Аналитический отчет б/н без аннотации от 13 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление Федеральной антимонопольной службы по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

КРАТКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА

СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ УСЛУГ ПО ПЕРЕДАЧЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ КАК ОДНОГО ИЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ПРОИЗВОДСТВО, ПЕРЕДАЧА, СБЫТ) НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРСАКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ДЕЛУ № 065/01/11-1113/2020, ВОЗБУЖДЕННОМУ В ОТНОШЕНИИ МУП «ТЕПЛО» ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ Ч.1 СТ.10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 № 135-ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»

г. Южно-Сахалинск

2021

1. Общие положения.

Настоящий краткий отчет составлен по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по передаче тепловой энергии как одного из последовательных действий в процессе обеспечения тепловой энергией потребителей (производство, передача, сбыт) по делу № 065/01/11-1113/2020, возбужденному в отношении МУП «Тепло» по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «Торглайн» (вх. № 3005 от 13.08.2020 г.) о нарушении МУП «Тепло» Корсаковского городского округа Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с заключением договора поставки твердого топлива (уголь) без проведения торгов.

При рассмотрении заявления было выяснено, что МУП «Тепло» систематически производит закупку угля у единственного поставщика в целях предотвращения угрозы срыва отопительного сезона в МО Корсаковский городской округ.

С учетом конкурентного состояния рынка поставок угля, поведение заказчика МУП «Тепло», связанное с отказом от проведения публичных торгов в пользу заключения договоров поставки методом закупки у единственного поставщика, должно расцениваться как реализация ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на ограничение доступа на товарный рынок угля иных потенциальных поставщиков.

Вышеуказанные обстоятельства являлись достаточными доказательствами наличия в действиях МУП «Тепло», ООО «СТК» и ООО «Торглайн» признаков нарушения запрета, установленного пунктом 3 части 4 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2016г. «О защите конкуренции», что явилось основанием для возбуждения в отношении данных лиц дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом Сахалинского УФАС России от 13.11.2020г. № 234 возбуждено дело № 065/01/11-1113/2020 по признакам нарушения МУП «Тепло» Корсаковского городского округа, ООО «СТК» и ООО «Торглайн» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением об отложении рассмотрения дела № 065/01/11-1113/2020 от 16.03.2021г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила, что в действиях МУП «Тепло» присутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженные в закупке угля без проведения конкурсных процедур по максимально возможной цене как единственного поставщика тепловой энергии на территории МО Корсаковский городской округ.

В связи с наличием в действиях МУП «Тепло» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выраженных в закупке угля без проведения конкурсных процедур по максимально возможной цене как единственного поставщика тепловой энергии на территории МО Корсаковский городской округ, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства определила дополнительно квалифицировать действия МУП «Тепло» частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/11-1113/2020.

В соответствии с п.1.3 раздела I «Общие положения» Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:

  • определение временного интервала исследования товарного рынка,
  • определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в п.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,
  • определение географических границ товарного рынка.

Анализ состояния конкуренции осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

  1. Федеральным законом от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ),
  2. Федеральным законом от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О монополиях»),
  3. Федеральным законом от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ),
  4. Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ),
  5. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 (далее – Порядок № 220).

2. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

  • материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/11-1113/2020,
  • информация, имеющаяся в распоряжении Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области.

2. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик товарного рынка услуг по передаче тепловой энергии как одного из последовательных действий в процессе обеспечения тепловой энергией потребителей (производство, передача, сбыт) до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

Для настоящего исследования временной интервал начинается с даты совершения первых действий, установленных Сахалинским УФАС России, в которых усматриваются признаки заключения соглашения, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке поставок угля на территории МО Корсаковский городской округ без проведения конкурентных процедур по отбору поставщиков.

Первой датой считается дата 12 августа 2019г. – дата заключения договора № ПД 13964 о поставке угля между МУП «Тепло» Корсаковского городского округа и ООО «Торглайн». Данный договор о закупке угля заключен МУП «Тепло» без проведения конкурсных процедур по максимально возможной цене как с единственным поставщиком.

Датой окончания временного интервала для настоящего аналитического исследования является 13 ноября 2020г. – дата приказа Сахалинского УФАС России № 234 о возбуждении дела № 065/01/11-1113/2020 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства МУП «Тепло, ООО «СТК» и ООО «Торглайн».

Таким образом, временной интервал определен периодом с 12 августа 2019г. по 13 ноября 2020г.

Временной интервал включает в себя период предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В рамках рассмотрения дела от 13.11.2020г. № 065/01/11-1113/2020 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены у хозяйствующего субъекта – МУП «Тепло» (далее – Предприятие) на территории муниципального образования Корсаковский городской округ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, МУП «Тепло осуществляет деятельность по следующим позициям:

  • код 35.30.2 «Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)»,
  • код 35.30.3 «Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)»,
  • код 35.30.4 «Обеспечение работоспособности котельных»,
  • код 35.30.5 «Обеспечение работоспособности тепловых сетей».

По информации, размещенной на сайте МУП «Тепло» по адресу https://mupteplo-korsakov.ru/:

  1. МУП «Тепло» является предприятием, целью которого является производство, транспортировка и реализация тепловой энергии, эксплуатация и ремонт объектов теплоснабжения, снабжение населения топливом, а так же управление эксплуатацией жилого фонда, благоустройство и уборка территорий, оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и получение от своей деятельности прибыли.
  2. Предприятие снабжает тепловой энергией  более 400 объектов и обслуживает  дома в Корсаковском городском округе в качестве управляющей компании. МУП «Тепло» производит тепловую энергию на 18 котельных общей мощностью 164,937 Гкал/час.
  3. По виду производимой продукции МУП «Тепло» является естественной технологической монополией и его деятельность в части ценообразования на отпускаемую продукцию регулируется государством.

В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Согласно части 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в соответствии с ГК РФ услуга по передаче тепловой энергии как одного из последовательных действий в процессе обеспечения тепловой энергией потребителей (производство, передача, сбыт) представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс обеспечения тепловой энергией потребителей (производство, передача, сбыт тепловой энергии).

В соответствии с имеющимся в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области договором теплоснабжения, Теплоснабжающая организация (МУП «Тепло») обязуется подавать через присоединенную сеть на объекты Потребителя тепловую энергию в теплоносителе в количестве, определенным договором и Приложением к договору, а Потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, по тарифу, утвержденному уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемого оборудования и приборов, связанных с потреблением тепловой энергии.

Согласно условиям договора, Потребитель обязуется оплатить все количество тепловой энергии, как потребленной, так и утраченной при транспортировании теплоносителя от теплоисточника до Потребителя по участку тепловых сетей Потребителя в пределах границы раздела эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) по установленному тарифу, при этом потери тепловой энергии определяются расчетным путем.

То есть, МУП «Тепло» осуществляет все последовательные действия, составляющие процесс обеспечения тепловой энергией потребителей (производство, передача, сбыт) и которые являются предметом договорных отношений.

В соответствии с п.1.3 раздела I «Общие положения» Порядка № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона № 135-ФЗ субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, определение продуктовых границ товарного рынка производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в п.1 ст.4 Закона «О монополиях».

Ст.3 Закона «О монополиях» определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Абз.9 п.1 ст.4 Закона «О монополиях» определено, что услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка является услуга по передаче тепловой энергии как одно из последовательных действий в процессе обеспечения тепловой энергией потребителей (производство, передача, сбыт).

4. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с п.4.1 Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

  • предварительное определение географических границ товарного рынка;
  • выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);
  • определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В рамках рассмотрения дела от 13 ноября 2020 года № 065/01/11-1113/2020 признаки нарушения антимонопольного законодательства МУП «Тепло» выявлены на территории муниципального образования Корсаковский городской округ.

МУП «Тепло» создано в соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа от 01.08.2014г. № 245 и зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области 07.08.2014г. за государственным регистрационным номером 1146504001192 по адресу: 694020, Сахалинская область, Корсаковский район, г. Корсаков, ул.Толстого,76.

Таким образом, предварительно географические границы рынка определены административными границами муниципального образования Корсаковский городской округ.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 190-ФЗ потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Частью 5 ст. 15 Закона № 190-ФЗ местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации определена точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), произведено уточнение географических границ товарного рынка в сфере услуг субъектов естественных монополий с учетом особенностей предоставления услуги по передаче тепловой энергии как одного из последовательных действий в процессе обеспечения тепловой энергией потребителей (производство, передача, сбыт), а именно технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям) (п. 4.7 Порядка № 220).

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона № 190-ФЗ тепловая сеть – совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Расположение технологической инфраструктуры (тепловых сетей) установлено на основании информации, представленной Предприятием.

Здания и сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, наружные тепловые сети, с помощью которых происходит оказание услуги по передаче тепловой энергии как одного из последовательных действий в процессе обеспечения тепловой энергией потребителей (производство, передача, сбыт) МУП «Тепло», находятся в собственности Администрации муниципального образования Корсаковский городской округ в лице Департамента имущественных отношений Корсаковского городского округа, МУП «Тепло» эксплуатирует вышеназванное имущество в соответствии с договорами хозяйственного ведения.

На основании распоряжения комитета по управлению имуществом Администрации Корсаковского городского округа от 31.01.2018г. № 11 за МУП «Тепло» Корсаковского городского округа закреплено на праве хозяйственного ведения и передано по акту приема – передачи муниципальное имущество.

Департамент имущественных отношений действует от имени администрации Корсаковского городского округа в части правопреемства  по ранее заключенным Комитетом по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа по договорам аренды муниципального имущества, безвозмездного пользования, оперативного управления, хозяйственного ведения, ответственного хранения, предварительным договорам, договорам купли-продажи муниципального имущества, в том числе земельных участков.

Таким образом, МУП «Тепло» имеет возможность оказывать услугу по передаче тепловой энергии как одно из последовательных действий в процессе обеспечения тепловой энергией потребителей (производство, передача, сбыт) только в географических границах, охваченных своей присоединенной сетью, а потребители – приобрести услугу только у Предприятия, поставляющего тепловую энергию по присоединенной к ним тепловой сети, и более ни у кого.

Принимая во внимание вышеизложенное, географические границы товарного рынка услуг по передаче тепловой энергии как одного из последовательных действий в процессе обеспечения тепловой энергией потребителей (производство, передача, сбыт) определены, исходя из возможности МУП «Тепло» оказывать такую услугу, а потребителям их приобретать, в границах эксплуатируемых тепловых сетей МУП «Тепло» на территории муниципального образования Корсаковский городской округ.

ВЫВОД:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по передаче тепловой энергии как одного из последовательных действий в процессе обеспечения тепловой энергией потребителей (производство, передача, сбыт) установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 12 августа 2019г. по 13 ноября 2020г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуга по передаче тепловой энергии как одно из последовательных действий в процессе обеспечения тепловой энергией потребителей (производство, передача, сбыт).

3. Географические границы товарного рынка: границы эксплуатируемых тепловых сетей МУП «Тепло» на территории муниципального образования Корсаковский городской округ.

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение: МУП «Тепло» Корсаковского городского округа. В соответствии с ч.5 ст.5 Закона № 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Главный государственный инспектор ХХХ ХХ ХХ

отдела анализа товарных, финансовых

рынков и экономической концентрации

13 мая 2021 года

Связанные организации

Связанные организации не указаны