Решение б/н решение от 3 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/10/18.1-2/2021

29 января 2021 года                                                                            г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской (далее – Комиссия) области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

председателя Комиссии: . – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской;

членов Комиссии:  – старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,

– главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской;

в присутствии представителей сторон:

от общества с ограниченной ответственностью «Тэктум» – генеральный директор , личность удостоверена по паспорту,

от Акционерного общества «Управление по обращению с отходами» – ., на основании доверенности от 11.01.2021,

рассмотрев дело № 065/10/18.1-2/2021 по жалобе информационного агентства «Горбуша.инфо» (общества с ограниченной ответственностью «Тэктум»)
(ИНН 6501264260) на действия заказчика – Акционерного общества «Управление по обращению с отходами» (ИНН 6501269229) по факту заключения договора с муниципальным бюджетным учреждением «Зеленый город» без проведения конкурентной процедуры,

УСТАНОВИЛА:

11.12.2020 в Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба информационного агентства «Горбуша.инфо» (общества с ограниченной ответственностью «Тэктум») (ИНН 6501264260) (далее – заявитель) на действия заказчика – Акционерного общества «Управление по обращению с отходами» (ИНН 6501269229) (далее–заказчик) по факту заключения договора с муниципальным бюджетным учреждением «Зеленый город» без проведения конкурентной процедуры.

В своей жалобе заявитель указывает, что между АО «Управление по обращению с отходами» и МБУ «Зеленый город» заключены договора с единственным поставщиком, в обход положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Комиссия Управления, заслушав представителей сторон, изучив документы, представленные в материалы дела, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Из материалов дела следует, что заявителем фактически обжалуются действия заказчика по заключению контрактов на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Сахалинской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в границах ГО город Южно-Сахалинск, которые, по его мнению, должны быть заключены в порядке и в соответствии с Законом о закупках.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов регулируется положениями Федерального закона от 24.06.2018 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

Согласно статье 1 Закона об отходах под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

На основании пункта 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В материалы дела представлено соглашение от 19.12.2017, заключенное между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области и акционерным обществом «Управление по обращению с отходами», согласно которому последнему присвоен статус регионального оператора с 01.01.2018 по 01.01.2027.

При этом на заседании Комиссии установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что акционерное общество «Управление по обращению с отходами» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность регионального оператора на территории Сахалинской области.

Из части 2 статьи 24.6 Закона об отходах следует, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее – правила обращения с твердыми коммунальными отходами, Правила № 1156).

В пункте 4 правил обращения с твердыми коммунальными отходами указанно, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 23 Правил № 1156 установлено, что в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» утверждены правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее – Правила № 1133).

В силу подпункта «а» пункта 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, в случае если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил № 1133 установлено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее – аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

При этом Комиссией учитывается, что в силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) в соответствии Законом о контрактной системе понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктами 7, 8 Правил № 1133 организатором аукциона является региональный оператор, который обязан провести аукцион, сформировав лоты в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил. В отношении каждого лота проводится отдельный аукцион.

Пунктом 9 этих же Правил предусмотрено, что услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории).

Организатор аукциона вправе выделять в отдельные лоты услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов отдельных видов (классов опасности), образующихся на определенной территории в зоне деятельности организатора аукциона.

В отношении не менее 15 процентов объема услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, выделенных в отдельные лоты в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, проводятся аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

На основании подпункта «а» пункта 10 Правил № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях установленных подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, – в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора.

В случае если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Федерального закона, организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно (пункт 13 Правил № 1133).

Из изложенного следует, что если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов, последний с учетом приведенных норм обязан провести торги в форме электронных аукционов в порядке установленным Законом о контрактной системе и с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 1133, в которых не менее 15 процентов объема услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов должны быть исключительно только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Как указано ранее, акционерное общество «Управление по обращению с отходами» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность регионального оператора на территории Сахалинской области, следовательно, в зоне его деятельности образуется 100 процентов объема твердых коммунальных отходов Сахалинской области.

В этой связи, региональный оператор обязан провести все торги на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов путем электронного аукциона в порядке Закона о контрактной системе, и лишь в случае, если такие торги будут признаны несостоявшимися региональный оператор вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно.

При таких обстоятельствах, довод заявителя о необходимости заключения спорных контрактов в соответствии с Законом о закупках, Комиссия Сахалинского УФАС России признает необоснованным, поскольку такое заключение контрактов противоречит требованиям Правил № 1133.

Между тем, из материалов дела следует, что заказчиком заключены прямые договоры с перевозчиками на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов без проведения торгов в порядке установленным Законом о контрактной системе и с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 1133, что противоречит требованиям подпункта «а» пункта 3, пункта 9, 10 названных выше правил.

Таким образом, в действиях заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, Комиссией принято решение о передаче настоящей жалобы для рассмотрения в отдел контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области на предмет соответствия действий (бездействий) заказчика требованиям приведенной выше нормы Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия управления, рассмотрев материалы дела № 065/10/18.1-2/2021, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу информационного агентства «Горбуша.инфо» (общества с ограниченной ответственностью «Тэктум») (ИНН 6501264260) на действия заказчика – Акционерного общества «Управление по обращению с отходами» (ИНН 6501269229) по факту заключения договора с муниципальным бюджетным учреждением «Зеленый город» без проведения конкурентной процедуры – необоснованной.

2. Передать жалобу в отдел контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения по существу.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны