Решение №05-3297 Без аннотации от 20 мая 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области почтовый адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 юридический адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67 e-mail: to65@fas.gov.ru ___________№ __________ На № _______ от ___________ |
Заявитель: Акционерное общество «Сахалиннеруд» 696006, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева, д.110а, оф.1-2 sakhalinnerud@yandex.ru Заказчик: Муниципальное автономное учреждение Анивское «Благоустройство» 694045, Сахалинская область, Анивский р-н, с. Петропавловское, ул. Центральная, 2а mbu_anivskoe@mail.ru |
РЕШЕНИЕ
по делу № 065/10/18.1-484-2020
15 мая 2020 года г. Южно-Сахалинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:
Председатель Комиссии: |
– Солонин К.В. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области; |
Членов Комиссии: |
– Казанов Н.А. – начальник отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области; |
– Дубровина С.А. – главный государственный инспектор отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области; |
рассмотрев дело № 065/10/18.1-484/2020 по жалобе акционерного общества «Сахалиннеруд» (ИНН 6501019187) (далее – общество, заявитель) на действия конкурсной комиссии – Муниципального автономного учреждения Анивское «Благоустройство» (ИНН 6501238534) (далее – конкурсная комиссия, учреждение) при проведении конкурса в электронной форме по объекту: «Поставка инертных строительных материалов» (извещение № 32009047317) (далее – конкурс),
УСТАНОВИЛА:
22.04.2020 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России, Управление) поступила жалоба заявителя, согласно которой, общество указывает на несогласие с отклонением его второй части заявки, ввиду непредоставление справки налогового органа по форме КНД 1120101 об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью налогового органа. Вместе с этим, заявитель считает незаконными действия организатора торгов в части установления сроков проведения торгов, которые, по его мнению, не позволяют участникам закупки получить соответствующую справку из налогового органа. Кроме того, заявитель не согласен с отклонением заявки в связи с предоставлением одобрения крупной сделки в составе второй части заявки, поскольку такое требование установлено в Приложении 1.5 закупочной документации. Также в своей жалобе заявитель указывает на неверное обоснование начальной максимальной цены договора, которая, по его мнению, является завышенной.
Уведомлением-требованием от 24.04.2020 № 05-2886; от 06.05.2020 № 05-3055 рассмотрение жалобы по существу назначено на 15.05.2020 на 14 часов 45 минут.
Комиссия, проанализировав имеющуюся информацию, изучив материалы дела № 065/10.18.1-484/2020, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы, которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
29.03.2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заказчиком размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме по объекту: «Поставка инертных строительных материалов» (извещение № 32009047317)
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Приложением 1.5 закупочной документации установлены обязательные требования к участнику закупки, а также к документам, подтверждающим соответствие участника, установленным требованиям, в частности у участника закупки должны отсутствовать недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Указанное требование к участникам закупки подтверждается предоставлением справкой налогового органа по форме КНД 1120101 об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, либо копия Справки, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа, либо копия нотариально заверенной Справки, полученная не ранее чем за 30 дней до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений. В случае наличия задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах, участнику дополнительно необходимо предоставить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам , бухгалтерскую отчетность за последний отчетный период с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом, для подтверждения не превышения задолженности двадцати пяти процентов балансовой стоимости активов участника закупки или справку из налогового органа о том, что участником в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
Предоставление указанной выше справки предусмотрено в составе второй части заявки (пункт 6 приложения 1.6 закупочной документации).
В ходе анализа второй части заявки заявителя, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено, что в подтверждение своего соответствия во исполнение приложения 1.5 закупочной документации обществом приложена справка № 42115 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области по форме КНД 1120101.
Указанная справка сформирована через систему электронного документооборота «Контур Экстерн», что не отрицается заявителем, а также не подписана квалифицированной электронной подписью должностного лица налогового органа.
При этом Комиссией учитывается, что в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закона об электронной подписи) квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам: ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате; для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим законом.
В силу статьи 11 Закона об электронной подписи квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, при одновременном соблюдении следующих условий: квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата; квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен; имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания. При этом проверка осуществляется с использованием средств электронной подписи, получивших подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим законом, и с использованием квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ; квалифицированная электронная подпись используется с учетом ограничений, содержащихся в квалифицированном сертификате лица, подписывающего электронный документ (если такие ограничения установлены).
Учитывая в совокупности вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что комиссия организатора торгов правомерно отклонила заявку общества, в связи с отсутствием документа, соответствующего требованиям закупочной документации и подтверждающая отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме этого, довод заявителя об отсутствии правовых оснований для отклонения его заявки в связи с предоставлением одобрения крупной сделки в составе второй части заявки Комиссия признает необоснованным, при этом исходит из следующего.
Как указано ранее приложением 1.5 закупочной документации установлены обязательные требования к участнику закупки, а также к документам, подтверждающим соответствие участника, установленным требованиям.
Приложением 1.6 закупочной документации требования к составу первой и второй части заявки, а также ценовому предложению участника закупки.
В соответствии с пунктом 6 указанного выше приложения закупочной документации предоставление Документы, подтверждающие соответствие Участника обязательным требованиям настоящей Документации о закупке (Приложение 1.5.), за исключением документа / справки в отношении крупной сделки, которая в соответствии с пунктом 11 приложения 1.6 документации предоставления в составе ценового предложения.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что вторая часть заявки общества не соответствовала требования документации, в связи с чем, правомерно отклонена комиссией заказчика.
Рассмотрев по существу довод заявителя, связанный с обжалованием сроков проведения торгов, Комиссия Сахалинского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
На основании части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении конкурса в электронной форме, участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 2 указанной выше нормы установлено, что конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.
На основании подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участие субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса в электронной форме не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей.
Учитывая изложенное, Комиссия не установила в действиях заказчика нарушений Закона о закупках, выразившиеся в необоснованном сокращении сроков проведения конкурса в электронной форме, в связи с чем, довод общества признается необоснованным.
Кроме того, довод заявителя на обоснование начальной (максимальной) цены контракта Комиссия не рассматривает по существу ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 10 статьи 3 закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в части 9 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Учитывая, что в рамках рассмотрения данной жалобы подлежат применению правовые положения Закона о закупках, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия рассмотрения довода заявителя на обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая в совокупности вышеизложенное изложенное, Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев материалы дела № 065/10/18.1-484/2020, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу акционерного общества «Сахалиннеруд» (ИНН 6501019187) на действия конкурсной комиссии – Муниципального автономного учреждения Анивское «Благоустройство» (ИНН 6501238534) при проведении конкурса в электронной форме по объекту: «Поставка инертных строительных материалов» (извещение № 32009047317) – необоснованной.
2. Доводы, связанные с обжалованием начальной максимальной цены договора по существу не рассматривать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.