Решение №05-2319 без аннотации от 20 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью «Контракт»

354003, г. Сочи, пер. Вишневый, 85Б,

пом. 12

skvconsultor@gmail.com

Заказчик:

МКУ «Управление капитального строительства» муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области

694140, Макаровский р-н, г. Макаров,

ул. 50 Лет Октября, 32

a.sagach@adm.sakhalin.ru

Уполномоченный орган:

Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальными закупками» муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области

694140, Макаровский р-н, г. Макаров,

ул. 50 Лет Октября, 32

borozdins@mail.ru

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/06/106-121/2019 о нарушении законодательства

Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

15 мая 2019 года г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Члены Комиссии:

<...> – начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

<...> – главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

<...> – главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,

в присутствии представителей сторон:

от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом;

от заказчика – <...>, распоряжение от 14.10.2016 № 691-р (к);

от уполномоченного органа – <...>, приказ от 30.04.2019
№ 12 (к), <...>, доверенность от 30.04.2019,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (ИНН 2366004339) (далее – заявитель, общество) на положения аукционной документации, утвержденной – МКУ «Управление капитального строительства» муниципального образования «Макаровский городской округ» (ИНН 6512004707) (далее – заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: «Выполнение работ по строительству объекта: «Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в
г. Макарове» (извещение № 0861300007019000107) (далее – электронный аукцион),

УСТАНОВИЛА:

07.05.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба общества на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), при этом заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:

1. В нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе.

2. В нарушение части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе в аукционной документации незаконно установлено требование о декларировании участниками закупки отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.

3. Требование заказчика о декларировании пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе противоречит положениям указанного закона, в связи с чем, допуская возможность необоснованного отклонения заявок участников закупки.

4. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе, тем самым создавая препятствия для участников закупки в процессе формирования заявок на участие в аукционе.

5. В техническом задании отсутствует требование к цвету товара, используемого при выполнении работ, что нарушает положения Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, заявитель требует аннулировать результаты проведения электронного аукциона, привлечь должностных лиц допустивших нарушения Закона о контрактной системе к административной ответственности.

Уведомлением-требованием от 24.04.2019 № 05-1875 рассмотрение жалобы по существу назначено на 29.04.2019 в 15 часов 15 минут

Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.

22.04.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: «Выполнение работ по строительству объекта: Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Макарове».

23.04.2019 в извещение о проведении электронного аукциона, а также в закупочную документацию внесены изменения.

Начальная (максимальная) цена контракта – 435 860 720 рублей 00 копеек.

Рассмотрев первый довод жалобы заявителя, Комиссия установила следующее.

Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Согласно грамматическому толкованию нормы части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе словосочетание «не менее чем за» означает, что действие должно быть совершено до, в данном случае до пятнадцати дней.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона.

Поскольку нормы Закона о контрактной системе не содержат каких-либо правил исчисления сроков, наличие специального регулирования отношения в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд, не исключает применения к указанным правоотношения положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности главы 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Из статьи 193 ГК РФ следует, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

На основании части 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Изменения в извещение об осуществлении закупки размещено, уполномоченным органом, в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 23.04.2019 в 10 часов 30 минут.

В пункте 19 Информационной карты документации об электронном аукционе установлено, что срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме истекает 08.05.2019 в 10 часов 00 минут (по местному времени).

Из изложенного выше, следует, что срок окончания подачи заявки на участие в аукционе, согласно положениям гражданского законодательства, должен быть установлен не ранее 08.05.2019 23 часов 59 минут.

Таким образом, заказчиком в нарушение части 3 статьи 63, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе, в связи с чем, первый довод жалобы признается обоснованным.

Комиссия, рассмотрев второй и третий довод жалобы заявителя, пришла к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

В силу части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;

6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Пунктом 18 Информационной карты аукционной документации установлено требование к содержанию и составу второй части заявки, а именно для подтверждения своего соответствия дополнительным требованиям к участникам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, участником электронного аукциона предоставляются следующие документы:

– отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;

– участник закупки не является офшорной компанией.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчик в документации об электронном аукционе установил требование о представлении в составе второй части заявки декларации о том, что участник закупки не является оффшорной компанией (пункт 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе) и сведения о нем отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе сведения об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе), что не предусмотрено частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного Комиссия Сахалинского УФАС России признает 2, 3 доводы жалобы заявителя обоснованными, а заказчика нарушившим положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев в совокупности четвертый и пятый довод жалобы, установила следующее.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Техническим заданием аукционной документации установлены следующие требования к техническим характеристикам товара:

– умывальник для инвалидов размером 650x560 мм;

– Труба водосточная МП, диаметр 150х1000 мм, полиэстер (стандартный цвет).

Комиссия, проанализировав представленные в материалы дела документы, а также информацию размещенную в сети «Интернет», установила следующее.

Установленным в техническом задании требованиям к размеру умывальника для инвалидов (650x560 мм) соответствует товар как минимум двух производителей, а именно IFO, Ideal Standard Contour. При этом Комиссия учитывает, что указание размеров товара, обусловлено как спецификой данной закупки так и спецификой товара.

Вместе с тем Закон о контрактной системе оставляют заказчику право предъявлять особые требования к товару, определяющие объективные потребности последнего. Таким образом, описание объекта закупки обусловлено потребностями заказчика в перечисленных товарах с указанными в техническом задании характеристиками.

В данном случае в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата – обеспечение необходимым оборудованием строящегося объекта капитального строительства.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что установив требование к размеру умывальника для инвалидов, заказчик не ограничил свободный доступ на участие в закупке потенциальных участников и не нарушил положения Закона о контрактной системе.

В техническом задании установлены требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) трубы водосточной МП, диаметр 150х1000 мм, полиэстер.

Заявитель полагает, что требования к техническим характеристикам трубы водосточной МП, являются необоснованными и ограничивающими участников закупки. Однако Комиссия не может согласиться с данным доводом заявителя ввиду того, что согласно сведениям с официальных сайтов производителей такого товара, отсутствуют ограничения в части приобретения товара именно с теми характеристиками (диаметром) которые являются для заказчика существенными.

Комиссия отмечает, что заявителем не представлено доводов, а также доказательств невозможности приобретения товара, именно с теми характеристиками, которые являются для заказчика значимыми, поскольку такие характеристики определены проектной документацией. Кроме того, обществом не представлено доказательств того что на товарном рынке, присутствуют трубы водосточные МП с характеристиками 150х2000.

Кроме этого, техническим заданием установлено требование к цвету трубы водосточной (стандартный цвет).

Из положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что цвет товара не является функциональной, технической, качественной, эксплуатационной характеристикой, следовательно, установление такого показателя в техническом задании нарушает правила описания объекта закупки, установленные в указанной выше норме Закона о контрактной системе.

Более того, из аукционной документации не представляется возможным определить потребность заказчика в цвете трубы водосточной МП, поскольку не ясно каким образом участнику закупки необходимо сформировать первую часть заявки по спорной позиции технического задания. При этом, положения аукционной документации в своей совокупности не позволяют определить какой цвет товара необходимо предложить в составе первой части заявки, и нужно ли предлагать какой-либо цвет или же необходимо оставить требования к цвету товара неизменным, а именно словосочетание «стандартный цвет».

Кроме того, представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что так как объектом закупки является строительство универсального тренировочного спортивного комплекса с ледовой ареной, цвет трубы водосточной МП не является для него принципиальным.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком нарушены положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Несмотря на допущенные заказчиком нарушения положений Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что такие нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем, последней принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (ИНН 2366004339) на положения аукционной документации, утвержденной – МКУ «Управление капитального строительства» муниципального образования «Макаровский городской округ» (ИНН 6512004707) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: «Выполнение работ по строительству объекта: «Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Макарове» (извещение № 0861300007019000107) – частично обоснованной.

2. Признать заказчика – МКУ «Управление капитального строительства» муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области нарушившим пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, часть 3 статьи 63, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Члены комиссии

<...>
  <...>
  <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны