Решение №05-1451 без аннотации от 1 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью «Проектстройконсалт»

160000, г. Вологда,

ул. Зосимовская, д. 17, оф. 29А

brynin.evgenij@yandex.ru

Заказчик:

Департамент муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа

694240, г. Поронайск,

ул. Октябрьская, 61а

poronaisk.zakaz@mail.ru

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/06/106-45/2019 о нарушении законодательства

Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

27 марта 2019 года г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Членов комиссии:

<...> – заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

<...> – главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,

в отсутствии представителей сторон, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Проектстройконсалт» (ИНН 3525409938) (далее – заявитель, общество) на положения конкурсной документации, утвержденной Департаментом муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа (ИНН 6507014227) (далее – заказчик) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форе по объекту: «Подготовка топографических карт сельских населенных пунктов Поронайского городского округа (с. Тихменево, с. Леонидово, с. Гастелло, с. Майское) (извещение № 0161300011119000027) (далее – конкурс).

УСТАНОВИЛА:

21.03.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя, по мнению которого положения конкурсной документации, утвержденной заказчиком, нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), при этом Общество указывает на следующее:

1. В составе конкурсной документации размещены два варианта критериев оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме. По мнению заявителя, такие разночтения недопустимы, поскольку не представляется возможным определить, по каким именно критериям будут оцениваться заявки участников конкурса;

2. Заказчиком необоснованно установлено требования к опыту, в частности опыт разработки схем газоснабжения и газификации, поскольку предметом закупки является иной вид работ;

3. Заказчиком незаконно установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также наличие действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.

На основании изложенного Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.

Заказчик не согласился с доводами Заявителя, представил письменные возражения, из которых следует, что требования конкурсной документации не противоречат Закону о контрактной системе.

Уведомлением-требованием от 22.03.2019 № 05-1308 рассмотрение жалобы по существу назначено на 26.03.2019 15 часов 45 минут.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается. После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.

Таким образом, для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения, рассмотрение жалобы по существу перенесено на 27.03.2019 в 10 часов 00 минут.

После перерыва, Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.

19.02.2019 на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) опубликовано извещение о проведении Открытый конкурс в электронной форме.

Последние изменения в извещение и конкурсную документацию внесены 01.03.2019.

1. Рассмотрев первый довод заявителя, Комиссия установила следующее.

В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно части 1 статьи 54.2 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в числе прочего критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На официальном сайте ЕИС 01.03.2019 заказчиком опубликована действующая редакция конкурсной документации, в составе которой опубликовано два документа «Создание карт» и «критерии».

В файле «Создание карт» установлены следующие критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме:

2.1. Показатель опыт участника по успешному выполнению работ по созданию топографических планов населённых пунктов – оценивается количеством государственных/муниципальных контрактов/договоров и актов выполненных работ по успешному выполнению аналогичных работ по созданию топографических планов населённых пунктов, за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (штук). При этом стоимость одного контракта/договора не должна быть меньше 10% от НМЦК по настоящему конкурсу.

В файле «критерии» установлены следующие критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме:

2.1. Показатель опыт участника по успешному выполнению работ по созданию топографических планов населённых пунктов – оценивается количеством государственных/муниципальных контрактов/договоров и актов выполненных работ по успешному выполнению аналогичных работ по созданию топографических планов населённых пунктов, за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (штук). При этом стоимость одного контракта/договора не должна быть меньше 10% от НМЦК по настоящему конкурсу;

2.2. Показатель опыт участника по успешному выполнению работ по разработке схем газоснабжения населённых пунктов Коэффициент
значимости показателя КЗ=0.5 – оценивается количеством государственных/муниципальных контрактов/договоров и актов выполненных работ по успешному выполнению работ по разработке схем газоснабжения и газификации в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов в соответствии со СНиП II-7-81, за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (штук).

Учитывая приведенные выше положения конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу, что размещенная на официальном сайте ЕИС закупочная документация содержит противоречивые сведения, при этом, заказчик пояснил, что им допущена техническая ошибка при внесении изменений в документацию.

Как следует из фактических обстоятельств дела, в редакции документации от 26.02.2019 установлен критерий оценки показатель опыт участника по успешному выполнению работ по созданию топографических планов населённых пунктов, что соответствует предмету спорной закупки. Указанная редакция конкурсной документации отменена, 01.03.2019 в ЕИС опубликована документация с изменениями, в состав которой включены противоречивые требования о квалификации участников закупки.

Таким образом, первый довод жалобы признается обоснованным, а заказчик нарушившим положения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

2. По этой же причине, изложенной в пункте 1 мотивировочной части решения, второй довод заявителя о том, что требование относительно опыта участника по успешному выполнению работ по разработке схем газоснабжения населённых пунктов, не соответствует предмету открытого конкурса по подготовке топографических карт сельских населенных пунктов Поронайского городского округа (с. Тихменево, с. Леонидово, с. Гастелло, с. Майское), комиссия признает обоснованным.

При этом, как установлено действующая редакция конкурсной документации (редакция от 01.03.2019) содержит противоречивые требовании о подтверждении опыта выполнения работ, такие противоречия явились результатом технической ошибки при внесении изменений в конкурсную документацию.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика установлены нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

3. Относительно третьего довода жалобы общества, Комиссией установлено следующее.

В силу части 2 статьи 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 20 Информационной карты открытого конкурса установлены требования, предъявляемые к участникам конкурса в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно наличие действующей лицензии ФСБ России на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203).

Аналогичные требования установлены к составу второй части заявки на участие в закупке (пункт 24 Информационной карты).

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне) сведения в военной области о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов составляют государственную тайну.

В соответствии со статьей 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Пунктом 2 статьи 4 Закона о государственной тайне установлено, что перечень сведений, отнесенных к государственной тайне утверждает Президент Российской Федерации.

Такой перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (далее – Перечень).

Согласно пункту 60 Перечня геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение отнесены к сведениям составляющим государственную тайну.

Письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 11.08.1997 N 01-15/15278 «О контроле за перемещением картографических, топографических, аэрокосмических, геодезических и гравиметрических материалов» (далее – Письмо № 01-15/15278) утвержден развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России.

В соответствии с пунктом указанного выше письма в настоящем Перечне установлены две степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «совершенно секретно» и «секретно».

При этом пунктом 13 Письма № 01-15/15278 топографические планы и основы, специальные карты и планы, фотопланы масштабов 1 : 50000 и крупнее в местных системах координат на участки местности площадью, превышающей 75 кв. км на незастроенные и малозастроенные территории и свыше 25 кв. км на города и поселки городского типа, а также указанные материалы на узкие полосы трасс, независимо от их протяженности, расположенные за пределами режимных объектов, городов и поселков городского типа:

шириной более 1 км масштаба 1 : 10000 и крупнее;

шириной более 3 км масштаба 1 : 25000;

шириной более 4 км масштаба 1 : 50000 – секретно.

Пунктом 14 Письма № 01-15/15278 установлено, что сведения о рельефе местности, отображенные на любом носителе с точностью и подробностью нанесения его на топографическую карту масштабов 1 : 50000 и крупнее, на площади, превышающей 250 кв. км – секретно.

При этом, в силу пункта 2 Постановления № 333 органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом).

Техническим заданием определен следующий состав работ:

– Создание топографических карт масштаба 1:1000;

– Топографическая съемка М 1:1000;

– Создание топопланов по результатам обработки материалов топографической съемки М 1:1000.

Проанализировав вышеуказанные нормативные акты, а также документы представленные в материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что установленное в документации об открытом конкурсе в электронной форме требование о наличии у исполнителя работ по контракту лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку результатом выполнения работ по контракту будут документы, относящиеся к сведениям, составляющим государственную тайну.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон о геодезии и картографии) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении геодезической и картографической деятельности, включая поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление и распространение пространственных данных, в том числе с использованием информационных систем.

Согласно части 1 статьи 21 Закона о геодезии и картографии геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В силу части 2 статьи 21 Закона о геодезии и картографии Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 № 1099 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности» утверждено Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности (далее – Положение).

На основании пункта 2 Положения лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.

Пунктом 3 Положения определено, что перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, а также необходимых для их выполнения специальностей или направлений подготовки работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (далее - соискатель лицензии), или работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), имеющего лицензию (далее - лицензиат), приведен в Приложении (далее – перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию).

В соответствии с Перечнем выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию обязательному лицензированию подлежат работы по выполнению:

– создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов;

– создание государственных геодезических сетей.

Пунктом 6 технического задания установлены следующие виды работ подлежащие выполнению в рамках спорной закупки:

– создание опорной геодезической сети;

– топографическая съемка М 1:1000;

– создание топопланов по результатам обработки материалов топографической съемки М 1:1000.

Учитывая положения Закона о геодезии и картографии, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 № 1099 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности», а так же требования конкурсной документации, относительно результатов выполнения работ, Комиссия приходит к выводу о законности требований, предъявляемых к участнику закупки в части наличия действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.

Из совокупности изложенного следует, что требования относительно наличия у участников закупки действующей лицензии ФСБ России на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности, не противоречит положениям Закона о контрактной системе, а также обусловлено спецификой данной закупки.

Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 42 статьи 12 Федерального закона от 4.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований.

При этом, наименование конкретных видов работ, а так же порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 № 1099 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности».

Вместе с тем, в конкурсной документации, установлено требование к участнику закупки о наличии действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности (ст.12 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии»), однако, Федеральный закон от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» утратил силу с 1.01.2017 в связи с изданием Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Таким образом, ссылка в пункте 20, 24 Информационной карты конкурсной документации на Федеральный закон от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии», установлена в упраздненной редакции Федерального закона, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Несмотря на выявленные нарушения части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что такие нарушение не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем, принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.

На основании изложенного, Комиссия,руководствуясь положениями ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Проектстройконсалт» (ИНН 3525409938) на положения конкурсной документации, утвержденной Департаментом муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа (ИНН 6507014227) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форе по объекту: «Подготовка топографических карт сельских населенных пунктов Поронайского городского округа (с. Тихменево, с. Леонидово, с. Гастелло, с. Майское) (извещение № 0161300011119000027) – частично обоснованной по 1, 2 доводу жалобы.

2. Заказчика – Департамент муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа признать нарушившим положения части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Члены Комиссии

<...>
  <...>
 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны