Заключение б/н без аннотации от 28 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail:to65@fas.gov.ru

____________ № ____________

На № _______ от _____________

   
     

Заключение

об обстоятельствах дела № 08-01/2019

28 июня 2019 года г. Южно-Сахалинск

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

- *** – врио руководителя управления;

- *** – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы;

- *** – государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы;

рассмотрев дело 08-01/2019, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (127055, г. Москва, ул. Сущевская, д. 19, ст. 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454, КПП 770701001) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

Руководствуясь статьей 48.1 ФЗ «О защите конкуренции».

УСТАНОВИЛА:

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области на рассмотрении находятся обращение главы Администрации Северо – курильского городского округа ***поступившее из Сахалинской транспортной прокуратуры (вх. № 3944от 19.11.2018 г.) на действия субъекта естественной монополии Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (далее – ФГУП «Росморпорт»), оказывающего услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск.

В ходе рассмотрения дела комиссией были установлены следующие фактические обстоятельства дела.

ФГУП «Росморпорт» оказывает услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морском терминале Северо – Курильск морского порта Невельск, ставки лоцманского сбора за услуги лоцманской проводки судов определены приказом ФГУП «Росморпорт» от 05.09.2017 № 357.

Ставка лоцманского сбора, утверждённая приказом ФГУП «Росморпорт» от 05.09.2017 № 357 не включает в себя плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна.

ФГУП «Росморпорт» при оказании услуг лоцманской проводки судов, доставку лоцмана на борт судна и обратно, не осуществляет.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по предоставлению причалов на территории морского терминала Северо – Курильского морского порта Невельск по делу № 08-01/2019 по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, установлено следующее.

  1. Временной интервал исследования определен периодом с 07.11.2017 г. по 09.01.2019 г.
  2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в порту, оказываемые в сфере деятельности субъекта естественной монополии.
  3. Географические границы товарного рынка: граница морского терминала Северо – Курильск морского порта Невельск.
  4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение: В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положением ФГУМ «Росморпорт» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Услуги в портах являются сферой деятельности субъектов естественной монополии на основании ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами.

На основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании пункта 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950, государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в портах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - постановление N 293) утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

Указанный перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, включает:

1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту

2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам

3. Обеспечение лоцманской проводки судов

4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации

5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков

6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему

7. Предоставление причалов

8. Обеспечение экологической безопасности в порту

9. Погрузка и выгрузка грузов

10. Хранение грузов

11. Услуги буксиров

12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах

13. Обслуживание пассажиров.

14. Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

Таким образом, в силу приказа № 293, услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морских портах, входят в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах цены (тарифы, сборы) на которые подлежат государственному регулированию.

Вместе с тем, в течение 2017-2018 г.г. ФАС России было принято несколько решений по вопросу изменения регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Российской Федерации путем неприменения ценового регулирования в том числе Приказ ФАС России от 13.06.2017 № 781/17 «Об изменении регулирования деятельности лоцманских организация в морских портах Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России от 24.07.2017, регистрационный номер <...> ) (далее – Приказ № 781/17).

Приказ № 781/17 разработан в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 17.08.1996 № 147-ФЗ «Об естественных монополиях», пунктами 68 69 приказа ФСТ России о 13.10.2010 № 481-э «Об утверждении порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращений регулирования деятельности субъектов естественных монополий и перечня таких документов» (зарегистрирован Минюстом России 22.10.2010, регистрационный номер <...> (далее Приказ № 481-э) на основании пункта 6.1 (1) Положения ФАС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331.

В соответствии с пунктом 1 Приказа № 781/17 ценовое регулирование на услуги по обучению лоцманской проводки судов не применяются в отношении ФГУП «Росморпорт».

Согласно пункту 68 Приказа № 481-э решение об изменении регулирования предполагает изменение мер регулирования, применяемых к субъекту естественной монополии, в том числе в зависимости от экономического, может содержать положения о неприменении к субъекту естественной монополии ценового регулирования, осуществляемого посредством установления цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 781/17 на субъекты естественной монополии, в том числе на ФГУП «Росморпорт» возложена обязанность о предоставлении в ФАС России заверенной копии акта (документа) об установлении (изменении) тарифов на услуги по обеспечению лоцманской проводки судов.

Таким образом, ставка лоцманского сбора на услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морском терминале Северо – Курильск морского порта Невельск, установлена ФГУП «Росмопорт» самостоятельно в связи с изданием Приказа № 781/17.

Вместе с тем, при формировании цены субъект естественной монополии должны руководствоваться указаниями ФАС России.

Стоит, отметить, что приказ отменяет регулирование только в части ценообразования.

На основании изложенного, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно ст. 86 (Глава VI. Морские лоцманы § 1. Лоцманская проводка судов) Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ лоцманская проводка судов осуществляется в целях: обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, защиты морской среды.

Приказом Минтранса РФ от 22.07.2008 № 112 "Об утверждении Положения о морских лоцманах Российской Федерации" (далее – Приказ № 112) определены обязательные требования в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предоставление услуг по лоцманской проводке морских судов.

Согласно пункта 10 (Раздел II Требования предъявляемые к морским лоцманам) Приказа № 112 для осуществления лоцманских проводок в распоряжении морского лоцмана должно находиться следующее материально-техническое обеспечение и оснащение:

1) средства доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна, находящиеся в исправном состоянии и обладающие необходимыми техническими характеристиками исходя из протяженности района лоцманской проводки судов, продолжительности лоцманской проводки судов, интенсивности судоходства, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов (лоцманский катер, вертолет и т.п.);

2) автомобильный транспорт, функционирующий в круглосуточном режиме;

3) необходимые средства связи с судами, службами морского порта, ЦУДС и СУДС;

4) индивидуальную систему позиционирования и идентификации судов, сопряженную с информационной базой СУДС и портовых служб;

5) помещения для работы и отдыха морских лоцманов, соответствующие санитарным нормам и оборудованные телефонной связью и необходимой оргтехникой;

6) помещение и оборудование для проведения технической учебы морских лоцманов;

7) помещение, имеющее оборудование для хранения и подогрева пищи;

8) морские навигационные карты и пособия на район лоцманской проводки судов, откорректированные по последним "Извещениям мореплавателям";

9) навигационная, гидрометеорологическая и гидрологическая информация по району лоцманской проводки судов;

10) необходимые документы, связанные с лоцманской деятельностью;

11) спецодежду в соответствии с климатическими условиями района лоцманской проводки судов;

12) индивидуальные спасательные средства и средства индивидуальной связи одобренного типа;

13) медицинские средства оказания первой помощи.

Согласно письменным пояснениям, ФГУП «Росморпорт» не имеет обязательное в соответствии с Приказом № 112 средство доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна (лоцманский катер, вертолет и т.п.).

Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что ФГУП «Росморпорт» не обеспечивает доставку и снятие лоцмана с судна, чем нарушает права потребителей услуги «лоцманская проводка судов», направленных на получение такой услуги в полном объеме, установленных нормативно правовыми актами.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в указанных действиях ФГУП «Росморпорт» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель комиссии: ***

Члены комиссии***

***

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны