Заключение б/н без аннотации от 28 июня 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области почтовый адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 юридический адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67 e-mail:to65@fas.gov.ru ____________ № ____________ На № _______ от _____________ |
||
Заключение
об обстоятельствах дела № 08-01/2019
28 июня 2019 года г. Южно-Сахалинск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
- *** – врио руководителя управления; - *** – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы; - *** – государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы; |
рассмотрев дело 08-01/2019, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (127055, г. Москва, ул. Сущевская, д. 19, ст. 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454, КПП 770701001) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
Руководствуясь статьей 48.1 ФЗ «О защите конкуренции».
УСТАНОВИЛА:
В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области на рассмотрении находятся обращение главы Администрации Северо – курильского городского округа ***поступившее из Сахалинской транспортной прокуратуры (вх. № 3944от 19.11.2018 г.) на действия субъекта естественной монополии Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (далее – ФГУП «Росморпорт»), оказывающего услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск.
В ходе рассмотрения дела комиссией были установлены следующие фактические обстоятельства дела.
ФГУП «Росморпорт» оказывает услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морском терминале Северо – Курильск морского порта Невельск, ставки лоцманского сбора за услуги лоцманской проводки судов определены приказом ФГУП «Росморпорт» от 05.09.2017 № 357.
Ставка лоцманского сбора, утверждённая приказом ФГУП «Росморпорт» от 05.09.2017 № 357 не включает в себя плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна.
ФГУП «Росморпорт» при оказании услуг лоцманской проводки судов, доставку лоцмана на борт судна и обратно, не осуществляет.
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по предоставлению причалов на территории морского терминала Северо – Курильского морского порта Невельск по делу № 08-01/2019 по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, установлено следующее.
- Временной интервал исследования определен периодом с 07.11.2017 г. по 09.01.2019 г.
- Продуктовые границы товарного рынка: услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в порту, оказываемые в сфере деятельности субъекта естественной монополии.
- Географические границы товарного рынка: граница морского терминала Северо – Курильск морского порта Невельск.
- Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение: В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положением ФГУМ «Росморпорт» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Услуги в портах являются сферой деятельности субъектов естественной монополии на основании ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
На основании пункта 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950, государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в портах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - постановление N 293) утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
Указанный перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, включает:
1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту
2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам
3. Обеспечение лоцманской проводки судов
4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации
5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков
6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему
7. Предоставление причалов
8. Обеспечение экологической безопасности в порту
9. Погрузка и выгрузка грузов
10. Хранение грузов
11. Услуги буксиров
12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах
13. Обслуживание пассажиров.
14. Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.
Таким образом, в силу приказа № 293, услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морских портах, входят в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах цены (тарифы, сборы) на которые подлежат государственному регулированию.
Вместе с тем, в течение 2017-2018 г.г. ФАС России было принято несколько решений по вопросу изменения регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Российской Федерации путем неприменения ценового регулирования в том числе Приказ ФАС России от 13.06.2017 № 781/17 «Об изменении регулирования деятельности лоцманских организация в морских портах Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России от 24.07.2017, регистрационный номер <...> ) (далее – Приказ № 781/17).
Приказ № 781/17 разработан в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 17.08.1996 № 147-ФЗ «Об естественных монополиях», пунктами 68 69 приказа ФСТ России о 13.10.2010 № 481-э «Об утверждении порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращений регулирования деятельности субъектов естественных монополий и перечня таких документов» (зарегистрирован Минюстом России 22.10.2010, регистрационный номер <...> (далее Приказ № 481-э) на основании пункта 6.1 (1) Положения ФАС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331.
В соответствии с пунктом 1 Приказа № 781/17 ценовое регулирование на услуги по обучению лоцманской проводки судов не применяются в отношении ФГУП «Росморпорт».
Согласно пункту 68 Приказа № 481-э решение об изменении регулирования предполагает изменение мер регулирования, применяемых к субъекту естественной монополии, в том числе в зависимости от экономического, может содержать положения о неприменении к субъекту естественной монополии ценового регулирования, осуществляемого посредством установления цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 2 Приказа № 781/17 на субъекты естественной монополии, в том числе на ФГУП «Росморпорт» возложена обязанность о предоставлении в ФАС России заверенной копии акта (документа) об установлении (изменении) тарифов на услуги по обеспечению лоцманской проводки судов.
Таким образом, ставка лоцманского сбора на услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морском терминале Северо – Курильск морского порта Невельск, установлена ФГУП «Росмопорт» самостоятельно в связи с изданием Приказа № 781/17.
Вместе с тем, при формировании цены субъект естественной монополии должны руководствоваться указаниями ФАС России.
Стоит, отметить, что приказ отменяет регулирование только в части ценообразования.
На основании изложенного, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно ст. 86 (Глава VI. Морские лоцманы § 1. Лоцманская проводка судов) Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ лоцманская проводка судов осуществляется в целях: обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, защиты морской среды.
Приказом Минтранса РФ от 22.07.2008 № 112 "Об утверждении Положения о морских лоцманах Российской Федерации" (далее – Приказ № 112) определены обязательные требования в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предоставление услуг по лоцманской проводке морских судов.
Согласно пункта 10 (Раздел II Требования предъявляемые к морским лоцманам) Приказа № 112 для осуществления лоцманских проводок в распоряжении морского лоцмана должно находиться следующее материально-техническое обеспечение и оснащение:
1) средства доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна, находящиеся в исправном состоянии и обладающие необходимыми техническими характеристиками исходя из протяженности района лоцманской проводки судов, продолжительности лоцманской проводки судов, интенсивности судоходства, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов (лоцманский катер, вертолет и т.п.);
2) автомобильный транспорт, функционирующий в круглосуточном режиме;
3) необходимые средства связи с судами, службами морского порта, ЦУДС и СУДС;
4) индивидуальную систему позиционирования и идентификации судов, сопряженную с информационной базой СУДС и портовых служб;
5) помещения для работы и отдыха морских лоцманов, соответствующие санитарным нормам и оборудованные телефонной связью и необходимой оргтехникой;
6) помещение и оборудование для проведения технической учебы морских лоцманов;
7) помещение, имеющее оборудование для хранения и подогрева пищи;
8) морские навигационные карты и пособия на район лоцманской проводки судов, откорректированные по последним "Извещениям мореплавателям";
9) навигационная, гидрометеорологическая и гидрологическая информация по району лоцманской проводки судов;
10) необходимые документы, связанные с лоцманской деятельностью;
11) спецодежду в соответствии с климатическими условиями района лоцманской проводки судов;
12) индивидуальные спасательные средства и средства индивидуальной связи одобренного типа;
13) медицинские средства оказания первой помощи.
Согласно письменным пояснениям, ФГУП «Росморпорт» не имеет обязательное в соответствии с Приказом № 112 средство доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна (лоцманский катер, вертолет и т.п.).
Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что ФГУП «Росморпорт» не обеспечивает доставку и снятие лоцмана с судна, чем нарушает права потребителей услуги «лоцманская проводка судов», направленных на получение такой услуги в полном объеме, установленных нормативно правовыми актами.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, в указанных действиях ФГУП «Росморпорт» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Председатель комиссии: ***
Члены комиссии***
***