Определение б/н без аннотации от 22 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

____________ № ____________

На № _______ от ___________

   
     

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 065/01/10-240/2022 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

22 апреля 2022 года г. Южно-Сахалинск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ***

УСТАНОВИЛ:

Сахалинским УФАС России было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГУП «Национальные рыбные ресурсы». В ходе рассмотрения дела было установлено, что по результатам состоявшегося аукциона между ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» и АО «Корпорация развития Сахалинской области» (далее – Корпорация) заключены договоры аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения № НРР-37-1/21 от 26.04.2021 (причал 1-й очереди порта Корсаков) и № НРР-37-1/21 от 26.04.2021 (причал 2-й очереди порта Корсаков).

Кроме того, Сахалинским УФАС Росси установлено, что на территории порта Корсаков, с использованием того же имущества, ведет хозяйственную деятельность ООО «Корсаковский транспортно-логистический парк» (далее – ООО «КТЛП»).

Согласно информации, представленной АО «Корпорация развития Сахалинской области» (исх.-4.199-302/22 от 25.02.2022 г.) на запрос Сахалинского УФАС России от 25.02.2022 № 02-734, установлено следующее.

В целях реализации проекта «Логистический технопарк (Корсаковский порт)», 20.05.2021 г. было создано ООО «Корсаковский транспортно-логистический парк». Для осуществления операционной (текущей) деятельности Корпорация передала во временное владение и пользование своему дочернему обществу – ООО «КТЛП» по договорам субаренды (от 24.06.2021 г. № КРСО-140/2021 и от 24.06.2021 г. № КРСО-141/2021). При этом ранее заключенные ФГУБ «Нацрыбресурс» договоры на оказание услуг, предоставляемых с использованием причалов 1-й и 2-й очереди порта Корсаков в 2021 г., продолжают действовать с заменой стороны исполнителя (вместо ФГУБ «Нацрыбресурс» - ООО «КТЛП») без изменения условий договоров, в том числе стоимости оказываемых услуг.

Стоимость услуг определена на основании приказа Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 26.02.2021 г. № 6, которым установлены предельные максимальные тарифы на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО «Корсаковский морской торговый порт».

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

На основании абзаца 5 пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги в портах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее - морские порты) регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о морских портах).

Закон о морских портах устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.

Под морскими портами в Законе о морских портах понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Как следует из статьи 9 Кодекса торгового мореплавания, под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

На основании части 1 статьи 17 Закона о морских портах в морском порту осуществляется оказание следующих услуг:

1.обслуживание судов;

2.осуществление операций с грузами, в том числе по перевалке грузов;

3.обслуживание пассажиров;

4.обеспечение безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему;

5.обеспечение готовности к проведению аварийно-спасательных работ;

6.обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

Допускается возможность оказания и иных услуг.

На основании части 1 статьи 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

На основании статьи 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, определяет основы ценообразования на данные услуги.

Так же Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

В этот перечень входят:

-Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту;

-Обеспечение прохода судов по подходным каналам;

-Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

-Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

-Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему;

-Перевалка нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам;

-Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах;

-Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

В то же время пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 №1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» дополнен абзацем следующего содержания: «Перевалка грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации».

На основании подпункта «г» пункта 37 статьи 6 Федерального закона от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, относятся осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение по оказанию услуг в портах в Российской Федерации. При этом Перечень таких услуг утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2016 №1249-р к таким услугам отнесены:

-Обеспечение безопасности мореплавания;

-Обеспечение прохода судов по подходным каналам;

-Обеспечение лоцманской проводки судов;

-Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

-Предоставление маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

-Предоставление систем управления движением судов в порту;

-Обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации аварийных разливов нефти;

-Предоставление причалов;

-Погрузка и выгрузка грузов;

-Хранение грузов;

-Обслуживание судов на паромных переправах;

-Координация поисковых и аварийно-спасательных работ;

-Обслуживание пассажиров.

Опираясь на указанные нормативные акты и сложившийся порядок регулирования в регионе можно определить статус субъекта естественной монополии.

Таким образом, такие виды деятельности как обеспечение порядка в порту, предоставление причалов, погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов является видами деятельности субъектов естественной монополии.

Пунктом 6 статьи 4 Закона о морских портах введено понятие владелец объектов инфраструктуры морского порта - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

До 12.01.2020 года цены на услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) грузов подвергались государственному регулированию на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Цены на указанные услуги исключены из государственного регулирования постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 №1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Приказом ФАС России от 13.07.2020 №643/20 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.09.2020 №59676) с 18.09.2020 года органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Региональной энергетической комиссии Сахалинской области предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 на территории порта Корсаков в отношении которого в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Как следует из ответа АО «Корпорация развития Сахалинской области», ООО «КТЛП» в органы регулирования естественных монополий за установлением тарифа на предоставляемые услуги по перевалке грузов не обращалось, а оказывало их на основании приказа РЭК Сахалинской области от 26.02.2021 г. № 6, которым установлены тарифы для иного лица (АО «Корсаковский морской торговый порт»).

В соответствии с частью 5 Постановления Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции недопустимым актом злоупотребления доминирующим положением признается нарушение доминирующим хозяйствующим субъектом установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, действия ООО «Корсаковский транспортно-логистический парк» /ОГРН 1216500002344, ИНН 6504025051, место нахождения: 693007, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, д. 8, к. 3/ по применению тарифов на основании приказа РЭК Сахалинской области от 26.02.2021 г. № 6, которым установлены тарифы для иного лица (АО «Корсаковский морской торговый порт»), содержат признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Сахалинского УФАС России от 22.04.2022 № 64 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «КТЛП» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 065/01/10-240/2022 к рассмотрению на 22 июня 2022 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, д. 24,
    1 этаж, зал заседаний.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

- в качестве ответчика:

- общество с ограниченной ответственностью «Корсаковский транспортно-логистический парк» (сокращенное наименование – ООО «КТЛП», ОГРН 1216500002344, ИНН/КПП 654025051/650401001, юридический адрес: Сахалинская область, город Корсаков, улица Портовая, дом 8, к. 3, дата регистрации юридического лица – 20.05.2021).

3) ООО «КТЛП» в срок до 27.05.2022 г. представить в Сахалинское УФАС России:

- сведения о хозяйственной деятельности, осуществляемой ООО «КТЛП» с использованием причалов первой и второй очереди порта Корсаков в 2021 и 2022 годах;

-реестр договоров заключенных ООО «КТЛП» с контрагентами, услуги которым предоставляются с использованием причалов первой и второй очереди порта Корсаков в 2021 и 2022 годах (с указанием наименования и ИНН);

- справка о полученных ООО «КТЛП» денежных средствах от услуг, оказанных с использованием причалов первой и второй очереди порта Корсаков в 2021 и 2022 годах с разбивкой по каждому виду услуг;

- надлежащим образом заверенную копию документов, подтверждающих установление тарифа для ООО «КТЛП» на услуги по перевалке грузов в порту Корсаков.

Явка представителя ответчика по делу на рассмотрение обязательна (при невозможности присутствия на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России стороны по делу заблаговременно направляют ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя).

При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность, доверенность, на право представления интересов организации в антимонопольном органе, заверенную надлежащим образом.

Председатель Комиссии ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны