Аналитический отчет б/н без аннотации от 4 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

Отдел анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации

Аналитический отчет

о состоянии конкурентной среды на рынке работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная, работ по устройству временной подъездной дороги, временного подъездного пути, технологического подъездного пути в границах Спортивно-туристического комплекса «Горный воздух» в г. Южно-Сахалинске, по результатам анализа, проведенного при рассмотрении дела № 08-85/2018

г. Южно-Сахалинск

2019 г.

I. Общие положения.

Приказом Сахалинского УФАС России от 17.10.2018 № 278 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 08-85/2018 по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») в отношении Областного автономного учреждения «Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» (далее – ОАУ СТК «Горный воздух»), ООО «Доппельмайр Раша», ООО «Сахалинстройальянс».

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ состояния конкуренции проведен в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 08-85/2018 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного Сахалинским УФАС России по признакам нарушения ОАУ СТК «Горный воздух», ООО «Доппельмайр Раша», ООО «Сахалинстройальянс» пункта 3 части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

Основанием для возбуждения дела послужило обращение руководителя исполкома регионального отделения ООД «Народный Фронт «За Россию» ***, а также гр.***о нарушении антимонопольного законодательства.

Поводом для обращения послужили заключенные договоры между ОАУ «СТК Горный воздух» (далее также Заказчик), ООО «Сахалинстройальянс», ООО «Доппельмайр Раша» в период с 2016 по настоящее время, не конкурентным способом – закупка у единственного поставщика.

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что Заказчик с 2016 года проводит закупки в соответствии со своим Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАУ «СТК Горный воздух» (далее -Положение), у единственного поставщика, мотивируя возникновением необходимости проведения работ для нужд Заказчика, со ссылкой на определенные пункты Положения.

На основании части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Таким образом, действия ОАУ «СТК Горный воздух» по заключению договоров с единственным поставщиком, без проведения конкурентных процедур, имеют признаки ограничения конкуренции.

При рассмотрении дела № 08-85/2018 выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части заключения соглашения, запрещенного пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», при заключении ОАУ «СТК Горный воздух» договоров с единственным поставщиком, без проведения конкурентных процедур:

- договора на выполнение работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная;

- договора на выполнение работ по устройству временного подъездного пути к южному склону горы Красная;

- договора на выполнение работ по устройству временной подъездной дороги от улицы Больничной до северного склона горы Красная;

- договора на выполнение работ по устройству технологического подъездного пути к южному склону горы Красная.

Таким образом, соглашение между ОАУ СТК «Горный воздух», ООО «Доппельмайр Раша» и ООО «Сахалинстройальянс» выразилось в заключении договоров на выполнение работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги, работ по устройству временного подъездного пути, временной подъездной дороги, технологического подъездного пути на территории спортивно-туристического комплекса «Горный воздух» в г. Южно-Сахалинске, без проведения конкурентных процедур по отбору поставщика работ.

Следовательно, предметом указанного соглашения является ограничение конкуренции при выполнении работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги, работ по устройству временного подъездного пути, временной подъездной дороги, технологического подъездного пути на территории спортивно-туристического комплекса «Горный воздух» в г. Южно-Сахалинске.

Анализ проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 (далее - Порядок № 220). Данный порядок разработан на основании Закона «О защите конкуренции» и используется для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1.3. Порядка № 220 проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов), за исключением случая, предусмотренного в пункте 12.5. настоящего Порядка;

и) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

к) составление аналитического отчета.

Анализ товарного рынка проводился в соответствии со следующими нормативными документами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Порядком № 220.

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого рынка использовались материалы дела № 08-85/2018 о нарушении антимонопольного законодательства.

II. Временной интервал исследования товарного рынка.

В соответствии с пунктом 2.1. Раздела II Порядка № 220 и с частью 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Согласно пункту 2.2. Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В целях настоящего исследования временной интервал отсчитывается от даты совершения первых установленных Сахалинским УФАС России действий, в которых усматриваются признаки соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при заключении договоров с единственным поставщиком на выполнение работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги, работ по устройству временного подъездного пути, временной подъездной дороги, технологического подъездного пути на территории спортивно-туристического комплекса «Горный воздух» в г. Южно-Сахалинске, без проведения конкурентных процедур по отбору поставщика.

Такой датой считается дата заключения договора № 144-1 от 01.08.2017 г. на выполнение работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная, имеющегося в материалах дела № 08-85/2018, заключенного ОАУ «СТК Горный воздух» с ООО «Доппельмайр Раша» не конкурентным способом (с единственным поставщиком).

Ограничивается временной интервал исследования товарного рынка датой издания Сахалинским УФАС России Приказа № 278 от 17.10.2018 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

 

Исходя из вышеизложенного, настоящий анализ состояния конкуренции на товарном рынке является ретроспективным и определен периодом с 01.08.2017 г. по 17.10.2018 г.

Выбранный временной интервал включает в себя период предполагаемого совершения нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определялись в пределах одного установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Статьей 4 Закона «О защите конкуренции» закреплены следующие понятия:

  • товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
  • товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

В рамках дела № 08-85/2018 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены при заключении договоров с единственным поставщиком, без проведения конкурентных процедур, на выполнение работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги, работ по устройству временного подъездного пути, временной подъездной дороги, технологического подъездного пути на территории Спортивно-туристического комплекса «Горный воздух», расположенного в г. Южно-Сахалинске, при выполнении мероприятий в рамках Государственной программы Сахалинской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области на 2017-2022 годы», утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 № 245.

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка № 220 предварительное определение товара проводится на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Для целей настоящего исследования предварительное определение товара проводилось на основе условий договора по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги, договоров на выполнение работ по устройству временного подъездного пути (временной подъездной дороги), технологического подъездного пути на территории Спортивно-туристического комплекса «Горный воздух», расположенного в г. Южно-Сахалинске, при заключении которых выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» (п./п. «а» пункта 3.4. Порядка № 220).

В соответствии с п./п. «а» пункта 3.4. Порядка № 220 предварительно продуктовые границы товарного рынка определялись исходя из предмета договора № 144-1 от 01.08.2017, заключенного ОАУ «СТК Горный воздух» с ООО «Доппельмайер Раша» (Подрядчик»), не конкурентным способом (с единственным поставщиком) на сумму 21 736 587,52 руб.

Предметом договора является выполнение Подрядчиком работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная (п. 1.1.).

Согласно п. 2.1. договора работы выполняются в соответствии с ведомостью работ (Приложение № 1 к договору) и Техническим заданием (Приложение № 2).

В соответствии с ведомостью объемов работ (Приложение № 1 к договору № 144-1 от 01.08.2017) в рамках договора на выполнение работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная выполняются следующие работы:

- разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,5(0,5-0,63) м3, группа грунтов 6;

- перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 1 км; 1 класс груза(1 т груза);

- планировка откосов; выемок экскаватором-планировщиком, группа грунтов 3 (1000 м2 спланированной площади);

- планировка откосов; насыпей экскаватором-планировщиком группа грунтов 3 (1000 м2 спланированной площади);

- скальный грунт м3;

- перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 22 км, 1 класс груза (1 т груза).

Также в материалы дела № 08-85/2018 представлен договор, заключенный ОАУ «СТК Горный воздух» с ООО «Сахалинстройальянс», не конкурентным способом (с единственным поставщиком) в 2018 г.:

№ п./п.

№ договор

дата

Предмет договора

Цена договора, в рублях, с НДС

1.

381-18

02.08.2018

Работы по устройству технологического подъездного пути в южному склону горы «Красная»

23 316 100

Кроме того, в материалах дела № 08-85/2018 содержатся следующие договоры, заключенные ОАУ «СТК Горный воздух» с ООО «Доппельмайр Раша», не конкурентным способом (с единственным поставщиком) в 2017 г.:

№ п./п.

№ договора

Дата

Предмет договора

Цена договора, в рублях с НДС

1.

*196-1

06.10.2017

Работы по устройству временного подъездного пути к южному склону горы «Красная» (первый этап)

17 718 200

2.

144-2

01.08.2017

Работы по устройству временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы «Красная»

16 404 319,80

3.

*379-12

25.12.2017, сроком до 30.12.2017

Работы по устройству временного подъездного пути в южному склону горы «Красная» (первый этап)

17 718 200

*Договор № 379-12 был расторгнут по соглашению сторон и заключен договор № 196-1 (согласно пояснениям ОАУ «СТК Горный воздух»)

 

В соответствии с п./п. «а» пункта 3.4. Порядка № 220 предварительно продуктовые границы товарного рынка определены исходя из предмета договоров № 144-1 от 01.08.2017, № 196-1 от 06.10.2017, № 144-2 от 01.08.2017, № 381-18 от 02.08.2018, а именно как:

- работы по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная;

- работы по устройству временного подъездного пути к южному склону горы Красная;

- работы по устройству временной подъездной дороги от улицы Больничной до северного склона горы Красная;

- работы по устройству технологического подъездного пути к южному склону горы Красная.

Далее, в соответствии с пунктом 3.5. Порядка № 220 анализировались свойства товара, определяющие выбор покупателя, в частности, функциональное назначение и применение товара.

Функциональное назначение и применение товара обусловлено необходимостью проведения работ на территории СТК «Горный воздух» в рамках выполнения Государственной программы Сахалинской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области на 2017-2022 годы». Данная программа включает в себя ряд мероприятий, в том числе, мероприятия, включенные в подпрограмму Сахалинской области «Развитие спортивной инфраструктуры для занятий физической культуры и спорта в Сахалинской области».

В результате, для целей настоящего исследования, продуктовые границы товарного рынка определялись исходя из предмета вышеуказанных договоров, заключенных ОАУ «СТК Горный воздух» с единственным поставщиком, без проведения конкурентных процедур.

В заключении договоров № 144-1 от 01.08.2017, № 196-1 от 06.10.2017, № 144-2 от 01.08.2017, № 381-18 от 02.08.2018, по мнению комиссии Сахалинского УФАС России по рассмотрению дела № 08-85/2018 содержатся признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», выразившиеся в соглашении между ОАУ «СТК Горный воздух», ООО «Доппельмайр Раша» и ООО «Сахалинстройальянс», создавшем другим хозяйствующим субъектам препятствия к доступу на товарный рынок.

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого рынка, для целей настоящего исследования, являются следующие работы:

- по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная;

- по устройству временного подъездного пути к южному склону горы Красная;

- по устройству временной подъездной дороги от улицы Больничной до северного склона горы Красная;

- по устройству технологического подъездного пути к южному склону горы Красная.

IV. Географические границы товарного рынка.

Географические границы рынка определяют территорию, на которой покупатель приобретает товар и не имеет такой возможности за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 4.1. Приказа № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

  • предварительное определение географических границ товарного рынка;
  • выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);
  • определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образовании (местный или локальный рынок).

Согласно пункту 4.2. Порядка № 220 предварительное определение географических границ товарного рынка производилось на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства (п./п. «а» пункта 4.2. Порядка № 220).

Предварительно географические границы товарного рынка определены административными границами муниципального образования «Город Южно-Сахалинск».

Далее, в соответствии с пунктом 4.3. Порядка № 220 при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические и иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями) учитывались особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

Особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка определяются особым положением Спортивно-туристического комплекса «Горный воздух», являющегося территорией опережающего социально-экономического развития.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) – это территория с особым правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности, предлагающая ряд налоговых льгот и административных преференций для инвесторов.

ТОР «Горный воздух» входит в одну из трех территорий опережающего социально-экономического развития Сахалинской области.

Мероприятия по созданию объектов инфраструктуры ТОР Сахалинской области осуществляются в соответствии с утвержденными Минвостокразвития России планами-графиками, за счет средств консолидированного бюджета Сахалинской области.

Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» расположен на склонах г. Большевик в черте г. Южно-Сахалинска.

«Горный воздух» – один из самых динамично развивающихся горнолыжных курортов Дальнего Востока. Уникальное расположение комплекса – в центре города Южно-Сахалинска – позволяет буквально за несколько минут оказаться в мире зимних видов спорта.

Территория спортивно-туристического комплекса «Горный воздух» достигает 800 гектаров, а общая протяженность трасс составляет 25 километров.

Комплекс располагает богатой инфраструктурой. Кроме трасс и подъемников на территории имеется сервисный центр, пункт проката, камеры хранения, автостоянка и другие объекты.

Климатические особенности Сахалинской области создают конкурентные преимущества для развития горнолыжного курорта на территории г. Южно-Сахалинска. Годовая сумма осадков за год колеблется от 1100 – 1200 мм, осадки выпадают в виде мощных снегопадов и мокрого снега.

Работы по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная, а также работы по устройству временного подъездного пути к южному склону горы Красная, по устройству временной подъездной дороги от улицы Больничной до северного склона горы Красная, устройству технологического подъездного пути к южному склону горы Красная проводились в пределах территории спортивно-туристического комплекса «Горный воздух».

С учетом изложенного, а также на основании п. 4.5. Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка производилось методом установления фактических районов продаж (местоположения и места осуществления деятельности приобретателя (заказчика) работ подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная, работ по устройству временного подъездного пути к южному склону горы Красная, по устройству временной подъездной дороги от улицы Больничной до северного склона горы Красная, устройству технологического подъездного пути к южному склону горы Красная в предварительно определенных географических границах.

Таким образом, географические границы товарного рынка являются локальными.

В результате, для целей настоящего исследования, географические границы товарного рынка определены границами Спортивно-туристического комплекса «Горный воздух», расположенного в г. Южно-Сахалинске.

 

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 5.1. Приказа № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В статье 4 Закона «О защите конкуренции» даны понятия товара и товарного рынка. Согласно определениям, данным в указанной статье, товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

В связи с тем, что конкурентные процедуры по отбору поставщика работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная, работ по устройству временного подъездного пути к южному склону горы Красная, устройству временной подъездной дороги от улицы Больничной до северного склона горы Красная, устройству технологического подъездного пути к южному склону горы Красная, не проводились, достоверно определить состав хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в открытом конкурсе, не представляется возможным.

Поскольку анализ товарного рынка проводится в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, детализированный состав хозяйствующих субъектов не имеет правового значения для принятия решения по делу № 08-85/2018.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Поскольку состав хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом рынке, не может быть достоверно определен, расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, не производился.

С учетом того, что анализ товарного рынка проводится в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, не имеют правового значения для принятия решения по делу № 08-85/2018.

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка.

В связи с тем, что объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, не могут быть определены, расчет показателей уровня концентрации товарного рынка не производился.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок.

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

Согласно пункту 8.1. Порядка № 220 процедура определения обстоятельств и действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

  • выявление наличия (или отсутствия барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
  • определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам (операторам) начало деятельности на вышеуказанных товарных рынках.

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

Основными барьерами входа хозяйствующих субъектов на анализируемый рынок служат экономические ограничения, связанные с организацией деятельности по выполнению рассматриваемых в настоящем аналитическом отчете работ.

Для осуществления такой деятельности необходимы капитальные вложения, связанные с приобретением дорогостоящей техники, расходы по найму квалифицированного персонала.

Указанные барьеры входа на товарный рынок являются преодолимыми.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 9.2. Порядка № 220 заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок, дается на основании показателей уровня концентрации товарного рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на товарный рынок.

Показатели рыночной концентрации не рассчитывались ввиду невозможности достоверного определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

Однако, при проведении анализа товарного рынка учитывалось, что местом регистрации ООО «Доппельмайер Раша», с которым ОАУ «СТК Горный воздух» заключены договоры на выполнение работ, является г. Москва, а именно, регион, значительно отдаленный от Сахалинской области. Следовательно, при проведении конкурентных процедур по отбору поставщика вышеуказанных работ, в открытом конкурсе могли принять участие хозяйствующие субъекты из регионов, находящихся за пределами Сахалинской области, в том числе, отдаленных.

ООО «Сахалинстройальянс» зарегистрировано в г. Южно-Сахалинске.

Согласно выпискам из ЕГРЮЛ, имеющимся в материалах дела, ООО «Доппельмайер Раша» и ООО «Сахалинстройальянс» при регистрации присвоены коды из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – Классификатор), относящиеся к Разделу F «Строительство», в т.ч. код 43.12 «Подготовка строительной площадки».

В соответствии с официальной статистической информацией, размещенной на официальном сайте Сахалинстата, только в Сахалинской области действует 2011 организаций, которым присвоены коды ОКВЭД, входящие в Раздел F «Строительство» Классификатора.

Барьеры входа на рынок, как было указано выше, являются преодолимыми.

В связи с этим можно сделать вывод, что исследуемый товарный рынок является конкурентным.

В силу нормы части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Таким образом, соглашение между ОАУ «СТК Горный воздух», ООО «Доппельмайр Раша» и ООО «Сахалинстройальянс», выразившееся в заключении договоров № 144-1 от 01.08.2017, № 196-1 от 06.10.2017, № 144-2 от 01.08.2017, № 381-18 от 02.08.2018 на выполнение работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная, работ по устройству временного подъездного пути к южному склону горы Красная, устройству временной подъездной дороги от улицы Больничной до северного склона горы Красная, устройству технологического подъездного пути к южному склону горы Красная, не конкурентным способом (с единственным поставщиком) могло привести к ограничению конкуренции, так как не проведение открытого конкурса создало препятствия доступу на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.

Общие выводы:

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная, работ по устройству временного подъездного пути к южному склону горы Красная, устройству временной подъездной дороги от улицы Больничной до северного склона горы Красная, устройству технологического подъездного пути к южному склону горы Красная по делу № 08-85/2018, возбужденному по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» в отношении ОАУ СТК «Горный воздух», ООО «Доппельмайер Раша», ООО «Сахалинстройальянс», установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.08.2017 г. по 17.10.2018 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка:

- работы по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная;

- работы по устройству временного подъездного пути к южному склону горы Красная,

- работы по устройству временной подъездной дороги от улицы Больничной до северного склона горы Красная,

- работы по устройству технологического подъездного пути к южному склону горы Красная.

3. Географические границы товарного рынка: границы Спортивно-туристического комплекса «Горный воздух», расположенного в г. Южно-Сахалинске.

4. Соглашение между ОАУ «СТК Горный воздух», ООО «Доппельмайр Раша», ООО «Сахалинстройальянс», выразившееся в заключении договоров № 144-1 от 01.08.2017, № 196-1 от 06.10.2017, № 144-2 от 01.08.2017, № 381-18 от 02.08.2018 на выполнение работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги от ул. Больничной до северного склона горы Красная, работ по устройству временного подъездного пути к южному склону горы Красная, устройству временной подъездной дороги от улицы Больничной до северного склона горы Красная, устройству технологического подъездного пути к южному склону горы Красная с единственным поставщиком, могло привести к ограничению конкуренции, так как не проведение открытого конкурса создало препятствия доступу на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.

5. Предметом соглашения между ОАУ «СТК Горный воздух», ООО «Доппельмайр Раша» и ООО «Сахалинстройальянс» является ограничение конкуренции при выполнении работ по подготовке территории под устройство временной подъездной дороги, работ по устройству временного подъездного пути, временной подъездной дороги, технологического подъездного пути на территории спортивно-туристического комплекса «Горный воздух» в г. Южно-Сахалинске.

6. Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 08-85/2018 и принятия решения
о наличии или об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства.

Начальник отдела анализа товарных,

финансовых рынков и экономической

концентрации***

04.06.2019

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны