому выбрать какие виды работ из данного перечня он будет выполнять самостоятельно.

Кроме того, в проекте контракта заказчик еще раз указал на то, что подрядчик обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц по настоящему контракту работы общей стоимостью не менее 25% от цены Контракта только работы по возведению несущих конструкций.

Так, из вышеуказанного следует, что подрядчик без права выбора обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту работы по возведению несущих конструкций.

Соответственно, в аукционную документацию заказчиком не включены возможные виды работ по строительству, объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Таким образом, оценив указанные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу, что заказчик не выполнил требования части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе при разработке документации, в связи с чем, довод Заявителя признается обоснованным.

Указанное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью СКФ «Горстрой» (ИНН 6501277702) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением «Производственно-техническое управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Анивский городской округ» (ИНН 6501231225) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Расширение и реконструкция школы № 1 до 1266 учащихся (с увеличением на 906 учащихся) в г. Анива (блок II А)» (Погрузчик)» (извещение № 0361300027519000039) – обоснованной.

2. Уполномоченное учреждение – Муниципальное казенное учреждение «Производственно-техническое управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Анивский городской округ» (ИНН 6501231225) признать нарушившим часть 4 статьи 31, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Уполномоченному учреждению (аукционной комиссии) – уполномоченному учреждению – Муниципальному казенному учреждению «Производственно-техническое управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Анивский городской округ» (ИНН 6501231225) обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Члены комиссии

<...>
  <...>
  <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны