Решение №2148-08 Без аннотации от 14 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

______________ № ______________

На № __________ от ________________

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-51/2018

14 мая 2019 года г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2019

Решение изготовлено в полном объеме 14.05.2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

рассмотрев дело № 08-51/2018 по признакам нарушения ООО «Северо-Курильский морской порт» (сокращенное наименование – ООО «СКМП», ОГРН 1186501001730 ИНН 6515003476, юридический адрес: 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Сахалинская, д.34), ООО «СК Навигатор» (ОГРН 1086515000065, ИНН 6515002306, юридический адрес: 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, д.6), ООО «Скат» (ОГРН 1126504000226, ИНН 6515003229, 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Сахалинская, д. 69. оф. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также по признакам нарушения ООО «СКМП» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

07.06.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) поступили заявления ООО «Брамс-Ойл» (вх. № 1802Э/п), ООО «Транссервис» (вх. № 1805Э/п), ООО «СК МАК» (вх. № 1799Э/п) на нарушения ООО «Северо-Курильский морской порт» (далее – ООО «СКМП»), ООО «СК Навигатор», ООО «Скат» антимонопольного законодательства.

В обоснование своих жалоб заявители указывают, что без прохождения обязательных процедур по государственному регулированию стоимости услуг в морском порту ООО «СКМП» и ООО «СК Навигатор» самостоятельно установили монопольно высокие цены на услуги в морском терминале Северо-Курильск, в том числе, на услуги буксира, а ООО «Скат» отказывает в предоставлении услуг агента по причине неоплаты вышеуказанных услуг.

Так, 06.06.2018 по указанным причинам в морской терминал Северо-Курильск не смог зайти и выгрузить целевое топливо для муниципальных нужд танкер «Брамс» ИМО: 8910794, судовладельцем которого является ООО «Транссервис», осуществляющий морскую перевозку по договору с ООО «Брамс-Ойл». В связи с данными обстоятельствами поставщик топлива – ООО «Брамс-Ойл» несет колоссальные убытки в связи с невозможностью исполнения Договора № 8-2018/44 на поставку дизельного топлива летнего ИКЗ для МП «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа», которые впоследствии будут выставлены перевозчику – ООО «Транссервис».

В дополнение к ранее направленному заявлению ООО «СК МАК» сообщил письмом от 06.07.2018 (вх. № 2083-Эл), что 15.06.2018 по договору № МС2018/1506/СП им было зафрахтовано судно ТР «Марин Стар». 25-26.06.2018 указанное судно произвело выгрузку груза и убыло из морского терминала Северо-Курильск порта Невельск. По договору фрахта агентирование судна ТР «Марин Стар» производилось ООО «Скат». По условиям договора фрахтования судна конечным плательщиком портовых сборов и платежей в морском терминале, связанных с судозаходом, является фрахтователь – ООО «СК МАК».

Из заявлений ООО «Брамс-Ойл», ООО «Транссервис», ООО «СК МАК» следует, что «Токай Мару - 8» - это единственный буксир на территории морского терминала Северо-Курильск и принадлежит он ООО «СК Навигатор», которое самостоятельно установило монопольно высокие цены на услуги буксира.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения доводов вышеуказанных заявлений Управлением в адрес заявителей были запрошены документы, подтверждающие изложенные в заявлении факты злоупотребления ООО «СКМП», ООО «СК Навигатор», ООО «Скат» доминирующим положением.

В адрес ФГУП «Нацрыбресурс» были запрошены письменные пояснения, передавалось ли имущество морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск в аренду от ФГУП «Нацрыбресурс» к ООО «СКМП», а также документы, на основании которых производилась указанная передача.

ФГУП «Нацрыбресурс» письмом от 22.06.2018 № НРР-01/849-07 сообщило, что гидротехнические сооружения – Южный причал, Западный мол, Причальные стенки 2-3, Северный мол, Восточный мол, общей протяженностью 889,2 п.м., расположенные по адресу: Сахалинская область, г. Северо-Курильск, Портпункт, 16.04.2018 переданы ООО «СКМП» на основании договора № НРР-68/18 аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения.

Также в ООО «СК Навигатор» и ООО «СКМП» запрошены документы, на основании которых установлены тарифы на услуги в морском терминале Северо-Курильск.

Письмом от 10.07.2018 (вх. № 2236) ООО «СКМП» сообщило, что в соответствии с положениями Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», до принятия уполномоченным органом решения о включении хозяйствующего субъекта в реестр естественных монополий, хозяйствующий субъект вправе осуществлять деятельность по предоставлению услуг в морском порту с применением цены, определяемой по соглашению сторон в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 147-ФЗ для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

В силу части 3 статьи 8 Закона № 147-ФЗ субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях относится к основным функциями ФАС России и ее территориальных органов.

Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

09.07.2018 приказом Сахалинского УФАС России № 202 было возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-51/2018 по признакам нарушения ООО «СКМП», ООО «СК Навигатор», ООО «Скат» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 24.07.2018 дело № 08-51/2018 было назначено к рассмотрению на 24.08.2018.

Определением от 24.09.2018 к участию в настоящем деле в качестве заявителей были привлечены ООО «Спиро» и Сахалинская транспортная прокуратура.

Определением от 15.11.2018 от лиц, участвующих в деле, были запрошены следующие сведения (информация), документы:

от ООО «Транссервис»:

  • письменные пояснения относительно указанных в заявлении в антимонопольный орган обстоятельств невозможности захода в порт танкера «Брамс» 06.06.2018, тогда как в заявке на проведение бункеровочных операций морских судов (исх. № 142 от 01.01.2018) указан период для проведения бункеровочных операций с 01 по 04 июня 2018 года;
  • надлежащим образом заверенные договоры с ООО «СК МАК» об агентском обслуживании судов, заключенных с ООО «Навигатор» (при наличии);

от ООО «СК МАК» и ООО «Спиро»:

  • надлежащим образом заверенные копии свидетельств о праве собственности на судна «Рефрижератор-605» ИМО 8225668, «Смольнинский» ИМО 8847131, «Марин Стар» ИМО 8617770;
  • надлежащим образом заверенные копии договоров фрахтования на указанные судна;
  • письменные доказательства обращения ООО «Спиро», ООО «СК МАК» к ООО «СК Навигатор» с целью предоставления доступа к услугам буксира для захода указанного судна в морской терминал Северо-Курильск морского порта Невельск и выхода из морского терминала в указанные в обращении сроки;
  • письменные доказательства отказа ООО «СК Навигатор» от предоставления вышеуказанных услуг;
  • письменные доказательства невозможности захода судов в морской терминал Северо-Курильск морского порта Невельск и выхода судов из данного терминала непосредственно, без участия ООО «Скат»;
  • надлежащим образом заверенные копии заявок либо обращений в иной письменной форме на услуги ООО «Скат»;

от ООО «Брамс-Ойл» - сведения об убытках в результате указанных в заявлении действий ответчиков по данному делу;

от ООО «Скат» - надлежащим образом заверенные копии договоров с ООО «СКМП», ООО «Навигатор», которыми регламентируются взаимоотношения при осуществлении деятельности в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск;

от ООО «СКМП»:

  • письменные пояснения относительно схемы взаимодействия службы капитана морского порта Невельск и ООО «Северо-Курильский морской порт» по контролю захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта, а также документы, на основании которых осуществляется данное взаимодействие;
  • письменные пояснения, каким образом и на основании каких документов осуществляется буксирное обеспечение, обязательное при швартовных операциях судов, установленное Приказом Минтранса России от 22.01.2014 № 15 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Невельск»;
  • типовые формы заявок на предоставление буксирного обеспечения;
  • заявки на предоставление буксирного обеспечения и журналы учета таких заявок за период с 01.05.2018 по 30.09.2018 (при наличии);
  • копии документов, направленных в ФАС России для установления государственного регулирования деятельности в отношении ООО «СКМП»;
  • доказательства добросовестности своих действий до вышеуказанного обращения в ФАС России, выразившихся в использовании тарифов, запрошенных в ФАС России;
  • надлежащим образом заверенные копии договоров с ООО «Скат», ООО «Навигатор», которыми регламентируются взаимоотношения при осуществлении деятельности в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск;

от ООО «СК Навигатор»:

  • письменные пояснения, каким образом и на основании каких документов осуществляется буксирное обеспечение, обязательное при швартовных операциях судов, установленное Приказом Минтранса России от 22.01.2014 № 15 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Невельск»;
  • типовые формы заявок на предоставление буксирного обеспечения;
  • заявки на предоставление буксирного обеспечения и журналы учета таких заявок за период с 01.05.2018 по 30.09.2018 (при наличии);
  • надлежащим образом заверенные копии договоров с ООО «Скат», ООО «СКМП», которыми регламентируются взаимоотношения при осуществлении деятельности в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск;
  • копии документов, направленных в ФАС России для установления государственного регулирования деятельности в отношении ООО «Навигатор».

Определениями от 18.12.2018, 18.02.2019 в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении сторон о времени и месте рассмотрении дела, а также непредставлением вышеуказанных сведений, рассмотрение дела откладывалось, сведения запрашивались повторно.

ООО «СК Навигатор» и ООО «Скат» запрашиваемые сведения не представили, на рассмотрение дела представителей не направили.

Проанализировав материалы дела, Управлением было установлено следующее.

16.04.2018 между ФГУП «Нацрыбресурс» и ООО «СКМП» был заключен договор № НРР-68/18 аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения (далее – Договор аренды), в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование гидротехнические сооружения: Восточный мол, Западный мол, Северный мол, Причальные стенки 2-3, Южный причал, расположенные по адресу: Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, портпункт (далее – Объекты).

Согласно пункту 1.1 Договора аренды целью использования Объектов являются обслуживание судов рыбопромыслового флота и судов иного назначения, выполнение погрузо-разгрузочных работ в отношении рыбы, рыбопродукции, морепродуктов и иных грузов в соответствии с паспортным назначением Объектов, схемой допустимых нагрузок, поддержание Объектов и иных объектов инфраструктуры порта в надлежащем техническом состоянии, осуществление инвестиций в создание и модернизацию объектов портовой и иной инфраструктуры.

Таким образом, 16.04.2018 ООО «СКМП» получило имущество, необходимое для осуществления портовой деятельности.

03.05.2018 между ООО «СКМП» (Исполнитель) и ООО «Транссервис» (Заказчик) был заключен договор № 9 (далее – Договор № 9), который регламентирует взаимоотношения, порядок расчетов между Сторонами по обслуживанию судов во время их стоянки у причала морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск (далее – причал), предоставлению территории причалов для временного складирования (технологического накопления) грузов Заказчика, предоставлению причала для проведения погрузо-разгрузочных работ.

В соответствии с п. 3.1 Договора № 9 стоимость услуг, указанных в п. 1.1 настоящего Договора, рассчитывается исходя из фактически оказанного объема услуг и единичных расценок, согласно Приложению № 1 к настоящему Договору. Пунктом 3.3 Договора № 9 установлено, что единичные расценки оказания услуг могут быть изменены Исполнителем в одностороннем порядке путем направления Уведомления.

В Приложении № 1 к Договору № 9 установлены единичные расценки на оказание следующих видов услуг:

- предоставление причальной стенки причала для стоянки судна (стоянка судна у причала) без проведения ПРР;

- предоставление причальной стенки причала для длительной стоянки судов, кроме промысловых и маломерных судов, без проведения ПРР;

- предоставление причальной стенки причала для стоянки маломерных судов у причала, без проведения ПРР;

- технологическое накопление грузов на причале;

- швартовка и отшвартовка судна;

- накопление ТБО;

- подготовка причала;

- предоставление причалов для осуществления погрузочно-разгрузочных работ.

Также 17.04.2018 ООО «СКМП» были заключены договоры № 6 с ООО «Скат», № 10 с ООО «СК Навигатор», а 11.05.2018 – договор № 18 с ООО «СК МАК» (далее – Договор № 18) на возмездное оказание услуг с аналогичными условиями.

Для проведения анализа конкуренции на товарном рынке материалы настоящего дела были переданы в отдел анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации Сахалинского УФАС России.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по предоставлению причалов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, проведенного в рамках рассмотрения настоящего дела, было установлено следующее.

Исходя из описания услуг и обязательств ООО «СКМП» по договорам № 18 от 11.05.2018 и № 9 от 03.05.2018 следует, что указанным обществом оказываются услуги по предоставлению причалов.

Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, (далее – Положение) определяет основы ценообразования на данные услуги. В соответствии с п. 5 данного Положения тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Указанный перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, включает:

1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту

2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам

3. Обеспечение лоцманской проводки судов

4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации

5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков

6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему

7. Предоставление причалов

8. Обеспечение экологической безопасности в порту

9. Погрузка и выгрузка грузов

10. Хранение грузов

11. Услуги буксиров

12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах

13. Обслуживание пассажиров

14. Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

Таким образом, услуги по предоставлению причалов, оказываемые ООО «СКМП» по указанным выше договорам, входят в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые подлежат государственному регулированию.

Статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ) определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В абзаце 5 п. 1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Следовательно, ООО «СКМП» является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Поскольку цены и тарифы на услуги субъектов естественных монополий подлежат государственному регулированию посредством определения перечня товаров (работ и услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, ООО «СКМП» не правомочно самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на услуги, включенные в перечень, в том числе, на услуги по предоставлению причалов.

По результатам проведения указанного анализа положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, - ООО «СКМП» признано доминирующим.

Также при проведении отделом анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации Сахалинского УФАС России анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг буксира в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск было установлено следующее.

10.01.2017 между ООО «СК Навигатор» (Исполнитель) и ООО «СК МАК» (Заказчик) был заключен договор на оказание услуг № ТМ-1/2017, согласно которому Исполнитель обязуется по письменной или устной заявке Заказчика оказывать услуги, указанные в Приложении № 1 к настоящему Договору. Из пункта 1.2 указанного Договора следует, что услуги производятся посредством буксира Токай Мару № 8, принадлежащего Исполнителю на праве собственности. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2017. Договор считается ежегодно пролонгированным, если ни одна из сторон не заявит о расторжении Договора за 10 дней до окончания действия настоящего договора (п. 2.1 Договора № ТМ-1/2017). В силу пункта 3.1 настоящего Договора Заказчик по окончании выполненных услуг предоставляет Исполнителю клиентскую справку о выполненных работах буксира Токай Мару № 8, Исполнитель на основании клиентской справки выставляет счет и акт выполненных работ.

Согласно приложению № 1 к договору на оказание услуг № ТМ-1/2017 стоимость услуг, оказываемых настоящим договором, составляет:

- работа катера на рейде в пределах акватории м/т Северо-Курильска (1 рейс с подходом к судну) 15 000,00 рублей;

- работа катера за пределами м/т Северо-Курильска (1 рейс с подходом к судну) 18 000,00 рублей;

- работа катера в ковше (1 час) 8 000,00 рублей;

- буксировка аварийного судна (1 час) – 20 000,00 рублей;

- стоимость услуг, не указанных в настоящем приложении является договорной.

Стоимость услуг, оказываемых настоящим договором после 18.00 ч. составляет:

- работа катера на рейде в пределах акватории м/т Северо-Курильска (1 рейс с подходом к судну) 18 750,00 рублей;

- работа катера за пределами м/т Северо-Курильска (1 рейс с подходом к судну) 22 500,00 рублей;

- работа катера в ковше (1 час) 10 000,00 рублей;

- буксировка аварийного судна (1 час) – 25 000,00 рублей.

В материалах дела имеются акты и счета на оплату услуг буксира Токай Мару № 8, выставленные в адрес ООО «Спиро» от имени ООО «СК Навигатор»:

- № 25 от 17.01.2018 на сумму 15000 рублей,

- № 26 от 17.01.2018 на сумму 15000 рублей,

- № 38 от 29.01.2018 на сумму 30000 рублей,

- № 53 от 07.02.2018 на сумму 30000 рублей,

- № 95 от 15.03.2018 на сумму 30000 рублей,

- № 98 от 20.03.2018 на сумму 15000 рублей,

- № 109 от 29.03.2018 на сумму 30000 рублей,

- № 124 от 16.04.2018 на сумму 30000 рублей,

- № 155 от 21.05.2018 на сумму 20000 рублей,

- № 160 от 25.05.2018 на сумму 40000 рублей,

- № 164 от 30.05.2018 на сумму 20000 рублей,

- № 212 от 16.07.2018 на сумму 20000 рублей,

а также выставленные в адрес ООО «Скат» от имени ООО «СК Навигатор»:

- № 72 от 28.02.2017 на сумму 37500 рублей,

- № 83 от 13.03.2017 на сумму 38000 рублей,

- № 111 от 17.04.2017 на сумму 30000 рублей,

- № 123 от 24.05.2017 на сумму 16000 рублей,

- № 126 от 05.06.2017 на сумму 16000 рублей,

- № 156 от 01.07.2017 на сумму 16000 рублей,

- № 139 от 07.05.2018 на сумму 40000 рублей,

- № 187 от 26.06.2018 на сумму 40000 рублей.

Положением утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В состав перечня входят, в том числе, услуги буксиров.

Таким образом, услуги буксира, оказываемые ООО «СК Навигатор», входят в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые подлежат государственному регулированию.

Статья 3 Закона № 147-ФЗ определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В абзаце 5 п.1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Следовательно, ООО «СК Навигатор» является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Поскольку цены и тарифы на услуги субъектов естественных монополий подлежат государственному регулированию посредством определения перечня товаров (работ и услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, ООО «СК Навигатор» не правомочно самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на услуги, включенные в перечень, в том числе на услуги буксира.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг буксира в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, проведенного отделом анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации Сахалинского УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела, положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, - ООО «СК Навигатор» признано доминирующим.

В материалах дела имеется письмо ФАС России о том, что приказом от 21.12.2018 № 1829/18 «О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий» в отношении ООО «СКМП» введено государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии и данная организация включена в реестр субъектов естественных монополий. Также в этом письме сообщается о принятии к рассмотрению заявления ООО «СК Навигатор» и открытии дела от 12.12.2018 № СП/101896/18, проведен анализ представленных сведений и документов, в адрес ООО «СК Навигатор» направлен запрос документов необходимых для рассмотрения вопроса о введении регулирования деятельности и включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий.

Однако сведения об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере деятельности субъекта естественной монополии, оказываемые в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, в отношении ООО «СКМП» и ООО «СК Навигатор» в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, 01.01.2013 между ООО «Транссервис» (Принципал) и ООО «Скат» (Агент) был заключен договор № 35/13 агентского обслуживания судов, согласно которому агент обязуется совершать по поручению Принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет Принципала, а Принципал обязуется оплатить Агенту вознаграждение за оказанные услуги.

Дополнительно для проведения анализа состояния конкуренции отделом анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации Сахалинского УФАС России в ООО «Скат» по юридическому адресу были запрошены:

- перечень выполняемых действий при оказании услуг в соответствии с договорами агентского обслуживания судов (договоров об агентировании и комплексном обслуживании судов) в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, в том числе в рамках заключенных договоров с ООО «Транссервис», ООО «СК МАК» и иными покупателями услуг,

- сведения о том, существует ли возможность у хозяйствующих субъектов, которым ООО «Скат» оказывает услуги агентского обслуживания судов, самостоятельно осуществлять действия, соершаемые ими в рамках заключенных агентских договоров, либо получить аналогичные услуги у иных агентов (с указанием таковых при наличии), предоставить обоснование, если такая возможность отсутствует,

- сведения о покупателях услуг агентского обслуживания судов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск за период с 01.10.2017 по 30.09.2018,

- сведения об объемах оказанных услуг агентского обслуживания судов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск за период 01.10.2017 по 30.09.2018,

- перечень лиц, входящих в одну группу по форме, утвержденной Приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293 «Об утверждении формы предоставления перечня лиц, входящих в одну группу лиц».

Указанный запрос был возвращен в Сахалинское УФАС России в связи с истечением установленного срока хранения и в связи с неявкой адресата за получением.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства наличия либо отсутствия в рассматриваемых действиях ООО «Скат» нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости выделения материалов дела в отношении ООО «Скат» в отдельное производство.

Пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, ООО «СКМП» и ООО «СК Навигатор», применяя самостоятельно установленные тарифы на услуги субъектов естественных монополий в морских портах, допустили нарушение установленного законодательством порядка ценообразования, что свидетельствует о наличии в их действиях признаков нарушения положений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах действия ООО «СКМП», ООО «СК Навигатор», выраженные в установлении тарифов с нарушением установленного законодательством порядка ценообразования, являются злоупотреблением доминирующим положением субъектами естественной монополии, которое привело или могло привести к ущемлению интересов ООО «Брамс-Ойл», ООО «Транссервис», ООО «СК МАК» и иных лиц - хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, то есть с нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «СКМП», ООО «СК Навигатор» нарушений п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Северо-Курильский морской порт» (сокращенное наименование – ООО «СКМП», ОГРН 1186501001730 ИНН 6515003476, юридический адрес: 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Сахалинская, д.34) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по предоставлению причалов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск;

2. Признать общество с ограниченной ответственностью «СК Навигатор» (ОГРН 1086515000065, ИНН 6515002306, юридический адрес: 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, д. 6) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг буксира в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск;

3. Признать ООО «СКМП», ООО «СК Навигатор» нарушившими пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

4. Выдать ООО «СКМП» и ООО «СК Навигатор» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем обращения в Федеральную антимонопольную службу России с заявлением об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере деятельности субъекта естественной монополии, оказываемые в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск;

5. Выделить материалы дела в отношении ООО «Скат» в отдельное производство.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении ООО «СКМП» и ООО «СК Навигатор» и виновных должностных лиц.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны